Саратовской епархии (см. ст. Саратовская и Вольская епархия), существовало в 1912-1918 гг. Получило название по г. Петровск (ныне районный центр Саратовской области). П. в. было учреждено на местные средства как 2-е викариатство Саратовской епархии (помимо Вольского викариатства); 6 авг. 1912 г. Саратовский еп. Алексий (Дородницын; впосл. архиепископ) в саратовском в честь Преображения Господня монастыре возглавил хиротонию архим. Дионисия (Прозоровского; впосл. архиепископ) во епископа Петровского. Петровские викарии были настоятелями Преображенского мон-ря до 1918 г. По поручению Саратовского еп. Алексия 2-й викарий должен был решать ряд вопросов управления епархией на территории Балашовского, Камышинского, Петровского, Саратовского (кроме г. Саратова) и Царицынского уездов Саратовской губ. Петровскому викарию вверялось заведование «экономическими делами» Петровского и Саратовского духовных уч-щ, он должен был рассматривать брачные, епитимийные, страховые дела, дела по присяге, метрическим книгам, погребению самоубийц, рассылке печатей, дела о кражах из храмов и о незаконной продаже церковных свечей, дела о медицинской помощи духовным лицам и др. По поручению правящего архиерея Петровский викарий также посещал города и села епархии, освящал некоторые вновь построенные храмы. До 1914 г. еп. Дионисий был председателем епархиального училищного совета, в 1914-1916 гг.- председателем братства Св. Креста. Еп. Дионисий поддерживал отношения с представителями левых партий, покровительствовал воспитанникам, исключенным из Саратовской ДС, чем вызвал недовольство местных властей и крайне правых орг-ций. 16 дек. 1916 г. он был назначен епископом Кустанайским, в тот же день на его место определен Кустанайский еп. Леонтий (Вимпфен). По отзыву современника, еп. Леонтий «ознаменовал свое пребывание в Саратове… необыкновенною требовательностью в отношении своего личного комфорта… В Саратове он не служил, не проповедовал, в собраниях духовенства не участвовал… По-видимому, ему и некогда было заниматься такими делами, ибо все его рабочее время было занято поездками по гостям и визитациями к различным светским, казавшимся ему нужными и интересными, лицам…» (Саратовские ЕВ. 1917. № 16. С. 570).
После Февральской революции 1917 г. еп. Леонтий выступил в печати с обвинениями Саратовского еп. Палладия (Добронравова) в приверженности «распутинскому строю». В апр. 1917 г. епархиальный съезд сместил с кафедр епископов Палладия и Леонтия; 6 мая 1917 г. Синод официально уволил на покой обоих епископов (Там же. № 15. С. 537).
В кон. апр. 1917 г. киевский Исполнительный комитет духовенства и мирян, в котором ключевую роль играли укр. автокефалисты, ходатайствовал перед Синодом о смещении с Чигиринской викарной кафедры еп. сщмч. Никодима (Кроткова; впосл. архиепископ) как «реакционера» и «черносотенца». 18 мая по предложению обер-прокурора Синода В. Н. Львова Синод постановил перевести еп. сщмч. Никодима на Петровскую викарную кафедру. Против перевода своего викария выступил Киевский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), к-рого поддержали представители всех киевских приходов. Выполняя определение Синода, еп. сщмч. Никодим прибыл в Петроград, где ходатайствовал перед членами Синода об отмене своего назначения на Петровскую кафедру, а затем выехал в Саратов, где пробыл около месяца. Тем временем члены Синода сумели убедить Львова согласиться на отмену решения о переводе еп. сщмч. Никодима в Саратовскую епархию и на возвращение последнего в Киев (соответствующее синодальное определение последовало 22 июня 1917).
7 июля 1917 г. Петровским викарием был назначен еп. Дамиан (Говоров) (Там же. № 21. С. 734). На время участия Саратовского еп. Досифея (Протопопова; впосл. архиепископ) в 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. (авг.-дек. 1917) на Петровского еп. Дамиана была возложена значительная часть обязанностей управляющего епархией (кроме дел судных, бракоразводных, ставленнических, по перемещению священнослужителей и по введению в действие распоряжений высшей церковной власти). По указанию еп. Досифея Петровский викарий должен был принимать в Саратовском архиерейском доме просителей не менее 2 раз в неделю и во все воскресные и праздничные дни совершать богослужения в саратовском кафедральном соборе (Там же. № 26. С. 938).
В кон. 1917 - нач. 1918 г. еп. Дамиан активно занимался объединением всех существовавших в Саратове церковно-общественных орг-ций в Совет (или «Союз Союзов»), их координацией в условиях начинавшихся гонений на Церковь. 12 нояб. 1917 г. он возглавил делегацию от саратовских клира и мирян к местным большевикам, к тому времени уже захватившим власть в губ. центре. Еп. Дамиан заявил большевикам о готовности «принять на себя роль посредника между враждующими, чтобы предупредить братоубийственную войну», а также просил «в целях успокоения населения… освободить арестованных юнкеров и других виновных лишь в том, что они исполнили свой долг» (Там же. № 33. С. 1173). В связи с изданием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Саратовский еп. Досифей (Протопопов) и Петровский еп. Дамиан 28 янв. (10 февр.) 1918 г. в Саратове возглавили многолюдный крестный ход с молениями о защите Церкви. 28 февр. (13 марта) того же года Саратовский и Петровский епископы были почетными председателями общего собрания Комитета объединенных клира и мирян г. Саратова. На собрании были выработаны меры по защите духовенства от арестов, а церковной собственности - от расхищения.
В сент. 1918 г. из Саратовской губ. выделена Царицынская губ., в связи с чем патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили учредить полусамостоятельное Царицынское викариатство Саратовской епархии; в нач. окт. (28 сент.?) того же года еп. Дамиан был переименован во епископа Царицынского и перемещен на жительство в г. Царицын (ныне Волгоград). Правящему архиерею Саратовской епархии усвоен титул «Саратовский и Петровский» (использование этого титула в епархиальном делопроизводстве впервые отмечается в янв. 1919 - см.: Мраморнов. 2009. С. 159). После этого П. в. не замещалось.
В 1923 г. находившийся в ссылке архиеп. Досифей (Протопопов) подписывался по-прежнему как «Саратовский и Петровский» (Архив УФСБ по Саратовской обл. Д. 10269. Л. 135). Вскоре после отправки его во 2-ю ссылку, в 1927 г., он был уволен на покой. Назначенный на Саратовскую кафедру архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) также носил титул «Саратовский и Петровский» (Саратовские подвижники. С. 68). В этой связи представляются ненадежными указание на переименование Аткарского еп. Николая (Парфёнова) во епископа Петровского 30 нояб. 1923 г. (История иерархии РПЦ: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 20192. С. 385), а также встречающиеся в лит-ре утверждения о том, что с 29 янв. по 12 нояб. 1928 г. П. в. возглавлял еп. Андрей (Комаров; впосл. архиепископ); документальных подтверждений назначения еп. Андрея на Петровскую кафедру не выявлено. По некоторым (также ненадежным) сведениям, в окт. 1936 г. на П. в. получил назначение Воронежский архиеп. Петр (Соколов) (Акты свт. Тихона. С. 988; Серафим (Наумов), Антонов. 2008. С. 312). Если назначение Воронежского архиерея на викарную Петровскую кафедру и состоялось, то к месту нового служения он не выехал, т. к. в ночь на 28 окт. того же года был арестован в Воронеже по обвинениям в «проведении пропаганды монархического характера» и в «антисоветской агитации»; 25 февр. 1937 г. приговорен к 5 годам заключения в тюрьме, где и скончался 16 мая того же года.
Главы обновленческой (см. ст. Обновленчество) Саратовской епархии титуловались «Саратовскими и Петровскими». В 1927-1928 гг. существовало обновленческое П. в. раскольничьей Саратовской епархии, которое возглавляли «епископ» Виктор Путята (30 марта - 6 сент. 1927) и «епископ» Сергий Шубин (6 сент. 1927-1928). Кафедра обновленческих «архиереев» находилась в Петропавловском соборе г. Петровска (разрушен в 30-х гг. XX в.).
Епископы: Дионисий (Прозоровский; 6 авг. 1912 - 16 дек. 1916), Леонтий (Вимпфен; 16 дек. 1916 - 6 мая 1917), сщмч. Никодим (Кротков; 18 мая - 22 июня 1917), Дамиан (Говоров; 7 июля 1917 - нач. окт. (28 сент.?) 1918).