[Греч. Πέτρος ὁ Νέος], сщмч. Критский (пам. греч. 14 июля). Память П. Н. как мученика без сказания содержится под 16 июня в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). В визант. стишном Синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223) под 14 июля П. Н. назван епископом, к-рый мученически скончался после того, как ему отрубили ноги. Сохранился канон в честь П. Н., который содержится в некоторых рукописных Минеях под 13 июля (AHG. T. 11. P. 250-259). Еще один канон был составлен прп. Иосифом Песнописцем (IX в.).
Точное время жизни П. Н. неизвестно. Согласно М. Лекьену, он был 7-м епископом Гортины на Крите и пострадал во время гонений на христиан в Римской империи (Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 258). Дж. Федальто поместил имя святого между именами Гортинских епископов - сщмч. Кирилла († ок. 304) и Павла, возглавившего кафедру ок. 325 г. (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 535). Однако, исходя из текста канона, где говорится, что святой был убит варварами, более вероятно, что он принял мученическую смерть во время араб. нашествия на Крит в VII или VIII в. либо во время захвата острова арабами в 1-й пол. IX в. Отождествление П. Н. со сщмч. Петром Капитолийским († 715 или 744), к-рому также отрубили конечности, или с Петром, товарищем прмч. Андрея Критского († 767), к к-рому, как и ко мн. др. святым, пострадавшим в период иконоборчества, можно применить эпитет «Новый», в наст. время опровергается (см.: AHG. T. 11. P. 574-576).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, под 16 июля указана служба П. Н., включающая стихиры плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон 4-го гласа авторства Феофана и седален 1-го гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 471).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. 16 июля предложено служить аллилуйную службу П. Н. и сщмч. Афиногену (Там же. Т. 3. С. 52).
В 5 древних рукописях XI-XV вв. из коллекций Ватикана, Парижской национальной б-ки и др. под 13 июля сохранился канон П. Н. 4-го гласа, нач.: Θωστὴρ ἐξανέτειλας τῷ νοητῷ στερεώματι τῆς πίστεως̇ (Светоче, верою воспарившей к умозрительным основам...), с ирмосом ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ) и с седальном 1-го гласа (AHG. T. 11. P. 250-259).
В совр. богослужебных книгах последование П. Н. отсутствует.