[Англ. Peter the Aleut; до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815, Калифорния), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ).
Сведения о нем сохранились в показаниях кадьякского промысловика Ивана Кыглаи (РГБ. Ф. 204. К. 32. Д. 39. Л. 1-2 об.), а также в документах правителя Русской Америки в 1818-1820 гг. С. И. Яновского (позже схимон. Сергий - см. прп. Сергий (Яновский)). На территории Сев. Америки работала Аляскинская (Кадьякская) миссия, проповедь среди местного населения с нач. 80-х гг. XVIII в. вели рус. переселенцы, с 24 сент. 1794 г.- насельники Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, среди к-рых был прп. Герман (Зырянов) Аляскинский. Высказанное в научной лит-ре предположение о том, что прп. Герман мог не только крестить П. А., но и был его восприемником, не находит достаточных подтверждений. Поселения, основывавшиеся Российской Американской компанией для обеспечения Русской Аляски сельскохозяйственными продуктами в юж. широтах (в частности, Форт-Росс, заложенный 15 мая 1812 на побережье Сев. Калифорнии, в 80 км от Сан-Франциско), вызывали недовольство испанцев, претендовавших на обладание этими территориями. И. Кыглая в своих показаниях рассказал о событиях июня 1815 г., когда на отряд кадьяцких промысловиков (15 байдарок), добывавший бобра у берегов Калифорнии, напали ок. 20 испан. всадников, «многих изувечив обнаженными тесаками». Разграбив промысловый товар, испанцы отвезли пленных в католич. миссию Сан-Педро, где пленникам предложили принять католичество. Кадьякцы отказались, заявив, что «они уже приняли християнскую веру давно на Кадьяке и другой принять не желают». Основную часть пленных перевезли в Санта-Барбару, а Кыглаю и раненого Чукагнака оставили в Сан-Педро и поместили в тюрьму с др. индейцами. Через неск. дней пленников вновь спросили, не желают ли они принять католичество. Чукагнак вновь отказался. Испанцы стали мучить его, отрезая фаланги пальцев, «наконец вскрыли внутренность, и был уже мертв». По рассказу Кыглаи, в этот момент католич. священнику подали некую бумагу, прочитав которую он велел закопать останки кадьякца, а Кыглаю перевезти в Санта-Барбару. Позже Кыглае удалось бежать и добраться до Новоархангельска, где он рассказал о случившемся Яновскому и затем дал офиц. показания (Показания кадьякского партовщика. 2005. С. 318-319). 15 февр. 1820 г. Яновский составил об этих событиях докладную записку (Pierce. 1978. Р. 177); до 20 дек. того же года он направил доклад на имя имп. Александра I Павловича в С.-Петербург (Dmytryshyn. 1989. P. 332-334). Позже Яновский рассказывал эту историю прп. Герману Аляскинскому, когда посещал его на о-ве Еловом (сохранилось письмо Яновского настоятелю Валаамского мон-ря игум. Дамаскину (Кононову), где он писал об этом). Сведения этого источника несколько отличаются от показаний Кыглаи: Яновский сообщает дополнительные подробности и дает несколько иную хронологию событий (алеутов было 14 чел., их мучили иезуиты, алеуты показывали кресты на шеях, когда их спрашивали о вероисповедании, замученного алеута в крещении звали Петр, письмо пришло через день, пленных отправили в Монтерей и др.). Выслушав Яновского, прп. Герман перекрестился на образ и сказал: «Святый новомученик Петр, моли Бога о нас!» (Письмо С. И. Яновского. 1900. С. 143-144).
П. А. был канонизирован Православной Церковью в Америке 24 сент. 1980 г. В составленном к канонизации Житии П. А. указано, что иезуитов в Калифорнии в то время не было и, очевидно, алеутов мучили францисканцы; в качестве возможного места действия и соответственно места упокоения мощей П. А. называют францисканскую миссию Долорес в Сан-Франциско; обстоятельства гибели П. А. сравниваются с мученичеством вмч. Иакова Персянина († 20-е гг. V в.). Во имя П. А. воздвигнуто неск. правосл. храмов ПЦА: в Майноте (шт. Сев. Дакота, США), в Лейк-Хавасу-Сити (шт. Аризона, США), в Калгари (Канада) и др.
В амер. историографии неоднократно поднимался вопрос о том, что история П. А. вымышлена (Р. Пирс, свящ. О. Хербел и др.). Исследователи ссылаются на отсутствие в др. источниках сведений о столкновениях между испанцами и русскими в этот период; на отсутствие фольклорных сведений о П. А.; на отсутствие действующей миссии иезуитов на этих территориях в это время (предположение об участии в событиях францисканцев считают натяжкой, т. к. сведений о том, что они мучили местное население, также нет) и т. д.