(†14.02.380), архиеп. Александрии (май 373, 30 мая 378 - 14 февр. 380); 21-й в списке предстоятелей Александрийской Православной Церкви. По смерти свт. Афанасия I Великого (2 мая 373) П. стал архиепископом. О жизни П. до этого момента известно мало; он был воспитанником Афанасия и разделял с ним мн. труды (Basil. Magn. Ep. 133; Theodoret. Hist. eccl. IV 20). В 347 г. через П. вожди ариан Валент и Урcакий передали письмо свт. Афанасию о желании быть с ним в мире. Афанасий, восстановленный на Александрийской кафедре, вернулся из Италии в Египет (Athanas. Alex. Hist. arian. 26). За 5 дней до своей кончины свт. Афанасий по требованию паствы, чтобы обеспечить мирное преемство, назначил П. своим преемником (Greg. Nazianz. Or. 25. 12) и принимал участие в его рукоположении 27 апр. 373 г. (Histoire «acephale». 1985. 5.14).
Однако П. не имел того авторитета, которым обладал свт. Афанасий. Пользуясь этим, арианский еп. Александрии Лукий, открыто не претендовавший на управление Церковью, решил захватить власть. Он подкупил префекта Египта язычника Палладия и приказал, чтобы его люди окружили ц. св. Феоны и вывели П. из храма силой. В городе также были организованы массовые выступления против П., в которых активно принимали участие иудеи и язычники. Последние устроили бесчинства в ц. св. Феоны, в результате клирики П. были изгнаны оттуда (Greg. Nazianz. Or. 25.12; Theodoret. Hist. eccl. IV 22). В «Церковной истории» Феодорита Кирского сохранился отрывок из послания П. об этих и последующих событиях. После временного заключения П. под стражу (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21) прибывший из Антиохии комит Магн передал Лукию все имущество Александрийской Церкви и стал активно склонять клириков и монахов к вступлению в общение с Лукием. Но паства сопротивлялась, и 19 александрийских клириков были сосланы Магном в Гелиополь Финикийский (Баальбек), еще 11 егип. епископов - в Диокесарию Палестинскую, ряд мирян и монахов - на рудники.
Известия и об избрании П., и о его аресте были вскоре получены в Риме. Еп. (папа) Римский Дамас I послал к П. своего диакона с утешительным письмом; но диакон также был схвачен Магном и после пыток отправлен на рудники (Theodoret. Hist. eccl. IV 22). П. вскоре смог бежать в Рим, где был принят папой Дамасом как законный архиепископ Александрии. В этом качестве он участвовал в Соборе в Риме, на котором была осуждена ересь Аполлинария Лаодикийского, а также его соратники - Виталий II, патр. Антиохийский и Тимофей (главы антиохийских аполлинариан). Последний имел связь с Александрийской Церковью. В сочинении Факунда Гермианского сохранился фрагмент из послания П. к изгнанным в Диокесарию епископам, в к-ром он предостерегал их от общения с Тимофеем (Facund. Pro defens. cap. 4.2 // PL 67. Col. 613). П., как и папа Дамас и ранее свт. Афанасий, признавал законным епископом Антиохии Павлина II, а не Мелетия I. Однако П. поддерживал переписку со свт. Василием Великим, убежденным сторонником Мелетия и противником Павлина (Basil. Magn. Ep. 133, 266). В 377 г. отношения между ними обострились по 2 причинам. Во-первых, егип. изгнанники в Диокесарии приняли в общение сторонников еп. Маркелла Анкирского, что свт. Василий считал недопустимым, а П., памятуя о прежней поддержке Маркелла свт. Афанасием,- вполне приемлемым. Во-вторых, пресв. Дорофей, прибывший в Рим в 377 г. как посланник вост. епископов (в т. ч. Василия), настоятельно требовал от Рима и Александрии изменить отношение к Антиохийской схизме, прекратить поддержку еп. Павлина и признать права на престол еп. Мелетия. Но Дамас и П. отказались от этого. Вскоре свт. Василий направил П. послание, в к-ром извинялся за резкость, возможно допущенную пресв. Дорофеем, но высказывал недоумение, как П., пострадавший от ариан, отказывается проявить сочувствие к еп. Мелетию, ими гонимому (Ibidem). Находясь в Риме, П. сблизился с местным аристократическим кругом аскетов, группой Марцеллы и прп. Павлы, в чьих домах он часто бывал, рассказывал о подвигах егип. подвижников (Hieron. Ep. 127).
П. вернулся в Александрию 30 мая 378 г., после того как имп. Валент объявил о реабилитации ранее низложенных епископов, противников арианства; Лукий был изгнан (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 37; Sozom. Hist. eccl. VI 39). В 379 г. П. одобрил назначение свт. Григория Богослова управляющим правосл. паствой в К-поле (Greg. Nazianz. De vita sua. 861), но спустя нек-рое время его симпатии обратились к александрийцу Максиму (I) Кинику, прежде претерпевшему гонение от ариан. Максим был тайно рукоположен в К-поле егип. епископами, уполномоченными П. Для свт. Григория это стало сильным ударом и привело к полному разрыву между ним и П. (Ibid. 1015). Однако Максим, не получив поддержки ни к-польской паствы, ни имп. Феодосия I Великого (379-395), ни в Риме, вернулся в Александрию. Здесь он начал интриговать против П., так что П. пришлось обратиться за помощью к светской власти, чтобы изгнать Максима из города (Ibid. 1018). В это время П. примирился со свт. Григорием Богословом. После кончины П. свт. Григорий восхвалял его за добродетели (Idem. Or. 34. 3).
Еще не зная о кончине П., имп. Феодосий I в своем эдикте, изданном в Фессалонике 27 февр. 380 г., называл П. и папу Дамаса образцами веры, в общении с к-рыми должны находиться все, кто хотят считать себя православными (CTh. XIV.1.2). Почитание П. как святителя известно только в Коптской Церкви. В ее Александрийском Синаксаре под 20 амшира (14 февр.) есть память П. с небольшим сказанием, составленным на основании «Истории Александрийских патриархов». Та же память присутствует в эфиоп. версии этого Синаксаря под 20 якатита.
Сохранилось 3 фрагмента сочинений П.: из окружного послания, посвященного изгнанию П. из Александрии и гонению от ариан (Theodoret. Hist. eccl. IV 22); из послания против аполлинариан в переводе на латынь (PG. 33. Col. 1291-1292); из пасхальной гомилии (CPG, N 1215-1216).