[Греч. Παχώμιος] († нач. 1513), патриарх К-польский (нач. 1503 - нач. 1504 (по др. данным, 1502 - до июля 1503); с осени 1504). До восшествия на К-польский престол был митрополитом Зихнийским. П. был призван на К-польскую кафедру вместо утратившего популярность патриарха Иоакима I. Первым кандидатом на престол был предшественник Иоакима I свт. Нифонт II (1486-1488, 1497-1498), проживавший в это время в Валахии, но он отказался возвращаться, и Синод избрал П. Однако уже через год сторонники Иоакима, дав взятку османским чиновникам, сместили П. и вернули на кафедру Иоакима. Традиц. датировка 2-го Патриаршества Иоакима I была поставлена под сомнение в связи с публикацией извлеченного из архива мон-ря Кутлумуш на Афоне документа, изданного Иоакимом I в июле 1503 г. (Actes de Kutlumus / Ed. P. Lemerle. P., 19882. P. 164-165. (ArAth; 2)). Это заставляет отказаться от ранее бытовавшей в научной лит-ре датировки 1-го Патриаршества П. (нач. 1503 - нач. 1504) в пользу более ранней: 1502 до июля 1503 г. (Mureşan. 2006. P. 256). Иоаким I скончался, возвращаясь в К-поль из Молдавии, где безуспешно пытался собрать средства, необходимые для улучшения финансового положения Вселенской Церкви, и П. вновь взошел на К-польский престол.
К 1506-1509 гг. относится деятельность П., направленная на ограничение вмешательства Римско-католической Церкви в церковную жизнь Монемвасийской епархии. В этот период в Монемвасии, находившейся под венецианским управлением, существовали католическая и православная епархии. При поддержке венецианцев правосл. митрополитом был поставлен греч. ученый-гуманист Арсений Монемвасийский, склонявшийся к католичеству. Столкнувшись с неприятием со стороны православной паствы и узнав о том, что П. грозит отлучить его, Арсений отправил П. письмо, в к-ром привел свой Символ веры (без Filioque) и отверг все обвинения в незаконном захвате престола и униатстве (Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 2. P. 342-346). П., однако, не убедили аргументы Арсения, и в июне 1509 г. он издал грамоту о его отлучении и признал недействительными все совершённые им хиротонии (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 146-147).
К 1505 г. относится издание грамот П., подтверждающих права монастыря во имя Иоанна Богослова на о-ве Патмос.
Сравнительный анализ сообщений Жития свт. Нифонта II, патриарха К-польского, греч. и румын. хроник позволяет заключить, что в марте 1512 г. П. во время пребывания в Дунайских княжествах помазал на царство господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521), а затем тот с одобрения П. избрал нового Унгро-Влахийского митрополита - иером. Макария (Mureşan. 2012). На обратном пути П. был отравлен в окрестностях Силимврии (ныне Силиври, Турция) своим помощником Феодулом. Его перевезли в К-поль, где он и скончался и был погребен в мон-ре Богородицы Паммакаристос.