Новый (Молодой) († 16.05.1651), патриарх К-польский (8 сент. 1644 - 11 или 16 нояб. 1646, с 29 окт. 1648 по май 1651). Происходил с о-ва Хиос, по другим сведениям, из Янины. Упоминается в источниках как митрополит Анхиальский (в 10-х гг. XVII в.) и митрополит Адрианопольский (с июня 1623, когда его предшественник на Адрианопольской кафедре Анфим II вступил на Патриарший престол). В период 1-го Патриаршества П. поддерживал претензии Молдавского княжества на византийское наследие. Весной 1645 г. П. освятил как имп. корону венец (вероятно, имевший форму патриаршей митры), предназначавшийся для молдавского господаря Василие Лупу (1634-1653), выплатившего значительную часть долга Вселенского Патриархата (Ченцова. 2004. С. 16-17). Будучи сторонником курса, которого придерживался ранее патриарх Кирилл I Лукарис, П. способствовал распространению в грекоязычном мире перевода НЗ на разговорный греч. язык, осуществленного под покровительством Кирилла I Лукариса иером. Максимом из Галлиполи и посмертно опубликованного протестантами в Женеве. Однако, столкнувшись с противодействием со стороны богослова Мелетия Сирига, П. отказался от своего намерения. Он предпринял шаги для сближения с Россией, рассчитывая с ее помощью облегчить бедственное положение Вселенского Патриархата. Выступая за мирное урегулирование русско-османских отношений, П. участвовал в переговорах о сдаче Азова. Через своего экзарха митрополита Ст. Патр (Палеопатрасского) Феофана, прибывшего в Москву весной 1645 г., П. предложил России разностороннюю программу просвещения, включавшую организацию б-ки, типографии и высшей школы с приглашенными греч. учителями (Николаевский. 1882; Фонкич. 2009. С. 17-27). В последующие годы П. вел с патриархом Московским и всея Руси Иосифом переписку об упорядочении церковных обрядов (Ченцова. 2010. С. 83, 212).
Греч. церковный историк Мелетий, митр. Афинский, объяснял 1-е насильственное смещение П. его жадностью, жесткостью и неприятием долгих церковных служб. Известно прозвище П.- Острый или Резкий (греч. ὀξύς). В послании царю Алексею Михайловичу, где П. сообщал о своем восстановлении на К-польском престоле, он писал, что был сослан на о-в Кипр (Там же. С. 92). Патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара рассказывал о напряженных отношениях П. с патриархом Иерусалимским Паисием (1645-1660), из-за к-рых Паисий вынужден был жить в Валахии, и называл П. за его заносчивость и самомнение Голиафом. Возвращение П. на К-польский престол состоялось по настоянию господаря Василие Лупу. В мае 1651 г. П. был низложен. По пути в ссылку он был жестоко убит, а его тело выбросили в море. Ходили слухи о том, что османские власти были подкуплены. Убийство П. произошло всего за неск. дней до приезда в К-поль Арсения (Суханова). Случившееся противоречило интересам Паисия Иерусалимского и молдавской и валашской знати (Там же. С. 59-60, 83-84, 99-100, 105). По словам Арсения, его намеренно удерживали и не отпускали в К-поль, зная, что он везет грамоты от русских царя и патриарха к П. (Ивановский. 1889. С. 6). По др. версии, в убийстве был замешан преемник П. на Патриаршем престоле Иоанникий II Линдиос (Каптерев. 1914. С. 413-414). Вскоре после гибели П. стали распространяться легенды, согласно к-рым тело П. многократно выбрасывало на берег, но местные жители его не хоронили, а вновь кидали в море и погребение состоялось только после того, как покойный патриарх явился во сне священнику окрестного села (Там же. С. 416).