Одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. gr. 139). Существуют по меньшей мере еще 2 рукописи, именуемые в научной лит-ре таким образом,- Paris. gr. 20 и Paris. lat. 10525 (др. название - Псалтирь Людовика Святого).
Между 1557 и 1559 гг. роскошно украшенная рукопись Псалтири с комментариями была куплена Жаном Юро де Буастайе, франц. послом в К-поле, у к-рого ее приобрел кор. Людовик XIII; в 1622 г. рукопись поступила в Королевскую б-ку. Кодекс, состоящий из 449 пергаменных листов (37×26,5 см), написан минускулом «bouletée» - письмом, широко использовавшимся в Византии в 1-й пол. X в. Его переплет изготовлен во Франции во 2-й пол. XVI в. По характеру цикла иллюстраций П. П. принадлежит к числу Псалтирей т. н. аристократической редакции (в 1895 Й. Я. Тикканен разделил иллюстрированные Псалтири на 2 группы: «монастырской редакции» - с изображениями, располагающимися преимущественно на полях текста, и «аристократической редакции» - с полностраничными миниатюрами на сюжеты из жизни прор. Давида и библейских Песней).
Миниатюры близкого к квадрату формата заключены в широкие орнаментальные рамы. Изображения имеют пейзажные и архитектурные фоны; живописное пространство развивается вглубь. Помимо античных архитектурных и буколических мотивов в миниатюрах встречается целый ряд персонификаций (Мелодия, Сила, Вифлеем, Синай, Раскаяние и т. д.). Фигуры людей почти всегда написаны с точным соблюдением пропорций и верной передачей поз и движений. Колористическая гамма яркая; художники, украшавшие рукопись, иногда прибегали даже к приему цветового диссонанса. Изображения тщательно моделированы как светом и тенью, так и цветом. Композиции нередко имеют сложную структуру, но всегда уравновешенны; в нек-рых, как в миниатюрах с прор. Давидом в окружении персонификаций Мудрости и Пророчества и помазанием Давида, действие как будто происходит на театральной сцене. В украшении рукописи принимали участие неск. художников, с разной степенью точности сумевших воспроизвести классические модели. В целом миниатюры П. П. являются прекрасным подражанием античным образцам; однако, будучи созданы в др. эпоху, они наделены качествами характерного для нее стиля: чуть большей жесткостью форм, статуарностью фигур, особой торжественностью и иератичностью поз, застылостью движений, меньшей, чем в античной живописи, гармонией цветовых сочетаний.
П. П. считается одной из наиболее известных рукописей македонского ренессанса - сравнительно короткого периода в истории визант. культуры (кон. IX - 1-я пол. X в.), когда под эгидой сначала патриарха Фотия, а затем имп. Константина Багрянородного имело место увлечение античной лит-рой, наукой и искусством, нашедшее отражение в копировании древних манускриптов, иногда вместе с их иллюстрациями. Сцена «Моисей, получающий скрижали завета» в П. П. похожа на композицию на тот же сюжет в др. рукописи македон. ренессанса, Библии сакеллария Льва (Vat. Reg. 1B. Fol. 155v); изображение помазания прор. Давида очень близко в обоих манускриптах - возможно, миниатюристы использовали одни и те же образцы.
Помимо миниатюр рукопись украшают изящные заставки с геометрическим и растительным орнаментом и искусно написанные золотом заголовки. П. П. производит впечатление созданной с большим мастерством и тонким вкусом книги, в к-рой воплотилось стремление художников той эпохи передать свое восхищение античной культурой. Вероятно, современники и следующие поколения визант. интеллектуалов ценили ее столь же высоко, как и исследователи кон. XIX - нач. XXI в., потому что в один из следующих периодов увлечения античной культурой, в кон. XIII в., с нее было выполнено неск. копий, среди них - Vat. Palat. gr. 381 и Hieros. S. Jacob. Taphou. 51.