[Греч. παραλλαγή от παραλλάσσω - изменять, частично совпадать], в греч. церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса. Заключается в замещении слогов поэтического текста песнопения особыми слогами с целью систематического заучивания мелодических ходов и закрепления на слух определенных интервалов данного песнопения, а также в целом гласа и осмогласия. В совр. форме П. подобно западноевроп. сольмизации.
П. засвидетельствовано уже в визант. период и представлено в виде упражнений и диаграмм в Протеории Пападики начиная с XIII в. Наиболее известной диаграммой является «Составное колесо» (Σύνθετος Τροχός) прп. Иоанна Кукузеля, которое имеет ремарку «мудрейшее параллаги» (σοφωτάτη παραλλαγή). В примере 1а приведена диаграмма на основе рукописей Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 5v, 1336 г.) и Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o (Fol. 14, Молдовалахия, между 1679 и 1681 гг.) (см. также: Alexandrescu. 2013; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 442. Εικ. 8. 36; Σ. 447. Εικ. 8. 39). В примере 1б показано «ядро» «Составного колеса» со знаками византийской нотации (звуки-слоги и красные мартирии) из примера 1а с добавлением ихим (см. в ст. Интонационные формулы): 1 - для 1-го и 1-го плагального (5-го) гласов: ανανεανες, 2 - для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов: νεανεανες, 3 - для 3-го гласа и гласа βαρύς (7-го): ανεανες, 4 - для 4-го и 4-го плагального (8-го) гласов: αγια, 5 - для 1-го и 1-го плагального гласов в транспозиции: ανανεανες. В 5-линейной нотной расшифровке транскрибируются основные звуки диаграммы (см. также: Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 443-445. Εικ. 8. 37α-γ). Др. весьма распространенная диаграмма - «Древо параллаги» - также атрибутируется Кукузелю.
В средневизант. нотации (XII - нач. XIX в.) П. соотносится с многосложными звуками, к-рые представляют собой краткие ихимы (ανανες, νεανες и др.). В примере 2 представлено «малое правило» (κανόνιον) 8 гласов Древнего метода (Παλαιὰ Μέθοδος; назван так в противоположность Новому методу) с соответствующими слоговыми ихимами: 1 - 1-й глас: ανανες, 2 - 2-й глас: νεανες, 3 - 3-й глас: νανα, 4 - 4-й глас: αγια, 5 - глас βαρύς: αανες, 6 - 2-й плагальный глас: νεχεανες, 7 - 1-й плагальный глас: ανεανες, 8 - 4-й плагальный глас: νεαγιε; диаграмма дана по рукописи Апостола Констаса 1805 г. Athen. Bibl. Nat. 3325 (Fol. 48v; см. также изд.: Konstantinou. 2012), мелос слоговых ихим древнего П. изложен согласно Хрисанфу из Мадита, альтерационный знак при ключе указывает понижение на 2 гласовые «мории» (интервальные единицы; Χρύσανθος. 1832. § 68; см. также: Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 448-451).
Древнее П. было основано на системе «Составное колесо», т. е. на системе чистых квинт, с той же внутренней последовательностью диатонических интервалов и, значит, с использованием тех же слоговых наименований звуков по квинтам. Согласно визант. муз. теории, восходящее мелодическое движение образует основы господствующих гласов, а нисходящее - плагальных; т. о., каждый звук потенциально является основой гласа: ре (подразумевается не абсолютная, а принятая в зап. музыковедении относительная высота основ визант. гласов) - 1-го гласа (ихима ανανες) и 1-го плагального гласа (ανεανες), ми - 2-го гласа (νεανες) и 2-го плагального гласа (νεεανες), фа - 3-го гласа (νανα) и гласа βαρύς (αανες), соль - 4-го гласа (αγια) и 4-го плагального гласа (νεαγιε), ля - 1-го гласа (ανανες) и 1-го плагального (ανεανες), си - 2-го гласа (νεανες) и 2-го плагального гласа (νεεανες), до - 3-го гласа (νανα) и гласа βαρύς (αανες), ре - 4-го гласа (αγια) и 4-го плагального гласа (νεαγιε), ми - 1-го гласа (ανανες) и 1-го плагального гласа (ανεανες) и т. д.
В контексте Древнего метода, в нотации к-рого были известны различные уровни «стенографичности», П. представляет собой упражнение для исполнения мелоса, основанное на многовековой устной традиции. П. было связано с метрофонией, с помощью к-рой производилось измерение основных интервалов муз. текста, начиная с одной ступени (интервал секунды). В Протеории Пападики помещены упражнения метрофонии в сочетании с П., напр. на тексты стихир 40 Севастийским мученикам «Χορὸς τετραδεκαπύρσευτος» (Лик четверодесятосиянный) 1-го гласа («основная метрофония параллаги» - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 20v, XV в.) или ап. Иоанну Богослову «Θεολόγε παρθένε» (Богослове девственниче) 2-го гласа (στιχηρὸν παραλλαγιστόν (стихира параллагизированная) - Athen. Bibl. Nat. 928. Fol. 167, кон. XV в.) (см.: The Treatise of Manuel Chrysaphes. 1985. P. 73-75). В этих случаях метрофония осуществляется исключительно с помощью поступенных шагов, записанных черными чернилами, в то время как П. обозначается соответствующими мартириями красного цвета и передается в певч. исполнении соответствующими краткими ихимами - многосложными звуковыми последованиями. В примере 3 представлено начало «стихиры параллагизированной» «Богослове девственниче» 2-го гласа из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 от нотирования через упражнения метрофонии и П. до исполнения мелоса: 1-2 - запись в средневизант. нотации из Стихираря 1340/1341 гг. Athen. Bibl. Nat. 884 (Fol. 37; копия с прототипа, выполненного прп. Иоанном Кукузелем) и транскрипция в 5-линейной нотации в хроматическом звукоряде (для наглядного соотношения с «экзегезисом» выбран басовый ключ); 3 - «паралагизированная стихира» из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928; все мартирии П. расположены согласно «Составному колесу», что указывает на диатоническое П; 4 - транскрипция черных (интервальных) знаков из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928, в к-рой видно поступенное движение метрофонии; 5 - П. с подписанными слогами ихим, которым соответствуют красные мартирии в рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 (ихимы и мартирии П. взяты из Протеории Пападики в Cod. Chrysander (XVII в.), где помещено особое упражнение П.; см.: Fleischer. 1904. Tl. B. S. 17-18; датировка по изд.: Makris. 1996. S. 33; Alexandru. 2000. Bd. 3. Taf. III.1); 6 - транскрипция древнего П.; 7-8 - пространный (ἀργόν) мелос стихиры в транскрипции хартофилакса Хурмузия в хроматическом роде по рукописи S. Sepulcri 707 (Fol. 222, 2-я четв. XIX в.) с условной расшифровкой в 5-линейной нотации; 9 - добавление односложных звуков П. Нового метода; красным цветом показаны знаки т. н. псевдопараллаги (сведения о термине предоставлены Л. Ангелопулосом), которые соответствует транспозиции 2-го плагального гласа вниз на 1 ступень (т. е. на секунду).
В музыкально-теоретических текстах, напр. в трактатах теоретиков 1-й пол. XV в. иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов (строки 591-593 по изд.: Gabriel Hieromonachos. 1985) и Мануила Хрисафа (строки 53-62 и 216-538 по изд.: The Treatise of Manuel Chrysaphes. 1985), содержатся указания на П. как на основной элемент муз. образования певчих. Кроме того, известны особые музыкально-теоретические тексты, в которых освещаются различные аспекты П.,- напр., анонимные разделы, включенные в Протеорию Пападики, или «Толкование параллаги» Иоанна Плусиадина (впосл. Иосиф, еп. Мефонский, сер. XV в.; см.: ᾿Ιωάννης Πλουσιαδηνός. 1985).
Классическим примером П. в контексте Древнего метода в более поздний, поствизант. период является стихира «Τὰς σπερινὰς ἡμῶν εὐχάς» (Вечерняя наша молитвы) 1-го гласа, мелос Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.) (см. пример 4 по изд.: Χρύσανθος. 1995. Σ. Xlvi-xlviii. § 70-71, с добавлением транскрипции в средневизант. нотации и условной расшифровки в 5-линейной нотации для нотации Нового метода: 1 - формула θεματισμὸς ἔσω в поздней средневизант. нотации, 2 - метрофония, 3 - П., 4 - пространный мелос; согласно Хрисанфу, обучение певч. искусству в поздний, поствизант. период происходило в последовательности: П.- метрофония - мелос).
В системах, отличных от «Составного колеса», напр. в трифонии (соединенные тетрахорды) или гептафонии (соединенные октавы), могло использоваться «двойное параллаги» (διπλοπαραλλαγή). Напр., в системе трифонии звук «ре» в восходящем движении соответствует 3-му гласу (ихима νανα), а в нисходящем - 4-му плагальному (νεαγιε), звук «ми», соответственно,- 1-му гласу (ανανες) и 1-му плагальному гласу (ανεανες), звук «фа-диез» - 2-му гласу (νεανες) и 2-му плагальному (νεεανες) гласу, звук «соль» - 3-му гласу (νανα) и 4-му плагальному гласу (νεαγιε), звук «ля» - 1-му гласу (ανανες) и 1-му плагальному гласу (ανεανες), звук «си» - 2-му гласу (νεανες) и 2-му плагальному (νεεανες) гласу, звук «до» - 3-му гласу (νανα) и 4-му плагальному (νεαγιε) гласу. Это явление описывается также с помощью пары терминов «по параллаги - по мелосу» (см.: Raasted. 1966. P. 26, 46).
В более широком контексте тема П. включает проблему использования хроматики в визант. период. Наиболее древняя форма П., основанная на «Составном колесе», была диатонической (см. пример 3, № 3-5). Однако уже в визант. период в певч. рукописях зафиксировано использование хроматических звукорядов для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов, как можно судить по срединным мартириям, обнаруженным, напр., в Древнем Стихираре (cм. также важный анонимный теоретический трактат в ркп. Athen. Bibl. Nat. 899, о нем: Zannos. 1985. S. 52-60; о хроматике см. также в работах: Thodberg. 1964; Amargianakis. 1982; Raasted. 1986; Zannos. 1994; Στάθης. 1996; Troelsgård. 1999; Makris. 2005). Только в поствизант. период появились отдельные правила для хроматических гласов, с повторением тех же мартирий через интервал терции, и, по-видимому, для них было установлено особое хроматическое П. (см. диаграммы в форме правила неизв. автора в ркп. Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 180v, 183)). В примере 5 представлен поиск П. для хроматического звукоряда: система согласно дифонии, к-рая складывается из одинаковых соединенных терций: 1 и 5 - мартирии, которые встречаются в Древнем Стихираре для конкретных звуков во 2-м и 2-м плагальном гласах; 2 и 4 - мартирии из правила 2-го плагального гласа неизвестного автора в рукописи Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 183); 3 - транскрипция в 5-линейной нотации звукоряда 2-го и 2-го плагального гласов Древней системы.
В рамках реформы Трех учителей - Хрисанфа из Мадита, хартофилакса Хурмузия и лампадария и протопсалта Григория (К-поль, 1814-1815) - и аналитической нотации Нового метода устанавливается новый способ П.- с односложными звуками (Πα, Βου, Γα, Δι, Κε, Ζω, Νη) - под влиянием западноевроп. сольмизации и вызванных ею в нач. XIX в. идейных «брожений» (см.: Ρωμανού. 2006. Σ. 33-43). В этом П. использованы первые буквы греч. алфавита (Α, Β, Γ, Δ, Ε, Ζ, Η) и 5 гласных звуков: [a], [e], [i], [o], [u]. В случае транспозиции используется т. н. псевдопараллаги - чтобы облегчить певчему правильное исполнение интервалов (см. пример 3, № 9).
П. имеет важнейшее значение в обучении визант. музыке. По свидетельству Афанасия Караманиса (1911-2012), главного протопсалта Архиепископии К-поля, и Панайотиса Неохоритиса, главного протопсалта Великой ц. (с 2016), продолжительные упражнения в П. считаются «золотым ключом» для успешного певца.