Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАРАЛЛАГИ
54, С. 570-573 опубликовано: 26 декабря 2023г.


ПАРАЛЛАГИ

Пример 1а
Пример 1а

Пример 1а
[Греч. παραλλαγή от παραλλάσσω - изменять, частично совпадать], в греч. церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса. Заключается в замещении слогов поэтического текста песнопения особыми слогами с целью систематического заучивания мелодических ходов и закрепления на слух определенных интервалов данного песнопения, а также в целом гласа и осмогласия. В совр. форме П. подобно западноевроп. сольмизации.

Пример 1б
Пример 1б

Пример 1б
П. засвидетельствовано уже в визант. период и представлено в виде упражнений и диаграмм в Протеории Пападики начиная с XIII в. Наиболее известной диаграммой является «Составное колесо» (Σύνθετος Τροχός) прп. Иоанна Кукузеля, которое имеет ремарку «мудрейшее параллаги» (σοφωτάτη παραλλαγή). В примере 1а приведена диаграмма на основе рукописей Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 5v, 1336 г.) и Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o (Fol. 14, Молдовалахия, между 1679 и 1681 гг.) (см. также: Alexandrescu. 2013; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 442. Εικ. 8. 36; Σ. 447. Εικ. 8. 39). В примере 1б показано «ядро» «Составного колеса» со знаками византийской нотации (звуки-слоги и красные мартирии) из примера 1а с добавлением ихим (см. в ст. Интонационные формулы): 1 - для 1-го и 1-го плагального (5-го) гласов: ανανεανες, 2 - для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов: νεανεανες, 3 - для 3-го гласа и гласа βαρύς (7-го): ανεανες, 4 - для 4-го и 4-го плагального (8-го) гласов: αγια, 5 - для 1-го и 1-го плагального гласов в транспозиции: ανανεανες. В 5-линейной нотной расшифровке транскрибируются основные звуки диаграммы (см. также: Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 443-445. Εικ. 8. 37α-γ). Др. весьма распространенная диаграмма - «Древо параллаги» - также атрибутируется Кукузелю.

Пример 2 (а+б)
Пример 2 (а+б)

Пример 2 (а+б)
В средневизант. нотации (XII - нач. XIX в.) П. соотносится с многосложными звуками, к-рые представляют собой краткие ихимы (ανανες, νεανες и др.). В примере 2 представлено «малое правило» (κανόνιον) 8 гласов Древнего метода (Παλαιὰ Μέθοδος; назван так в противоположность Новому методу) с соответствующими слоговыми ихимами: 1 - 1-й глас: ανανες, 2 - 2-й глас: νεανες, 3 - 3-й глас: νανα, 4 - 4-й глас: αγια, 5 - глас βαρύς: αανες, 6 - 2-й плагальный глас: νεχεανες, 7 - 1-й плагальный глас: ανεανες, 8 - 4-й плагальный глас: νεαγιε; диаграмма дана по рукописи Апостола Констаса 1805 г. Athen. Bibl. Nat. 3325 (Fol. 48v; см. также изд.: Konstantinou. 2012), мелос слоговых ихим древнего П. изложен согласно Хрисанфу из Мадита, альтерационный знак при ключе указывает понижение на 2 гласовые «мории» (интервальные единицы; Χρύσανθος. 1832. § 68; см. также: Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 448-451).

Пример 2 (а+б)
Пример 2 (а+б)

Пример 2 (а+б)
Древнее П. было основано на системе «Составное колесо», т. е. на системе чистых квинт, с той же внутренней последовательностью диатонических интервалов и, значит, с использованием тех же слоговых наименований звуков по квинтам. Согласно визант. муз. теории, восходящее мелодическое движение образует основы господствующих гласов, а нисходящее - плагальных; т. о., каждый звук потенциально является основой гласа: ре (подразумевается не абсолютная, а принятая в зап. музыковедении относительная высота основ визант. гласов) - 1-го гласа (ихима ανανες) и 1-го плагального гласа (ανεανες), ми - 2-го гласа (νεανες) и 2-го плагального гласа (νεεανες), фа - 3-го гласа (νανα) и гласа βαρύς (αανες), соль - 4-го гласа (αγια) и 4-го плагального гласа (νεαγιε), ля - 1-го гласа (ανανες) и 1-го плагального (ανεανες), си - 2-го гласа (νεανες) и 2-го плагального гласа (νεεανες), до - 3-го гласа (νανα) и гласа βαρύς (αανες), ре - 4-го гласа (αγια) и 4-го плагального гласа (νεαγιε), ми - 1-го гласа (ανανες) и 1-го плагального гласа (ανεανες) и т. д.

Пример 3 (а+б)
Пример 3 (а+б)

Пример 3 (а+б)
В контексте Древнего метода, в нотации к-рого были известны различные уровни «стенографичности», П. представляет собой упражнение для исполнения мелоса, основанное на многовековой устной традиции. П. было связано с метрофонией, с помощью к-рой производилось измерение основных интервалов муз. текста, начиная с одной ступени (интервал секунды). В Протеории Пападики помещены упражнения метрофонии в сочетании с П., напр. на тексты стихир 40 Севастийским мученикам «Χορὸς τετραδεκαπύρσευτος» (Лик четверодесятосиянный) 1-го гласа («основная метрофония параллаги» - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 20v, XV в.) или ап. Иоанну Богослову «Θεολόγε παρθένε» (Богослове девственниче) 2-го гласа (στιχηρὸν παραλλαγιστόν (стихира параллагизированная) - Athen. Bibl. Nat. 928. Fol. 167, кон. XV в.) (см.: The Treatise of Manuel Chrysaphes. 1985. P. 73-75). В этих случаях метрофония осуществляется исключительно с помощью поступенных шагов, записанных черными чернилами, в то время как П. обозначается соответствующими мартириями красного цвета и передается в певч. исполнении соответствующими краткими ихимами - многосложными звуковыми последованиями. В примере 3 представлено начало «стихиры параллагизированной» «Богослове девственниче» 2-го гласа из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 от нотирования через упражнения метрофонии и П. до исполнения мелоса: 1-2 - запись в средневизант. нотации из Стихираря 1340/1341 гг. Athen. Bibl. Nat. 884 (Fol. 37; копия с прототипа, выполненного прп. Иоанном Кукузелем) и транскрипция в 5-линейной нотации в хроматическом звукоряде (для наглядного соотношения с «экзегезисом» выбран басовый ключ); 3 - «паралагизированная стихира» из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928; все мартирии П. расположены согласно «Составному колесу», что указывает на диатоническое П; 4 - транскрипция черных (интервальных) знаков из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928, в к-рой видно поступенное движение метрофонии; 5 - П. с подписанными слогами ихим, которым соответствуют красные мартирии в рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 (ихимы и мартирии П. взяты из Протеории Пападики в Cod. Chrysander (XVII в.), где помещено особое упражнение П.; см.: Fleischer. 1904. Tl. B. S. 17-18; датировка по изд.: Makris. 1996. S. 33; Alexandru. 2000. Bd. 3. Taf. III.1); 6 - транскрипция древнего П.; 7-8 - пространный (ἀργόν) мелос стихиры в транскрипции хартофилакса Хурмузия в хроматическом роде по рукописи S. Sepulcri 707 (Fol. 222, 2-я четв. XIX в.) с условной расшифровкой в 5-линейной нотации; 9 - добавление односложных звуков П. Нового метода; красным цветом показаны знаки т. н. псевдопараллаги (сведения о термине предоставлены Л. Ангелопулосом), которые соответствует транспозиции 2-го плагального гласа вниз на 1 ступень (т. е. на секунду).

Пример 3 (а+б)
Пример 3 (а+б)

Пример 3 (а+б)
В музыкально-теоретических текстах, напр. в трактатах теоретиков 1-й пол. XV в. иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов (строки 591-593 по изд.: Gabriel Hieromonachos. 1985) и Мануила Хрисафа (строки 53-62 и 216-538 по изд.: The Treatise of Manuel Chrysaphes. 1985), содержатся указания на П. как на основной элемент муз. образования певчих. Кроме того, известны особые музыкально-теоретические тексты, в которых освещаются различные аспекты П.,- напр., анонимные разделы, включенные в Протеорию Пападики, или «Толкование параллаги» Иоанна Плусиадина (впосл. Иосиф, еп. Мефонский, сер. XV в.; см.: ᾿Ιωάννης Πλουσιαδηνός. 1985).

Пример 4
Пример 4

Пример 4
Классическим примером П. в контексте Древнего метода в более поздний, поствизант. период является стихира «Τὰς σπερινὰς ἡμῶν εὐχάς» (Вечерняя наша молитвы) 1-го гласа, мелос Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.) (см. пример 4 по изд.: Χρύσανθος. 1995. Σ. Xlvi-xlviii. § 70-71, с добавлением транскрипции в средневизант. нотации и условной расшифровки в 5-линейной нотации для нотации Нового метода: 1 - формула θεματισμὸς ἔσω в поздней средневизант. нотации, 2 - метрофония, 3 - П., 4 - пространный мелос; согласно Хрисанфу, обучение певч. искусству в поздний, поствизант. период происходило в последовательности: П.- метрофония - мелос).

В системах, отличных от «Составного колеса», напр. в трифонии (соединенные тетрахорды) или гептафонии (соединенные октавы), могло использоваться «двойное параллаги» (διπλοπαραλλαγή). Напр., в системе трифонии звук «ре» в восходящем движении соответствует 3-му гласу (ихима νανα), а в нисходящем - 4-му плагальному (νεαγιε), звук «ми», соответственно,- 1-му гласу (ανανες) и 1-му плагальному гласу (ανεανες), звук «фа-диез» - 2-му гласу (νεανες) и 2-му плагальному (νεεανες) гласу, звук «соль» - 3-му гласу (νανα) и 4-му плагальному гласу (νεαγιε), звук «ля» - 1-му гласу (ανανες) и 1-му плагальному гласу (ανεανες), звук «си» - 2-му гласу (νεανες) и 2-му плагальному (νεεανες) гласу, звук «до» - 3-му гласу (νανα) и 4-му плагальному (νεαγιε) гласу. Это явление описывается также с помощью пары терминов «по параллаги - по мелосу» (см.: Raasted. 1966. P. 26, 46).

Пример 5
Пример 5

Пример 5
В более широком контексте тема П. включает проблему использования хроматики в визант. период. Наиболее древняя форма П., основанная на «Составном колесе», была диатонической (см. пример 3, № 3-5). Однако уже в визант. период в певч. рукописях зафиксировано использование хроматических звукорядов для 2-го и 2-го плагального (6-го) гласов, как можно судить по срединным мартириям, обнаруженным, напр., в Древнем Стихираре (cм. также важный анонимный теоретический трактат в ркп. Athen. Bibl. Nat. 899, о нем: Zannos. 1985. S. 52-60; о хроматике см. также в работах: Thodberg. 1964; Amargianakis. 1982; Raasted. 1986; Zannos. 1994; Στάθης. 1996; Troelsgård. 1999; Makris. 2005). Только в поствизант. период появились отдельные правила для хроматических гласов, с повторением тех же мартирий через интервал терции, и, по-видимому, для них было установлено особое хроматическое П. (см. диаграммы в форме правила неизв. автора в ркп. Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 180v, 183)). В примере 5 представлен поиск П. для хроматического звукоряда: система согласно дифонии, к-рая складывается из одинаковых соединенных терций: 1 и 5 - мартирии, которые встречаются в Древнем Стихираре для конкретных звуков во 2-м и 2-м плагальном гласах; 2 и 4 - мартирии из правила 2-го плагального гласа неизвестного автора в рукописи Athen. Bibl. Nat. 968 (Fol. 183); 3 - транскрипция в 5-линейной нотации звукоряда 2-го и 2-го плагального гласов Древней системы.

В рамках реформы Трех учителей - Хрисанфа из Мадита, хартофилакса Хурмузия и лампадария и протопсалта Григория (К-поль, 1814-1815) - и аналитической нотации Нового метода устанавливается новый способ П.- с односложными звуками (Πα, Βου, Γα, Δι, Κε, Ζω, Νη) - под влиянием западноевроп. сольмизации и вызванных ею в нач. XIX в. идейных «брожений» (см.: Ρωμανού. 2006. Σ. 33-43). В этом П. использованы первые буквы греч. алфавита (Α, Β, Γ, Δ, Ε, Ζ, Η) и 5 гласных звуков: [a], [e], [i], [o], [u]. В случае транспозиции используется т. н. псевдопараллаги - чтобы облегчить певчему правильное исполнение интервалов (см. пример 3, № 9).

П. имеет важнейшее значение в обучении визант. музыке. По свидетельству Афанасия Караманиса (1911-2012), главного протопсалта Архиепископии К-поля, и Панайотиса Неохоритиса, главного протопсалта Великой ц. (с 2016), продолжительные упражнения в П. считаются «золотым ключом» для успешного певца.

Ист.: Теоретические соч.: Χρύσανθος, ἀρχιεπ. Θεωρητικὁν μέγα τἣς μονσικἣς / Ἔκδ. Π. Πελοπίδου. Τεργέστη, 1832. Ἀθἠνα, 19952; Idem: Τὁἀνέκδοτο αύτόγραφο τοὓ 1816. Τὁ ἔντυπο τοὓ 1832 / Κριτ. ἔκδ. Γ. Ν. Κωνσταντίνου. Ἂγιον Ὂρος Μονἡ Βατοπαίδίου, 2007; Tardo L., jeromon. L’ antica melurgia bizantina: Nell’ interpretazione della scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Καράς Σ. Μέθοδος τἣς ἑλληικἣς μουσικἣς: Θεορητικόν. Άθήνα, 1982. 2 τ.; Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang / Hrsg. Ch. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1); The Treatise of Manuel Chrysaphes, The Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It / Ed. D. Conomos. W., 1985. (MMB. CSRM; 2); Zannos I. Ein byzantinischer Musiktraktat im Cod. Athen. 899: Magisterarbeit. Hamburg, 1985; Ἰωάννης Πλουσιαδηνός. Ἑρμηνεία τἣς παραλλαγἣς // Αλυγξάκης Α. Η οκταηχία στην ελληνικἠ λειτουργικἠ υμνογραφία. Θεσ.,1985. Σ. 235-239; Герцман Е. В. Петербургский Теоретикон. Од., 1994; Μαυροειδἠς Μ. Οι μουσικοί τρόποι στην Ανατολικἠ Μεσόγειο Ο βυζαντινός ἠχος, το αραβικό μακάμ, το τούρκικο μακάμ. Αθἠνα, 1999; Ἀποστολόπουλος Θ. Ὁ Ἀπόστολος Κώνστας ὁ Χίος καί ἡ συμβολἠ του στἡ θεωρίατἣς τέχνης. Ἀθἣναι, 2002; Konstantinou G. N. Teoria i practica muzicii biserice ti / Trad. A. Sîrbu. Ia i, 20122. Vol. 1; Giannopoulos E. Collections of Byzantine Chant Treatises in Manuscripts of the 17th and 18th Cent.: The Continuation of the Tradition // Tradition and Innovation in Late- and Postbyzant. Liturgical Chant. Leuven, 2013. Vol. 2: Proc. of the Congress held at Hernen Castle, the Netherlands, 2008 / Ed.: G. Wolfram, C. Troelsgård. P. 97–122; Παχώμιος Μοναχός. Ἑpmενεία σύντομος είς τἡν καθ ἡμἃς μουσικἠν / Εἰσ., κριτ. ἕκδ., σχόλια Ἀ. Χαλδαιάκης. Ἀθήνα, 2015; Каталоги: Στάθης. Χειρόγραφα; Χατζηγιακουμής Μ. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικἣς μουσικἣς, 1453-1820: Συμβολἡ στἡν ἔρευνα τοὓ νέου Ἑλληνισμοὓ. Ἀθήνα, 1980; Πολίτης Λ., Πολιτη Μ. Κατάλογος χειρογράφων τἣς Ἐθνικἣς Βιβλιοθήκης τἣς Έλλάδος, ἀρ. 1857-2500. Ἀθήναι, 1991.
Лит.: Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904; Thodberg C. Chromatic Alterations in the Sticherarium // Actes du XIIe Congrès Intern. d'Études Byzantines, Ochride 10-16 Sept. 1961. Beograd, 1964. T. 2. P. 608-612; Raasted J. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzant. Musical Manuscripts. Cph., 1966.(MMB. Subs.; 7); idem. Chromaticism in Medieval Byzant. Chant // CIMAGL. 1986. Vol. 53. P. 15-36; idem. Thoughts on a Revision of the Transcription Rules of the Monumenta Musicae Byzantinae // Ibid. 1987. Vol. 54. P. 13-38; Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. 3 Bde; idem. (Θλόρος Κ.) Η ελληνική παράδοση στις μουσικές γραφές του μεσαίωνα̇ Εισαγωγή στη νευματική επιστήμη / Μετφρ.-επιμ. Κ. Κακαβελάκης, φιλολ. επιμ. Ν. Αβραμόπουλος. Θεσ., 1998; Strunk O. Intonations and Signatures of the Byzant. Modes // Idem. Еssays on Music in the Byzant. World / Ed. K. Levy. N. Y., 1977. P. 19-36; Amargianakis G. The Chromatic Modes // JÖB. 1982. Bd. 32. Hf. 7. S. 7-17; idem. The Interpretation of the Old Sticherarion // Byzantine Chant: Tradition and Reform: Acts of a Meeting held at the Danish Inst. at Athens, 1993. Århus, 1997. P. 23-51; Αλυγιζάκης Α. Η οκταηχία στην ελληνική λειτουργική υμνογραφία. Θεσ., 1985; Στάθης Γ. Μαΐστωρ ᾿Ιωάννης Παπαδόπουλος Κουκουζέλης (1270 περίπου - α´ μίσο ιδ´ αἰ.): ῾Η ζωὴ κα τό ἔργο τοῦ. ᾿Αθήνα, 1986; idem. ῾Η ἀσματικὴ διαφοροποίηση ὅπως καταγράφεται στὸν κώδικα ΕΒΕ 2458 τοῦ ἔτους 1336 // Χριστιανικὴ Θεσσαλονίκη - Παλαιολόγειος ᾿Εποχή: ΚΒ´ Δημητρία: ᾿Επιστημονικὸ Συμπόσιο. Θεσ., 1989. Σ. 165-211; idem. «Τὸ ὄνομά σου ὅτι καλόν»: † J. Raasted (18 Μαρτίου 1927 - 5 Μαΐου 1995) // Θεολογία. Αθήνα, 1996. Τ. 67. Τεύχ. 3. Σ. 530-549; Καράς Σ. Γένη κα διαστήματα εἰς τὴν βυζαντινὴν μουσικήν. ᾿Αθήνα, 19932; Zannos I. Ichos und Makam. Bonn, 1994; Makris E. Die musikalische Tradition des Anastasimatarion im 16. und 17. Jh.: Diss. W., 1996; idem. The Chromatic Scales of the Deuteros Modes in Theory and Practice // Plainsong and Medieval Music. Camb., 2005. Vol. 14. P. 1-10; Troelsgård C. Kromatik i byzantinsk kirkesang? Nogle betragtninger omkring skala- og tonalitets-begrebet i den middelalderlige og eftermiddelalderlige tradition // Ordet og livet: FS C. Thodberg / Red.: C. Bach-Nielsen, Tr. Nørager, P. Thyssen. Århus, 1999. S. 66-79; idem. Byzantine Neumes: A New Introd. to the Middle Byzant. Musical Notation. Cph., 2011. (MMB. Subs.; 9); Alexandru M. Studie über die «grossen Zeichen» der byzant. musikalischen Notation, unter besonderer Berücksichtigung der Periode vom Ende des 12. bis Anfang des 19. Jhs.: Diss. Kbh., 2000. 3 Bde; eadem. When Music Theory Becomes a Chant: The Protheory of the Papadike in two Sinaitic Musical Manuscripts of the Late 15th Cent. // Musical Romania and the Neighbouring Cultures: Traditions, Influences, Identities: Proc. of the Intern. Musicological Conf., July 4-7 2013, Iaşi. Fr./M.; Bern, 2014. P. 119-134; eadem (Αλεξάνδρου Μ.). Παλαιογραφία Βυζαντινής μουσικής: Επιστημονικές και καλλιτεχνικές αναζητήσεις: Πρώτη αναθεωρημένη έκδοση. Αθήνα, 2017. Κεφάλαια 8-9 // repository.kallipos.gr/handle/11419/6487 [Электр. ресурс]; Ρωμανού Κ. ´Εντεχνη ελληνική μουσική στους νεότερους χρόνους. Αθήνα, 2006; Atkinson C. The Critical Nexus: Tone-System, Mode, and Notation in Early Medieval Music. N. Y., 2009; Alexandrescu O. Ioan Kampazournas în Ţara Românească // Simpozionul internaţional de Muzicologie Bizantină: 300 de ani de românire / Ed.: N. Gheorghiţă, C. Moisil, D. Suceava. Bucur., 20132. P. 33-37; Χατζημιχελάκης Γ. Η θεωρία και η πράξη του εξωτερικού μέλους μέσα από τα έντυπα θεωρητικά συγγράμματα του 19ου αιώνα: Διδακτορική διατρίβη. Κέρκυρα, 2013; Χαλδαιάκης Α. Βυζαντινομουσικολογικά. Αθήνα, 2014. Τ. 1: Θεωρία.
М. Александру
Ключевые слова:
Церковное пение греческое Параллаги [ изменять, частично совпадать], в греческом церковном пении вид подготовки к исполнению мелоса
См.также:
АНГЕЛОПУЛОС Ликургос (род. 1941), протопсалт храма св. Ирины в Афинах, руковод. Греч. визант. хора
ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II
ГРИГОРИЙ САВВАИТ иером., греч. мелург (нач. XVII в.?)