Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ
54, С. 537-543 опубликовано: 20 декабря 2023г.


ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

[Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея; англ. Independent State of Papua New Guinea; ток-писин Independen Stet bilong Papua Niugini; хири-моту Gau Hedinarai ai Papua-Matamata Guinea], государство в Океании, расположенное в юго-зап. части Тихого океана, к северу от Австралии. Входит в историко-культурную обл. Меланезия. Занимает вост. часть о-ва Нов. Гвинея (на западе граничит с Индонезией) и ок. 600 прилегающих к нему островов. Омывается морями Тихого океана: на севере - Новогвинейским (м. Бисмарка), на востоке - Соломоновым, на юге - Коралловым. Территория - 462,8 тыс. кв. км. Столица - Порт-Морсби (364,1 тыс. чел.; перепись 2011 г.). Крупнейшие города: Лаэ (88,6 тыс. чел.), Вевак (37,8 тыс. чел.), Маданг (35,9 тыс. чел.), Маунт-Хаген (29,8 тыс. чел.). Офиц. языки - английский, ток-писин (местный пиджин на англ. основе), хири-моту (измененный вариант австронезийского языка моту). Административно-территориальное деление: 20 провинций, Автономный регион Бугенвиль, Национальный столичный округ. П.-Н. Г. - член ООН (1975), Содружества (1975), МВФ (1975), МБРР (1975), ВТО (1996), Форума тихоокеанских островов (1975; до 2000 Южнотихоокеанский форум). География. О-в Нов. Гвинея и большинство других островов имеют горный рельеф. Высота значительной части территории - более 1 тыс. м над уровнем моря (наивысшая точка - гора Вильгельм, 4509 м). На территории страны 18 действующих вулканов, многие острова имеют вулканическое происхождение. В центральной части о-ва Нов. Гвинея расположен хребет Сентрал-Рейндж. Его юж. предгорная зона, постепенно понижающаяся к морю, образует местами заболоченную низменность. Территория, находящаяся между 1200 и 2000 м над уровнем моря, наиболее благоприятна для поселений. Климат тропический, влажный. Средняя суточная температура ок. 26°С, годовые колебания незначительны. Различают влажный и сухой сезоны. Среднегодовое количество осадков - 2-3 тыс. мм, в горах - более 5 тыс. мм. На островах П.-Н. Г. густая сеть горных рек, впадающих в океан (крупнейшие - Флай, Сепик). В периоды ливней реки заболачивают большие территории (особенно на о-ве Нов. Гвинея).

Государственное устройство

П.-Н. Г. - унитарное гос-во, форма правления - конституционная монархия. Конституция принята 15 авг. 1975 г. П.-Н. Г. входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Главой гос-ва является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором. Монарх назначает генерал-губернатора, исполняющего преимущественно церемониальные функции, на 6 лет по представлению однопалатного Национального парламента (111 депутатов; срок полномочий - 5 лет). Правительство - Национальный исполнительный комитет, возглавляет премьер-министр (как правило, лидер партии парламентского большинства), которого назначает парламент и утверждает генерал-губернатор. Действует многопартийная система. Ведущие политические партии: Народный национальный конгресс, партия «Триумф, наследие, расширение прав и возможностей», Партия Папуа-Новой Гвинеи и др.

Население

По оценочным данным на 2017 г., численность населения П.-Н. Г. составляет 8,2 млн чел. (по переписи 2011 г., 7 275 324 чел.). Коренное население говорит на 867 языках, бóльшая часть которых - папуасские, меньшая часть - австронезийские. Крупнейшие народы: энга (ок. 300 тыс. чел.), чимбу (ок. 150 тыс. чел.), мелпа (ок. 140 тыс. чел.). В стране также проживают австралийцы и выходцы из стран Азии (Китай, Индия и др.). По оценочным данным на 2018 г., среднегодовой прирост населения составляет 1,67%. Возрастная структура: дети до 14 лет - 32,9%, люди в возрасте от 15 до 64 лет - 62,7%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 67,5 лет. Городское население - 13,2%. Уровень грамотности - 62,4% (2012).

Религия

По данным переписи 2011 г., подавляющее большинство жителей П.-Н. Г. исповедуют христианство (96%): католики составляют 26% населения, лютеране - 18,4, адвентисты седьмого дня - 12,9, пятидесятники - 10,4, члены Объединенной церкви в Папуа-Новой Гвинее (методисты и кальвинисты) - 10,3, члены Евангелического альянса - 5,9, англикане - 3,2, баптисты - 2,8, представители Армии спасения - 0,4, свидетели Иеговы - 0,4, приверженцы Церкви Квато - 0,2, проч. христиане - 5,1%. Из нехрист. религий в П.-Н. Г. наиболее многочисленны бахаисты (0,2%; по др. данным - 6%) и мусульмане (5,5 тыс. чел., в основном сунниты). Последователей буддизма насчитывается ок. 800 чел., индуизма - ок. 500 чел., иудаизма - ок. 50 чел.

Всего в стране действуют более 180 христ. орг-ций. Многие из них - небольшие независимые группы, либо отделившиеся от более крупных орг-ций, либо возникшие непосредственно в стране. Такие церкви часто испытывают влияние местных культов и имеют синкретический характер. В большинстве районов сильны пережитки традиц. верований, распространено двоеверие. В связи с этим офиц. статистика может существенно отличаться от данных самих религ. орг-ций и различных независимых оценок.

Православие

Территория П.-Н. Г. формально находится в юрисдикции Четвертого архиепархиального округа Квинсленд и Новая Гвинея архиепископии Австралии Константинопольской Православной Церкви и в юрисдикции архиепископии Австралии, Новой Зеландии и всей Океании Антиохийской Православной Церкви. Действующих правосл. приходов нет.

Римско-католическая Церковь

Католический собор Пресв. Девы Марии в Порт-Морсби. 1968 г. Архит. Я. Ферье. Фото: Oliver Lemuel Chua
Католический собор Пресв. Девы Марии в Порт-Морсби. 1968 г. Архит. Я. Ферье. Фото: Oliver Lemuel Chua

Католический собор Пресв. Девы Марии в Порт-Морсби. 1968 г. Архит. Я. Ферье. Фото: Oliver Lemuel Chua
Представлена 4 архиеп-ствами, которым подчиняются 15 еп-ств: архиеп-ство Порт-Морсби (еп-ства Алотау-Сидея (кафедра - Алотау), Береина, Дару-Киунга (кафедра - Киунга), Керема), архиеп-ство Маданг (еп-ства Аитапе, Ванимо, Вевак, Лаэ), архиеп-ство Маунт-Хаген (еп-ства Вабаг, Горока, Кундиава, Менди), архиеп-ство Рабаул (еп-ства Бугенвиль (кафедра- Бука), Кавиенг, Кимбе). В стране ок. 2 млн католиков. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1969 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканский собор святых Петра и Павла в Догуре. 1939 г. Марка в честь столетия англиканства в Папуа-Новой Гвинее. 1991 г. Фото: Post PNG
Англиканский собор святых Петра и Павла в Догуре. 1939 г. Марка в честь столетия англиканства в Папуа-Новой Гвинее. 1991 г. Фото: Post PNG

Англиканский собор святых Петра и Павла в Догуре. 1939 г. Марка в честь столетия англиканства в Папуа-Новой Гвинее. 1991 г. Фото: Post PNG
Англиканская Церковь Папуа-Новой Гвинеи является провинцией Англиканского содружества. Включает 5 диоцезов: Порт-Морсби, Попондетта (Попондота), Острова Новой Гвинеи (кафедра - Рабаул), Догура, Аипо-Ронго (кафедра - Маунт-Хаген). Возглавляется архиепископом и примасом П.-Н. Г., избираемым на Провинциальном совете из числа действующих епископов. Примас с 2010 г. не исполняет обязанности территориального епископа. В стране - ок. 230 тыс. верующих (2010).

Лютеранство представлено неск. орг-циями, крупнейшая из них - Евангелическо-лютеранская церковь Папуа-Новой Гвинеи - насчитывает 1,4 млн чел. (2011), включает 17 округов (дистриктов), возглавляемых президентами. Центр - г. Лаэ. Руководителей церкви - верховного епископа, епископа-помощника и генерального секретаря - избирают на Национальном синоде. Лютеранская церковь «Гутньюс» (на ток-писине - Благая весть; Gutnius Lutheran Church) объединяет 125 тыс. чел. в 550 общинах (2017). Ок. 6-7% лютеран (ок. 70-80 тыс. чел.) являются сторонниками Движения лютеранского обновления (Lutheran Renewal), часть из них входят в независимые церковные структуры, отделившиеся от основных лютеран. орг-ций.

Общины кальвинистов (см. ст. Кальвинизм) и методистов входят в Объединенную церковь в Папуа-Новой Гвинее (ОЦПНГ; United Church in Papua New Guinea). Она насчитывает ок. 750 тыс. чел. (2011) в 2,7 тыс. конгрегаций, к-рые входят в 260 округов и 11 регионов. Регионы возглавляют епископы, избираемые на региональных ассамблеях на 6 лет. Верховным органом является Генеральная ассамблея, которая назначает руководителя церкви (модератора) на 4 года. Церковь Квато (Kwato Church), отделившаяся от ОЦПНГ в 1977 г., насчитывает 7 тыс. чел. в 45 общинах (2004). Ее доктрина близка к пятидесятничеству.

Церкви Христа (см. Ученики Христа) представлены неск. орг-циями: Американскими церквами Христа (American Churches of Christ; 150 общин, 5 тыс. чел.; с 1971), Австралийскими церквами Христа (Australian Churches of Christ; 10 общин, 8 тыс. чел.; с 1958), Международными церквами Христа (International Churches of Christ; 3 общины, 500 чел.; с сер. 70-х гг. XX в.).

Баптисты объединены в Баптистский союз Папуа-Новой Гвинеи (Baptist Union of Papua New Guinea; 395 общин, 38 тыс. чел. (2006); основан в 1977), история к-рого восходит к деятельности австралийских баптистов (с 1949). В стране также действуют независимые амер. баптист. орг-ции: Баптистский библейский союз (Baptist Bible Fellowship; с 1961), Ассоциация баптистов ради мирового евангелизма (Association of Baptists for World Evangelism; с 1967), «Баптистские международные миссии» (Baptist International Missions; с 70-х гг. XX в.) и Баптистская миссия «Суверенная благодать» (Sovereign Grace Baptist Mission).

Численность плимутских братьев (Christian Brethren Churches), прибывших впервые в П.-Н. Г. в 1951 г.,- ок. 25 тыс. чел. в 450 общинах (2004).

Движение святости представлено Церковью евангелического братства Папуа-Новой Гвинеи (Evangelical Brotherhood Church of Papua New Guinea; ок. 100 тыс. чел. в 2000 г.; действует с 1954), Евангелической библейской миссией (Evangelical Bible Mission; 13,5 тыс. чел.; действует с 1948), Церковью Назарянина (Church of Nazarene; по разным данным, от 7 тыс. до 33 тыс. чел.; с 1955), Апостольской христианской церковью (Apostolic Christian Church; 26 тыс. чел.; с 1960), Уэслианской церковью (Wesleyan Church; ок. 5 тыс. чел.; с 1961), Церквами Христа в христианском союзе (Churches of Christ in Christian Union; 15 тыс. чел.; с 1963).

Армия спасения в П.-Н. Г. с 2000 г. имеет статус территории и насчитывает ок. 4 тыс. членов (2004).

Адвентисты седьмого дня, начавшие деятельность в П.-Н. Г. в 1901 г., имеют в стране 10 миссий, к-рые входят в Объединенную миссию Папуа-Новой Гвинеи (основана в 1917) Южно-тихоокеанского дивизиона Генеральной конференции. По данным самой церкви, в стране ок. 320 тыс. верующих в более чем в 1 тыс. общинах (2018). По данным переписи 2011 г., в П.-Н. Г. проживали ок. 940 тыс. адвентистов седьмого дня.

Евангелики объединены в Евангелическую церковь Папуа-Новой Гвинеи (Evangelical Church of Papua New Guinea; ок. 100 тыс. чел. (2000); первые миссионеры прибыли в 1934 г.; как орг-ция основана в 1966), Евангелическую церковь о-ва Манус (Manus Island Evangelical Church; ок. 5 тыс. чел.; действует с 1914), Евангелическую церковь южных морей (South Seas Evangelical Church; по разным данным, от 9 тыс. до 50 тыс. чел.; с 1948), Церковь «Тилиба» (Tiliba Church; 103 общины, 10 тыс. чел. (2004); с 1961) и др.

Пятидесятники двух кризисов представлены Ассамблеями Бога (40 тыс. чел.; миссионеры из Австралии прибыли в страну в 1948), Вефильским пятидесятническим храмом (Bethel Pentecostal Temple; 90 тыс. чел.; миссионеры из США - в 1948), Международной церковью четырехугольного Евангелия (International Church of Foursquare Gospel; 300 общин, 77 тыс. чел. (2000); миссионеры из США и Австралии - в 1956), Пятидесятнической церковью (Pentecostal Chruch; 3 тыс. чел.; миссионеры из Швеции и Финляндии - в 1968). Проч. пятидесятнические и близкие к пятидесятнической традиции орг-ции, прибывшие гл. обр. из Австралии: Крестовый поход христианского пробуждения (Christian Revival Crusade Churches International; 60 тыс. чел. (2004); с 1972), Центр христианской жизни (Christian Life Centre; 300 общин, 30 тыс. чел. (2004); основан в 1968 нидерланд. пастором Я. Пастеркампом), Центр христианской поддержки (Christian Outreach Centre; 300 общин, 70 тыс. чел.; с 1989), Центры обновления (Revival Centres; до 40 тыс. чел. (2004); с 1982), Семейная церковь «Рема» (Rhema Family Church; 10 тыс. чел.; с 1996), Апостольская церковь (Apostolic Church; 50 тыс. чел.; с 1954) и др.

Новоапостольская церковь, появившаяся в стране в 1977 г., насчитывает ок. 20-30 тыс. чел. (2004; по др. данным - более 60 тыс. чел.), межденоминационная «Миссия новых племен» (New Tribes Mission) - ок. 35 тыс. чел. (нач. XXI в.), Иеговы свидетели - более 5 тыс. чел. в 118 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) из Австралии основали 1-ю общину в Порт-Морсби в 1979 г. В наст. время насчитывается ок. 27 тыс. мормонов в 80 общинах.

Межденоминационные и экуменические организации

В 1965 г. в Порт-Морсби был создан Меланезийский совет церквей, в к-рый вошли Англиканская Церковь, миссия австрал. баптистов, Евангелическо-лютеран. церковь, Армия спасения и деноминации, образовавшие в 1968 г. Объединенную церковь. В 1971 г. в совет вступила католич. Церковь. С обретением страной независимости (1975) переименован в Совет церквей Папуа-Новой Гвинеи (Papua New Guinea Council of Churches). В наст. время включает католич. Церковь, Англиканскую Церковь, Евангелическо-лютеранскую церковь, Лютеранскую церковь «Гутньюс», Баптистский союз, ОЦПНГ, Армию спасения; 17 др. церквей имеют статус ассоциативных членов. Не входит во Всемирный Совет Церквей, но сотрудничает с ним.

В 1964 г. был образован Евангелический альянс (Evangelical Alliance), в который вошли баптистские, евангелические и пятидесятнические орг-ции, ориентированные на активную миссионерскую деятельность и привлечение местных жителей к управлению церковной жизнью. В наст. время включает более 20 церковных орг-ций (в т. ч. Ассамблеи Бога, Баптистский союз, Евангелическую церковь) и множество миссий.

В 1979 г. создан Национальный совет пятидесятнических церквей (National Council of Pentecostal Churches), в наст. время объединяющий 35 орг-ций пятидесятнической традиции.

Религиозное законодательство

Гос. религия отсутствует, но преобладание христианства в стране признается в преамбуле конституции. Сессии парламента и большинство офиц. заседаний правительства начинаются и заканчиваются христ. молитвой. В то же время конституция гарантирует населению свободу совести, вероисповедания и религ. убеждений при условии сохранения общественного порядка. Церкви содержат мн. школы и заведения здравоохранения. Религ. орг-ции обязаны регистрироваться в гос. органах власти для получения прав на владение имуществом, банковским счетом, налоговых льгот.

История

Старая церковь в Порт-Морсби. Фотография. 1-я треть XX в. (Archdeacon A. N. Williamson Collection, Auchmuty Lidrary, The University of Newcastle)
Старая церковь в Порт-Морсби. Фотография. 1-я треть XX в. (Archdeacon A. N. Williamson Collection, Auchmuty Lidrary, The University of Newcastle)

Старая церковь в Порт-Морсби. Фотография. 1-я треть XX в. (Archdeacon A. N. Williamson Collection, Auchmuty Lidrary, The University of Newcastle)
Ок. 45 тыс. лет назад предки папуасских народов достигли о-ва Нов. Гвинея. В VII тысячелетии до Р. Х. во внутреннем гористом регионе Нов. Гвинеи земледелие возникло независимо от др. мировых земледельческих центров. Ок. 3,5 тыс. лет назад в Меланезию проникли носители австронезийских языков. К моменту регулярных контактов с европейцами папуасские и меланезийские (говорящие на австронезийских языках) народы находились на разных стадиях первобытно-общинного строя. Общинами руководили бигмены и военные лидеры, в ряде районов (напр., на островах Тробриан (Киривина), в нек-рых областях юж. побережья Нов. Гвинеи и др.) власть вождя была наследственной.

Для традиц. религ. верований папуасов и меланезийцев характерны культ предков и анимизм. Колдуны и знахари играли важную роль в жизни общин. На островах Тробриан были колдуны, специализировавшиеся на земледельческой, лечебной, вредоносной магии, на магии, помогающей строительству лодок, и т. д.; исполнение смертных приговоров поручалось колдунам-палачам, к-рые облекали их в форму магических обрядов. На северо-востоке о-ва Нов. Британия получили развитие муж. тайные союзы. Союз ингиет (иниет) объединял колдунов, практиковавших вредоносную и лечебную магию. Члены союза дук-дук появлялись в устрашающих масках и нарядах, изображавших духов умерших (дука). С религ. воззрениями папуасов и меланезийцев прямо связаны ритуальный каннибализм, распространенный довольно широко (но не повсеместно), и охота за головами, к-рая встречалась гл. обр. у нек-рых этнических групп низменных районов о-ва Нов. Гвинея.

Первым европейцем, достигшим берегов Нов. Гвинеи, был Жоржи ди Менезиш (ок. 1498-1537), португ. наместник на Молуккских островах. В 1526 г., направляясь к месту службы, он открыл землю сев.-зап. берега новогвинейского п-ва Чендравасих (Доберай, Вогелкоп). В 1528 г. испан. мореплаватель Альваро де Сааведра († 1529) открыл острова Адмиралтейства. Его команда взяла в плен 3 местных воинов, отвезенных позже на Филиппины. В следующем году один из них, наиболее поддавшийся испан. влиянию, вернулся на родину и был убит местными жителями. Считается, что именно он стал первым христ. мучеником Меланезии. В 1545 г. испанец И. Ортис де Ретес, следуя вдоль сев. берегов Нов. Гвинеи, дал этому острову совр. название - местные жители внешностью напомнили ему обитателей африкан. Гвинеи. В 1606 г. испанец Луис Ваэс де Торрес (ок. 1565-1610/13) открыл пролив, отделяющий Нов. Гвинею от Австралии (впосл. Торресов пролив). Во время стычки команды Торреса с папуасами о-ва Маилу (юго-вост. побережье Нов. Гвинеи) были захвачены 14 детей, к-рых доставили на Филиппины и крестили. В 1616 г. голландцы открыли острова Нов. Ирландия, Нов. Ганновер (Лавонгай) и ряд др. островов в архипелаге Бисмарка, в 1700 г. британцем открыт о-в Нов. Британия. В XIX в. в этом регионе побывало ок. 800 экспедиций, но их участники почти не обследовали острова из-за тропических болезней и враждебного отношения местных жителей. Первым европейцем, к-рому удалось долгое время прожить среди папуасов, стал русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888). В 1871-1872, 1876-1877 и 1883 гг. он совершил 3 экспедиции на сев.-вост. побережье Нов. Гвинеи (этот участок длиной 300 км получил впосл. название берег Миклухо-Маклая; ныне берег Рай), где провел в общей сложности 30 месяцев (впосл. рус. ученый стал героем местных преданий и легенд, имя Маклай вошло в папуасский именослов).

В 1873 г. брит. мореплаватель Дж. Морсби (1830-1922) основал на юго-востоке Нов. Гвинеи поселение Порт-Морсби (названо им в честь отца), к-рое стало опорным пунктом англичан в борьбе за утверждение своего влияния на острове. 3 нояб. 1884 г. архипелаг Нов. Британия, переименованный в архипелаг Бисмарка, был объявлен герм. протекторатом, 6 нояб. Великобритания объявила своим протекторатом юго-вост. часть Нов. Гвинеи и прилегающие острова. В дек. того же года под опеку Германии перешла сев.-вост. часть Нов. Гвинеи (под названием Земля Кайзера Вильгельма) с прилегающими островами, в 1885 г. - часть Сев. Соломоновых островов. В 1888 г. подконтрольная британцам территория стала колонией Британская Нов. Гвинея. В 1899 г. земли под герм. протекторатом были объединены в колонию Германская Нов. Гвинея. В 1906 г. Великобритания передала эту землю Австралийскому Союзу, Британская Нов. Гвинея получила название Территория Папуа. С началом первой мировой войны в 1914 г. австрал. войска оккупировали Германскую Нов. Гвинею, к-рая в 1921 г. под мандатом Лиги Наций была передана Австралии и получила название Территория Нов. Гвинея.

Регулярную проповедническую деятельность на территории П.-Н. Г. первыми начали католич. миссионеры-маристы, прибывшие на о-в Вудларк в 1847 г. и на о-в Умбои в 1848 г. В 1852 г. из-за малярии, поразившей миссионеров, и гриппа, распространившегося среди островитян, миссионерские станы пришлось закрыть. Работу маристов продолжили члены Миланского об-ва заграничных миссий, но и они были вынуждены покинуть территорию страны после убийства в 1855 г. Дж. Маццуккони (1826-1855) на о-ве Вудларк местными жителями (в 1984 папа Римский Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных Римско-католической Церкви). В 1882 г. на о-в Нов. Британия и в 1884 г. на о-в Юл прибыли немецкие и французские миссионеры конгрегации Святейшего Сердца. В 1896 г. нем. миссионеры Об-ва Слова Божия (вербисты) стали работать на сев. побережье Нов. Гвинеи. В 1889 г. был основан католич. викариат Нов. Гвинея. В 1901 г. франц. маристы начали проповедь на о-ве Бугенвиль.

Первыми протестантами, прибывшими на совр. территорию П.-Н. Г. с целью проповеди, были представители межденоминационного (преимущественно конгрегационалистского) Лондонского миссионерского об-ва (ЛМО). В 1871 г. их первая разведывательная экспедиция из Австралии, организованная по инициативе С. Макфарлана (1837-1911), высадилась на юго-вост. побережье о-ва Нов. Гвинея на мысе Худ (в 110 км от совр. Порт-Морсби). В 1872 г. миссия ЛМО имела отправным пунктом о-в Дарнли (ныне принадлежит Австралии) в Торресовом прол., откуда миссионеры, в т. ч. крещенные к тому времени жители различных островов Океании, направлялись на о-в Нов. Гвинея. В 1873 г. центр миссии ЛМО был перенесен в только что основанный Порт-Морсби. В 1874 г. в Порт-Морсби вместе с семьей переселился миссионер У. Дж. Лоуз (1839-1907), к-рый вскоре в совершенстве овладел языком моту и способствовал распространению миссии ЛМО по всему юж. побережью Нов. Гвинеи. В 1875 г. методисты из Австралии закрепились на островах Дьюк-оф-Йорк. Вскоре они распространили свою деятельность на Нов. Британию и Нов. Ирландию. Так же, как и ЛМО, они привлекали к проповеднической работе крещеных жителей о-вов Океании. В 1891 г. на о-ве Добу (близ вост. побережья Нов. Гвинеи) основали 1-ю миссию уэслианские методисты, к-рые вскоре проповедовали на всех близлежащих островах. Лютеранские миссионеры прибыли в основанные на северо-востоке Нов. Гвинеи немецкими колониальными властями города: в 1886 г. в поселении Симбанг (близ Финшхафена) миссионерский стан основали члены Миссионерского об-ва Нойендеттельзау во главе с Й. Флирлем (1858-1947), в 1887 г. на побережье Богаджим зал. Астролейб (близ Маданга) - представители Рейнского миссионерского об-ва. В 1899 г. Флирль крестил первых местных жителей. Лютеранам оказывали поддержку нем. колониальные власти, а также лютеранские церкви Австралии и Америки. Англикане во главе с А. Маклареном (1853-1891) и К. Кингом (1863-1918) основали миссию в 1891 г. на сев.-зап. берегу Нов. Гвинеи, в Догуре (совр. пров. Милн-Бей). В 1898 г. был назначен 1-й англиканский епископ Нов. Гвинеи М. Дж. Стоун-Вигг (1898-1908). Кафедра диоцеза, находившегося в юрисдикции Церкви Англии в Австралии до 1977 г., располагалась в Догуре. Немецкие проповедники евангелической Либенцелльской миссии начали деятельность в 1914 г. на островах Адмиралтейства.

В начальный период пребывания миссионеры действовали преимущественно в прибрежных районах и на островах, осваивали местные языки и переводили на них священные тексты, нек-рые из них изучали образ жизни и традиции папуасских и меланезийских народов, обучали местных жителей и оказывали им медицинскую помощь, подготавливали катехизаторов среди местного населения, строили жилища, дороги, разбивали плантации. Христ. миссионеры часто были первыми людьми европ. происхождения, вступившими в контакт с неизвестными этническими группами и исследовавшими внутренние районы страны. Работа миссионеров проходила в тяжелых климатических условиях, и им нередко оказывали упорное противодействие местные жители. В 1901 г. на о-ве Гоарибари у юж. побережья Нов. Гвинеи (зал. Папуа) конгрегационалисты Дж. Чалмерс (1841-1901) и О. Ф. Томкинс (1873-1901) вместе с 10 студентами были убиты папуасами (керева) в поселении Допима, их тела были обезглавлены, расчленены и съедены, а их кости вывешены на показ в качестве трофеев. В 1904 г. 10 католич. миссионеров и 7 мирян были убиты папуасами (баининг) в сев.-вост. части о-ва Нов. Британия.

Недовольство местного населения деятельностью колониальных чиновников, торговцев, плантаторов и миссионеров приводило к восстаниям и возникновению своеобразных религ. движений. Стали появляться проповедники, объявлявшие себя пророками, ясновидцами, мессиями, они призывали людей отказываться от общения с европейцами, покидать миссионерские станы, поселки и школы. Распространилась вера в то, что белые люди скоро уйдут или будут изгнаны, а островитяне получат множество зап. товаров. Местами вспыхивала вера в скорое воскресение всех умерших и распространялась массовая истерия. Множество папуасов покидали миссионерские школы, уходили в горы, возобновляли старые обряды. Подобные мессианские движения (карго культы), эпизодически возникавшие и в др. районах Океании, на Нов. Гвинее приняли наиболее разнообразные формы. В кон. XIX - нач. XX в. самыми известными из них были движение пророка с зал. Милн, движение Байгоны, культ Таро, «безумие Ваилалы». Несмотря на все попытки колониальных властей подавить эти культы, они оказались очень устойчивыми, и их пережитки в П.-Н. Г. сохраняются до наст. времени.

Еще в 1891 г. англичанин из ЛМО Ч. У. Эйбел (1863-1930) основал миссию на о-ве Квато (у вост. побережья Нов. Гвинеи). Считая, что иерархическая структура церкви и строгое учение миссионеров-профессионалов не соответствуют религ. чувству местных жителей, он стремился к созданию независимой общины. В 1918 г. община Эйбела вышла из состава ЛМО и получила название «Миссия Квато» (офиц. Kwato Extension Association).

После первой мировой войны лютеран. миссиями на Территории Нов. Гвинея управляли австрал. лютеране. В 1921 г. прибыли амер. лютеране, в 1932 г. им была передана миссия в Маданге.

Мемориальная церковь Чарльза Эйбела на о-ве Квато. 1941 г. Архит. А. Беавис. Фото: Alex Buenafe
Мемориальная церковь Чарльза Эйбела на о-ве Квато. 1941 г. Архит. А. Беавис. Фото: Alex Buenafe

Мемориальная церковь Чарльза Эйбела на о-ве Квато. 1941 г. Архит. А. Беавис. Фото: Alex Buenafe
1942-1943 гг., во время второй мировой войны, бóльшая часть Территории Нов. Гвинея была оккупирована япон. войсками, к-рые вторглись также на Территорию Папуа. С кон. 1942 г. началось контрнаступление австралийских и американских Вооруженных сил. Ожесточенные бои продолжались до авг. 1945 г. В 1946 г. Нов. Гвинея была объявлена подопечной территорией ООН под управлением Австралии. В 1949 г. Нов. Гвинея и Папуа были объединены в единую Территорию Папуа-Новая Гвинея. После второй мировой войны активизировалась борьба местного населения за независимость. В 1973 г. П.-Н. Г. получила статус самоуправляемой, в 1975 г. стала независимым государством. В 1975-1976 гг. произошло восстание сепаратистов на о-ве Бугенвиль. В 1988 г. оно возобновилось и продолжалось до 1997 г., погибли 20 тыс. чел. В 2000 г. правительство П.-Н. Г. и повстанцы заключили мирное соглашение, по которому был создан Автономный регион Бугенвиль (референдум о независимости Бугенвиля запланирован на 17 окт. 2019). В 2012 г., несмотря на кризис с беженцами из индонезийской пров. Зап. Папуа в П.-Н. Г., правительство страны поддержало Индонезию, т. к. последняя обещала предоставить П.-Н. Г. бóльшую роль, чем у нее была на тот момент, в АСЕАН. В янв. 2017 г. в П.-Н. Г. получили гражданство 138 беженцев из Зап. Папуа, т. о. была сделана попытка ослабить напряженность в отношениях с др. океанийскими странами из-за политики П.-Н. Г. в отношении Индонезии. В сент. 2017 г. П.-Н. Г. отклонила ходатайство о независимости Зап. Папуа на Генеральной ассамблее ООН.

Вторая мировая война нанесла серьезный урон христианским миссиям, 333 миссионера погибли (из них 193 католиков), многие были вынуждены покинуть территорию страны, миссионерские церкви, школы и больницы были разрушены или повреждены. Часть недавно обращенных местных жителей стали возвращаться к традиц. обрядам, во время войны и в первые послевоенные годы возникло более 100 новых культов карго. В этих условиях мн. христ. церкви стали активнее привлекать местных жителей к восстановлению церковной жизни и назначали лидеров из их числа. Эти меры помогли христианству стать частью повседневной жизни как в городах, так и в сельской местности. Еще в 1937 г. впервые в католич. священника был рукоположен местный житель Луис Вангеке (1904-1982), в 1976 г. он стал епископом Береины. Важную роль в укреплении и распространении христианства сыграли катехизаторы из числа папуасов-мирян. В 1995 г. один из них, католик Петер То Рот (1912-1945), убитый в 1945 г. японцами, был объявлен католич. Церковью блаженным. В числе англикан. мучеников был местный уроженец, катехизатор Лукиан Тапиеди (ок. 1921-1942). 15 нояб. 1966 г. в стране была создана иерархическая структура Римско-католической Церкви: викариаты Порт-Морсби, Маданг и Рабаул были преобразованы в архиепископства, к-рым подчинились 10 еп-ств. В 1982 г. епископство Маунт-Хаген получило статус архиепископства. В англикан. Церкви 1-й епископ-помощник местного происхождения Джордж Амбо (1922-2008) был рукоположен в 1960 г. В 1977 г. англикан. Церковь в П.-Н. Г. стала независимой провинцией с 5 диоцезами, ее первым примасом был избран Д. Ханд (1977-1983). На этом посту его сменил Амбо (1983-1990; в 2007 исключен из англикан. Церкви за участие в создании нового культа карго, в 2009 посмертно прощен).

Танцоры приветствуют папу Римского Иоанна Павла II и зам. премьер-министра Папуа-Новой Гвинея Паяса Уингти в Маунт-Хагене. Фотография. 1984 г.
Танцоры приветствуют папу Римского Иоанна Павла II и зам. премьер-министра Папуа-Новой Гвинея Паяса Уингти в Маунт-Хагене. Фотография. 1984 г.

Танцоры приветствуют папу Римского Иоанна Павла II и зам. премьер-министра Папуа-Новой Гвинея Паяса Уингти в Маунт-Хагене. Фотография. 1984 г.
После войны в страну прибывали представители новых христ. деноминаций, гл. обр. из Австралии, а также из США и Нов. Зеландии: Ассамблеи Бога (1948), Евангелическая церковь южных морей (1948), австрал. баптисты (1949), положившие начало Баптистскому союзу (основан в 1977), различные группы независимых баптистов из США, межденоминационная «Миссия новых племен» (New Tribes Mission; 1950), миссия Швейцарского евангелического братства (1954; ныне - Евангелическое братство П.-Н. Г.), миссия Апостольской церкви (1954; в 1981, когда церковь в П.-Н. Г. стала автономной, от нее откололось Христианское апостольское братство), плимутские братья (1951), Церковь Назарянина (1955), Церковь четырехугольного Евангелия (1956), Армия спасения (1956) и др. Быстро набирали приверженцев адвентисты седьмого дня, впервые прибывшие в страну еще в нач. XX в. (к концу столетия их число превысило 500 тыс. чел.). Новоприбывшие христ. орг-ции так же, как и уже действовавшие, приступили к активной христианизации жителей внутренних горных районов Нов. Гвинеи. (Нек-рые этнические группы этого региона были открыты лицами европ. происхождения только во время или после второй мировой войны.) В 1948 г. с этой целью в Яраманду (ныне в пров. Энга) прибыли представители амер. лютеран. церкви - Миссурийский синод. Они закрепились на территории совр. пров. Энга, где в 1961 г. была основана Вабагская лютеранская церковь (по названию центра провинции - Вабаг). В 1978 г. она, к тому времени распространившая свое влияние за пределы пров. Энга, была переименована в Лютеранскую церковь «Гутньюс».

В 1956 г. лютеран. общины, основанные в результате деятельности первых нем. миссионерских организаций, объединились в Евангелическо-лютеранскую церковь Нов. Гвинеи (с 1976 - Евангелическо-лютеранская церковь Папуа-Нов. Гвинеи (ЕЛЦПНГ)). В 1973 г. был избран первый лютеран. епископ из числа местных жителей - Зуреве Зуренуо (1973-1981). ЕЛЦПНГ изначально боролась с возникшим во 2-й пол. XX в. движением лютеран. обновления, что привело к выходу многих ее членов из состава Церкви в 1994 г. и созданию независимых лютеран. орг-ций, придерживающихся движения обновления (Церковь Галилеи и др.). С 1998 г. ЕЛЦПНГ ищет возможности примириться с выделившимися из ее состава общинами и орг-циями.

Во 2-й пол. XX в. усилился экуменический диалог между представителями кальвинист. традиции и методистами. В 1962 г. в результате объединения миссий ЛМО, Миссии Квато и папуа-новогвинейской миссии Пресвитерианской церкви в Нов. Зеландии (небольшая группа действовала в Порт-Морсби) была создана крупнейшая на тот момент протестант. орг-ция - Церковь Папуа (Papua Ekalesia). В 1968 г. она объединилась с 4 регионами методист. миссии (Соломоновы острова, Папуа, Нов. Гвинея, Сентрал-Рейндж), а также с 2 англоговорящими общинами Объединенной церкви в Порт-Морсби в Объединенную Церковь Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых островов (в 1996 были созданы 2 независимые церкви П.-Н. Г. и Соломоновых островов). Несогласная с адм. устройством и теологией новой структуры, Церковь Квато в 1977 г. вышла из ее состава и продолжает самостоятельное существование.

В наст. время значительная часть жителей страны сохраняет мн. элементы традиц. образа жизни. В ряде районов страны слабо развиты коммуникации и социальная инфраструктура. Нередко возникают межэтнические столкновения. Внутриполитическая обстановка остается нестабильной. Большую роль в жизни страны играют клановые структуры, процветает коррупция, в крупных городах наблюдается высокий уровень преступности. В этих условиях крупнейшие христ. орг-ции стремятся поддерживать системы образования, здравоохранения и участвовать в гуманитарных мероприятиях.

Лит.: Abel M. K. Ch. W. Abel: Papuan Pioneer. L., 1957; Уорсли П. Когда вострубит труба. М., 1963; Threlfall N. One Hundred Years in the Islands: The Methodist-United Church in the New Guinea Islands Region, 1875-1975. Rabaul, 1975; Wetherell D. Reluctant Mission: The Anglican Church in Papua New Guinea, 1891-1942. St. Lucia, 1977; Religious Movements in Melanesia Today. Goroka, 1983-1984. 3 vol.; Papers Prepared for the Visit of Pope John Paul II to Papua New Guinea 7-10 May 1984. [Port Moresby, 1984]; Delbos G. The Mustard Seed: From a French Mission to a Papuan Church, 1885-1985. Port Moresby, 1985; The Gospel is Not Western: Black Theologies from the Southwest Pacific. Maryknoll (N. Y.), 1987; The Lutheran Church in Papua New Guinea: The First 100 Years, 1886-1986. Adelaide, 1987; Langmore D. Missionary Lives: Papua, 1874-1914. Honolulu, 1989; Papua-Neuguinea: Gesellschaft und Kirche. Erlangen etc., 1989; Garrett J. Footsteps in the Sea: Christianity in Oceania to World War II. Suva, 1992; idem. Where Nets Were Cast: Christianity in Oceania since World War II. Suva, 1997; The Martyrs of Papua New Guinea: 333 Missionary Lives Lost During World War II. Port Moresby, 1994; Steffen P. Missionsbeginn in Neuguinea: Die Anfänge der Rheinischen, Neuendettelsauer und Steyler Missionsarbeit in Neuguinea. Nettetal, 1995; Divine Word Missionaries in Papua New Guinea, 1896-1996. Nettetal, 1996; Turner A. Historical Dictionary of Papua New Guinea. Lanham, 20012; Die Deutsche Südsee, 1884-1914: Ein Handbuch. Paderborn, 20022; Robbins J. Becoming Sinners: Christianity and Moral Torment in a Papua New Guinea Society. Berkeley, 2004; Jebens H. Pathways to Heaven: Contesting Mainline and Fundamentalist Christianity in Papua New Guinea. N. Y. etc., 2005; Gibbs Ph. Bountiful Harvest: The Churches in Papua New Guinea. Goroka, 2007; Waiko J. D. A Short History of Papua New Guinea. Melbourne etc., 20072; Aerts T. Christianity in Melanesia. Port Moresby, 2012.
И. В. Чининов