[Серб. Папраћа], муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Папрача, в 20 км от г. Зворник (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно легендам, П. была основана в правление серб. кор. Драгутина (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист, прп.), но в письменных источниках она впервые упоминается в XVI в.- в турецкой описи 1528/30 г. сообщается, что в с. Папрача живет правосл. свящ. Радица; в описи 1540/42 г. говорится о 2 объектах, к-рые содержатся за счет жителей церкви (т. е. монахов), выплачивающих ежегодно по 180 аспри; по описи 1547 г., мон-рь выплачивал ежегодно 250 акчи. В сер. XVI в. храм был расписан.
Братия П. неоднократно приезжала в Россию за милостыней: из первой известной по документам поездки, состоявшейся при игум. Григории в 1551 г., монахи привезли Четвероевангелие, полученное в дар от старца Иосифа из Чудова мон-ря. По дороге в Москву в апр. 1551 г. посланцы получили от житомирского старосты кн. Димитрия Федоровича Сангушко (внука серб. деспота св. Иоанна (Бранковича), сына его дочери Анны) роскошное Евангелие, переписанное дьяком Михаилом. В 1585 г. рус. царь Феодор Иоаннович дал грамоту игум. Захарии с разрешением представителям П. приезжать за милостыней. В 1588 г. рус. царь Феодор Иоаннович послал архим. Иоасафу 60 р. и новое разрешение на получение милостыни. Игум. Лонгин дважды приезжал подтверждать последнюю грамоту: 15 окт. 1591 г. и 3 июля 1607 г. Некоторые делегации П. получали милостыню в Путивле и возвращались обратно без посещения Москвы - в 1628 г. архим. Анания и в 1630 г. игум. Даниил с 3 священниками и диаконом. В 1645 г. в Москве побывала делегация П. в составе игум. Симеона, келаря Тодора, иером. Василия и диак. Иосифа и получила от царя Алексея Михайловича разрешение приезжать за милостыней каждый 8-й год. Но в следующий раз братия П. прибыла в Москву за милостыней только в 1683 г. В 1688 г. от П. в Москву прибыла делегация во главе с епископом Енопольским Иоанном, 25 янв. 1689 г. была получена грамота, позволявшая монахам каждый 8-й год приезжать за милостыней.
В период пребывания в 1689 г. делегации в России сама обитель оказалась на линии фронта во время австро-тур. войны (1683-1699), что вынудило монахов вместе с местным населением уйти на австро-венг. территории. 22 нояб. 1696 г. в Киев прибыла делегация во главе с митр. Белградско-Сремским Стефаном (Метохийцем) и настоятелем П.- архим. Софронием (Подгоричанином; впосл. митрополит Карловацкий). Они представили грамоту, дарованную обители в 1689 г., и сообщили, что папрачские монахи покинули мон-рь и сейчас живут в 20 милях от Будима. Получив милостыню, делегация вернулась на родину, архим. Софроний руководил папрачскими монахами до 1705 г. П. упоминается в отчетах о посещении мон-ря монахами патриаршего экзарха Мелетия в 1708 г., в извещении австрийского осведомителя во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и как село в приходе в синкелии 1723 г. попа Фомы. В этот период с храма сняли крышу и уничтожили остальные монастырские здания.
До ухода монахов в П. действовал скрипторий (см. Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 160-161). В нем также переписывались книги, привезенные из России: в 1617 г. Петр переписал Лествицу прп. Иоанна, в 1619/20 г.- Триодь, ок. 1621 г. мон. Даниил (Крпац) списал Синаксарь. Богатством отличалась и ризница. Монахи унесли большую часть ценностей и книг, к-рые впосл. оказались в городах Сараево, Чайниче, в мон-рях на Фрушка-Горе и в разных храмах.
Восстановление П. начал свящ. хаджи Захария Попович ок. 1853 г., о чем сообщает т. н. Тефтер монастыря Папрача, к-рый повествует об истории обители с 1859 по 1880 г. (НБС. Рс 111; см.: Гошић. 1998). Восстановленную церковь в 1869 г. освятил митрополит Дабро-Босанский Дионисий II. Хаджи Захария неск. раз скрывался в Сербии от тур. властей и побывал в России, откуда привез колокол, к-рый неск. десятилетий стоял укрытый в храме в силу запрета тур. властей звонить в колокола. В том же «Тефтере...» описываются б-ка (ок. 30 книг) и ризница П., что говорит о том, что обитель имела все необходимое для проведения богослужений, и что монахи продолжали переписывать книги и делать предметы церковной утвари. На основании упоминания в «Тефтере...» учителя Йовы можно предположить, что в П. действовала школа.
С 1880 г. П. управлял игум. Паисий (Филипович) из Биелине, а с 1892 г.- Кирилл из мон-ря Моштаница (посадил виноградник, умер в 1894). Впосл. игумены часто сменялись, хозяйство пришло в упадок. Игум. Даниил (Билбий) управлял П. с 1901 по 1923 г., отремонтировал храм, возвел братский корпус и здания для школы (1905) и расширил монастырское хозяйство. Во время 1-й мировой войны П. оказалась в тяжелом материальном положении. Игум. Иоаким (Трбоевич) в 1936 г. возвел вокруг обители стену. В нач. 2-й мировой войны он был вынужден покинуть обитель и умер в оккупации в 1941 г. Вскоре храм П. был разрушен, конаки и школа сожжены.
Восстановление П. началось в 1973 г. В 1975 г., в день Рождества Пресв. Богородицы, храм освятил епископ Зворникско-Тузланский Лонгин (Томич). Во время военных действий 1992-1995 гг. П. вновь была разграблена.
Храм П. относится к моравскому типу архитектуры и считается самым монументальным из подобных строений в Боснии и Герцеговине. По архитектуре он напоминает собор мон-ря Манасия, поэтому его возведение датируют сер. XV в. (Kajmaković. 1972) или нач. XVI в. Строение имеет 3 конхи, большой притвор и 2 нартекса (внутренний и внешний). От живописи XVI в. сохранились фрагменты композиций из цикла Страстей Христовых и композиции Успение Пресв. Богородицы. Царские врата и престольные иконы мастера Милии Марковича (1857) пожертвовал храму серб. капитан Миша Анастасиевич из Белграда.