[Греч. Παγκράτιος] (кон. XVI - 3-я четв. XVII в.), иером., доместик Иверского мон-ря на Афоне, греч. мелург. Упоминается в каталоге «тех, кто в различные времена преуспел в церковной музыке» (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143, XIX в.). Точные даты жизни П. неизвестны. Нек-рые сведения о нем можно почерпнуть из певч. рукописей, содержащих его произведения. Впервые П. упоминается в рукописи 2-й пол. XVI в. (самое раннее надписание найдено в Анфологии Ath. Iver. 1295), его произведения регулярно включались в Анфологии и Пападики на протяжении XVII и XVIII вв. Надписание в Матиматарии (см. ст. Матима), выполненном в нач. XVII в. протопсалтом Константином из Анхиала, свидетельствует о том, что П. был его современником, если не сверстником: «...калофоническая [матима], написанная мной, протопсалтом Константином, по требованию кир Панкратия монаха, глас 1-й τετράφωνος: «Роди вси»» (Ibid. 1266. Fol. 69). В кодексе Ath. Laur. E. 36 с именем П. употреблено прозвище Ραιδεστινός (т. е. происходящий из Редеста, Фракия; ныне Текирдаг, Турция) (Καραγκούνης. 2003. Σ. 336; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936. Σ. 71).
В нек-рых рукописях имя этого мелурга сопровождается прозвищем Χελίδης (от χελιδών - «ласточка») (Анфология Ath. Iver. 1096, XVII в.), или Χελλιδῆς (Пападики Ibid. 1010, 1755 г.), или Χελιδᾶς (Новое Пападики Ath. Cutl. 446, 1757 г.). Однако, вероятно, это прозвище было приписано П. по ошибке, т. к. в рукописях помещали рядом херувимские П. и его современника, афинского протопсалта Иоанна Хелидиса (Хелидониса) (см.: Καραγκούνης. 2003. Σ. 326-327, 336).
П. упоминается как монах - гл. обр. в рукописях нач.- сер. XVII в. (Матиматарии Ath. Iver. 1266. Fol. 69; 1184. Fol. 55v, 1673 г.; Анфология-Анастасиматарий Meteor. Metamorph. 229. Fol. 50v), а также в кодексах XVIII в., переписанных с более ранних образцов (напр.: Пападики 1715 г. Sinait. gr. 1299. Fol. 217; Пападики БАН. РАИК. № 42. Л. 378),- и как иеромонах и доместик Иверского мон-ря (напр.: Анфология письма Космы Ивирита РНБ. Греч. № 500. Л. 2; Ath. Pantel. 901. Fol. 1v - 6, 1734 г.).
В нек-рых источниках П. назван Ивиритом (напр.: Анфология 2-й пол. XVII в. Ath. Iver. 951), или (иеро)монахом (из мон-ря) Иверцев, т. е. грузин (напр.: Анфология - Стихирарь сер. XVII в. Ath. Iver. 1180; Ath. Xen. 158, XVIII в.), или без к.-л. добавления к имени (напр.: Пандекти XVIII в. Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 296).
Тот факт, что П. назван доместиком Иверского мон-ря, означает, что он достиг высокого уровня в муз. образовании и исполнительском искусстве. Весьма вероятно, что одновременно он обучал певчих монастырского хора. В кодексе XVI в. Bodl. Seld. B. 43 (S. C. 3373), содержащем теоретические сочинения Мануила Хрисафа и др. авторов, есть более поздняя запись: «Панкратий иеромонах и учитель (καθηγητής) мой, ученика (φοιτητοῦ) Ио(анна)» (Fol. 24v). Важен также факт, что П. был связан с такими одаренными знатоками певч. искусства, как протопсалт Константин из Анхиала. П. причисляли к «новым авторам» музыки (νέοι ποιητές - см. Пападики 1759 г. Ath. Xeropot. 380. Fol. 260v), т. е. к поколению мелургов, живших после падения Византийской империи, труды к-рых способствовали расцвету греч. церковной музыки в 1650-1720 гг. (см.: Χατζηγιακουμής. 1999. Σ. 31-41). Его творчество представлено в немалом количестве списков Анфологий и Пападики, созданных выдающимися мелургами и писцами XVII (см. Матиматарий 1667 г. Космы Македонца Ath. Iver. 991) и XVIII вв. (см. Пападики 1743 г. письма протопсалта Иоанна Meteor. S. Stephan. 52). Помещение миниатюры сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, в Аколуфии 1780 г. Athen. Bibl. Nat. 973 (Fol. 145), в разделе с песнопениями Литургии Преждеосвященных Даров, среди к-рых есть «Ныне силы небесныя» на 1-й плагальный (5-й) глас П., косвенно может указывать на то, что составитель кодекса хотел выделить произведение П., будучи убежденным в верности Христу афонского иеромонаха и доместика.
Все известные произведения П. написаны в пападическом роде: аллилуиарий 1-го гласа (Sinait. gr. 1299. Fol. 217; S. Sepulcri. 704. Fol. 239v), херувимские: на 1-й глас, в т. ч. в краткой версии (συνοπτικὸν ἤ σύντομον) (Ath. Iver. 949. Fol. 112-116v, кон. XVII в.; Ydra. Iliou. 597. Fol. 220, 221, XVII в.; S. Sepulcri. 704. Fol. 311), на 2-й глас (РНБ. Греч. № 500. Л. 2), на 3-й глас (БАН. РАИК. № 42. Л. 378), на 4-й глас (Ath. Iver. 951. Fol. 68; согласно ркп. 1738 г. Ath. Iver. 1297 (Fol. 157), эта херувимская является сокращенным вариантом произведения Герасима - возможно, иером. Герасима, писца Триоди 1634 г. Ath. Laur. H 123; есть вероятность того, что это был Герасим Агиорит), на 1-й плагальный глас (Ath. Iver. 1227. Fol. 242, XVII в.), на 4-й плагальный (8-й) глас (Sinait. gr. 1297. Fol. 65v, 1655 г.), причастен на Рождество Христово «Избавление посла людем своим» на 1-й или 1-й плагальный глас (Sinait. gr. 1302. Fol. 235, XVII в.; Meteor. Metamorph. 92. Fol. 141v, 1772 г.; Ath. Iver. 1180. Fol. 95 - П. или Герасима), «Ныне силы небесныя»: на 1-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 313. Fol. 333v, 1794 г.; S. Sepulcri. 705. Fol. 214v), на 2-й плагальный (6-й) глас (Ath. Iver.1187. Fol. 50, XVII в.), на 4-й плагальный глас (Ath. Doch. 332. Fol. 279. 1760 г., πάνυ ὡραῖον κα συνοπτικόν (весьма красивое и краткое)), матима на Рождество Христово «Слава в вышних Богу» на 1-й глас (Ath. Iver. 978. Fol. 222v, XVII в.).
В рукописной традиции П. известен и как автор обработок произведений более ранних мелургов. Единственной для своего времени является украшенная им версия причастна Ксена Корониса на праздник Креста «Знаменася на нас» на 2-й плагальный глас (Sinait. 1299. Fol. 317; S. Sepulcri. 705. Fol. 175; изд.: Κοινωνικὰ παλαιῶν διδασκάλων. 2014. Σ. 251-255).