Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ (Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан (Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти (Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. (Amore. 1958; Angiò. 1994; Eadem. 1998). С. Дж. Столлман-Пачитти издала на основе 6 рукописей полный текст 1-й редакции Жития в составе своей диссертации (Stallman. 1986; посмертное переизд.: Stallman-Pacitti. 2018). Относительно датировки произведения нет единого мнения: Столлман-Пачитти считала, что оно было составлено до 732/3 г. (или, возможно, в 752-757) в Таормине (Stallman-Pacitti. 2018. P. 18-19), за датировку VIII в. выступал также А. С. Аморе (Amore. 1968. Col. 89); М. Ре предложил дату между 787 и 815 гг. (Re. 2011. P. 251), А. Акконча Лонго - не ранее 815 и до 964 г. (Acconcia Longo. 2001. P. 37-42). Вероятно, автор Жития был служащим в канцелярии кафедрального собора Таормины и написал столь обширное произведение по заказу епископа этого города (Stallman-Pacitti. 2018. P. 19-20). Цель составления Жития - не только прославление святого, но и повышение престижа Таормины и интереса к ней и к ее церкви, а также подтверждение ее претензий на первенство среди др. епископских кафедр, утвержденных ап. Петром на Сицилии. При составлении Жития автор использовал уже существовавшие к тому времени предания о П. Также Евагрий опирался на Иоанна деяния при описании языческого мира и апостольской миссии. Нек-рые эпизоды Жития имеют под собой устные или письменные свидетельства пребывания имп. Константа II Погоната на Сицилии, во время к-рого он сделал Сиракузы столицей империи (Ibid. P. 19-22).
Ре отнес Житие к агиографическим романам; помимо описания жития, проповеди и мученической кончины П. в тексте содержатся 2 значительных отступления - о подвигах Маркиана Сиракузского и о Тавре и Мении, мифологических основателях Таормины (Re. 2011. P. 231). Кроме того, в произведении есть сведения об устройстве и о положении церкви на Сицилии, описываются суждения об иконах, церковное убранство, богослужебные обряды и книги, гражданское и военное управление, топография Сицилии и Калабрии, взаимоотношения с Ломбардией, со славянами и с аварами на Сицилии.
Согласно Житию, П. род. близ Антиохии, когда Иисус Христос еще пребывал на земле. Отец П. вместе с женой и 3-летним сыном отправился в Иерусалим. В одном из городов Иудеи они услышали проповедь Спасителя, уверовали в Него, крестились и возвратились домой. После смерти родителей П. поселился в «небольшой башне» в пров. Понт и проводил время в уединении и молитве. Ап. Петр, проповедовал Евангелие и крестил новообращенных в этой провинции. Он выбрал из них наиболее благочестивого и сведущего в науках мужа по имени Максим и рукоположил его во епископа. Ап. Петр познакомился с П. и крестил его домашних. П. просил у апостола позволения сопровождать его, и тот согласился. Ап. Петр построил церковь рядом с жилищем П. и преподал еп. Максиму церковные установления. П. раздал имущество слугам и бедным. По повелению ап. Петра худож. Иосиф написал икону Спасителя и портреты апостола и П. для памяти последующих поколений. Иосиф расписал церковь сценами из Свящ. Писания, начиная с Благовещения и заканчивая Вознесением Христа. Эти росписи апостол и П. скопировали на папирус и передали еп. Максиму вместе с драгоценным крестом, к-рый отец П. купил в Иерусалиме и перед смертью завещал сыну. После этого П. простился с домашними и, взяв с собой слугу Евагрия (впосл. автор Жития П.), отправился за ап. Петром. Они прибыли на корабле в Антиохию, где встретили Маркиана, к-рого апостолы направили туда из Иерусалима для проповеди. В Киликии они встретили ап. Павла. Оба апостола решили отправить П. и Маркиана для проповеди Евангелия в Италию и Африку, а Крискента, ученика ап. Павла,- в Галлию. На берегу П. и Маркиан нашли 2 корабля, один из к-рых должен был плыть в Сиракузы, другой - в Тавромений. Капитаны уверовали во Христа, ап. Петр крестил их и дал им новые имена, при этом произошло множество чудес и исцелений. Перед отплытием апостол дал каждому из учеников Евангелие, Апостол, богослужебные книги, чашу и дискос, кедровый крест, а также книгу с образцами для росписи церквей. Ап. Петр рукоположил П. и Маркиана во епископы и наставил их в том, как управлять церковью и украшать храм. Корабль, на к-ром плыл П., прибыл в место, называемое Фалькон, где обитало множество демонов. Некогда это был сад Фалькониллы, матери Фалькона, потомка Мении, жены Тавра. После безвременной кончины Фалькона в саду был построен храм в его честь и поставлена высеченная из скалы его статуя, которой в течение 360 лет поклонялись и делали приношения людей и животных. П. и Евагрий направились к капищу, взяв с собой крест, Евангелие и икону Христа, изгнали демонов и заставили их сбросить языческий храм и статую Фалькона в море. П. обратил к Богу и правителя той области Вонифатия, который по просьбе святого построил за 30 дней церковь в Тавромении. По молитве П. языческие храмы и идолы были разрушены, мн. жители города и соседних областей, кроме иудеев и монтанов, уверовали в Бога и крестились. П. исцелил от проказы жрицу Хрису, крестил ее с именем Бенедикта и назначил диакониссой при церкви Тавромения. Вскоре к ней присоединились 2 девушки-сироты и многие др. девы и вдовы пришли в церковь и образовали общину. П. благословил Вонифатия отправиться в военный поход и вместе с ним послал Евагрия, которого до этого он рукоположил во диакона и во иерея. Во главе города остался Элид, который сначала благосклонно относился к христианству, но под влиянием монтанов и иудеев поставил в своем доме языческого идола и воспылал страстью к младшей из сестер-сирот, к-рую звали Сергией. Элид попытался заставить Сергию воскурить фимиам перед идолом, обещая жениться на ней. Та отказалась, и старшая сестра поддержала ее. Обеих дев обезглавили. П. и др. его единоверцы похоронили мучениц и над их могилами возвели часовню. Разгневанные христиане стали грозить иудеям и монтанам наказанием, т. к. они были причастны к казни сестер. Те в страхе бежали в Сиракузы. П. попытался остановить их, но вернулся лишь маг-монтан, к-рый обратился в христианство. После молитвы П. на море поднялась буря и все отплывшие утонули. Вонифатий вернулся с победой и привел пленных аваров. П. крестил аваров, рукоположил священников и диаконов, к-рые вместе с войском ушли в соседние области. Вонифатий казнил Элида за его преступление. Через 2 года по просьбе священников П. освятил в др. областях церкви. По повелению свыше П. назначил Епафродита (бывш. язычника Ксантиппа) священником и послал его в Торакинейскую обл. Там Епафродит проповедовал Христа и крестил. Однако в этой же местности проповедовал и Маркиан. Вначале он был недоволен тем, что П. послал туда своего ставленника, и написал ему жалобу. П. отправил ответ с Евагрием, уверяя Маркиана, что ему был глас свыше относительно миссии Епафродита. Еще до прихода Евагрия Маркиану было откровение, что приезд в его епархию Епафродита угоден Богу. Маркиан оказал поддержку Епафродиту и затем отплыл к П. в Тавромений. Здесь они совместно совершили литургию, и П. проводил Маркиана до Сиракуз. Там ему было открыто о намерении Акилина, правителя Калабрии, разрушить Тавромений. П. поспешил домой, чтобы предупредить жителей о надвигавшейся опасности. После победы Вонифатия над Акилином П. послал в Калабрию для проповеди неск. пресвитеров. Ап. Петр рукоположил в Италии, в Регии Калабрийском, еп. Стефана. Евагрий по поручению П. прибыл в Сиракузы и сообщил обо всем случившемся Маркиану. Незадолго до смерти П. сказал Евагрию, что тот будет его преемником на епископской кафедре, для этого ему вместе с Вонифатием следует отправиться в Рим, где ап. Петр рукоположит Евагрия во епископа. После возвращения Евагрий должен будет крестить Вонифатия. Затем П. отправил Евагрия в одну из епархий, Вонифатий также уехал из города. Тогда язычник по имени Артагар, родом хананей, решил воспользоваться случаем. Вместе с др. язычниками он заманил П. к себе, стал пировать при нем и приносить жертвы идолам. По молитве П. один идол рухнул. Тогда язычники убили святого, а тело его спрятали. Это видел мальчик-христианин. Когда Евагрий и Вонифатий вернулись в Тавромений и не нашли П., над местом, где было спрятано его тело, показался свет, подобный молнии. Мальчик рассказал об убийстве, и язычники были казнены. Тело П. сначала похоронили тайно от народа, а затем торжественно перенесли в др. место. Евагрий и Вонифатий прибыли в Рим к ап. Петру, к-рый рукоположил Евагрия во епископа Тавромения, а тот, вернувшись, крестил Вонифатия. Вместе они построили ц. во имя П. и повелели расписать ее сценами из НЗ и ВЗ. В ней же была помещена икона П. У мощей святого происходили многочисленные чудеса.
Житие П. получило широкое распространение в грекоязычном мире, однако число содержащих его рукописей относительно невелико (см.: Stallman-Pacitti. 2018. P. 23-25). Также сохранились переводы Жития на грузинский, армянский (BHO, N 832-833), арабский (Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 521), славянский и латинский языки. Возможно, в сер. VIII в. Житие было известно в Риме, поскольку отрывок из него входит в состав флорилегия, написанного в защиту иконопочитания (Paris. gr. 1115). В колофоне рукописи указано, что она является копией 1276 г., выполненной Львом Киннамом с рим. кодекса 759 г. (Stallman-Pacitti. 2018. P. 29-30). Прп. Феодор Студит († 826) был знаком с Житием и неоднократно цитировал его в письмах, самое раннее из к-рых (Ep. 8) 814 г. (Theod. Stud. Ep. 8, 72, 199). Также на Житие ссылался свт. Никифор I, патриарх К-польский (806-815), в соч. «Обличение и опровержение».
Тексты о П. создавались и в итало-визант. традиции. Итало-греч. гимнограф Илия Сицилийский составил между 843 и 902 гг. канон П., в основу к-рого положено Житие святого (AHG. T. 11. P. 155-170, 547-553). Еще один канон П. сохранился в рукописи XII в. (Vat. gr. 1547. Fol. 176-178); его автором, возможно, является гимнограф Феодот из Гроттаферраты (Stallman-Pacitti. 2018. P. 33).
Энкомий П. (BHG, N 1411) написал Григорий, мон. из к-польского мон-ря Пагурион. Месторасположение мон-ря неизвестно; название может происходить от греч. πάγουρος (краб). В VIII в. обитель имела важное значение, поскольку имя ее игумена Иоанна обозначено в начале списка участников II Никейского Собора (787) (Mansi. XII 1111; Janin. Grands centres. P. 429). По мнению издателя, текст был составлен или прочитан на Сицилии во 2-е десятилетие IX в. Автор энкомия обращается к Таормине и в то же время просит П. о заступничестве за свою паству. Произведение было составлено ко дню памяти святого, когда верующие Таормины собирались, чтобы почтить его молитвами. Текст основан на Житии П., но также в нем содержатся дополнительные детали, не зафиксированные в др. сохранившихся источниках: напр., сказано, что церковь, основанная П., во времена мон. Григория была посвящена св. Лаврентию. Текст энкомия сохранился только в рукописях южноитал. происхождения (Mess. Salvad. 3. Fol. 95v - 103v, 1141 г.; 26. Fol. 74v - 81v, XII в.) - возможно, он не получил широкого распространения за пределами места своего создания (Stallman-Pacitti. 1990. P. 334-338).
Гомилия П. (BHG, N 1412) была написана в XII в. мон. Филагатом (Филагатом Философом) из Черами, проповедовавшим на Сицилии при королях Рожере II (1130-1154) и Вильгельме I (1154-1166). В ранних изданиях гомилии Филагата публиковались под вымышленным именем Феофана Керамевса, еп. Таормины, IX в. (см., напр.: PG. 132. Col. 989-1004).
Сохранились довольно поздние переводы на лат. язык. Так, в рукописном агиографическом сборнике XIV-XV вв. содержится лат. версия Жития П. (Taurin. I. II. 17. P. 325-332 - AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 447). В XVII в. О. Гаетани опубликовал в «Житиях сицилийских святых» краткий пересказ на лат. языке Жития П., а также отрывок гомилии Филагата из Черами под именем Феофана Керамевса, еп. Таормины, энкомий мон. Григория из мон-ря Пагурион и канон П., написанный Иосифом Песнописцем (Caietanus O. Vitae sanctorum siculorum. Panormi, 1657. T. 1. P. 7-16).
Литургическое поминовение П. известно как в византийской, так и в латинской традициях. Вероятно, первоначально память П. в Таормине совершалась 8 июля. В визант. синаксарях память святого обозначена под 9 февр. и 9 июля. Однако в зап. «исторических» мартирологах память П. обозначена под 3 апр. Под этим же числом она включена в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.). В заметке говорится, что П. был послан на Сицилию, в г. Тавромений, ап. Петром для евангельской проповеди, которую он «запечатлел мученической кровью» (MartRom. P. 123). В совр. редакции Римского Мартиролога день памяти П. приходится на 8 июля и говорится, что, согласно традиции, П. считается 1-м епископом Тавромения (MartRom (Vat.). P. 356).
П. особо почитается на Сицилии. Святой считается покровителем Таормины, где в его честь на развалинах античного храма Юпитера построена церковь. Барочное убранство церкви относится к XVII-XVIII вв. Ежегодно 9 июля здесь широко отмечается день памяти П.: по всему городу устраивается торжественная процессия, во главе к-рой несут статуи П. и ап. Петра.
На груз. языке под 9 июля сохранились 2 версии Жития П. (в груз. источниках - Баграт Тавромениели, ბაგრატ ტავრომენიელი): кименная (оригинальная) и метафрастическая (расширенная). Кименная редакция, составленная учеником П. Евагрием, была переведена с греч. языка прп. Евфимием Святогорцем († 1028) и известна в рукописях груз. коллекции афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 21, 1030 г. Fol. 238-329v; Ath. Iver. georg. 17, XI в. Fol. 1-102v) и Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 134, 1066 г. Л. 112 об.- 296 об.; НЦРГ. А 382, XV в.). Обе рукописи из коллекции Иверского мон-ря были созданы в груз. общине Афона (Ath. Iver. georg. 21 - каллиграф Исаак, по благословению свящ. Григория); летом 1902 г. их обнаружил и скопировал А. С. Хаханашвили. Рукопись НЦРГ. А 134 переписал в груз. Романском монастыре близ К-поля каллиграф Геласий по благословению свящ. Илариона; в нач. XX в., когда ее изучал Хаханашвили, она хранилась в Тифлисском церковном музее. В 1904 г. на основе этих 3 рукописей ученый издал Житие П. на груз. языке с пересказом на русском языке (Баграт, еп. Тавроменийский. 1904). По наблюдению Хаханашвили, груз. версия короче, чем греч. оригинал, и ближе к венскому списку Жития П., чем к московскому.
Метафрастическая редакция сохранилась в коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3, XVI в. Л. 420-487). Служба П. в переводе прп. Георгия Святогорца († 1065) входит в состав коллекции Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 107, 1300 г. Fol. 41v), содержит 2 стихиры на «Господи, воззвах» и указание петь ирмосы 4-го гласа «Моря чермную пучину». Изображения П. сохранились в ц. свт. Николая мон-ря Кинцвиси (святительский ряд в апсиде; Татарченко. 2016. С. 57-58) и в ц. Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Бетаниа (грань сев. столба зап. стены; Макарова. 2017. С. 185).
В слав. традиции представлено пространное Житие П., переведенное с греческого пресв. Иоанном (сообщение об этом есть в послесловии к слав. пер. Жития прп. Антония Великого), к-рого исследователи отождествляют с Иоанном Экзархом; т. о., перевод считается сделанным в Болгарии в нач. X в. (см.: Милтенов Я. Славянская рукописная традиция Жития Панкратия Тавроменийского // Wiener Slawist. Almanach. Münch., 2013. Sdbd. 82. 2013. S. 135-143). Перевод следует греческому оригиналу (BHG, N 1410-1410a), наиболее близка к нему по содержанию рукопись из Криптоферратского монастыря (Stallman C. J. The Life of S. Pancratius of Taormina. Oxf., 1986). Сохранились 2 серб. списка: первый (с утраченным началом) датируется рубежом XIII и XIV вв. (РНБ. Q. п. I. 33), второй (полный) - 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. № 82); единственный рус. список сделан в XVII в. с полного сербского (ГИМ. Воскр. № 124). Кроме того, известно, что в XII в. рукопись Жития хранилась в мон-ре Ксилургу на Афоне, что следует из греч. описи «русских книг» (τὰ ρουσσικὰ βιβλία), сделанной в 1142 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. P. 73-76). Из-за большого объема текста слав. Житие П. всегда переписывалось в виде отдельной книги и не входило в состав Четьих-Миней, поэтому оно не включено и в ВМЧ митр. Макария. Выдержки из Жития опубликованы Б. С. Ангеловым (Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Т. 2. С. 106-138), подробный пересказ сделан еп. Порфирием (Успенским) (Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 2. Отд. 1. С. 39-97). В кон. XVII в. был сделан еще один перевод Жития П.- с др. греческой версии, его автор - Сучавский митр. св. Досифей (Барилэ) (Горский А., Невоструев К. Описание слав. рукописей Моск. Синод. б-ки: Писания св. отцов. М., 1859. Ч. 2. С. 138-139, № 128; Милтенов. Там же. С. 137).
Помимо пространного Жития П. имеются также краткие проложные сказания о нем. В Прологе краткой редакции, переведенном в кон. XI или нач. XII в., под 9 февр. находится память Маркиана, еп. Сицилийского, П. и Филагрия Кипрского. В ней сообщается о знакомстве П. с ап. Петром, о епископстве П. в Тавромении и о его убийстве язычниками. В Пролог пространной редакции, составленный на Руси в кон. XII в., эта память была также включена без существенных изменений. Кроме того, в Прологе краткой редакции есть упоминание о П. под 9 июля с указанием, что он жил во времена апостолов и происходил из «великой Антиохии». В Прологе пространной редакции эта память была расширена за счет выписок из Жития П. В частности, здесь рассказывается, что по совместному совету апостолов Петра и Павла, прибывших в Антиохию, П. был направлен в Тавромений, чтобы учить язычников; когда корабль подошел к острову, «кумирница» бога Фалкона вместе со всеми идолами была сброшена в море силой Христа; затем П. обратил в христианство кн. Внифантия и крестил мн. местных жителей на острове; когда же Внифантий ушел воевать, идолослужители ночью убили П. Т. о., из пространного Жития П. в Пролог перешли только основные сюжетные детали текста (преимущественно из его начала), характерные для агиографического повествования, многочисленные боковые сюжетные линии и большой легендарный материал были оставлены без внимания. Тем не менее факт использования Жития П. показывает, что составители Пролога им располагали, т. е. скорее всего существовала его восточнославянская версия. Этот текст Пролога включен в ВМЧ под 9 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 304 [2-я паг.]).
Сказание о П. под 9 июля в стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., чуть более обширно (греч. оригинал см.: SynCP. Col. 807-809): в нем повествуется, как П. крестился с родителями на Сионе, подвизался в пещере в Понтийских горах, после встречи с ап. Петром был поставлен им (и ап. Павлом) во епископы Тавромения, куда отправился с корабельщиками Ликаонидом и Ромилом, там уничтожил идолов Фалкона и Лисона, обратил в христианство Вонифантия, который создал церковь за 30 дней; П. исцелял болезни и привел к вере многих, за исключением монтанов, которые вместе со своим предводителем Артагалом и убили его (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 24-25). Этот текст также включен в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 306 [2-я паг.]), а в XVII в. вошел в состав печатного Пролога под той же датой.
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, при составлении своего сказания о П. пользовался всеми Житиями обычного и стишного Прологов, объединив и переработав содержащуюся в них информацию; среди его источников было, вероятно, и пространное Житие в лат. переводе или его пересказ, т. к. он упоминает имена бога Скамандрона и «мучителя» Аквилина, отсутствующие в Прологах ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 275-276).
Сведения о прижизненном изображении святого содержит его Житие: зограф Иосиф создал «энкаустическими красками» образ Спасителя, а затем ап. Петра и П., о чем его попросил сам первоверховный апостол (Stallman-Pacitti. 2018. P. 53-55. Ch. 9). Еще один образ святого был создан вскоре после его кончины. По словам Евагрия, автора Жития П., он на иконе «изобразил лицо» своего наставника с большим сходством и отметил: «Когда я смотрю на его драгоценное лицо на иконе, мне кажется, что я разговариваю с ним во плоти и вижу его» (Ibid. P. 490, 491. Ch. 346).
В конце средневизант. периода, от к-рого сохранился образ П. на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 388, 1-я четв. XI в.), черты святого приобретают определенность: его изображают седовласым, с бородой средней длины, в епископском облачении, к-рое составляют подризник, фелонь, омофор, с Евангелием - в данном случае стоящим на левой, покровенной фелонью руке, на омофоре. На миниатюре П. представлен вместе со священномучениками Маркеллом и Филагрием, также учениками и ставленниками ап. Петра. Фронтальные ростовые фигуры епископов священномучеников показаны каждая на архитектурном фоне в виде арок, фигура П.- крайняя справа.
Близок к изображению в Минологии имп. Василия II образ на фреске домонг. времени в одном из куполов на хорах собора Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.), предположительно идентифицированный как П. по остаткам надписи (Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д. Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве: Новые атрибуции // ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 219-236).
О святом, как о человеке еще не старом, но уже перешагнувшем границу средних лет, есть сведения в созданном ок. 1730-1733 гг. на Афоне греч. руководстве для зографов - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота. Автор в минейном разделе изображений «страданий мучеников» описал сцену мученичества П. (под 9 июля): «Святой Панкратий, с проседью в остроконечной бороде, скончался, брошенный в пропасть» (Ерминия ДФ. С. 213). Однако в сохранившихся памятниках изображение кончины святого представлено в др. вариантах, различающихся в т. ч. с предложенным в Ерминии. В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v, 1322-1340 гг.), под 9 июля размещена сцена усекновения главы средних лет темноволосого епископа с короткой бородой, по надписи - П., облаченного в фелонь розовато-серо-оранжевого цвета и омофор. Образ П. в мучении представил дважды в настенных минейных циклах храмов на Афоне мастер Дзордзис Критский, оба раза под 9 февр.: в нарфике кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47; Τούτος, Θουστέρης. 2010. Σ. 247) и в лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68; Ibid. Σ. 346). В мон-ре Дионисиат показано удушение святого веревкой: ее за концы тянут 2 человека, стоящие по сторонам П., святой в полусидячем положении обессиленно оседает на землю, левая рука опущена, правая - в жесте молитвенного обращения (ср. с близкой по изображению сценой мучения свт. павла I Исповедника, архиеп. К-польского, в той же росписи). Его фигура массивна за счет епископского облачения, к-рое составляют подризник, крещатая фелонь, омофор, епитрахиль, палица; у святого кудрявые с проседью темные волосы, остроконечная борода.
Для части минологиев с образами на июль предпочтительным стало единоличное изображение П. В составе цикла настенных миней его полуфигура представлена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18; Миjовић. Менолог. С. 283. Слик. 102) - он не стар, но с проседью в темных вьющихся волосах, борода недлинная, в фелони (обеими руками прижимает к груди Евангелие); в ц. свт. Николая в Пелиново (1717-1718) П. показан в рост (Там же. С. 389).
Епископский сан П. предполагает размещение его образа в программе росписи алтарной зоны храмов, как, напр., на зап. стене юж. апсиды кафоликона Протата на Афоне (ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин; Τούτος, Θουστέρης. 2010. Σ. 55). На святом крещатая фелонь, у него кудрявые с проседью темные волосы, сужающаяся книзу средней длины борода - это одно из ранних изображений П., тип к-рого станет основным в его иконографии, в т. ч. на афонских фресках: напр., на зап. стене сев. апсиды кафоликона Великой Лавры св. Афанасия (1534/35, мастер - мон. Феофан Стрелицас Вафас; Ibid. Σ. 77); на своде компартимента при переходе из центрального в сев. помещение алтаря (Ibid. Σ. 251) и др.
В рус. иконописных подлинниках описание П. помещено под 9 июля; его облик уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского. В датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции о священномученике сказано: «Сед, брада аки Власьева, на концы притупа; риза кресчата, исподь лазорь с белилы; обема рукама держитъ евангелие» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 119). В принадлежавшем Г. Д. Филимонову списке подлинника сводной редакции нач. XVIII в., происходящем из Палеха, учитывается прославление П. как священномученика - наряду с Евангелием он держит крест: «…подобием сед, брада продолговата аки Власиева, но на конец притупа, ризы святительския крестечныя, исподни лазоревы и омофор, в руке Евангелие, в другой крест Христов» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 385-386; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 114). Описанию подлинника Новгородской редакции соответствует изображение П. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (XVII в.): св. епископ стоит в соответствующем его сану облачении, обеими руками прижимает к себе Евангелие (см.: Строгановский подлинник (под 9 июля)). Ни в одном из названных подлинников возраст П. не обозначен словом «стар», а уточняется определением наличия седины - от «с проседью» до «сед». Тем не менее в поздней компиляции сведений из подлинников, житий святых и их изображений, созданной акад. В. Д. Фартусовым как пособие для иконописцев (1910), о П. сказано: «стар», указание на подобие свт. Власию Севастийскому опущено, но добавлен текст на хартии, к-рую предложено писать в руке святого наряду с крестом: «Тщание же многое о прославлении имени Христова приложив, созда церковь и служаше в ней, уча и просвещая народ, к нему собирающийся, утверждаше проповедаемую веру знаменями и чудесы» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 342).
В рус. памятниках изображения П. известны гл. обр. по минейным циклам. Вероятно, в 1468 г. (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.- см.: Лифшиц. 1987. С. 517) был выполнен месяцеслов ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде (фрески поновлялись, переписаны в 1845) - фигура П. помещена на сев.-зап. столбе в нижнем регистре: он показан в преклонном возрасте, облачен в крещатую фелонь (Там же. С. 519). На иконных святцах - тот же тип образа, напр. на иконах на июль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 60), XVII в. (ЦАК МДА) и др.
Изображение П. помещено на двусторонней иконе-«таблетке» из собора Св. Софии в Вел. Новгороде «Святые Константин и Елена. Святые Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские» (сер. XVI в., НГОМЗ; см.: Лазарев. 1983. С. 34. Ил.). Святой показан слева: облачен в крещатую фелонь, у него темные волосы с проседью, остроконечная борода до середины груди; в левой руке держит Евангелие, правой - благословляет.
Встречаются изображения П. в составе избранных святых, выбор к-рых, как правило, продиктован желанием заказчика иметь икону с соименными ему и/или его сродникам святыми. К таким образам относится, напр., икона «Избранные святые: Александр Невский, Афанасий Великий, Панкратий, Иоанн Воин» (1-я пол. XIX в., АГМДЗиНИ, см.: Госкаталог РФ. № 8474937). Святые предстоят Спасителю в облачном сегменте в центре вверху, П.- 1-м слева. Несмотря на то что епископское облачение в соответствии с изменениями Нового времени поменялось с фелони на саккос, сохранился крещатый рисунок, но в остальном образ далек от устоявшегося типа изображения П.: на этой иконе он лысоват, темная прядь длинных волос опускается за спину, борода округлой формы, в правой руке святой держит кадило.