[Памво, Памвон, Памо; греч. Παμβώ] (ок. 303 - 373/4), прп. Нитрийский (Египетский) (пам. 18 июля; пам. зап. 1 июля), подвижник и наставник монахов. Отдельного Жития П. нет; разрозненные свидетельства о нем сохранились в неск. источниках: «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Lausiac. 10, 46), «Церковной истории» Руфина (Rufin. Hist. eccl. II 4, 8) и «Церковной истории» Сократа Схоластика (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23), Апофтегмах (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 197, 260, 368-372 (алфавитное собрание); Apopht. Patr. (Guy) (систематическое собрание)), Письме к Евстохии блж. Иеронима Стридонского (Hieron. Ep. 22). Также известны отрывки копт. «Лавсаика», сохранившиеся во фрагментах копт. Синаксаря (Amélineau. 1887. P. 73-124; Quatre ermites. 1994).
Однако С. Тильмон и К. Батлер обратили внимание на то, что имя Памва встречается в перечне отцов, отправленных в ссылку в Палестину по настоянию арианского архиеп. Александрийского Лукия; их сопровождала Мелания Старшая уже после своего визита в Нитрию. Также в одной из Апофтегм алфавитного собрания («О Феофиле» /- Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 197) утверждается, что Феофил, уже будучи архиепископом Александрийским (т. е. после 384, см. ст. Феофил I (384-412)), посетил П. Тильмон предположил, что, возможно, Мелания вторично находилась в Нитрии в промежутке между 385 и 390 гг. Но Батлер считает, что поскольку Палладий слышал об отцах, отправленных в ссылку спустя много времени после этого события, то он мог сделать ошибку в списке имен. При отсутствии критического издания Апофтегм исследователь предполагает, что либо имя Феофил, либо имя Памва ошибочно попали в этот текст. К тому же следует учесть, что большинство Апофтегм были созданы не с целью задокументировать хронологию, а для духовного наставления. Ж. М. Соже предполагает, что имя Памва могло принадлежать неск. людям, жившим в разное время. Однако все исследователи склонны признать 373/4 г. датой смерти П.
Сомнение у исследователей вызывают и данные о том, был ли П. священником. Единственное место, на основании к-рого Х. Дж. Эвелин-Уайт и Л. Реньо делают положительный вывод о священстве П., это упоминание о посещении Нитрии прп. Макарием Великим (Египетским), где есть фраза: «...εἰς τὴν προσφορὰν τοῦ ἀββὰ Παμβώ» (Ibid. Col. 260). Эвелин-Уайт считает, что это произошло до 340 г., т. к. Макарий Египетский был рукоположен около этого года. Однако Ж. К. Ги предлагает переводить этот фрагмент так: «...на поминальную службу по авве Памво» (Les apophthègmes des Pères: Coll. systématique / Introd., texte crit., trad. et not. J.-Cl. Guy. P., 2005. (SC; 498). T. 3: 17-21. Р. 165). Палладий называет П. наставником «Долгих братьев» - Диоскора, еп. Гермопольского, Аммония Долгого, Евсевия, Евфимия. Только из копт. фрагментов известно, что до начала иноческой жизни П. был женат и имел 2 сыновей (Quatre ermites. 1994. P. 95).
П. был одним из первых насельников Нитрийской горы после аввы прп. Аммона Нитрийского. Руфин причисляет его наряду с др. известными подвижниками к ученикам прп. Антония Великого (Rufin. Hist. eccl. II 4). Однако, по мнению Эвелин-Уайт, это означает лишь то, что П. находился под влиянием прп. Антония (Eveleine-White. 1932. P. 53). В алфавитном собрании сохранились 2 апофтегмы, к-рые свидетельствуют о знакомстве П. и Антония Великого (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 77, 540).
Особое место в источниках занимают свидетельства о нестяжательности П., об этом рассказывается и в «Лавсаике», и в Письме к Евстохии. Так, Палладий сообщает, что Мелания Старшая пожертвовала П. 300 литр серебра. Преподобный принял дар и велел своему эконому Оригену раздать серебро братьям, испытывающим нужду, в Ливии и на островах, но не в Египте, т. к. это плодородная страна, где монахи могут кормиться своим трудом. Когда Мелания, видимо заподозрив, что П. не понял, какая большая сумма у него в руках, напомнила о весе своего подношения, подвижник ответил, что Тот, Кому он предназначает эту жертву, взвешивает горы и не нуждается в весах. Блж. Иероним приводит историю одного нитрийского монаха, к-рый после смерти оставил 100 солидов, заработанных прядением льна. Среди монахов Нитрийской горы возникли разногласия о том, что делать с этими деньгами. Нитрийские отцы, в их числе и П., постановили зарыть деньги вместе с владельцем (Деян 8 - 20; Hieron. Ep. 22). Копт. фрагмент «Лавсаика» сообщает о благотворительной деятельности П. (Quatre ermites. 1994. P. 101).
Апофтегмы (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 369) и Сократ Схоластик свидетельствуют о знакомстве П. со свт. Афанасием I Великим, еп. Александрийским, по вызову которого отшельник прибыл в Александрию, вероятно, для противостояния ересям. Во время этого посещения он увидел некую актрису и заплакал. Когда его спросили о причине слез, он ответил, что оплакивает как ее погибель, так и то, что он не столь ревностно угождает Богу, сколь она угождает распутным людям.
Сократ Схоластик сообщает, что П. был неграмотен, однако отличался рассудительностью. Так, еще в начале жизни в пустыне он пришел к некоему монаху, чтобы со слуха выучить псалмы. Однако, услышав 1-й стих 38-го псалма: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим», отказался дальше изучать Псалтирь, пока не научится следовать тому, о чем сказано в начале псалма. Спустя 19 лет подвижник считал, что едва приблизился к заветной цели. Если его спрашивали о чем-то, он имел обыкновение не отвечать сразу, но говорил, что не знает ответа, а сам искал правильное решение вопроса неск. месяцев, а потом сообщал исчерпывающий ответ.
Перед смертью П. сказал собравшимся вокруг него братьям, что с того времени, как он пришел в пустыню, не помнит, чтобы питался чем-то полученным не от трудов своих рук... и не раскаивался в слове, сказанном до наст. часа, и что он отходит к Богу, будто и не вступал на путь благочестия.
Памяти П. в коптско-араб. синаксарях нет. Посвященное преподобному двустишие включено в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 9. С. 41), память без Жития и сказания представлена в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 319 (2-я паг.)).
Изображения П. встречаются в минологиях позднепалеологовского времени, напр. в росписи Успенской ц. мон-ря Грачаница (ок. 1320): на зап. грани сев. простенка между нефами, под 30 сент.- поясное изображение рядом со свт. Григорием Просветителем (Миjовић. Менолог. С. 291, 292. Ил. 121). П. сед, в монашеских одеждах, у него недлинная клиновидная борода, конец к-рой разделен на пряди; подписан как «Сти Павоiе». Редкая сцена, имеющая значение житийной, находится в цикле деяний преподобных отцов в лити (притворе) кафоликона мон-ря Хиландар (на своде в сев.-вост. травее его крестовых перекрытий, живопись 1321/22 г., под записью 1803/04 г.). П. представлен обличающим человека, к-рый одержим демонами: поднятой рукой П. останавливает идущего ему навстречу темноликого путника; преподобный в темном платье, с куколем на голове, у него недлинная седая борода, левой рукой опирается на посох (Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημεακις ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους,, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. 13.1-13.3. Σ. 188). В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание П. помещено под 18 июля; его облик (по типу бороды: «...подоле и проста») уподобляется облику прп. Симеона Столпника (см., напр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 394-395). В руководстве для иконописцев акад. В. Д. Фартусова (под 18 июля) его предлагается писать как египтянина, седовласым старцем с лицом исхудавшим и просветленным, в монашеских одеждах, с куколем на голове (Фартусов. 1910. Руководство к писанию икон. С. 356).