[Серб. Паjисиjе] (Яневац) (сер. ХVI в., с. Янево близ г. Приштина, Косово и Метохия - 2/3.11. 1647, с. Будисавци близ г. Печ, Косово и Метохия), свт. (пам. 2 окт.), патриарх Печский (1614-1647), писатель. Род. в семье свящ. Димитрия и Дафины. Учился в родном селе и в мон-ре Грачаница. Был священнослужителем при патриархе Печском Иоанне Кантуле. В 1612 г. стал митрополитом Грачаницким (Липлянским). После отъезда патриарха Иоанна по вызову в К-поль возникло опасение, связанное с тем, что османские власти не позволят ему вернуться на кафедру, поэтому 4 окт. 1614 г. в мон-ре Грачаница состоялся Собор серб. архиепископов, на к-ром П. был избран патриархом. Через неск. дней после его избрания, 14 окт., по обвинению в подготовке восстания патриарх Иоанн был казнен в К-поле.
Церковная политика П. отличалась лояльностью по отношению к властям Османской империи и отказом от ориентации на зап. державы. В этот период значительно расширились контакты представителей Сербской Церкви с Русью, но, насколько это было вызвано позицией Печского патриарха, неизвестно (см.: Наумов Е. П. К истории связей России с южнослав. народами в 1-й пол. XVII в. // Связи России с народами Балканского полуострова: 1-я пол. XVII в. М., 1990. С. 94-113). Его длительное патриаршество (33 года) отмечено частыми поездками по епархиям, строительством или обновлением мн. церквей в Далмации, Зете и Рашке. Началось возрождение церковной живописи, что наиболее ярко выразилось в творчестве Страхини из Будимля и Георгия Митрофановича.
П. посетил Боснию (1618) и начал вести т. н. Печский помянник, в котором описывал свои путешествия. В 1621 г. посетил с. Горне-Неродимле (1621), мон-рь Убожац (1621 и 1623); Рджявац (Косово и Метохия, запустел в кон. XVII в.), келью Шашковци (?, 1624), Белград, Срем, Будим (Буду) и Пешт (1624 и 1627), мон-рь Грабовац, Бачскую обл., возможно, побывал и в Софии, мон-рь Ремета (1626), Темишвар и ряд мест в обл. Банат (1629), вероятно, Самоков (1630), мон-рь Жича (1631), Карловци (1632), мон-рь Дечаны (1635), мон-рь Морача (1639), К-поль (1641) и проч. Судя по многочисленным записям (ок. 80, 1612-1647), практически в каждом храме он осматривал имевшиеся там книги и приобретал нек-рые из них для копирования в скриптории мон-ря Печская Патриархия либо для передачи в др. храмы.
Лит. деятельность П. была направлена на возрождение прерванных османским завоеванием серб. духовных традиций. Творчество П. отличается художественной скромностью, стремлением развивать серб. агиографию. Он был последним серб. писателем, работавшим в жанре жития. В 1628/29 г. или чуть позже он составил синаксарное Житие серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах) и Службу ему, в 1641 г.- синаксарное Житие и Житие св. царя Уроша (см. Стефан Урош V) и службу ему, чем способствовал возрождению почитания этих серб. правителей. Обе службы имеют акростихи с именем П.: в службе св. Симону - «Паисий недостойный поет тебе» (входят каноны Пресв. Богородице и прп. Симону); в службе царю Урошу - «Паисей недостойный поет тебе, блаженный Уроше» (входят каноны св. Урошу, прор. Аввакуму и Пресв. Богородице). Произведения П. основаны на скудных письменных источниках, серб. летописях и родословах и на народных преданиях, поэтому не отличаются достоверностью. Так, он провозгласил царя Уроша мучеником на основании предания о его убийстве Вукашином Мрнявчевичем. В текстах встречаются цитаты из сочинений свт. Саввы I, архиеп. Сербского, кор. Стефана Первовенчанного, иером. Доментиана, Феодосия Хиландарца, Константина Костенечского и Димитрия Кантакузина. В «Послании папе Урбану VIII» П. призывает к соблюдению решений Вселенских Соборов и рассуждает о вопросе бесквасных и квасных хлебов, а также о Filioque.
П. был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2017 г. Наиболее известное изображение П.- икона мастера Йована 1663 г. (ныне в Национальном музее в Равенне).