(Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре, ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров); получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин), благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» (Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка.
В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря. Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).
Однако «пылкий, непреклонный» характер П. стал «причиною частых его переходов из одного монастыря в другой» (Титов. 1910. С. 440). С 27 нояб. 1783 г. архимандрит Московского Симонова монастыря, 13 окт. 1785 г.- Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова ставропигиального мужского монастыря, с 14 янв. 1786 г.- Новоспасского московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря. При П. в Новоспасской обители была построена новая колокольня, в которой освящена ц. во имя прп. Сергия Радонежского, проведены различные ремонтные работы. 21 июня 1787 г. П. перед имп. Екатериной II Алексеевной «худо говорил речь» - «нарочно старался», чтобы не превзойти риторического мастерства митр. Платона (Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 389).
19 нояб. 1792 г. П. был утвержден членом Синода. В февр. 1794 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, и 20 марта в С.-Петербурге в присутствии имп. Екатерины II состоялась его хиротония во епископа. 9 мая того же года прибыл в Н. Новгород, на следующий день совершил литургию в кафедральном Преображенском соборе. После удаления на покой в Москву в янв. 1794 г. еп. Дамаскина (Семёнова-Руднева) нашел «епархию свою в немалом разстройстве». Нижегородцам П. запомнился как «весьма строгий» и «немилостивый» архиерей. По утверждению преосв. Макария (Миролюбова), П. с «твердой волей и строгостию начал искоренять» в епархии различные беспорядки. При нем невежественные и провинившиеся священнослужители ссылались на разные работы в монастыри, «праздношатавшиеся и запятнавшие себя пороками» подвергались запретам в служении, лишались сана, некоторых отдавали в солдаты. Борясь с пороками в семинарской среде, П. требовал, чтобы все учащиеся Нижегородской ДС проживали в казенных корпусах под надзором наставников (плата 22 р. в год), часто лично посещал семинарию. С 1797 г. Нижегородская ДС вместо 2 тыс. р. стала получать 4 тыс. р. в год. Особо заботился об арзамасской Высокогорской пуст. и добился в 1798 г. для этой обители самостоятельного статуса. 14 окт. 1797 г. старообрядцы Н. Новгорода просили П. предоставить им церковь и назначить правосл. священников из клира его епархии для совершения богослужений. В следующем году архиерей позволил им иметь церковь, где священник мог бы «отправлять службы по старопечатным книгам» (ПСЗ. Т. 25. № 18428).
В 1797 г. П. вместе с духовенством встречал в Н. Новгороде имп. Павла I Петровича и великих князей Александра и Константина Павловичей во время их путешествия в Казань. Перед визитом царя в кафедральном соборе были проведены поспешные ремонтные работы, «исправлены ветхости», сшиты новые парадные облачения всему городскому духовенству и форменные платья певчим. П. даже «приказал им напудриться и спрятать заплетенные косы в кошельки, введенные тогда в употребление по всей армии» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 184-185; Титов. 1910. С. 442). 12 мая 1798 г. на обратном пути из Казани имп. Павел I лично наградил П. орденом св. Анны 1-й степени. 26 окт. того же года П. был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру, 2 дек. прибыл в Тверь. При П. в Твери были заведены 2 «кружки для вдов и сирот», в кафедральном соборе обновлен иконостас, иконы нижнего ряда украшены серебряными окладами, а чтимый образ Преображения Господня - ризой. По инициативе П. определением Синода от 5 мая 1799 г. были учреждены муж. богадельня при Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре и жен. богадельня при тверском в честь Рождества Христова женском монастыре, но впосл. «дело не состоялось за недостатком суммы» и из-за преклонного возраста самих насельниц обители (Чередеев. 1859. С. 148). После возведения 15 мая 1799 г. в сан архиепископа и назначения 26 дек. того же года Ярославским и Ростовским архиепископом П. бо́льшую часть времени жил в столице при первоприсутствовавшем в Синоде митр. Амвросии (Подобедове). Участвовал в собраниях АН и во многих церковных церемониях, в т. ч. 11 марта 1800 г.- в возведении Евгения (Болховитинова) в сан архимандрита.
В сент. 1801 г. П. участвовал в коронации имп. Александра I Павловича; награжден орденом св. кн. Александра Невского. Назначенный в кон. 1802 г. обер-прокурор Синода А. А. Яковлев в своих несколько тенденциозных записках отметил, что П. «всегда был в открытой вражде» с митр. Амвросием и уговаривал обер-прокурора «действовать с ним вместе, дабы онаго из Синода уволить, а ему заступить на его место», «надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего». Яковлев писал о скрытности, мстительности и интриганстве архиепископа, о его приверженности к пьянству (Яковлев. 1915. С. 20, 23), в результате чего 7 окт. 1803 г. П. был уволен из Синода и отправлен в Ярославль. Одним из непосредственных поводов к смещению П. называют его «неблагоприятный отзыв» о «Духовном регламенте» и об инструкциях, составленных синодальными чиновниками (Титов. 1910. С. 443). Пребывание П. в Ярославской епархии государь находил нужным «для пользы вверенной ему духовной паствы».
В 1795-1801 гг. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре на пожертвования гр. Н. П. Шереметева строился Димитриевский собор, в к-рый благотворитель с архимандритом решили перенести из Зачатиевской ц. мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)). Однако этому намерению «воспротивился» П., напомнив, что по прибытии в 1702 г. в Ростов свт. Димитрий сам указал на место своего буд. погребения - там, где впосл. был освящен Зачатиевский храм. Самолюбие Шереметева было «сильно оскорблено этим правдивым ответом преосвященного», и он на время «прекратил дальнейшую постройку этой церкви». Тем не менее 28 окт. 1801 г. П. освятил Димитриевский храм (Титов А. А. Спасо-Яковлевский Дмитриевский мон-рь в Ростове Великом // ИВ. 1888. Т. 31. № 2. С. 428, 429). П. инициировал дело о растратах прежнего Ярославского архиеп. Арсения (Верещагина), опечатал имущество архиерея и предписал «до учинения расчета» его родственникам «ничего не выдавать» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 525; Ф. 232. Оп. 1. Д. 832). Указами П. в 2 девичьих обителях, ростовском Рождественском и угличском Богоявленском мон-рях, вводилась общая трапеза для сестер, несмотря на сопротивление настоятельниц. В сент. 1803 г. по требованию П. в обители Ярославской епархии были разосланы «Правила монашеского жития», к-рые предписывалось раз в месяц после субботней трапезы читать на собрании всей общины.
На П., отличавшегося «цветущим здоровьем», «неблаговоление государя так подействовало», что вскоре после удаления из Синода в 1804 г. он заболел. 28 марта 1806 г. тело почившего П. перенесли из храма архиерейского дома в ярославский Успенский собор, где состоялось погребение (собор взорван 26 авг. 1937, восстановлен в 2004-2010). Над гробом П. был установлен памятник с 2 надписями (см.: Лебедев А. Н. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 18962. С. 38).
П. перевел «Histoire d'Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) - историческую компиляцию из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха, Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленную франц. аббатом Сераном де ла Туром, пользовавшуюся популярностью в кон. XVIII в. («История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774)). В посвящении наследнику престола вел. кн. Павлу Петровичу П. утверждал, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения - «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». Также П. выполнил перевод труда франц. ученого Л. С. Ленена де Тиймона (Le Nain de Tillemont L. S. Mémoires pour servir á l'Histoire ecclésiastique des six premiers siécles, justifies par les citations des auteurs originaux. P., 1693-1712. 16 т.), но «перевод этот в печать цензурой не был пропущен» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 182). Множество поучений П. не изданы, опубликованы лишь нек-рые извлечения из противораскольнических проповедей (Там же. С. 185-187).
Прижизненные портреты П., вероятно, не сохранились. Поясной живописный портрет П. написан П. Ф. Рыбниковым в кон. 1809 г. (поправлен К. Я. Каниевским в 1836; ИРЛИ (ПД). № И. 2853) для портретной галереи членов Российской академии, размещавшейся в зале академических собраний Российской академии в С.-Петербурге. П. изображен вполоборота влево в черной рясе и черном клобуке, на груди - панагия, звезда и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте; у П.- черная курчавая борода, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах. В кон. 30-х гг. XIX в. по рис. М. А. Кашенцева с этого портрета была создана литография (с большой точностью воспроизводящая живописный оригинал) для сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии», печатавшейся к 50-летнему юбилею академии по инициативе ее президента А. С. Шишкова (СПб., изд. А. О. Мошарского, 1835-1841; ИРЛИ (ПД). № ПД-10193; экземпляры в ГМИИ, ЦАК МДА).
На картине «Изображение архиереев Тверской епархии, учрежденной в 1271 году» посл. четв. XVIII в. (с поздними дополнениями; ТОКГ. Инв. № Ж-843), происходящей из кафедрального собора Твери, в 10 рядов помещены поясные портреты более 50 архиереев в овальных рамках; в 6-м ряду сверху, крайний справа - портрет П.: он представлен вполоборота вправо в рясе и черном клобуке, с панагией и орденом св. Анны 1-й степени; в левой руке - книга.
Портреты П. были в настоятельских покоях Новоспасского мон-ря в Москве, в ростовском Борисоглебском на Устье мон-ре у архим. Анатолия (1802-1808) (поясной, почти прямоличный, архиепископ в мантии и клобуке, правой рукой благословляет, в левой - держит архиерейский жезл с сулком; на груди - панагия и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте), в Ростовском музее церковных древностей (местонахождение всех неизв.).