Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНИСИМ
52, С. 721-723 опубликовано: 16 июня 2023г.


Содержание

ОНИСИМ

(Анисим) († не ранее 1353, Троице-Сергиев мон-рь), прп., Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых). Основным источником биографических сведений об О. является Житие прп. Сергия Радонежского в редакции прп. Епифания Премудрого (ок. 1418-1419), в к-ром О. указан как один из родственников прп. Сергия Радонежского. Как сообщается в Житии, О. являлся дядей прп. Кирилла и отцом прп. Елисея Радонежского, также диакона Троице-Сергиевой обители. Учитывая время жизни О., можно полагать, что он был младшим братом схим. Иринарха, отца прп. Кирилла Радонежского (Кузьмин. На пути в Москву. 2014. С. 215, 219).

Прп. Онисим Радонежский. Фрагмент иконы «Собор учеников прп. Сергия Радонежского». 1881–1882 гг. Иконописец М. А. Рогожкин
Прп. Онисим Радонежский. Фрагмент иконы «Собор учеников прп. Сергия Радонежского». 1881–1882 гг. Иконописец М. А. Рогожкин

Прп. Онисим Радонежский. Фрагмент иконы «Собор учеников прп. Сергия Радонежского». 1881–1882 гг. Иконописец М. А. Рогожкин

По-видимому, О. был наречен в честь ап. Онисима, ученика ап. Павла, т. к. дни памяти О. и ап. Онисима (15 февр.) ранее совпадали (ср.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 554. С. 142; Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 174. Л. 155 об.). Ростовский боярин по происхождению, О. был местным землевладельцем. В 1629-1631 гг. в располагавшемся в 30 км к юго-востоку от Ростова, в верховьях р. Ухтома, в Назорном стане Ростовского у. упоминается пустошь Анисимово. В те же годы в Раменском стане Ростовского у. известна еще одна пустошь Анисимово (Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг. / Сост.: В. А. Кадик. М., 2012. С. 69. № 45(14)). Эти владения можно связывать с деятельностью О. (Стрельников. 2009. С. 119-120). Близость владений О. и земель Тормосовых, упоминаемых в Житии прп. Сергия (в Назорном стане находилось и с. Тормосово с ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы - Писцовые материалы Ростовского у. XVII в. М., 2012. № 215(214). С. 456. Л. 1163 об.- 1164; Городилин. 2002. С. 87; Стрельников. 2009. С. 120), позволяет предполагать, что между ними было близкое родство.

Между 1332 и 1334 гг. вместе с семьями преподобных Кирилла и Марии Радонежских, зятя прп. Кирилла, Дюденя, и братьев Тормосовых О. переселился из Ростова в Московское княжество, в г. Радонеж, где получил небольшую вотчину одновременно с др. переселенцем из Ростовского княжества, буд. московским тысяцким Протасием. В редакциях Жития прп. Сергия 2-й трети XV в. Пахомия Логофета эти сведения об О. были сокращены (Там же. С. 347, 382).

Из текста Жития прп. Сергия в редакции прп. Епифания Премудрого можно сделать вывод, что О. входил в число первых 12 монахов, к-рые находились в Троице-Сергиевом мон-ре за год до смерти его 1-го игумена - прп. Митрофана Радонежского († 1354). Возможно, как и в случае с прп. Стефаном Радонежским, О. мог постричься в монахи после смерти своей жены.

Характеризуя деятельность О., прп. Епифаний Премудрый дважды отметил, что в обители он исполнял должность диакона. Этот факт свидетельствует о том, что О. был грамотным человеком. Можно предполагать, что наряду с прп. Сергием и др. насельниками обители О. был в числе инициаторов приглашения из Хотьковского Покровского мон-ря игум. Митрофана для постоянного проживания в Троицком мон-ре. По данным архим. Леонида (Кавелина) (по-видимому, зафиксировавшего местное монастырское предание), О. похоронили на месте, на к-ром в 1422 г. поставили Троицкий собор (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 143).

О. почитался местно как родственник прп. Сергия и один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря. В 20-х гг. XVI в. сведения прп. Епифания Премудрого об О. попали в статью 1392 г. общерусского свода - Никоновскую летопись, составленную по повелению митр. Московского Даниила Рязанца (ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135). По крайней мере с нач. XVII в. (очевидно, по окончании Смутного времени) «диякона Анисима» стали поминать на службе в патриаршем московском Новинском в честь Введения Пресв. Богородицы во храм муж. мон-ре на Пресне. Он был записан в синодик этой обители в ст. «Род Сергия, чюдотворца Радонежскаго», к-рая в 1716 г. была переписана из рукописи 1646 г. (РГБ ОР. Ф. 173/IV. Собр. «прочие» б-ки МДА. № 96. Л. 40). Источником сведений о членах семьи прп. Сергия стал не список одной из редакций их родового помянника из синодиков Троице-Сергиева мон-ря, а непосредственно один из списков Жития прп. Сергия. В поздней традиции О. предстает как один из его учеников. Однако в силу возраста О. и степени его родства с прп. Сергием это было невозможно.

В кон. XVII-XIX в. О. продолжал почитаться местно в Троице-Сергиевом мон-ре и в связанных с ним обителях (Описание о российских святых. С. 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Из-за неверного прочтения текста Жития прп. Сергия О. иногда ошибочно почитался не как 1-й троицкий диакон, а как привратник («вратарь»).

Канонизация О. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по решению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), а также в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева) и по благословению, полученному 10 июля 1981 г. от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304, 321.
Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 27, 63; Kovalevsky P. Saint Serge et la spiritualité russe. Bourge, 1958 (по указателю); Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры // ЖМП. 1981. № 10. С. 17-19; Городилин С. В. Ростовское боярство в 1-й трети XIV в. // ИКРЗ, 2001 г. Ростов, 2002. С. 94-98; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX вв.: (По данным древнерус. синодиков) // Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина: Сб. ст. М., 2004. С. 35-46; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219; он же. Судьба прижизненная и посмертная: Участь родственников прп. Сергия Радонежского в XIV - 1-й пол. XVI в. // Родина. 2014. № 5. С. 77-81; Стрельников С. В. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 119-120; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 71, 440. Примеч. 99.
А. В. Кузьмин

Иконография

Редкие памятники с образом О. свидетельствуют о его почитании в числе сподвижников и учеников прп. Сергия Радонежского. Особенности внешности О. типичны для изображения «вельможи» (до пострига) или преподобного, персональные черты отсутствуют. Однако в нек-рых поздних иконописных подлинниках под 10 окт. приводится описание облика Радонежского святого с характерной формой бороды: «Сед, брада пошире Николы, раздвоилась, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.; кон. XVIII в., в отдельном перечне); «Сед, брада пошире Никоновы Радонежскаго, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 45 об.; 20-е гг. XIX в.).

Прп. Онисим Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?), поновления - 1871, 1947 гг.
Прп. Онисим Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?), поновления - 1871, 1947 гг.

Прп. Онисим Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?), поновления - 1871, 1947 гг.

В цикле миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. во 2-м Остермановском томе (БАН. 31.7.30-2. Л. 382 об.-383, 399 об.) есть композиции, иллюстрирующие текст с упоминанием имени О. в «Повести о прп. Сергии» (в сокращенной редакции). На 2 миниатюрах представлено переселение прп. Кирилла (отца прп. Сергия) «со всем домом своим и со всем родом своим» (в т. ч. с О.) из Ростова в Радонеж. В группах переселенцев, различающихся возрастом и цветом одежды, образ О. не опознаётся. В др. композиции изображены труды прп. Сергия и монахов обители (без указания имен) на разных послушаниях (в текстовом комментарии упом. О.). В лицевом троицком списке Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 54 об.-55, 93-93 об.) в тех же по сюжету миниатюрах и др. сценах среди братии обители образ О. также не выделен.

Наиболее раннее изображение О. в иконописи известно на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Образ святого в молении помещен в среднем регистре справа, между преподобными Макарием и Никифором Боровским. У О. средней величины борода с проседью и короткие вьющиеся волосы (лик частично утрачен), куколь лежит на плечах; надпись на пластине оклада: «Прп(д)бны(и) аниси(м)». В 1881-1882 гг. московский иконописец М. А. Рогожкин создал многофигурные иконы «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского», расположенные на вост. грани сев.-вост. столпа и на зап. грани юго-зап. столпа в Успенском соборе ТСЛ (2-й образ сходен по рисунку фигур предстоящих с иконой «Обитель Живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики», не ранее кон. XVII в., в нач. XX в. находившейся в притворе Троицкого собора ТСЛ (местонахождение неизв.)). О. написан в правой группе святых (на одной иконе - в начале верхнего ряда, возле образа Св. Троицы, на другой - во 2-м сверху ряду), с непокрытой головой, густые короткие волосы крупными кудрями обрамляют лик, небольшая русая борода почти без проседи; в нимбе надпись: «св. пр. Wнисïмъ».

В 1891 г. в московской мастерской М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия была отпечатана хромолитография с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских чудотворцев в среднике (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.). О. изображен в левой части композиции, стоящим в 1-м ряду 2-м от края, на нем ряса и схима, голова не покрыта, широкая окладистая борода внизу раздвоена (под № 3, подпись внизу листа: «Онисимъ, бывшiй привратникомъ»).

В монументальных циклах изображений учеников прп. Сергия Радонежского в храмах ТСЛ образ О. встречается, в частности, в росписи ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966): на одном из сев. оконных откосов трапезной палаты святой представлен в рост, вполоборота вправо к прп. Иакову Радонежскому. О. в простом темном монашеском одеянии, в его руках раскрытая книга, волосы разделены на прямой пробор, в короткой округлой бороде значительная проседь; надпись: «преп(д). онисимъ дiаконъ.». В стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; выполнена при свт. Филарете (Дроздове), митр. Московском, и наместнике прп. Антонии (Медведеве), вероятно, мастерами Троице-Сергиевой лавры; поновления - 1871, 1947) ростовой образ О. расположен на зап. откосе ниши на юж. стене, рядом с прп. Симоном, архим. Смоленским, напротив прп. Никифора Боровского. О.- старец с раздвоенной недлинной седой бородой и волосами до плеч, разделенными на прямой пробор, одет в коричневатую рясу и черную мантию, руки немного разведены в стороны; в надписи именуется диаконом.

В 70-х гг. XIX в. в сев.-зап. части храма Христа Спасителя была исполнена монументальная композиция «Построение Свято-Троицкой лавры прп. Сергием» (худож. И. М. Прянишников; в 1999 творчески воссоздана на основе эскиза из ГРМ бригадой под рук. С. Н. Репина) с образами Радонежских чудотворцев, и в их числе О. В XX в. написана надвратная монументальная композиция с Собором Радонежских святых при выходе из ТСЛ (раскрыта и отреставрирована в 2014). О. и рядом с ним прп. Елисей (надписи с именами святых полностью восстановлены) изображены седобородыми старцами в полном схимническом облачении, с покрытой куколем головой; они предстоят в небольшом поклоне крайними слева в группе святых.

В совр. иконописи образ О. известен в 2 композициях: «Собор Ростовских святых» (дипломная работа в иконописной школе при МДА - 2006, А. Полещук, Варницкий Троицкий мон-рь в Ростове; О. изображен в островерхом куколе рядом с прп. Елисеем Радонежским) и «Собор Радонежских святых» (2013, выпускница иконописной школы при МДА Е. Комарова, притвор Троицкого собора ТСЛ; О. с непокрытой головой справа, за спиной прп. Никона).

Лит.: Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. Ил. к с. 215; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 188; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма / Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 106-107, 133; Лицевой летописный свод: Факс. изд. ркп. XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 169; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст. / Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013. С. 64-65. Кат. 17; Армеева Л. А. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре: История и современность. М., 2014. С. [173, 196]; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 11: 1393-1402 гг.; Обитель прп. Сергия: Кат. выст. / ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 264, 393. Кат. 53, 129.
Я. Э. З.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Диаконы Русской Православной Церкви Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Собор Радонежских святых (6 июля) Онисим (Анисим) († не ранее 1353), преподобный, Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
См.также:
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVв.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)