(Анисим) († не ранее 1353, Троице-Сергиев мон-рь), прп., Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых). Основным источником биографических сведений об О. является Житие прп. Сергия Радонежского в редакции прп. Епифания Премудрого (ок. 1418-1419), в к-ром О. указан как один из родственников прп. Сергия Радонежского. Как сообщается в Житии, О. являлся дядей прп. Кирилла и отцом прп. Елисея Радонежского, также диакона Троице-Сергиевой обители. Учитывая время жизни О., можно полагать, что он был младшим братом схим. Иринарха, отца прп. Кирилла Радонежского (Кузьмин. На пути в Москву. 2014. С. 215, 219).
По-видимому, О. был наречен в честь ап. Онисима, ученика ап. Павла, т. к. дни памяти О. и ап. Онисима (15 февр.) ранее совпадали (ср.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 554. С. 142; Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 174. Л. 155 об.). Ростовский боярин по происхождению, О. был местным землевладельцем. В 1629-1631 гг. в располагавшемся в 30 км к юго-востоку от Ростова, в верховьях р. Ухтома, в Назорном стане Ростовского у. упоминается пустошь Анисимово. В те же годы в Раменском стане Ростовского у. известна еще одна пустошь Анисимово (Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг. / Сост.: В. А. Кадик. М., 2012. С. 69. № 45(14)). Эти владения можно связывать с деятельностью О. (Стрельников. 2009. С. 119-120). Близость владений О. и земель Тормосовых, упоминаемых в Житии прп. Сергия (в Назорном стане находилось и с. Тормосово с ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы - Писцовые материалы Ростовского у. XVII в. М., 2012. № 215(214). С. 456. Л. 1163 об.- 1164; Городилин. 2002. С. 87; Стрельников. 2009. С. 120), позволяет предполагать, что между ними было близкое родство.
Между 1332 и 1334 гг. вместе с семьями преподобных Кирилла и Марии Радонежских, зятя прп. Кирилла, Дюденя, и братьев Тормосовых О. переселился из Ростова в Московское княжество, в г. Радонеж, где получил небольшую вотчину одновременно с др. переселенцем из Ростовского княжества, буд. московским тысяцким Протасием. В редакциях Жития прп. Сергия 2-й трети XV в. Пахомия Логофета эти сведения об О. были сокращены (Там же. С. 347, 382).
Из текста Жития прп. Сергия в редакции прп. Епифания Премудрого можно сделать вывод, что О. входил в число первых 12 монахов, к-рые находились в Троице-Сергиевом мон-ре за год до смерти его 1-го игумена - прп. Митрофана Радонежского († 1354). Возможно, как и в случае с прп. Стефаном Радонежским, О. мог постричься в монахи после смерти своей жены.
Характеризуя деятельность О., прп. Епифаний Премудрый дважды отметил, что в обители он исполнял должность диакона. Этот факт свидетельствует о том, что О. был грамотным человеком. Можно предполагать, что наряду с прп. Сергием и др. насельниками обители О. был в числе инициаторов приглашения из Хотьковского Покровского мон-ря игум. Митрофана для постоянного проживания в Троицком мон-ре. По данным архим. Леонида (Кавелина) (по-видимому, зафиксировавшего местное монастырское предание), О. похоронили на месте, на к-ром в 1422 г. поставили Троицкий собор (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 143).
О. почитался местно как родственник прп. Сергия и один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря. В 20-х гг. XVI в. сведения прп. Епифания Премудрого об О. попали в статью 1392 г. общерусского свода - Никоновскую летопись, составленную по повелению митр. Московского Даниила Рязанца (ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135). По крайней мере с нач. XVII в. (очевидно, по окончании Смутного времени) «диякона Анисима» стали поминать на службе в патриаршем московском Новинском в честь Введения Пресв. Богородицы во храм муж. мон-ре на Пресне. Он был записан в синодик этой обители в ст. «Род Сергия, чюдотворца Радонежскаго», к-рая в 1716 г. была переписана из рукописи 1646 г. (РГБ ОР. Ф. 173/IV. Собр. «прочие» б-ки МДА. № 96. Л. 40). Источником сведений о членах семьи прп. Сергия стал не список одной из редакций их родового помянника из синодиков Троице-Сергиева мон-ря, а непосредственно один из списков Жития прп. Сергия. В поздней традиции О. предстает как один из его учеников. Однако в силу возраста О. и степени его родства с прп. Сергием это было невозможно.
В кон. XVII-XIX в. О. продолжал почитаться местно в Троице-Сергиевом мон-ре и в связанных с ним обителях (Описание о российских святых. С. 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Из-за неверного прочтения текста Жития прп. Сергия О. иногда ошибочно почитался не как 1-й троицкий диакон, а как привратник («вратарь»).
Канонизация О. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по решению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), а также в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева) и по благословению, полученному 10 июля 1981 г. от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).
Редкие памятники с образом О. свидетельствуют о его почитании в числе сподвижников и учеников прп. Сергия Радонежского. Особенности внешности О. типичны для изображения «вельможи» (до пострига) или преподобного, персональные черты отсутствуют. Однако в нек-рых поздних иконописных подлинниках под 10 окт. приводится описание облика Радонежского святого с характерной формой бороды: «Сед, брада пошире Николы, раздвоилась, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.; кон. XVIII в., в отдельном перечне); «Сед, брада пошире Никоновы Радонежскаго, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 45 об.; 20-е гг. XIX в.).
В цикле миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. во 2-м Остермановском томе (БАН. 31.7.30-2. Л. 382 об.-383, 399 об.) есть композиции, иллюстрирующие текст с упоминанием имени О. в «Повести о прп. Сергии» (в сокращенной редакции). На 2 миниатюрах представлено переселение прп. Кирилла (отца прп. Сергия) «со всем домом своим и со всем родом своим» (в т. ч. с О.) из Ростова в Радонеж. В группах переселенцев, различающихся возрастом и цветом одежды, образ О. не опознаётся. В др. композиции изображены труды прп. Сергия и монахов обители (без указания имен) на разных послушаниях (в текстовом комментарии упом. О.). В лицевом троицком списке Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 54 об.-55, 93-93 об.) в тех же по сюжету миниатюрах и др. сценах среди братии обители образ О. также не выделен.
Наиболее раннее изображение О. в иконописи известно на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Образ святого в молении помещен в среднем регистре справа, между преподобными Макарием и Никифором Боровским. У О. средней величины борода с проседью и короткие вьющиеся волосы (лик частично утрачен), куколь лежит на плечах; надпись на пластине оклада: «Прп(д)бны(и) аниси(м)». В 1881-1882 гг. московский иконописец М. А. Рогожкин создал многофигурные иконы «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского», расположенные на вост. грани сев.-вост. столпа и на зап. грани юго-зап. столпа в Успенском соборе ТСЛ (2-й образ сходен по рисунку фигур предстоящих с иконой «Обитель Живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики», не ранее кон. XVII в., в нач. XX в. находившейся в притворе Троицкого собора ТСЛ (местонахождение неизв.)). О. написан в правой группе святых (на одной иконе - в начале верхнего ряда, возле образа Св. Троицы, на другой - во 2-м сверху ряду), с непокрытой головой, густые короткие волосы крупными кудрями обрамляют лик, небольшая русая борода почти без проседи; в нимбе надпись: «св. пр. Wнисïмъ».
В 1891 г. в московской мастерской М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия была отпечатана хромолитография с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских чудотворцев в среднике (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.). О. изображен в левой части композиции, стоящим в 1-м ряду 2-м от края, на нем ряса и схима, голова не покрыта, широкая окладистая борода внизу раздвоена (под № 3, подпись внизу листа: «Онисимъ, бывшiй привратникомъ»).
В монументальных циклах изображений учеников прп. Сергия Радонежского в храмах ТСЛ образ О. встречается, в частности, в росписи ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966): на одном из сев. оконных откосов трапезной палаты святой представлен в рост, вполоборота вправо к прп. Иакову Радонежскому. О. в простом темном монашеском одеянии, в его руках раскрытая книга, волосы разделены на прямой пробор, в короткой округлой бороде значительная проседь; надпись: «преп(д). онисимъ дiаконъ.». В стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; выполнена при свт. Филарете (Дроздове), митр. Московском, и наместнике прп. Антонии (Медведеве), вероятно, мастерами Троице-Сергиевой лавры; поновления - 1871, 1947) ростовой образ О. расположен на зап. откосе ниши на юж. стене, рядом с прп. Симоном, архим. Смоленским, напротив прп. Никифора Боровского. О.- старец с раздвоенной недлинной седой бородой и волосами до плеч, разделенными на прямой пробор, одет в коричневатую рясу и черную мантию, руки немного разведены в стороны; в надписи именуется диаконом.
В 70-х гг. XIX в. в сев.-зап. части храма Христа Спасителя была исполнена монументальная композиция «Построение Свято-Троицкой лавры прп. Сергием» (худож. И. М. Прянишников; в 1999 творчески воссоздана на основе эскиза из ГРМ бригадой под рук. С. Н. Репина) с образами Радонежских чудотворцев, и в их числе О. В XX в. написана надвратная монументальная композиция с Собором Радонежских святых при выходе из ТСЛ (раскрыта и отреставрирована в 2014). О. и рядом с ним прп. Елисей (надписи с именами святых полностью восстановлены) изображены седобородыми старцами в полном схимническом облачении, с покрытой куколем головой; они предстоят в небольшом поклоне крайними слева в группе святых.
В совр. иконописи образ О. известен в 2 композициях: «Собор Ростовских святых» (дипломная работа в иконописной школе при МДА - 2006, А. Полещук, Варницкий Троицкий мон-рь в Ростове; О. изображен в островерхом куколе рядом с прп. Елисеем Радонежским) и «Собор Радонежских святых» (2013, выпускница иконописной школы при МДА Е. Комарова, притвор Троицкого собора ТСЛ; О. с непокрытой головой справа, за спиной прп. Никона).