(Никомед) (не позднее кон. X в.), визант. экзегет. Биографические сведения о нем отсутствуют. Верхняя граница жизни Н. условно определяется благодаря датировке рукописи Vat. gr. 2210, содержащей 2 кратких фрагмента его толкования на Иоанна Богослова Откровение. В 1-м фрагменте Н. комментирует слова о двух свидетелях, которые будут пророчествовать народам в течение 1260 дней, а затем будут убиты зверем, выходящим из бездны (ср.: Откр 11. 3-7), т. е. антихристом. Рассматривая вопрос о том, предшествует ли данная проповедь времени явления антихриста или совпадает с ним, Н. приходит к выводу о корректности последней т. зр. Во-первых, 1260 дней проповеди равны периоду активной деятельности антихриста (42 месяца, или 3,5 года; ср.: Откр 11. 2; 13. 5). Во-вторых, если бы свидетели пророчествовали до пришествия антихриста, их проповедь не имела бы никакого смысла. Второй фрагмент посвящен 10 царям, принимающим «власть со зверем» (Откр 17. 12). В обоих случаях сразу за текстом Н. следуют фрагменты толкования на Апокалипсис, составленного архиеп. Андреем Кесарийским (VI-VII вв.). В той же рукописи приведено краткое сообщение о возрасте, в котором скончался свт. Василий Великий († 379), со ссылкой на Н.: 38 лет вместо верных 48.