1. Вологодской и Тотемской епархии (см. ст. Вологодская и Великоустюжская епархия), существовало в 1921 - кон. 1923 г.; 2. Великоустюжской и Усть-Вымской епархии (см. ст. Великоустюжская епархия), существовало в 1924-1933 гг. (с перерывами). Было названо по г. Никольску (ныне адм. центр Никольского р-на Вологодской области).
1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство, учреждение новых викарных кафедр не планировалось (Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин). В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров). В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту). В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».
2. 19 марта 1924 г. Никольским викарным архиереем Великоустюжской и Усть-Вымской епархии был назначен еп. Иерофей (Афонин). Он прибыл в Никольск в кон. марта, 25 апр. официально вступил в управление викариатством. Архиерей жил в сторожке при кафедральном Сретенском соборе Никольска, активно объезжал приходы Никольского р-на (районное деление Северо-Двинской губ. введено 10 апр. 1924), рукополагал для них священников и диаконов из числа крестьян, принимал в клир епархии освобожденных из-под стражи священнослужителей, боролся с обновленчеством, создал сестричество. В июле 1924 г. еп. Иерофей обратился в Никольский райисполком с просьбой зарегистрировать Никольскую епископскую кафедру. В регистрации было отказано. Вскоре Никольского архиерея обвинили в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти», в окт. 1924 г. началось следствие по этому обвинению. С осени 1924 г. еп. Иерофей временно управлял Великоустюжской епархией в связи с уходом на покой еп. сщмч. Алексия (Бельковского). Никольский викарий также окормлял приходы Коми (Зырян) автономной обл. В связи с разногласиями с клиром Сретенского собора в кон. 1924 г. архиерей стал служить в никольской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой поселился. Состоявшийся 27 дек. суд над еп. Иерофеем приговорил его к 6 месяцам принудительных работ, замененных штрафом; Никольская кафедра как религиозное объединение решением суда объявлена ликвидированной. Еп. Иерофей обжаловал это решение, 25 февр. 1925 г. оно было отменено Северо-Двинским губ. судом; уголовное дело в отношении архиерея прекращено. Но 1 апр. Северо-Двинский губотдел ОГПУ возобновил следствие в связи с подозрениями в «самовольном» управлении еп. Иерофеем епархией - без регистрации ЕУ. У архиерея произвели обыск. На допросе еп. Иерофей отрицал наличие при нем канцелярии, заявил, что его функции по управлению епархией ограничиваются совершением рукоположений, и сообщил, что к нему «по церковным делам» приходили верующие не только из Никольского, но и из других районов. Архиерей не признал себя виновным в присвоении прав юридического или должностного лица. С него была взята подписка о невыезде. 1 сент. 1925 г. еп. Иерофей был вызван в Вел. Устюг (центр Северо-Двинской губ.) и там арестован, 14 сент. доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Верующие ходатайствовали перед властями о возвращении епископа на Никольскую кафедру. Следствие не обнаружило против него серьезных улик. В нач. 1926 г. еп. Иерофей вернулся в Никольск. С кон. того же года он временно управлял Великоустюжской епархией в связи с арестом еп. Иринарха (Синеокова-Андреевского; впосл. архиепископ). Весной 1927 г. еп. Иерофея неоднократно допрашивали и вскоре вызвали в Вел. Устюг. Для того чтобы избежать ареста, архиерей полгода был вынужден скрываться на территории Никольского р-на, при этом он продолжал тайно совершать богослужения, рукополагать клириков и совершать монашеские постриги.
В связи с изданием «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Иерофей осенью 1927 г. обратился к нему с посланием, в котором призвал отказаться от компромисса с советскими властями. После этого Никольский епископ был уволен на покой. Ему было разрешено служить только в никольской Казанской ц. Тем не менее он продолжал управлять Н. в., установил связь с находившимися в оппозиции к митр. Сергию Ярославским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) и митр. бывш. Ленинградским Иосифом (Петровых). Клирики никольского Сретенского собора не поддержали еп. Иерофея в его противостоянии митр. Сергию и жаловались на Никольского архиерея священноначалию. В дек. 1927 г. на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний (Арефьев; впосл. архиепископ). 23 янв. 1928 г. еп. Иерофей заявил еп. Софронию, что духовенство и миряне Н. в., кроме клира Сретенского собора, вышли из подчинения митр. Сергию. Тогда же еп. Иерофей сообщил митр. Иосифу (Петровых) о переходе в подчинение последнему духовенства и мирян Великоустюжской епархии. Свое право на перевод Великоустюжской паствы в юрисдикцию митр. Иосифа Никольский викарий обосновал тем, что он якобы является «законным заместителем» еп. Иринарха, «по благословению» к-рого он и совершил этот акт. 25 янв. еп. Иерофей получил телеграмму от митр. Иосифа с указанием: «Управляйтесь самостоятельно. Наше оправдание: верность митрополиту Петру» (цит. по: Шкаровский. 1999. С. 140). В тот же день еп. Иерофей составил послание духовенству и мирянам, в к-ром сообщал о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя; послание было разослано по приходам епархии. 10 февр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем приняли постановление «По делу о раздорнической деятельности митрополита Одесского Иосифа и епископа бывшего Никольского Иерофея», согласно которому последний был запрещен в священнослужении. Однако еп. Иерофей постановлению не подчинился и продолжал управлять Н. в. и иосифлянскими (см. ст. Иосифлянство) приходами Великоустюжской епархии. В кон. февр. 1928 г. в Никольск приехал еп. Софроний с намерением совершить богослужение в Сретенском соборе в Прощеное воскресенье. Сторонники еп. Иерофея ворвались в собор и попытались воспрепятствовать богослужению, стащить архиерея с кафедры и избить. Еп. Софрония защитили прихожане собора и милиционеры. В деянии от 29 марта 1928 г. митр. Сергия и Временного Синода при нем в связи с выходом из подчинения митр. Сергию ряда архиереев сообщалось о появлении «новой смуты, нового раскола» и отмечалось, что не признающие прав заместителя патриаршего местоблюстителя на управление Церковью архиереи (в т. ч. еп. Иерофей) «подлежат суду и должному наказанию» (Акты свт. Тихона. С. 599). 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем постановили еп. Иерофея «предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев» (Там же. С. 607). Тем не менее еп. Иерофей продолжал окормлять иосифлянские общины. В мае 1928 г. он был ранен при аресте и вскоре скончался.
22 марта 1933 г. Никольским викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией назначен еп. сщмч. Николай (Клементьев; впосл. архиепископ). 24 авг. того же года он был определен на Великоустюжскую кафедру. После этого Н. в. не замещалось.
С нояб. 1933 по 22 апр. 1936 г. обновленческую Никольскую епархию в составе раскольничьей Северной митрополии возглавлял «епископ» Михаил Соколовский.
Еп. Варсонофий (Вихвелин; 14 сент. 1921 - кон. 1923), еп. Иерофей (Афонин; 19 марта 1924 - осень 1927), еп. сщмч. Николай (Клементьев; 22 марта 1933 - 24 авг. 1933).