Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС»
50, С. 620-625 опубликовано: 12 декабря 2022г.


НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС»

Свт. Николай. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Кон. XII в.
Свт. Николай. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Кон. XII в.

Свт. Николай. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Кон. XII в.

[Греч. Εκκλησία Αγίου Νικολάου της Στέγης; церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря. В наст. время это единственный на Кипре монастырский кафоликон (главный храм) средневизант. эпохи. Храм с хорошо сохранившимися фресками внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с 8 др. храмами горного массива Троодос, расположенными в центральной части Кипра. Сведений о местном монастыре в письменных источниках до XIII в. не сохранилось. Предположительно мон-рь был основан в нач. XI в. К этому времени относятся строительство Н. ц. и ее первоначальная роспись. В нач. XII в. к церкви пристроили нартекс. До установления правления крестоносцев на Кипре (1190) мон-рь процветал. В XIII в. он начал приходить в упадок, однако продолжал окормлять жителей Какопетрии. Монастырь также имел в окрестностях довольно значительные земельные наделы, которые обрабатывали сами монахи. В 1735 г. мон-рь посетил рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский, к-рый отметил особенную красоту этих мест. Монашеская община прекратила существование в 1808 г., со смертью эконома, последнего мон. Герасима. Все строения мон-ря, кроме кафоликона, в последующие десятилетия были разрушены. В Какопетрии сохранилась также ц. Пресв. Богородицы, простой конструкции, прямоугольная в плане, с 2-скатной крышей (построена ок. 1520, расписана в XVI в.).

Как и другие церкви в этой части горного массива Троодос, Н. ц. имеет скромный облик и небольшие размеры. По плану и объемной композиции это крестово-купольный храм. Стены выложены из местного камня, снаружи оштукатурены, проемы окон, своды, арочные перемычки сделаны из кирпича или пористого известняка. В нач. XII в. был возведен нартекс с куполом. Наименование храма - «под крышей» - отражает его архитектурную особенность: над крестово-купольной постройкой возведено дополнительное внешнее покрытие в виде 2-скатной деревянной кровли.

Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.
Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.

Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.

Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы). На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

В программе декорации храма присутствуют редкие черты визант. искусства той эпохи, напр., совмещение композиций НЗ. Так, посредством изображения на одной плоскости зап. свода композиций «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» представлено сопоставление теофанического явления как избранным ученикам на горе Фавор, так и миру, узревшему изведение из гроба Лазаря. В сцене «Преображение Господне» внешние черты апостолов как представителей 3 возрастов восходят к росписям IX в., представленным в к-польском храме св. Апостолов. Иератичность и симметрия изображения способствуют восприятию 1-го плана в качестве главного места действия: в композиции «Преображение Господне» фигура Христа, поднявшегося над центральной горкой, занимает верхнюю ее часть; в «Воскрешении Лазаря» гора возвышается над Христом, Который протянул руку к Лазарю, выходящему из пещеры, и в данном случае фигура Христа символизирует духовную и чудотворную силу Спасителя, способного возвращать жизнь. В сцене «Вход Господень в Иерусалим» над фигурой едущего на белом ослике Христа также возвышается гора. В личном письме сохранены приемы античной живописи, к к-рым обращается визант. искусство эпохи Македонской династии, поэтому образы мучеников и святителей напоминают подобные же образы в медальонах и отдельные портреты во фресках крипты кафоликона в Осиос Лукас (ок. 1011), в росписях ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028), в Софийских храмах Охрида (ок. 1040) и Киева (40-е гг. XI в.).

Росписи в юго-зап. части наоса и нек-рые в нартексе по стилю могут быть отнесены к раннему XII в. с характерными для этого времени стереотипными выражениями ликов, малоподвижными, повторяющимися постановками фигур, что тем не менее не мешает видеть в них к-польское происхождение («Введение Пресв. Богородицы во храм» на юго-зап. своде). На юж. стене размещены образы преподобных Алексия, человека Божия, и Иоанна Кущника (Каливита), напротив них, на столбе,- сщмч. Игнатия Богоносца и свт. Григория Акрагантского. Вверху, от купола, начинается композиция «Страшный Суд». Фрагменты фресок в вост. сводах указывают на находившиеся здесь некогда изображения престолов, возможно с символами Страстей; росписи в куполе не сохранились. Композиция с изображением 40 мучеников Севастийских отличается единством и при этом умением живописца передать индивидуальную внешность каждого святого за счет обращения всех ликов и направленности взгляда большинства святых к молящемуся, а также отсутствия ярко выраженной у святых жестикуляции вне первого плана (наиболее активное движение у 3 фигур на 1-м плане - у 2 старших по возрасту воинов, старца с длинной седой бородой и средовека с кучерявой темной бородкой и такими же волосами, которые вдвоем поддерживают юного безбородого и безусого рыжеволосого воина). Таким же почти военным порядком, симметрией построения отличается верхняя часть композиции, в ее состав входят 40 небесных венцов и благословляющий Христос, спускающийся из небесного сегмента; венцы в виде обильно украшенных жемчугом стемм с подвесками (перпендулиями) и отдельными жемчужинами по верхнему ободу расположены друг над другом 3 рядами, один венец - крупнее и выше остальных, он находится на уровне нимба Спасителя.

Вход Господень в Иерусалим. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.
Вход Господень в Иерусалим. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.

Вход Господень в Иерусалим. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XI в.

Над входом в наос на вост. стене нартекса по древней традиции в композиции «Страшный Суд» изображен Великий Деисус: к сидящему на престоле Христу Судии с молением обращаются Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. На арке, примыкающей к Деисусу,- 2 ангела со свитками, на вост. стороне сев. свода - 6 апостолов, сидящих на престолах, с 6 парящими за их спинами ангелами. Ниже - «Шествие праведных в рай», возглавляемое ангелом, напротив - огненный ангел, подгоняющий грешников на пути в адскую пасть. В состав «Страшного Суда» входят и изображения античных персонификаций, напр., на сев.-вост. стороне сев. стены - фигура Моря, восседающего на морском звере, по цвету близкого к цвету морских волн, из его рта виднеется рука мертвеца, к-рого эта стихия должна возвратить для ответа на «страшном судилище»; на противоположной стороне - персонажи притчи о богаче и прав. Лазаре. В нижнем ярусе с фигурами святых часть изображений не имеют подписей, но по одеждам среди них узнается прп. Иоанн Дамаскин. В нартексе, на сев.-вост. центральном столбе, находится образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках, с подписью «Одигитрия», что указывает на почитание к-польской святыни; среди святых - представители разных чинов святости, в т. ч. монашеского подвига: прп. Алипий Столпник и прп. Иоасаф, фигура к-рого была обнаружена реставраторами после удаления слоя XIV в.

После переделок в XII в. у входа в диаконник, с юго-зап. стороны алтарной преграды, была создана фреска с образом свт. Николая Чудотворца, обнаруженная реставраторами после удаления конструкции деревянного иконостаса XVI в. Фигура святителя превышает человеческий рост; по сторонам его головы изображено Никейское чудо - ростовые фигуры Христа и Богоматери, подающих святителю Евангелие и омофор. Внизу слева изображен стоящий донатор - монах-средовек с черными недлинными волосами и такой же короткой бородой, над его головой сохранилась надпись, однако дата в конце утрачена.

Нек-рые исследователи уверенно считают автором этой фрески к-польского мастера, работавшего на рубеже XI и XII вв. и исполнившего росписи Троицкой часовни (параклиса) в мон-ре во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, при этом настаивают на датировке фрески, совпадающей с ранней границей указанного времени. А. и Дж. Стилиану склоняются к тому, чтобы датировать ее XII в. Изысканная и тонкая по качеству живопись лика свт. Николая Чудотворца, по их мнению, демонстрирует высокое мастерство художника, одинаково хорошо владевшего искусством станковой и монументальной живописи. Этот мастер близок к выдающимся мастерам XII в., произведениями которых являются иконы с образами святителей Григория Чудотворца (ГЭ) и Николая Чудотворца (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Так же как и на указанных аналогичных по стилистике иконах, фигура святителя на фреске с донатором написана наиболее светлыми, выбеленными тонами: белые седины и борода святого, белый омофор, имеющий Y-образное сложение, светло-розовая фелонь, светло-синий подрясник, украшенные узором, имитирующим золотое шитье, палица, поручи - все эти элементы превращают фигуру святителя в своего рода светоносный столп, к к-рому обращены взоры и от которого исходит почти физически ощутимое сияние. Появление фрески отражает важный этап сложения внутреннего убранства храма: первоначальный темплон (алтарная преграда), вырезанный из известковой штукатурки, был заменен на деревянный иконостас.

Сорок мучеников Севастийских. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XII в.
Сорок мучеников Севастийских. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XII в.

Сорок мучеников Севастийских. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Нач. XII в.

К кон. XIII - нач. XIV в. относятся росписи в разных частях здания: 3 композиции из НЗ в верхней части сев. половины наоса и ряды святых в нартексе. На своде сев. рукава наоса написаны многофигурные композиции «Распятие» (запад) и «Воскресение» (восток). Так, в «Распятии» Пресв. Богородица предстоит Христу в окружении жен, рядом с ап. Иоанном Богословом находятся св. Лонгин Сотник и солдаты. Некоторые детали, а также художественное исполнение указывают на влияние традиции итало-визант. круга мастеров (искусства крестоносцев): над головой распятого Христа укреплена табличка с подписью «Царь славы» вместо «Царь иудейский»; солдаты одеты в лат. доспехи и держат щиты норманнского типа, лики написаны с характерными угловатыми притенениями под глазами, что напоминает сохранившиеся на Синае иконы кон. XIII в. из мастерской в Акре (Сен-Жан-д'Акр, ныне Акко). «Воскресение» показано как триумф Небесного Царя, Слава воскресшего Спасителя испещрена звездами, Он заботливо склоняется над Адамом, которому протягивает руку. В люнете сев. стены изображена опустевшая гробница (Св. гроб) с подписью «Камень», подразумевающей тот камень, к-рым был завален вход в склеп. Фигуры сидящего на мраморном саркофаге ангела и 3 св. жен-мироносиц разделены круглым окном, линии ангельских крыльев повторяют очертания архитектурных форм. Судя по стилю, к тому же периоду относятся и фигуры в северо- и юго-вост. частях нартекса: в сев.-вост. компартименте - арх. Михаил и свт. Амвросий, на своде арки - преподобные Епигон и Пимен, ниже к-рых некогда располагались фигуры святых Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского (ныне они перемещены и выставлены близ юж. двери, открыв слои живописи нач. XII в. с фигурами тех же святых). В нижнем ряду написаны фигуры донаторов, некоего Иоанна с супругой, согласно вкладной надписи, вложивших пожертвование на развитие торговли или хозяйства мон-ря во время, когда игуменом был Герман, или в память о нем (дата неизв.), призвав в свидетели свт. Николая Чудотворца и 318 отцов I Вселенского Собора, которые помогут братии противостоять тому, кто посмеет тронуть монастырскую собственность. Одежды донаторов близки к одежде европейского образца XIII-XIV вв., в деталях подражают моде эпохи крестовых походов: черная накидка на голове женщины похожа на монашеский клобук, закрывающий шею; подобные накидки были заимствованы из Сирии в XIII в., а на Кипре сохранялись и позднее, судя по изображениям донаторов в церквах св. Димитрия в Дали, Асину (Панагии Форвиотисен) близ Никитари, Честного Креста в Пелендри.

В противоположной части нартекса изображена большая фигура арх. Гавриила, на склонах арки - св. Кириак и прп. Иоанн Лествичник с чалмой на главе, а также мч. Терентий и ап. Варнава, в руках которого свиток в соответствии с иконографией апостолов; в др. случаях в его одеяниях присутствует омофор, благодаря к-рому подчеркивается роль ап. Варнавы как просветителя острова.

Христос Пантократор. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Сер. XIV в.
Христос Пантократор. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Сер. XIV в.

Христос Пантократор. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». Сер. XIV в.

Росписи купола, южного и восточного (вима) рукавов наоса были созданы ок. сер. XIV в., они отличаются по иконографической программе, стилю и цвету от более ранних изображений. В куполе - Христос Пантократор в окружении 12 ангелов, разделенных на группы 3 херувимами в алых медальонах. Ниже - 12 пророков с развернутыми свитками, по трое между арочными окнами. На парусах - евангелисты. В южном рукаве - 3 композиции праздников: «Благовещение Пресв. Богородицы» в люнете, «Рождество Христово» и «Сретение» на сводах; каждая имеет интересные иконографические особенности. «Благовещение Пресв. Богородицы» показано в варианте со стоящими друг напротив друга фигурами архангела и Девы Марии, под Ее ногами - алая подушка, позади - трон, голова склонена к вестнику. В архитектурных формах кулис в композициях античные элементы перемежаются со средневековыми, образуя декор из 2 колонн с резными капителями, в виде портика в сцене «Распятие»; к зап. мотивам исследователи относят очертания арок в архитектуре композиции «Сретение». В сцене «Благовещение» над красным велумом, перекинутым между постройками, помещен медальон с образом Бога Отца с крестообразным нимбом (Ветхий денми), от Которого исходит луч со Св. Духом в виде голубя в медальоне. Пресв. Богородица в сцене «Рождества Христова» написана в изводе Млекопитательницы: Ее положение более напоминает сидящее, тем самым сближая иконографию с зап. изводом Богоматери «Смирение» (Madonna della Umilta), обеими руками Она придерживает сидящего на Ее правом колене Младенца, верхняя часть Его тела спеленута, ножки поставлены на согнутое левое колено Матери. Эта многофигурная композиция включает традиц. изображения ангелов, прославляющих событие, пастухов со стадами и волхвов с дарами, а также круглого колодца и прямоугольного чана для водопоя. В сцене омовения ножки обнаженного Младенца в отличие от центрального изображения оказываются скрыты коричневым покровом одеяния повивальной бабки. Под композицией «Рождество Христово», у юж. стены, смонтирован деревянный иконостас с иконой свт. Николая Чудотворца XVII в., некогда скрывавшей раннюю фреску с образом этого святителя.

Группы святых в полный рост, расположенные в нижней части стен в наосе и в нартексе, по стилю датируются 2-й пол. XIV в. Среди них есть традиц. пары святых (напр., воины Феодор Стратилат и Георгий Победоносец), и святые, в сопоставлении которых просматривается определенная программа: на юж. прясле юго-зап. столба двое св. Иоаннов - Иоанн Предтеча и уроженец Кипра Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (их изображения представлены и в раннем слое росписи алтаря). Среди других изображений киприотов наиболее выделяется портрет св. Иоанна Лампадиста на юго-зап. лопатке зап. стены с уточняющим место его происхождения эпитетом - «ὁ μαραθεύτις», т. е. житель долины Маратаса. Он представлен молодым, безбородым, с длинными волосами и гуменцом на макушке главы, в хитоне и стихаре. На юж. столбе, у входа в наос, помещен образ Христа Милостивого (Елеимон), Его хитон и гиматий имеют золотистую разделку, по иконографии и стилю изображение повторяет фигуру Спасителя в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06).

Единственное датированное изображение в наосе - образы апостолов Петра и Павла на южном подкупольном столбе, находящемся на одной линии с иконостасом: к ногам ап. Петра припадает миниатюрная фигурка донатора, инока Филофея, рядом дата - 1633 г. Расположение в этой части храма на столь почетном месте изображения апостолов указывает на чрезвычайные обстоятельства создания этой фрески, поскольку традиционно здесь должны находиться образы Христа и Богоматери. У левой ноги ап. Петра оставил надпись Григорович-Барский, посетивший храм 30 июля 1735 г.

Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в.
Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в.

Великомученики Феодор Стратилат и Георгий Победоносец. Роспись ц. свт. Николая «тис Стегис». 2-я пол. XIV в.

Наиболее известный памятник иконописи, происходящий из храма,- больших размеров (ок. 2 м в высоту) икона свт. Николая Чудотворца с житием (находилась в нартексе), одна из наиболее ранних в житийной иконографии святого (2-я пол. XIII в., ныне в Византийском музее культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). Над головой святого в центре надпись, именующая святого тем же эпитетом, к-рый носит и церковь - «ό τής Στέγης». Икона, созданная для правосл. храма, уникальна помимо прочего наличием портрета ее заказчика, рыцаря-феодала, латинянина по происхождению. Его портрет по зап. традиции размещен у ног святого, напротив ктитора изображены его супруга и наследник, за его спиной в нижнем левом клейме - конь рыцаря. В центре доски - фигура в рост свт. Николая Чудотворца в епископском облачении (коричневая фелонь, белый омофор), на вытянутой левой руке - Евангелие. Над головой - 3-лопастная арка, в сегменты которой вписаны ростовые фигуры Христа и Богоматери, протягивающих святому знаки сана; нимб, тисненный по левкасу. Икона имеет 16 клейм, расположенных слева и справа от святителя, что также является чертой зап. традиции. Своеобразен порядок следования клейм: начальные события и первые прижизненные чудеса житийного цикла занимают 7 клейм слева, при этом 7-е и 6-е (Чудо на море и посечение плакомского древа) расположены между 4-м и 5-м (поставление в епископа и Чудо о 3 девицах). Перестановки есть и в правом ряду, где в 5 клеймах проиллюстрировано Чудо о стратилатах, показанное в обратном порядке: 8-е клеймо - спасение 3 мужей от казни; 9-е - трое стратилатов в тюрьме, 10-е и 11-е - явление имп. Константину и епарху Евлавию; 12-е - помилованные воеводы у имп. Константина. 13-е и 14-е клейма - успение свт. Николая Чудотворца и его гробница. Посмертные чудеса - в клеймах 15-м (спасение отрока Василия, Агрикова сына) и 16-м (Чудо о воскресших школярах).

Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)
Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)

Ктиторы, предстоящие свт. Николаю Чудотворцу. Фрагмент средника иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)

Эта икона является примером синтеза византийского и западного художественных и иконографических приемов и схем, а также стилей. Греч. надписи указывают на визант. окружение, в к-ром она была создана и для к-рого предназначалась, однако грамматические ошибки, по мнению ученых, свидетельствуют о том, что автор надписей, возможно художник, не был греком. К числу признаков лат. влияния относятся предпочтения в изображении чудес. Так, в Чуде о 3 девицах свт. Николай Чудотворец изображен подающим из «кошеля» золото девам, к-рые стоят перед ним, тогда как, согласно визант. текстам и иконографическим образцам, он это делал тайно, через окно, пока в доме все спали. Композиция с этим чудом, представленная в клейме на иконе, известна по произведениям (рукописям, витражам), созданным во Фландрии или в Сев.-Зап. Германии в XIII в. В композиции из цикла Чуда о стратилатах костюм имп. Константина более соответствует облику лат. короля, нежели визант. императора: на нем короткая красная туника, плащ на плечах, расшитый узорами, и красные сапожки; на голове - прямоугольная корона; в левой руке - посох, заканчивающийся цветком лилии. Ближайшие параллели к изображению имп. Константина находятся во франц. манускриптах из королевств крестоносцев на Св. земле, напр., в 2 рукописях «Всемирной истории» (Historia universalis), украшенных живописью в Акре и находящихся в Городской б-ке Дижона (BM 562. Fol. 59V, 2-я пол. XIII в.) и в Британском музее (Brit. Lib. 15268. Fol. 161v, ок. 1286 г.) (Buchtal H. Miniature Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. Oxf., 1957. Pl. 100a, 118b). В. Н. Лазарев характеризует эти лицевые рукописи как произведения франц. художников, выполненные по законам франц. искусства, хотя и за пределами родины, и не имеющие ничего общего с визант. искусством, в чем их коренное отличие от художественной продукции лат. королевств XII в. (Лазарев В. Н. Рец. на: Buchtal H. Miniature Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. 1957 // ВВ. Т. 17. С. 275-276); не исключено, что с традицией лицевых рукописей связано использование на иконе вместо ткани-паволоки пергамена. Эта технология позволяла золотить поверхность как в декорированных книгах. Изображение воскрешения 3 клириков-школяров не имеет греч. оригинала; чудо, как и иконография композиции, целиком западное. Впервые этот сюжет появился в латинских лит-ре и искусстве в XII в. (Meisen K. Nikolauskult und Nikolausbrauch im Abendlande. Düss., 1931. S. 289-306). Согласно греческой подписи, «святой восставляет 3 диаконов от смерти». Клеймо разделено на 2 части, справа школяры сидят с учебниками на лавке, в то время как их денщик заносит над ними топор; слева свт. Николай Чудотворец воскрешает школяров, вынимая уже целые обнаженные тела из бочки, где после расчленения они были засолены, как мясо. Иконографические параллели к этому изображению есть в зап. памятниках XIII в., хотя там обычно сцена убийства школяров происходит во время их сна. Уникальны детали, схожие с деталями на синайских житийных иконах, прежде всего на иконе кон. XII - нач. XIII в. (при этом в Чуде о стратилатах отсутствует сцена с благодарной молитвой свт. Николаю Чудотворцу, представленная на древнейшей синайской иконе). Напр., в композиции «Возвращение отрока Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена» в руках Василия нет пиршественной посуды, кубка или кувшина, надпись воспроизводит синайскую, но содержит ошибки.

Возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена. Клеймо иконы «Свт. Николай, с житием». 2-я пол. ХIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)
Возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена. Клеймо иконы «Свт. Николай, с житием». 2-я пол. ХIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)

Возвращение Василия, Агрикова сына, из сарацинского плена. Клеймо иконы «Свт. Николай, с житием». 2-я пол. ХIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия)

На еще не устоявшуюся житийную иконографию святителя указывают редкие элементы, присутствующие почти в каждой композиции. В 1-м клейме младенец Николай лежит спеленутым в колыбели подобно Младенцу Христу в сцене «Рождество Христово», нянька-повитуха склоняется над ним так же бережно, как в сцене его успения диакон будет возлагать тело святителя на одр. Изображение детей-учеников в клейме с приведением Николая в учение - также особая примета зап. традиции изображения. Мастер уделил внимание деталям обучения, редким для религигиозного искусства, однако для него они имели в т. ч. сакральный, а не повседневный смысл. Напр., надписи на табличках Николая и его однокашника помимо наглядного подтверждения того, что Николай преуспевал в переписывании Псалтири, могут быть поняты и как уровень духовного совершенства обоих учеников: на табличке буд. святителя - текст из Пс 102 («Благослови, душе моя, Господа…»), к-рый использовался в т. ч. в литургических текстах, напр., в качестве изобразительных, читаемых перед причастием; на табличке др. ученика - текст из Пс 1 («Блажен муж...»). В сцене поставления свт. Николая в епископа изображены неск. присутствующих - 3 епископа и некий клирик. На иконе в 9-м клейме представлен самый ранний пример явления святителя 3 стратилатам, заключенным в темнице: он стоит в правом углу и благословляет правой рукой (этого события нет в текстах, скорее всего добавление продиктовано желанием подчеркнуть роль святителя в спасении стратилатов; в поствизант. время этот вариант будет встречаться в нек-рых циклах житийных древнерус. икон свт. Николая).

Погребение свт. Николая. Народ у мощей свт. Николая. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра архиеп. Макариоса, Никосия)
Погребение свт. Николая. Народ у мощей свт. Николая. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра архиеп. Макариоса, Никосия)

Погребение свт. Николая. Народ у мощей свт. Николая. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XIII в. (Византийский музей культурного центра архиеп. Макариоса, Никосия)

На заключительных нижних клеймах правого ряда представлены сцена успения святителя в Мирах (клеймо 13) и его «гроб, источающий миро» (клеймо 14). В обоих клеймах фоном служит 2-пролетная галерея с подвешенными в пролетах лампадами (обозначение храма); в сцене успения (подпись: «Успение святого Николая в Мирах») присутствуют епископы, диакон обеими руками обнимает тело святого, укладывая его на ложе. На том же архитектурном фоне в заключительном клейме изображен саркофаг с конической крышкой, к к-рому припадают молящиеся, паломники в простых туниках; эта сцена не имеет параллелей в визант. искусстве и сходна с зап. изображением погребения святителя в Бари, в котором показано, как чудотворное масло (миро) собирают через отверстия на стенке саркофага. Мироточивый гроб в Бари известен по фрескам со сходным архитектурным фоном, напр. в ц. Санкт-Мария-Лизкирхен в Кёльне (ок. 1270). Н. Паттерсон-Шевченко, изучавшая житийные циклы свт. Николая Чудотворца в визант. искусстве, не дает ответа на вопрос, какое из погребений святителя - в Бари или в Мирах - имеется в виду в 14-м клейме. По ее мнению, здесь проявился ряд зап. черт, в т. ч. базирующихся на лат. текстах, никогда не иллюстрировавшихся на христ. Востоке, а значит, возможным является вариант того, что в заключительном клейме показан саркофаг в Бари. Впрочем, указание в надписи на место успения святителя в Мирах делает вероятным и то, что «гроб, источающий миро», также изображен в этом городе. В свою очередь эта надпись являлась частью пропаганды по утверждению приоритета святилища в Мирах. Вложенная в правосл. храм икона могла иметь обозначения обоих центров, связанных с памятью свт. Николая Чудотворца - Миры Ликийские и Бари, на том основании, что Кипр был местом, где греки соседствовали с латинянами.

По стилю икона представляет собой вариант местного, а не столичного искусства. Для живописи характерны яркий фон, иногда цветной в сценах, происходящих внутри зданий, контраст синих, красных, зеленых тонов в архитектуре и одеждах наряду с золотом, и краткость композиций, сравнимых с плакатом; белые буквицы греч. подписей на синих фонах служат не только пояснением сцен, но и дополнительным декоративным элементом.

Лит.: Megaw A. H. S. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial? // DOP. 1974. Vol. 28. P. 57-88; Carr A. W. Byzantines and Italians: Images from Art // Ibid. 1995. Vol. 49. P. 339-357; Ševčenko N. P. The Life of Saint Nicolas in Byzantine Art. Torino, 1983. Cat. 14. P. 37, 38, 69, 75, 83, 86, 90, 92, 98, 104, 113, 120, 125-126, 141-142, 145, 148, 153, 165. Pl. 14.0-14.16; Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. L., 1994. P. 153-159; Stylianou A., Stylianou J. A Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 35, 53-75; Glory of Byzantium: Art and Culture of Byzantine Era 843-1204: Cat. of Exhib. / Ed. H. C. Evans. N. Y., 1997. Cat. 263. P. 397-398; Cipro e l'Italia al tempo di Bisanzio: L'Icona Grande di San Nicola tis Stegis del XIII sec. restaurata a Roma / a cura di I. A. Eliades. Nicosia, 2009; Stewart Ch. А. The First Vaulted Churches in Cyprus // J. of the Society of Architectural Historians. 2010. Vol. 69. N 2. P. 162-189.
М. А. М., И. Н. П., Э. П. И.