(Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Христа ради юродивый, Псковский. О его жизни известно немного. Хотя Н. вскоре после преставления стал почитаться псковичами как святой, Житие его не было написано. В поздних рукописях XVII-XIX вв. существует краткий текст («Запись о святом Николае юродивом»), к-рый свидетельствует о попытке найти Житие Н. Составитель этого текста начинает рассказ о Н. со слов: «Житие сего блаженнаго в подробности неизвестно» (ГИМ. Барс. № 259. Л. 315 об. (сборник старообрядческий, XIX в.); то же: БАН. Арх. ком. № 113. Л. 34-34 об. (сборник Житий, поучений и сказаний, XVIII в.), и др.). В письменных источниках (русских и иностранных) речь, как правило, идет о 2 значительных событиях в истории Пскова, связанных с именем Н.: встрече с царем Иоанном IV Васильевичем во время его приезда в Псков в 1570 г., после опричного разорения Новгорода, и о молении Пресв. Богородице рус. святых, в т. ч. Н., о заступничестве во время осады Пскова польск. кор. Стефаном Баторием в 1581 г.
Описание встречи Н. с царем Иоанном Грозным имеет неск. вариантов, расходящихся в деталях. Общий смысл всех описаний этого события заключается в том, что именно Н. спас Псков от разгрома опричниками, подобного тому, к-рый царь учинил в Новгороде. В рассказах о встрече Н. с царем можно выделить неск. сюжетных мотивов, к-рые есть в разных источниках как отдельно, так и в сочетании. 1. Когда псковичи встречали царя хлебом-солью, Н. приговаривал, прыгая на палочке около царя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел его схватить, но блаженный стал невидим. 2. После молебна в Троицком соборе царь пришел за благословением к Н. Блаженный предложил ему кусок сырого мяса. Царь сказал: «Я христианин и не ем в пост мяса», на что Н. ответил, что царь поступает хуже - он пьет кровь христианскую. Этот сюжет встречается в разных источниках с XVI в. 3. Пришедшего к нему (на двор, в келью) царя Н. поучал «ужасными словами», требовал, чтобы тот прекратил кровопролитие и не разорял церкви, предрекал кару. 4. Падение царского коня как пророчество о каре Божией. В разных источниках эти сюжетные мотивы несколько варьируются. Особенно различаются диалоги Н. с царем.
В Псковской первой летописи (П1Л; список Оболенского и Архивский 3, добавления к основному тексту) получают развитие 3-й и 4-й сюжеты. Иоанн Грозный после разгрома Новгорода пришел во Псков с «опритчиною, со многою ратию», «с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Псковичи встретили его колокольным звоном, «стояще все коиждо пред домом своим со женами и детьми, изнесше хлеб и соль пред враты и падше поклонишася цареви». После молебна в Троицком соборе царь пришел за благословением к Н., и тот «поучив его много ужасными словесы, еже престати от велия кровопролития и не дерзнути еже грабити святыя Божия церкви». Царь не внял словам блаженного, снял колокол с Троицкого собора, и «того же часа паде конь его лутчии по пророчествию святого, и поведаша сия царю; он же ужасен вскоре бежа из града» (ПсковЛет. Вып. 1. С. 115-116). В брошюре с новостями из Московии, опубликованной в 1572 г. нем. издателем Никласом Бассе, этот рассказ обрастает иными подробностями. Будучи в Пскове, царь посетил Н., к-рого псковичи считали настоящим пророком, «чтобы тот сделал ему предсказание о некоторых вещах». Н принял его «с достойным почтением» и предложил царю вкусить хлеба с овсяным киселем. Н. стал говорить, что Иоанн Грозный «уже достаточно по своему произволу совершил насилий и тиранств», и посоветовал ему без промедления уехать в Москву: «А иначе лошадь, привезшая его оттуда, уже не привезет его назад», а «незваные гости обрушатся на него в Москве». Царь немедленно так и поступил (Скрынников. 1999. С. 136-137; он же. 1992. С. 375). О таком же предостережении Н. царю («Не на чом ти бежати!») читается и в Пискаревском летописце (1-я четв. XVII в.). Обращаясь к царю, Н. по-отечески советует: ««Не замай, милухне, нас, и не пробудет ти за нас! Поеди, милухне, ранее от нас опять. Не на чом ти бежати!» И в то время паде головной аргамак. И князь велики поеде вскоре и немного зла сотвори» (ПСРЛ. Т. 34. С. 191). Разговорная форма речи Н. свидетельствует о том, что источник данного варианта рассказа о встрече царя и юродивого был фольклорным. Англичанин Дж. Флетчер, побывавший в России в кон. 80-х гг. XVI в., называет Н. человеком, «который сделал много добра», св. мужем. История с куском сырого мяса у Флетчера изложена несколько иначе. Царь, побывав у блаженного на дому, послал ему подарок, а Н. отправил царю кусок сырого мяса. Царь велел передать Н., что «удивляется, как святый муж предлагает ему есть мясо в пост». Н. ответил: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?» И угрожал царю, что с ним случится что-то ужасное, если он не перестанет умерщвлять людей и не оставит город в покое (Флетчер. 2002. С. 131). Сходство мотивов и деталей разных источников, не совпадающих вербально, но близких, передаче поступков Н., доказывает, что факт встречи этого блаженного с Иоанном Грозным и обличение юродивым кровопролития и жестокости царя несомненен.
Представитель англ. Московской компании Дж. Горсей, прибывший в Москву в 1573 г. и проживший в России длительное время, также сообщает, что Н. («Mickula Sweat», т. е. Микула Свят) «осыпал Ивана смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти, клялся, что царь будет поражен громом, если он или кто-нибудь из его войска коснется с преступной целью хотя бы волоса на голове последнего из детей в этом городе, предназначенного Богом и его добрым ангелом для лучшей участи, нежели разграбление...». Сам Горсей относился к подвигу юродства иронически, считая Н. мошенником или колдуном: «Жалкое существо, нагое зимой и летом, он выносит как сильную стужу, так и жару, совершает многие странные действия благодаря дьявольскому колдовскому отводу глаз, его боятся и почитают все, как князья, так и народ» (Горсей Дж. Записки о России: XVI - нач. XVII в. / Пер. и сост.: А. А. Севастьянова. М., 1990. С. 54).
В «Записках о Московии» Г. Штаден, служивший в опричниках у Иоанна IV, о встрече Н. с царем пишет кратко: «Когда царь пришел к нему на двор, Н. сказал ему: «Довольно! Отправляйся назад домой!» И царь ушел из Пскова». Больше внимания Штаден уделяет социальному положению Н.: он пишет о нем как о зажиточном мужике, к-рый живет «во Пскове во дворе один, без жены и детей», «у него много скота, который всю зиму ходит во дворе по навозу под открытым небом; растет и тучнеет», благодаря этому Н. якобы и разбогател (Штаден. 2008. Т. 1. C. 119). Подобное описание образа жизни юродивого отчасти расходится с традиц. представлением о юродивом. Мон. Сергий (Шелонин) в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа», составленном в сер. XVII в., также пишет, что Н. «имяше же доилиц множество, и кокошей без числа», но отмечает, что молоко, масло и яйца он раздавал нищим и больным, «сам же в воздержании мнозе живяше»; скот же его кормили жители Пскова. Царю на трапезе Н. предложил молоко, сыр и яйца, а царевичам Иоанну и Феодору - хлеб и рыбу, ибо был постный день. Царь был удивлен, Н. же сказал, что царю в постный день лучше есть эту пищу, чем плоть человеческую вкушать и кровь пить. «Но иди,- рече,- отсюду вскоре, да не воздвигнется на тя Всеволод и Домант. И се ти есть знамение, яко унший твой конь паде». И тотчас же царю сообщили, что предсказание Н. свершилось. Царь в страхе ушел в Новгород (Сапожникова. 2001. С. 416-417). Сюжеты 2, 3 и 4 встречаются в описаниях современников Н. (Горсей, Флетчер, Штаден, псковский летописец). Сюжет 1 читается только в «Записи о святом Николае Юродивом» (кон. XVIII в.), при этом составитель этого текста ссылается на устное предание («во Пскове есть изъустное предание…»). Этот же сюжет передавал и митр. Евгений (Болховитинов), ссылаясь на «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (М., 1807. С. 106).
О почитании Н. в Пскове и внимании к его пророчествам свидетельствует небольшой эпизод в Житии прп. Никандра Псковского (кон. XVI в.). Однажды, еще до пострижения Никандра, подошел к нему «Никула, блаженный псковский, и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похаб ся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя». Никандр же «проразумев реченное ему и соблюдаше в себе вся глаголы реченныя». В изображении автора этого текста Н. ведет себя как типичный юродивый (хватает за руку, «похаб ся творя», говорит, видимо, намеками, к-рые нужно «проразумевати») (Житие Никандра Псковского // Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 527, 535).
Н. был погребен в Троицком соборе Пскова, мощи находятся под спудом. В большинстве источников Нового времени преставление Н. датируется 28 февр. 1576 г. Дата 27 февр. 7084 г. читалась на доске, лежавшей на гробнице Н. в Троицком соборе (Евгений (Болховитинов). 2009. С. 302-303; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 35). В иконописных подлинниках кон. XVII-XIX в. стабильно указывается дата преставления Н. 6 дек. (РНБ. ОСРК. O.XIII. 3. Л. 79; Тит. № 4765. Л. 105; Тихан. № 403. Л. 71 об. и др.); видимо, при отсутствии сведений была взята дата памяти свт. Николая Мирликийского.
Почитание Н., по мнению Е. Е. Голубинского, могло начаться до 1581 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 117). В ряде псковских лит. памятников содержится рассказ о явлении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы, прп. Антония Киево-Печерского и прмч. Корнилия Псково-Печерского во время осады польским кор. Стефаном Баторием Пскова в 1581 г. Пресв. Богородица, стоя на крепостной стене, призвала явиться свт. Нифонта Новгородского и Псковских святых, погребенных в Троицком соборе. Перед Ней встали благоверные князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич, Довмонт (Тимофей), равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич, а также Н. Они обратились к Пресв. Богородице с молитвой о защите города. Роль Н. в разных памятниках (самостоятельном «Видении Дорофею» кон. XVI в., в составе Жития блгв. кн. Довмонта, «Повести о Псково-Печерском монастыре» и в поздних редакциях «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков») описывается по-разному. Так, в «Видении Дорофею» Н. первым «начат дерзостней молитися» (Рассказ («видение»). 1952. С. 112-113). В др. текстах первыми обращаются со слезным молением к Пресв. Богородице прмч. Корнилий и Н. (Повесть о Довмонте. 2007. С. 518-520; Повесть о Псково-Печерском мон-ре. 2005. С. 490-491).
Н. были составлены особая служба (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 205), тропарь и кондак; тексты последних помещены на его гробнице и в «Записи о святом Николае Юродивом».
Древних единоличных икон Н. не сохранилось. Самые ранние известные изображения Н. представлены на больших иконах, посвященных заступничеству Божией Матери за Псков, когда по молитвам Псковских святых город был спасен от нашествия войск польск. кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для этих икон являются тексты «Повести о Псково-Печерском монастыре» и «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков», самые ранние списки к-рых относятся к кон. XVI - нач. XVII в.
Древнейшей иконой, относящейся к этим событиям, является Псково-Покровская икона Божией Матери («Явление Божией Матери старцу Дорофею») нач. XVII в., происходящая из псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время находится в кафедральном Троицком соборе Пскова). На иконе изображен вид Пскова сверху с вост. стороны в тот момент, когда разворачиваются события, описанные в «Сказании о видении Дорофея», включенном иноком Григорием в 80-х гг. XVI в. в «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Описывая явление Пресв. Богородицы, пскович кузнец Дорофей отметил, как «предстали перед Ней благоверные великие князья Владимир Киевский, Всеволод и Довмонт Псковские и чуть сзади них, примерно в полусажени, блаженный Никола, что был юродивым в Пскове… И тогда игумен Корнилий и Никола юродивый, прослезившись, отвечали…» (Повесть о Псково-Печерском мон-ре / Публ. текста, пер. и коммент.: В. И. Охотникова // БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 491-492). Н. представлен на фоне белой городской стены, в левой части иконы, в молении Пресв. Богородице вместе с предстоящими равноап. кн. Владимиром, блгв. князьями Всеволодом и Довмонтом Псковскими. Юродивый написан коленопреклоненным, левая рука опущена, правая - поднята в жесте моления к Божией Матери, вокруг его головы - нимб. На нем рубаха болотного цвета и лапти с обвязками поверх белых онучей. Изображение Н. плохо сохранилось (живопись потерта, с утратами), однако видно, что голова блаженного не покрыта. В ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома находится копия этой иконы нач. XXI в., в Псково-Печерском мон-ре - список, созданный в 2003 г. по заказу наместника архим. Тихона (Секретарёва) иконописцем Н. А. Денисовой.
На иконе «Явление Божией Матери старцу Дорофею» (т. н. икона Жиглевича; ПИАМ), к-рая датируется 1-й пол. или 3-й четв. XVIII в. (см.: Васильева. 2012. С. 250-252. Кат. 190; Псковская икона XIV-XVIII вв. 2013. С. 4), город изображен на основе более поздних планов с ориентацией на восток, Н.- в правой части композиции на фоне ц. вмц. Анастасии в Кузнецах, в сцене видения Дорофею. Н. стоит на коленях слева, чуть поодаль от князей (в соответствии с текстом «Повести...»), держа руки перед собой в молении, его лик обращен к Богоматери. Он в золотисто-охристой рубахе, на ногах красные сапоги; вокруг головы нимб; надпись: «НикA ла Блаженны(и)». Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерского мон-ря.
Образ коленопреклоненного Н. присутствует среди святых, предстоящих Божией Матери (изображена справа на Покровской башне Пскова), на иконе «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни «Владычного Креста» в Пскове (с 1910 находилась в Троицком соборе Пскова, в наст. время в ПИАМ). Описывая икону, Н. Ф. Окулич-Казарин ошибочно указал, что в коленопреклоненном молении пред Пресв. Богородицей показан прп. Нифонт, строитель Мирожского мон-ря (Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову: (Любителям родной старины). Псков, 19132. С. 101-104). Однако, судя по одеянию (светлая рубаха), это именно Н.
К этому кругу икон относится икона 1-й пол.- сер. XIX в., написанная в масляной технике на овальной металлической основе (СГХМ). По композиции она напоминает центральный фрагмент иконы 1784 г. с изображением Богоматери, стоящей на Покровской башне, и молящимися святыми. Здесь также присутствует фигура коленопреклоненного Н. перед Богоматерью (старец в светлой рубашке). Икона с такими же сюжетом и необычной формой упомянута А. С. Князевым в «Историческо-статистическом описании псковского кафедрального Троицкого собора» (1858). В четверике Троицкого собора в 1834 г. установили новую серебряную раку блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского: «Посреди каждой из 4-х сторон раки прикреплен овальный круг, длиною в 15 верш., шириною в 10 верш., толщина коего уменьшается и увеличивается сообразно направлению сторон раки... На круге с левой стороны раки такое же изображение Псковской Покровской башни и на ней Богоматери, окружаемой Псковскими и другими Святыми в том виде, в каком угодно было Ей явиться некоему благочестивому Псковитянину Дорофею в страшные минуты для Пскова. Перед башнею, за стеною города, изображены войска Батория в боевом порядке» (Князев. 1858. С. 27). Кроме того, в надгробном комплексе блгв. кн. Всеволода был помещен чеканный образ Н. и др. Псковских чудотворцев, чье почитание связано с Троицким собором. Т. о., на всех известных изображениях этого извода (за исключением иконы рубежа XVIII и XIX вв. из ПИАМ, похищенной во время второй мировой войны; сохр. черно-белая фотография памятника) Н. представлен в коленопреклоненной позе, как молитвенник перед Богородицей за жителей Пскова.
В иконописных подлинниках Н. упоминается с кон. XVII в. под 6 дек., внешность блаженного уподобляется облику ап. Павла: «…подобен Павлу апостолу брадою...» (РНБ. ОСРК. O.XIII.6. Л. 80; 1694 г.); «...подобен Павлу апостолу брадою и плешив, надсед, наг весь» (РНБ. Ф. 166. № 564. Л. 46 об.; XVIII в.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 95; 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 55); «…подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо при главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40-41); «…надсед, брадою аки Павел апостол, а не плешив и наг весь» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 74 об.; 20-е гг. XIX в.) и др. Хотя в иконописных подлинниках предписано изображать Н. «нагим и плешивым», из таких икон ныне известен только образ 1895 г. из иконостаса придела во имя св. Василия Блаженного в московском соборе Покрова на Рву. На др. сохранившихся памятниках Н. без проплешины, одет в рубаху, чаще всего белую, но иногда и в цветную однотонную; на иконах XVII-XVIII вв. он в обуви, позднее - обычно босой.
Возможно, самым ранним из сохранившихся единоличных образов Н. является икона 2-й четв. XIX в. из Троицкого собора Пскова. Святой представлен в рост, босым, в небольшом развороте вправо, обращающимся в молитве к Св. Троице; в правой части композиции, вдали, изображен Троицкий собор. По нек-рым стилистическим особенностям образа (живописное решение ангелов, розоватое зарево неба) можно предположить, что образ является списком с иконы 2-й пол. XVIII в. Святой изображен средовеком с темно-русыми короткими волосами и небольшой бородой, разделенной на 2 части, стриженая челка закрывает половину лба. Он одет в длинную, ниже колен, белую подпоясанную рубаху с отложным воротником; правая рука - возле груди, левая обращена в молении к Св. Троице, взор также устремлен ввысь. Вместо именующей надписи в правом нижнем углу в клейме на белом фоне помещены тропарь и кондак Н. и краткие сведения о его преставлении.
В XIX в. св. мощи Н. находились в псковском Троицком соборе в южном приделе во имя блгв. кн. Всеволода (Гавриила), надгробие покрывала икона святого: «Гробницы эти деревянные, имеющие вид высоких ящиков очень простой работы. Поверх их лежат изображения Угодников» (Князев. 1858. С. 20. Примеч. 1); «В третьем окне на южной стороне того же придела почивают в гробнице, совершенно схожей с Довмонтовою, мощи блаженного Николая Салоса (юродивого). Гробница покрыта доскою с изображением блаженного и следующею надписью: «преставися Св. праведный Николай Псковский Чудотворец в лето 7084 (1576), месяца февралиа в 27 день». При гробнице висят в раме низанные жемчугом тропарь и кондак сему угоднику Божию» (Толстой. 1861. С. 34-35). Возможно, сохранившаяся нагробная икона Н. 2-й пол. XIX в. (с поновлениями 2-й пол. ХХ в.; холст, масло), находящаяся в Троицком соборе Пскова, является упомянутым образом с гробницы святого (нижняя часть полотна с изображением ступней ног, очевидно, утрачена). Поскольку ныне мощи нек-рых Псковских святых находятся в общей раке, во 2-й пол. XX в. икона была размещена в одной раме с образом блгв. кн. Всеволода. Н. представлен на темном фоне прямолично в рост, лежащим с закрытыми глазами; на нем - длинная белая рубаха-саван с широкой горловиной, справа немного завернутой, руки сложены на груди, ноги босы. У Н., изображенного в возрасте средовека, правильные черты лица: широко посаженные глаза, дугообразные темные брови, выступающие скулы, впалые щеки, нос с небольшой горбинкой, широкие губы под длинными темными усами, короткие темно-русые волосы с прямым пробором и маленькая, раздвоенная внизу борода. Образ написан в академической манере, нимб и надпись относятся ко времени поновления. В опубликованных описаниях собора 2-й пол. XIX в. сведений о др. иконах Н. не обнаружено.
Сохранившиеся иконы из храмов Пскова, музейных и частных собраний, как правило, ориентированы по иконографии на образ святого с его раки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Н. представлен вполоборота влево, по пояс, с молитвенно сложенными на груди руками, лик обращен вверх. У блаженного - короткие темные вьющиеся волосы и небольшая раздвоенная борода, однако рубаха не светлого, а темно-синего цвета. Светлая надпись по сторонам от фигуры: «Св Николай Блаженный». Образ продолжает традицию изображения Н. в молении как заступника за людей.
Немного иной иконографический вариант, также восходящий к нагробному образу, представлен на иконе кон. XIX - нач. ХХ в., созданной в мастерской И. М. Малышева в Сергиевом Посаде. Поясной фронтальный образ, исполненный в реалистической светотеневой манере, помещен на золотом фоне с чеканным орнаментальным декором; фрагменты авторской подписи - внизу на тонкой полосе, отделяющей изображение от полей. Н. показан в преклонных годах: седые волнистые волосы прядями спускаются на плечи, на широком лбу - морщины, густые брови нависают над большими, глубоко посаженными глазами; у святого длинный прямой нос, выступающие скулы, впалые щеки, вьющаяся раздвоенная седая борода, закрывающая большую часть шеи. Н. в подпоясанной толстой веревкой белой холщовой рубахе с небрежно обрезанными рукавами, края которых начинают махриться, а небольшой отворот правого края горловины напоминает деталь изображения на раке. Молитвенный взор блаженного направлен вверх, руки сложены на груди, на шее - равноконечный крест-тельник; надпись: «С. БЛАЖ. НIКОЛАЙ ХР(С)ТА РАДИ ЮРОД.». Похожее изображение Н., со скрещенными на груди кистями рук, сохранилось в росписи посл. трети XIX в. в псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга. Там юродивый изображен в рост, смотрит прямо, у него взлохмаченные волосы и разделенная на клочковатые одинаковые пряди борода, ворот белой рубахи распахнут, оставляя обнаженной грудь с нательным крестом, обуви нет. Фоном служит пейзаж с холмами вдали. Полуфигура Н. включена в один из медальонов росписи 2-й пол. XIX в. (с поновлениями) ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове (руки святого соединены в замок у груди).
Отдельный иконографический тип Н. встречается на золотофонной иконе 1895 г. в иконостасе, выполненном в мастерской О. С. Чирикова для придела св. Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву. В соответствии с описаниями в иконописных подлинниках облик блаженного, с большой проплешиной и короткими волосами, напоминает образ ап. Павла, однако борода у Н. средней величины. Святой представлен полунагим, в бордово-коричневом рубище, накинутом на плечо, правую руку развернул к молящемуся, левую поднял до уровня плеча. Нимб с узорчатым тиснением, на фоне в клеймах надпись: «СТЫЙ БЛЖЕН НИКОЛАЙ».
Н. изображали на иконах Псковских и избранных святых, напр. на 2 иконах посл. трети XIX - нач. XX в. (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые. 2016. С. 315-318. Кат. 60), живопись к-рых основана на академических принципах. На одной иконе блаженный показан слева (вместе с вмч. Пантелеимоном), средовеком со сложенными крестообразно на груди руками, в длинной рубахе розовато-бордового цвета, осеняемый голубем - символом Св. Духа. А. С. Преображенский не исключает, что это не Псковский блаженный, а блж. Николай (Кочанов), т. к. день празднования вмч. Пантелеимона совпадает с днем памяти блж. Николая (Кочанова); также этим святым посвящен главный престол Николо-Кочановского храма. На 2-й иконе - Н. среди наиболее почитаемых Псковских чудотворцев, справа от центральной фигуры блгв. кн. Всеволода (Гавриила); левая рука юродивого прижата к груди. В нек-рых случаях иконографию Н. использовали для создания икон блж. Николая Кочанова, по-видимому отождествляя этих святых (икона «Мч. Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов» кон. XIX - нач. ХХ в., ЦАК МДА). В составе композиций, объединяющих сонм всех рус. святых, образ Н. (с указующим перстом) известен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).
В среде рус. художников 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. большой популярностью пользовался сюжет о встрече в Пскове царя Иоанна Грозного и Н. Существует ряд исторических картин и эстампов на эту тему: «Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса» худож. И. А. Пелевина (1877, Гос. худож. музей Ханты-Мансийского АО - Югры), «Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос» П. И. Геллера (1894; см.: Нива. 1901. № 45. С. 689), «Историческая сцена (Иван Грозный в келье псковского старца Николы)» худож. Г. Г. Мясоедова (1899, Мемориальный музей-усадьба худож. Н. А. Ярошенко, Кисловодск), «Иоанн Грозный с приближенными» худож. А. П. Рябушкина (1903, Тюменский музей изобразительных искусств), «Блаженный Николай Псковский встречает царя Иоанна Грозного» - рисунок худож. В. В. Спасского (нач. ХХ в., ГМИР) и др. На картине Пелевина юродивый, с короткими волосами и седой бородой, одет в традиционную для его иконографии светлую подпоясанную рубаху, в руке держит палку. В остальных композициях он изображен в холщовом рубище нищего, с длинными растрепанными волосами и всклокоченной бородой. В почти идентичных композициях Геллера и Мясоедова Н. протягивает царю кусок мяса, его посох лежит на земле. На картине Рябушкина юродивый в одной руке держит мясо, другой указывает на дверь; в рисунке Спасского - скачет верхом на палке.
В XX в. образ Н. встречается в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 100, 102). В 1981 г. для псковского Троицкого собора была написана икона «Блж. Николай Псковский в молении ко Св. Троице» на бирюзовом фоне. Стилистически мастер ориентировался на древнерус. иконописные традиции, но в иконографическом решении использовал образ Н. на фоне Троицкого собора 2-й четв. XIX в. Аналогичная икона нач. XXI в. (с охристым фоном) находится в ц. свт. Василия Великого на Горке в Пскове. В кон. XX в. (одна - в 1982) для Троицкого собора были написаны 2 большие иконы «Собор Псковских чудотворцев» с изображением Н.; позднее в приделе равноап. кнг. Ольги появился поясной прямоличный образ святого (в красноватой рубахе, руки перед грудью в жесте приятия благодати). В кон. XX в. в иконостасе псковской ц. Покрова от Торга была установлена икона «Псковские чудотворцы», где Н. представлен фронтально крайним справа, на фоне Троицкого собора и Крома. Образ блаженного введен в состав святых на иконе Божией Матери с Младенцем на престоле, с ангелами и предстоящими Псковскими чудотворцами (Псковской) рубежа ХХ и XXI вв. (Троицкий собор Пскова). Изображение Н. имеется в росписи Казанской ц. Оптиной пуст., в одном из медальонов (ок. 2001, инок Алипий (Подковырин)).
На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной Н. представлен в рост; вполоборота влево, в молении, с поднятой для крестного знамения правой рукой (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 179). Рельефный ростовой образ Н. (с изможденным лицом и с палкой-посохом в левой руке) помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков).