Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОДИМ
49, С. 728-730 опубликовано: 25 сентября 2022г. 


НИКОДИМ

Никодим, патриарх Иерусалимский. Иллюстрация из альм. «Ποικίλη Στοά»: Εθνικόν Ημερολόγιον,1887. Αθήναι, Т. 7
Никодим, патриарх Иерусалимский. Иллюстрация из альм. «Ποικίλη Στοά»: Εθνικόν Ημερολόγιον,1887. Αθήναι, Т. 7

Никодим, патриарх Иерусалимский. Иллюстрация из альм. «Ποικίλη Στοά»: Εθνικόν Ημερολόγιον,1887. Αθήναι, Т. 7

[Греч. Νικόδημος] (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827, Стамбул - 5/6.02.1910, о-в Халки (Мраморное м.)), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890). В посл. трети XIX в. Российская империя стремилась закрепиться на Ближ. Востоке, в частности на Св. земле, играя роль покровителя местных правосл. общин. Эти устремления сталкивали Россию с греч. иерархией вост. Патриархатов, вдохновлявшейся собственными националистическими установками и претендовавшей на лидерство на правосл. Востоке. Н. рассматривался многими как ставленник российской дипломатии, в силу чего оказался в эпицентре церковно-политических противоречий эпохи.

Н. был только наполовину греч. происхождения: его мать - правосл. армянка; родители были родом из г. Кизик (М. Азия). В 11 лет он вступил в Святогробское братство и стал послушником при Иерусалимском патриархе Афанасии V, жившем в К-поле. Сначала обучался частным образом у святогробцев, потом - в греческой святогробской школе в Фанаре. При следующем Иерусалимском патриархе, Кирилле II, принял монашество, был рукоположен во диакона (1847) и отправлен для обучения в Иерусалим к дидаскалу Дионисию Клеопе, буд. главе школы Св. Креста. В 1849 г. поступил в Халкинское училище, но не смог его окончить из-за болезни. Т. о., образование Н. носило несистематический характер. Н. остался в К-поле как архидиакон патриарха Кирилла и преподаватель святогробской школы в Фанаре. К-польский патриарх Анфим VI во время 2-го Патриаршества (1853-1855) послал Н. в качестве своего экзарха в Скоплянскую митрополию, где тот провел 2 года. В 1860 г. патриарх Кирилл рукоположил Н. во иерея, назначил его протосинкеллом и поручил ему управление святогробскими имениями в Бессарабии; Н. был возведен в сан архимандрита. За успехи в организации народного просвещения в регионе получил орден св. Анны 2-й степени. После конфискации святогробской недвижимости в Румынии (1864) бессарабские имения стали основным источником доходов Иерусалимской Православной Церкви, что укрепило позиции Н. Одновременно Н. был представителем неск. известных монастырей: Синайского и афонских - Ватопеда, Иверского и св. Павла.

7 нояб. 1872 г. Святогробское братство инициировало низложение Иерусалимского патриарха Кирилла II из-за его прорусской ориентации и отказа поддержать отлучение самопровозглашенной Болгарской Церкви. В ответ российские власти наложили секвестр на доходы бессарабских имений Св. Гроба. Н. вернулся в К-поль, но отказался от предложения К-польского патриарха Иоакима II стать его великим протосинкеллом. В 1873-1875 гг., при Иерусалимском патриархе Прокопии II, Н. занимал пост драгомана Иерусалимского престола. В 1876 г. успешно выступил посредником между российской дипломатией и Иерусалимской Церковью в деле примирения святогробцев с низложенным патриархом Кириллом. В обмен на снятие отлучения с Кирилла Святогробское братство получило в распоряжение 40% доходов от бессарабских имений. В мае 1877 г. Н. стал настоятелем Иерусалимского подворья в Москве. По окончании русско-тур. войны 1877-1878 гг. он сумел договориться о передаче Иерусалимской Церкви еще 40% поступлений от недвижимости в Бессарабии, а также о возвращении ее имений на Кавказе (1883). Н., свободно владевший рус. языком, стал заметной фигурой в российских церковно-общественных кругах, неоднократно получал гос. награды. В нач. 1881 г. он конфиденциально обратился в МИД России с предложением содействовать его продвижению на Патриарший престол, для чего испрашивал значительную денежную сумму. Причастность к распределению денежных средств, поступавших из России, выдвигала Н. на ключевые позиции в братстве, что, впрочем, вызвало в святогробской среде интриги, направленные против него. Претензии Н. на престижную вакантную кафедру митрополита Петры Аравийской были отвергнуты. Ему пришлось довольствоваться лишь саном архиепископа Фаворского (хиротонию 3 янв. 1882 в Исаакиевском соборе С.-Петербурга возглавил митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский)).

После кончины Иерусалимского патриарха Иерофея (11 июня 1882) российская дипломатия стала активно продвигать Н. на Патриаршество. Его противники из святогробского клира, в первую очередь митр. Герасим (Протопапас; впосл. патриарх Антиохийский и Иерусалимский), предостерегали Высокую Порту от поддержки Н., указывая на то, что он является рус. агентом. С их подачи османские власти неск. раз вычеркивали имя Н. из списка кандидатов на Патриаршую кафедру. Часть святогробцев, стремясь не допустить вступление на престол Н., осенью 1882 г. избрала патриархом 28-летнего секретаря Иерусалимского Синода Фотия, имевшего сомнительную репутацию. Этот выбор вызвал скандальный резонанс даже в греч. кругах, и Фотий не был утвержден Высокой Портой. После нескольких неудачных попыток провести голосование 3 (по др. сведениям, 4) авг. 1883 г. Н. был избран патриархом.

В России поставление Н. восприняли как крупнейшую дипломатическую победу, поскольку рассчитывали, что он станет проводником рус. влияния на Ближ. Востоке. Имп. Александр III Александрович наградил патриарха орденом св. Александра Невского. По линии МИД Н. получил субсидию 300 тыс. р. Вместе с ним в Иерусалим поехал архимандрит араб. происхождения Герасим Яред, имевший российское подданство и занимавший ранее пост ректора Рижской ДС (в России его рассматривали как буд. патриарха).

Интронизация Н. состоялась в Иерусалиме 22 дек. 1883 г. Здесь он столкнулся с жесткой оппозицией Синода. Нек-рых своих противников патриарх выслал из Палестины или отослал в епархии. В мае 1885 г. он способствовал избранию на Антиохийский престол своего главного оппонента, Скифопольского митр. Герасима (Протопапаса). Пытаясь нейтрализовать оппозицию в Синоде, Н. стал рукополагать новых архиереев, создавая под них титулярные кафедры. Однако его надежды на поддержку со стороны своих ставленников оказались безосновательны. Святогробцы также заблокировали возведение в архиерейский сан Герасима Яреда, состоявшего секретарем при патриархе. Герасим перешел в соседний Антиохийский Патриархат, где занял кафедру Селевкийского митрополита.

Единственным способом укрепить свою власть и поставить под контроль Синод было для Н. упорядочение финансов Патриархии. Он унаследовал 1,2 млн р. долга и ежегодный дефицит бюджета 100 тыс. р. Несмотря на постоянные денежные вливания из России, преодолеть финансовые трудности Иерусалимской Церкви не удавалось. В лит-ре встречаются утверждения, что за время Патриаршества Н. получил ок. 1 млн р. из России в виде частных пожертвований, субсидий МИД и Синода. Бо́льшая часть этих средств была растрачена неэффективно, а патриарх постоянно обращался с просьбами о новых займах и субсидиях.

Тем не менее в Патриаршество Н. были проведены масштабные работы по восстановлению мон-рей Иудейской пустыни (обителей св. Иоанна Предтечи и прп. Герасима, лавры прп. Георгия Хозевита), рассматривавшихся как важные звенья инфраструктуры паломничества и соответственно как потенциальный источник доходов. Н. также провел широкую кампанию по собиранию в Иерусалимской б-ке рукописей из различных палестинских хранилищ. В то же время из-за конфликта патриарха с преподавателями дважды (1884, 1888) приостанавливала работу богословская школа Св. Креста в Крестовом монастыре в Иерусалиме.

В России быстро нарастало разочарование в деятельности Н., к-рый сразу же по прибытии на Восток дезавуировал свои публичные пророссийские заявления. Патриарх не обладал сильным характером и ясным представлением о стоявших перед ним целях. Корпоративная греч. солидарность и собственные властные амбиции привели к тому, что он крайне болезненно воспринимал любые попытки России закрепиться в Палестине, особенно стремление добиться разрешения на регулярное русское богослужение в храме Св. Гроба. Начало Патриаршества Н. совпало с первыми годами существования Палестинского православного общества (ППО), основанного в 1882 г. под патронажем российской имп. фамилии с целью укрепления рус. присутствия на Ближ. Востоке. Святогробское братство увидело в ППО опасного конкурента, способного вытеснить греч. духовенство из Палестины.

Кампания ППО по открытию рус. школ для православных арабов вызвала явное недовольство со стороны Иерусалимского Синода. Переговоры Н. с секретарем ППО В. Н. Хитрово в 1884 г. закончились соглашением о том, что Патриархия будет осуществлять надзор за школами. Во избежание дальнейших трений с Синодом школьное дело решено было развивать не в окрестностях Иерусалима, а в Галилее. Именно там, в Назарете, в сент. 1886 г. была открыта 1-я учительская семинария ППО, готовившая кадры преподавателей для рус. школ на араб. Востоке.

Еще одним камнем преткновения в отношениях России с Патриархией стало строительство рус. церквей в Палестине. Зависимость Н. от российской финансовой и политической поддержки вынуждала патриарха внешне сохранять лояльность к С.-Петербургу. Так, 1 окт. 1888 г. Н. лично возглавил освящение рус. храма равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе в присутствии вел. кн. Сергея Александровича, председателя ППО. В то же время конфиденциальные архивные документы сохраняют свидетельства серьезных разногласий между патриархом и российскими представителями (Хитрово, архим. Антонином (Капустиным)) по вопросам расширения рус. присутствия на Св. земле.

Вместе с тем в глазах святогробского духовенства и греч. прессы Н. выглядел рус. агентом, подрывающим позиции Иерусалимской Церкви в угоду ППО. 18 марта 1888 г. на патриарха было совершено покушение: в него стрелял некий мон. Галактион. К весне 1890 г. стало очевидно, что османские власти склоняются на сторону противников патриарха. С разрешения правительства в апр. в Иерусалим вернулись святогробские клирики, ранее высланные Н., в т. ч. архим. Дамиан (патриарх в 1897-1931). Ссылаясь на болезнь, Н. возложил церковное управление на особую эпитропию во главе со своим наместником Никифором, митр. Петры Аравийской. Однако тот перешел на сторону оппозиции и в нач. июля отправил великому везиру донос, обвиняя патриарха в неспособности к управлению, растрате имущества и симпатиях к России.

Оказавшись перед перспективой низложения решением Высокой Порты, Н. 30 июля 1890 г. собрал Синод и объявил о своем отречении при условии выплаты ему ежегодного содержания 5 тыс. р. и передачи в его управление Патриаршего подворья на о-ве Халки (мон-рь св. Георгия «ту Кримну»). Синод быстро согласился на эти условия. В кон. авг. Н. покинул Палестину. Оставшуюся часть жизни он пребывал на покое на Халкинском подворье. Неудачная попытка российской дипломатии осуществить свои планы на Ближ. Востоке через продвижение к власти лояльного патриарха привела к переориентации России на поддержку араб. национального движения, нацеленного на полное изгнание из региона греч. церковной иерархии.

Арх.: РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 7, 8, 10, 67, 127, 128, 133, 141.
Ист.: Восток. 1883. № 221, 224, 233, 241, 258, 261, 265-267, 274; [Письмо патриарха Никодима от 2 окт. 1885 г.] // СИППО. 1891. Т. 1: 1886-1887. С. 3-13; [О состоянии Иерусалимской Церкви в первые 3 года Патриаршества Никодима] // Там же. С. 112-133; [Отставка патриарха Никодима] // Там же. 1891. Т. 2: Сент. 1890 - февр. 1891. С. 1-3; Блж. Никодим, бывш. иерусалимский патриарх: Некр. // Там же. 1910. Т. 21. Вып. 2. С. 266-301.
Лит.: Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969. P. 191-194; Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 187, 196, 201, 318-323; Якушев М. И. Антиохийский и иерусалимский патриархаты в политике российской империи (1830-е - нач. XX в.). М., 2013. С. 187-189, 348; Νικόδημος, Πατριάρχης Ιεροσολύμων // ΜεγΟΧΕ. Τ. 11. Σ. 507.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Патриархи Иерусалимские Никодим (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890)
См.также:
АВРААМИЙ († 1787), Патриарх Иерусалимский (в 1775 - 1787)
АМОС Патриарх Иерусалимский (594-601)
АНАСТАСИЙ I († 478), Патр. Иерусалимский (с 458)
АНАСТАСИЙ II († ок. 705), Патр. Иерусалимский