Гурий Кинешемцев († 1691), выдающийся костромской иконописец, давший новое стилистическое направление монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Состоял на службе в Оружейной палате в качестве городового мастера 1-й статьи. Наряду с Симоном Ушаковым является значительной фигурой для рус. художественной культуры XVII в. Н. не был потомственным иконописцем - происходил из торгово-ремесленной среды, с которой был связан на протяжении всей жизни. Отец (ум. во время эпидемии чумы 1653-1654 гг.) - выходец из Кинешмы Никита Григорьев; по отцу художник носил прозвище Кинешемцев. Н. владел в Костроме неск. торговыми лавками, унаследованными от братьев.
Иконописанию учился в Костроме предположительно у ведущего костромского художника сер. XVII в. Василия Ильина Запокровского. В документах Оружейной палаты впервые упоминается под 10 сент. 1659 г., когда получил аттестацию иконописца 1-й статьи, следов., должен был принимать участие в работах по заказам Оружейной палаты в составе артели костромских мастеров с нач. 50-х гг. XVII в. Вызывался в Москву для росписей Архангельского собора Московского Кремля в 1660 г. и в дальнейшем, вплоть до 1678 г., постоянно ездил в столицу в связи с работами различного характера (писал иконы для иконостаса дворцовой ц. св. Евдокии в 1664, деисусные и праздничные иконы, а также расписывал стены в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного в 1676, принимал участие в иконописных работах в ц. свт. Григория Неокесарийского в 1668 и др.). В отличие от мн. др. костромских иконописцев того времени он не был переведен на постоянное жительство в Москву, по-видимому в связи с отсутствием семьи. Иногда работы по заказу Оружейной палаты Н. выполнял в Костроме (писал иконы для Антиохийского патриарха Макария в 1668).
Н. отличался универсальностью дарования: расписывал храмы, писал иконы, выполнял книжные миниатюры. Наибольший вклад внес в монументальное искусство. Возглавляемая им артель участвовала в росписях Троицкого собора Данилова мон-ря (1662 и 1668; работы дважды прерывались и были закончены др. артелью). К бесспорной работе Н. и его мастеров относятся росписи купола, алтаря и сводов четверика. Уже в этом храме проявились особенности манеры письма художника, склонность к поиску интересных иконографических решений (в частности, Господь Вседержитель в куполе представлен в уникальном для этой зоны храма оплечном варианте иконографии). В 1670-1671 гг. в составе большой артели костромских и ярославских иконописцев участвовал в росписях Успенского собора в Ростове (находятся под записью). В 1672 г. предположительно артель Н. расписала Богоявленский собор в Костроме (росписи не сохр.). На основании стиля живописи артели Н. приписываются росписи Воскресенской ц. Ростовского архиерейского дома (ок. 1675) и Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (с 1822 Романов-Борисоглебск, ныне Тутаев). Хорошо сохранились поздние росписи артели Н. 80-х гг. XVII в., где особенности индивидуальной манеры ее письма выражены наиболее ярко: в ц. прор. Илии в Ярославле (1680; четверик и усыпальница Скрипиных в подклете сев. придела), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684), в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Предположительно в 80-х гг. XVII в. Н. осуществлял также росписи Софийского собора в Тобольске (не сохр.). В росписях Н. активно использовал принципы разработанной Ушаковым «живоподобной» манеры письма, адаптировав их к особенностям стенной живописи. В то же время для его произведений характерна повышенная декоративность, выражающаяся в усложненной линии рисунка, обилии орнаментики, чистом и звучном колорите. Заметные изменения были внесены Н. в систему храмовой росписи. В работах артели Н. отсутствует традиц. композиция «Страшный Суд» на зап. стене, сюжетные циклы расположены по периметру стен, среди них обязательно присутствие развернутых евангельского, Страстного и апостольского циклов, где композиции отдельных сцен восходят к западноевроп. гравюрам. Как правило, в нижнем ряду присутствует цикл, связанный с храмовым посвящением, но в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря цикл деяний Св. Троицы размещен в верхнем ряду, а в Илиинской ц. в Ярославле к житийному циклу прор. Илии добавлен расположенный ниже житийный цикл прор. Елисея.
Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время.
Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.
Иконописные работы художника стилистически вписываются в направление, разрабатывавшееся мастерами Оружейной палаты, но обладают рядом особенностей, характерных для его индивидуальной манеры и костромской художественной традиции в целом.
Н., очевидно, было выполнено 2-е поновление костромской чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в 1673 г., им же разработана иконография клейм сказания о ней, воплощенная в произведениях 80-х гг. XVII в. В 1689 г. Н. поновил образ Богоматери «Одигитрия» в Игрицком мон-ре.
В 1677-1678 гг. среди 20 иконописцев Оружейной палаты Н. принимал участие в создании 1200 миниатюр лицевого Евангелия (ГММК) для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного. Тогда же, во время пребывания в Москве, он был представлен Ушаковым в качестве одного из кандидатов на освободившееся место жалованного иконописца, но выбран не был и с тех пор в Москву не вызывался.
Индивидуальная творческая манера мастера оказала большое влияние на художественную традицию Костромы.