Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИТИН
49, С. 584-586 опубликовано: 22 августа 2022г.


НИКИТИН

Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина
Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина

Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина

Гурий Кинешемцев († 1691), выдающийся костромской иконописец, давший новое стилистическое направление монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Состоял на службе в Оружейной палате в качестве городового мастера 1-й статьи. Наряду с Симоном Ушаковым является значительной фигурой для рус. художественной культуры XVII в. Н. не был потомственным иконописцем - происходил из торгово-ремесленной среды, с которой был связан на протяжении всей жизни. Отец (ум. во время эпидемии чумы 1653-1654 гг.) - выходец из Кинешмы Никита Григорьев; по отцу художник носил прозвище Кинешемцев. Н. владел в Костроме неск. торговыми лавками, унаследованными от братьев.

Иконописанию учился в Костроме предположительно у ведущего костромского художника сер. XVII в. Василия Ильина Запокровского. В документах Оружейной палаты впервые упоминается под 10 сент. 1659 г., когда получил аттестацию иконописца 1-й статьи, следов., должен был принимать участие в работах по заказам Оружейной палаты в составе артели костромских мастеров с нач. 50-х гг. XVII в. Вызывался в Москву для росписей Архангельского собора Московского Кремля в 1660 г. и в дальнейшем, вплоть до 1678 г., постоянно ездил в столицу в связи с работами различного характера (писал иконы для иконостаса дворцовой ц. св. Евдокии в 1664, деисусные и праздничные иконы, а также расписывал стены в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного в 1676, принимал участие в иконописных работах в ц. свт. Григория Неокесарийского в 1668 и др.). В отличие от мн. др. костромских иконописцев того времени он не был переведен на постоянное жительство в Москву, по-видимому в связи с отсутствием семьи. Иногда работы по заказу Оружейной палаты Н. выполнял в Костроме (писал иконы для Антиохийского патриарха Макария в 1668).

Роспись сев. стены и свода Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. 1689 г. Артель Гурия Никитина
Роспись сев. стены и свода Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. 1689 г. Артель Гурия Никитина

Роспись сев. стены и свода Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. 1689 г. Артель Гурия Никитина

Н. отличался универсальностью дарования: расписывал храмы, писал иконы, выполнял книжные миниатюры. Наибольший вклад внес в монументальное искусство. Возглавляемая им артель участвовала в росписях Троицкого собора Данилова мон-ря (1662 и 1668; работы дважды прерывались и были закончены др. артелью). К бесспорной работе Н. и его мастеров относятся росписи купола, алтаря и сводов четверика. Уже в этом храме проявились особенности манеры письма художника, склонность к поиску интересных иконографических решений (в частности, Господь Вседержитель в куполе представлен в уникальном для этой зоны храма оплечном варианте иконографии). В 1670-1671 гг. в составе большой артели костромских и ярославских иконописцев участвовал в росписях Успенского собора в Ростове (находятся под записью). В 1672 г. предположительно артель Н. расписала Богоявленский собор в Костроме (росписи не сохр.). На основании стиля живописи артели Н. приписываются росписи Воскресенской ц. Ростовского архиерейского дома (ок. 1675) и Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (с 1822 Романов-Борисоглебск, ныне Тутаев). Хорошо сохранились поздние росписи артели Н. 80-х гг. XVII в., где особенности индивидуальной манеры ее письма выражены наиболее ярко: в ц. прор. Илии в Ярославле (1680; четверик и усыпальница Скрипиных в подклете сев. придела), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684), в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Предположительно в 80-х гг. XVII в. Н. осуществлял также росписи Софийского собора в Тобольске (не сохр.). В росписях Н. активно использовал принципы разработанной Ушаковым «живоподобной» манеры письма, адаптировав их к особенностям стенной живописи. В то же время для его произведений характерна повышенная декоративность, выражающаяся в усложненной линии рисунка, обилии орнаментики, чистом и звучном колорите. Заметные изменения были внесены Н. в систему храмовой росписи. В работах артели Н. отсутствует традиц. композиция «Страшный Суд» на зап. стене, сюжетные циклы расположены по периметру стен, среди них обязательно присутствие развернутых евангельского, Страстного и апостольского циклов, где композиции отдельных сцен восходят к западноевроп. гравюрам. Как правило, в нижнем ряду присутствует цикл, связанный с храмовым посвящением, но в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря цикл деяний Св. Троицы размещен в верхнем ряду, а в Илиинской ц. в Ярославле к житийному циклу прор. Илии добавлен расположенный ниже житийный цикл прор. Елисея.

Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время.

Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного)
Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного)

Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного)

Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.

Иконописные работы художника стилистически вписываются в направление, разрабатывавшееся мастерами Оружейной палаты, но обладают рядом особенностей, характерных для его индивидуальной манеры и костромской художественной традиции в целом.

Н., очевидно, было выполнено 2-е поновление костромской чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в 1673 г., им же разработана иконография клейм сказания о ней, воплощенная в произведениях 80-х гг. XVII в. В 1689 г. Н. поновил образ Богоматери «Одигитрия» в Игрицком мон-ре.

В 1677-1678 гг. среди 20 иконописцев Оружейной палаты Н. принимал участие в создании 1200 миниатюр лицевого Евангелия (ГММК) для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного. Тогда же, во время пребывания в Москве, он был представлен Ушаковым в качестве одного из кандидатов на освободившееся место жалованного иконописца, но выбран не был и с тех пор в Москву не вызывался.

Индивидуальная творческая манера мастера оказала большое влияние на художественную традицию Костромы.

Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи // ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 23, 33, 53, 63, 66, 67, 70, 88, 92, 93-96, 99, 101, 115-121, 128; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст. // Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 108-111, 114, 124, 126; Серебреников С. А. Церковь св. прор. Илии в Ярославле // Ярославские ГВ. 1850. № 42. Ч. неофиц. С. 407-411; Повесть о начале зачатия и поставлении первыя деревянныя ц. св. Николая Чудотворца, что на Пенье… Ярославль, 1873; Лествицын В. И. Записки изографа Василия Никитина 1745 г. // Ярославские ЕВ. 1882. № 29. Ч. неофиц. С. 229; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус. // Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 1-128 (3-я паг.); он же. Памятники церк. старины в Костроме // ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 57; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; он же. Воскресенская, что на Дебре, церковь в Костроме. Кострома, 1902; Вахрамеев И. А. Церковь во имя св. и славного прор. Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906; Титов А. А. Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 58; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 1. С. 29, 31, 82, 84, 86, 88, 117, 189, 203, 204, 206, 232, 300; Т. 2. С. 136-137; Т. 3. С. 161, 169-171, 241, 287, 334, 353, 411; Т. 4. С. 167-177, 410, 423, 425, 449-452, 467-471, 493, 499; Лукомские Г. К. и В. К. Кострома. СПб., 1913. С. 50, ил.; С. 112, ил.; Виноградов Н. Описные и приходно-расходные книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 10, 12; Первухин Н. Г. Церковь Илии пророка в Ярославле. М., 1915; Брюсова В. Г. Изучение и реставрация фресок Ростовского кремля // Мат-лы по изуч. и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. Вып. 1: Др. Ростов. С. 95-110; она же. Новое о Гурии Никитине // Декоративное искусство СССР. 1965. № 4. С. 41-42; она же. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1969. С. 68; она же. Гурий Никитин. М., 1982; она же. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 77, 136, 316, 317, 323-324; Данилова И. Е., Мнёва Н. Е. Живопись XVII в. // История рус. искусства / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1959. Т. 4. С. 361, 404, 410, 418-419; Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. С. 204-210; Калишевич З. Е. Худож. мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности // Рус. гос-во в XVII в. М., 1961. С. 402; Чураков С. С. Кто автор росписей ц. Троицы в Никитниках? // Декоративное искусство СССР. 1961. № 7. С. 31; Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 155-166; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. Кат. 163-165; Шилов В. С. Возглавлял ли Гурий Никитин худож. работы в ростовском Успенском соборе? // К истории рус. изобразительного искусства XVII-XX вв.: Нов. мат-лы, тенденции, концепции. СПб., 1993. С. 3-6; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1997. Вып. 1. Ч. 2. С. 17; Каткова С. С. Икона «Великий архиерей» из собр. Костромского ист.-архит. музея-заповедника // Она же. Века и судьбы. Кострома, 2001. С. 136-157; Кузнецова О. Б. Иконы праздников из ц. Ильи пророка // 350 лет ц. Ильи пророка в Ярославле: 1650-2000 гг.: Ст. и мат-лы. Ярославль, 2001. С. 42-52; Бусева-Давыдова И. Л. Ярославские и костромские иконы кол. В. А. Бондаренко // VI науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2002. С. 48-61; Комашко Н. И. Гурий Никитин и иконописная мастерская Оружейной палаты // Троицкий собор Ипатьевского мон-ря - жемчужина России: Сб. ст. Кострома, 2002; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 323-329.
Н. И. Комашко
Ключевые слова:
Иконописцы русские Никитин Гурий Кинешемцев († 1691), выдающийся костромской иконописец
См.также:
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня
АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород)