Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИТА, ФЕОДОР, ГРИГОРИЙ И ДАНИИЛ
49, С. 577-578 опубликовано: 23 августа 2022г.


НИКИТА, ФЕОДОР, ГРИГОРИЙ И ДАНИИЛ

[Греч. Νικήτας, Θεόδωρος, Γρηγόριος κα Δανιήλ] (XI в.), преподобные Фиванские (пам. греч. 23 июня). Ф., Г. и Д. считаются учениками Н. Он род. в нач. XI в. в беотийских Фивах в семье богатых и благочестивых Андрея и Феодоры. Во время крещения ребенка над ним парил Св. Дух в виде голубя, свидетельствуя о милости, к-рую Н. обретет у Бога. В 5 лет он был отдан на воспитание учителям. Вопреки воле родителей юноша не хотел жениться, поэтому в 16 лет вместе с братом он тайно покинул дом и пришел в мон-рь Феоклита, где был пострижен в монахи. Проводя все время в молитве и практически не смыкая глаз, Н. желал уединения и просил об этом Бога. Однажды ночью игумену мон-ря явился ангел и велел отпустить Н. из обители. Утром игумен благословил монаха на отшельническую жизнь и тот отправился искать подходящее место. Н. пришел на юго-зап. побережье Беотии и поселился в пещере; 10 лет он провел в аскетических подвигах. Молва о добродетелях подвижника распространилась по окрестностям, многие приходили к Н. за советом и оставались жить под его руководством. Тогда Н. принял священнический сан, чтобы совершать богослужения для общины, к-рая начала образовываться вокруг него. Всю ночь святой проводил в молитве и, чтобы бороться со сном, ходил по окрестным горам. На рассвете он возвращался в пещеру, где была устроена церковь, и вместе с братией продолжал молиться. Н. редко покидал обитель, жил в крайней бедности: имел только одну одежду, довольствовался хлебом и водой, во время Великого поста вкушал лишь по субботам и воскресеньям, а в остальные дни воздерживался от пищи. Однако, если к нему приходили посетители, он ел все, что ему предлагали, чтобы не обидеть гостей. Н. получил от Бога власть над дикими зверями, к-рых кормил с рук. Он всегда был приветлив, с радостью и благорасположением встречал посетителей, учеников наставлял остерегаться козней диавола, не допускать дурных помыслов. За духовным наставлением к нему приходили не только миряне, но и монахи, священники и даже епископы. Подвижник исцелял душевные и телесные недуги, в т. ч. изгонял бесов. Однажды он посетил соседний мон-рь, игумен к-рого погрузился в заботы о мирском благосостоянии и не радел о духовной жизни мон-ря. Святой советовал ему возложить все надежды на Бога и вернуться к исполнению монашеского правила. Н. торжественно пообещал игумену перед Богом и ангелами, что, если тот будет совершать положенные богослужения и усердно молиться, Господь дарует ему не только небесные блага, но и все необходимое в земной жизни. Святой заночевал в обители и долго просил Бога о спасении настоятеля и братии. Ему явился ангел, подал небесный хлеб и велел напомнить монахам слова из Евангелия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Когда насельники мон-ря вернулись после работ на поле, они увидели Н. в трапезной, где столы были заставлены изысканными блюдами. Оставшиеся после этого обеда продукты чудесным образом хранили мн. лет и раздавали больным как лекарство.

Священник из соседнего села, по имени Феодор, часто приходил к Н. для духовных бесед. Как-то раз он сильно задержался и святой предложил ему дождаться утра. Ночью Ф. заметил неземное сияние, исходившее из кельи Н. и освещающее все вокруг. Приблизившись к келье, он увидел просветленное во время молитвы лицо подвижника, поднявшегося над землей. Н. совершил много чудес и с миром отошел ко Господу 23 июня 1079 г.

Г. род. в Мистре в знатной семье. Был отдан на воспитание священнику, к-рый учил мальчика читать по Свящ. Писанию - т. о., Г. с юного возраста был воспитан в благочестии. В 16 лет он покинул дом и присоединился к монахам, направлявшимся в Палестину. В Риме Г. принял монашеский постриг, нек-рое время подвизался там, затем продолжил паломничество на Св. землю. Посетив святыни Иерусалима, М. Азии, Никеи, Фракии, Македонии и Фессалии, Г. пришел на Эвбею. Неск. лет прожил в безмолвии в районе г. Ореи. Вскоре к нему стали приходить люди за наставлениями. Подвижник учил смирению, молитве и борьбе с дурными помыслами. Избегая мирской суеты и славы, Г. удалился на о-в Стронгили, но и там его посещали паломники. Подвижник дожил до весьма преклонного возраста, стараясь проводить все время в молитве и посте, лишь изредка принимая гостей. Предвидя кончину, он призвал окрестных монахов и простился с ними. В Житии Н. нет к.-л. упоминаний о знакомстве Н. и Г.

Д. был родом из Патр. Провел жизнь в воздержании и молитве, получил от Бога дар горячей любви к ближнему и каждого приходившего к нему принимал как праотец Авраам. Однажды Д. посетил Н., к-рый оказал ему большое почтение. Они долго беседовали о подвижнических трудах и Божественной благодати. На прощание Н. дал Д. наставления строго исполнять заповеди, стремиться различать волю Божию и бдительно следить за своими чувствами и мыслями. Д. вернулся в келью и до глубокой старости вел строгую подвижническую жизнь.

До издания Жития Н. в 1976/77 г. П. Канар опубликовал нравоучительную историю «О вкушающих в Великую субботу», к-рая в рукописи Vat. gr. 1735 (XVI в.) включена в состав Жития преподобного. Поскольку исследователь не знал, какому Никите, названному игуменом, посвящен текст, он предположил, что речь может идти либо о Никите, игум. Мидикийском, либо, что более вероятно, о Никите Стифате (Canart. 1966. P. 323-324). Известна еще одна греч. рукопись XVI в. (Ath. Pantel. 552), содержащая текст Жития Н.

Согласно нравоучительной истории, некие священники обратились к Н. с просьбой высказать мнение о том, должно ли вкушать пищу в Великую субботу. В ответ отшельник привел рассказ, будто бы изложенный в «Луге духовном» («Лимонарии») Иоанна Мосха. К некоему монаху, к-рый подвизался в пустыне и мн. годы не видел людей, во время Великого поста пришли верующие и дали ему немного сыра. Отшельник тотчас приготовил стол и стал вкушать угощение. Посетители весьма удивились, ничего не сказали монаху, а, вернувшись в город, доложили обо всем епископу. Тот в гневе призвал подвижника и заключил в темницу, назвав преступником. Когда настало время обеда, епископ, к-рый тайно совершил прелюбодеяние с супругой своего «протопапы» и имел сына 40 дней от роду, пригласил к себе клириков. Он велел также привести арестованного, желая публично посмеяться над ним. Выслушав оскорбления, монах сказал, что для него, мн. годы жившего в безлюдной пустыне, приход гостей был все равно что Пасха, поэтому он нарушил пост и не видит в этом большого греха. Затем отшельник, взяв на руки младенца, спросил, кто его отец. Тот трижды ответил: «Епископ». Собравшихся охватил страх, они встали из-за стола, а епископ отвел монаха в уединенную комнату и упрекнул за то, что тот устыдил его перед гостями. Пустынник посоветовал епископу впредь не судить других, а самому очиститься от скверных мыслей и поступков. Вразумленный т. о. епископ испросил у монаха молитвы и с почестями отпустил его в пустыню, снабдив продуктами.

Несмотря на то что эта история не содержится в каком-либо рукописном списке «Луга духовного», Канар предположил, что она могла быть составлена до VII в. и, возможно, входила в одну из редакций сборника Иоанна Мосха (Canart. 1966. P. 323-324). Подобный эпизод с обличением епископа при участии его незаконнорожденного младенца содержится в Житии прп. Гоара, созданном в VIII в. (BHL, N 3565; Vita Goaris // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 412-419).

В визант. синаксарях и минеях память Н. и его учеников не обозначена. Служба Н. составлена иером. Афанасием Симонопетрским. Преподобный считается основателем мон-ря Преображения Господня в г. Камена-Вурла, где была написана его икона.

Ист.: BHG, N 2304-2304b; Πάσχος Π. Β. ῎Αγνωστοι ἅγιοι τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας // ᾿Επετηρς ῾Εταιρείας Στερεοελλαδικῶν Μελετῶν. ᾿Αθῆναι, 1976/1977. Τ. 6. Σ. 251-284; Περ τῶν ἐσθιόντων τῷ μεγάλῳ σαββάτῳ / Ed. P. Canart // AnBoll. 1966. T. 84. P. 329-331; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 10. Σ. 273-277 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 734-739).
Лит.: Canart P. Le nouveau-né qui dénonce son père: Les avatars d'un conte populaire dans la littérature hagiographique // AnBoll. 1966. T. 84. P. 309-333.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Никита, Феодор, Григорий и Даниил (XI в.), преподобные Фиванские (пам. греч. 23 июня)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)