[Агианнанит; греч. Νικήτας τοῦ ἐν Σέρρες (῾Αγιαννανίτης)] (между 1760 и 1770 - 4.04. 1808, Серес (Серры)), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)).
Род. в «пределах албанских» (᾿Αζάριας ῾Αγιαννανίτης. 2007. Σ. 28). Подвизался на Афоне в Русском Пантелеимоновом мон-ре и совершал священническое служение, затем удалился в скит св. Анны, где в каливе во имя Св. Троицы пребывал в безмолвии и постничестве. По «любви к сладчайшему Иисусу Христу» (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 82), желая принять мученическую кончину, Н. С. пришел в г. Серес 30 марта 1808 г., в Великий понедельник. Свое намерение он открыл проигумену мон-ря Панагия Илиокаллис иером. Константию (именуется также Константином). После причащения Св. Таин Н. С. отправился к мечети, где проповедал перед турками Христа и призвал их к истинной вере; он был взят под стражу и заключен в темницу тур. властями. В течение неск. дней его допрашивали, но святой твердо исповедал христ. веру и обличал мусульман. В темнице Н. С. подвергли мучениям, а вечером Великой субботы, 4 апр., он был повешен. При кончине святого было явлено знамение в подтверждение того, что он - мученик Христов: окрестности озарил чудесный свет. Также истинность подвига Н. С. была подтверждена знамением от иконы Спасителя, явленным во сне купцу Спандонису Хаджиконстантиносу (᾿Αζάριας ῾Αγιαννανίτης. 2007. Σ. 37). С разрешения тур. властей христиане погребли тело Н. С. в Светлый вторник «позади церкви» свт. Николая Чудотворца (Письмо проигум. Константия. 1893. С. 87).
О последних днях жизни и мученической кончине Н. С. достоверно известно из письма 19 февр. 1809 г. проигум. Константия в Пантелеимонов мон-рь. Оно впервые опубликовано на рус. языке в 1893 г. в ж. «Душеполезный собеседник», затем в 1897 г. в 7-м изд. «Афонского патерика»; на греческом - Д. Мелфосом в 1940 г. (Μέλφος Δ. ῞Αγιος Νικήτας τῶν Σερρῶν. Σέρρες, 1940). В изложении биографических сведений существует 2 традиции. Первая свойственна в основном русскоязычной лит-ре, она усвоила священномученику слав. происхождение. Вторая традиция отражена в грекоязычной агиографии и гимнографии, в частности в «Похвальном слове святоаннинским святым» мон. Иакова Неаскитиота. В соответствии с ней Н. С. происходил из Трапезунда, вначале подвизался в скиту св. Анны, затем перешел в Пантелеимонов монастырь; пострадал в 1810 г. В грекоязычной лит-ре приводится также дата 19 февр. 1809 г. (см.: Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 329; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 6. Σ. 222-223). Это противоречит свидетельству иером. Константия и документам Свято-Аннинского скита (см.: ᾿Αζάριας ῾Αγιαννανίτης. 2007. Σ. 34-36).
В месяцеслов РПЦ индивидуальное празднование памяти Н. С. не включено. В г. Сересе, небесным покровителем которого считается Н. С., его память с 1987 г. празднуется в Неделю о Фоме. Почитание святого началось сразу после его кончины. В Сересе, согласно письму проигум. Константия, христиане благоговейно собирали кровь мученика, смешанную с землей. В одном из документов скита св. Анны от 29 апр. 1808 г. Н. С. уже назван преподобномучеником (см.: ᾿Αζάριας ῾Αγιαννανίτης. 2007. Σ. 34). Служба Н. С. на греч. языке составлена предположительно в сер. XIX в. Некоторые исследователи приписывают авторство мон. Иакову Неаскитиоту, составителю «Последования святоаннинским святым» (в их число входит и Н. С.) (Αναγνωστόπουλος. 2008. Σ. 208). Служба Н. С. также могла быть составлена в Пантелеимоновом мон-ре, возможно иером. Фомой Германосом (Герману) (см.: Πατάπιος Καυσοκαλυβίτης. 2012. Σ. 426-427). На церковнославянский язык служба переведена насельником Пантелеимонова мон-ря схим. Аркадием (Любовиковым) (см.: Денасий (Юшков). С. 152). Перевод сохранил особенности, характерные для житийного содержания оригинала (отечеством святого назван Понт, местом первых подвигов - скит св. Анны и т. д.). Текст службы на церковнослав. языке помещен в Минее, изданной в 1985 г. (Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 98-112).
Священные изображения Н. С. имеют сложившуюся, устойчивую иконографию, они особенно распространены на Афоне и в Сересе. Частица мощей Н. С. находилась в храме Сил Бесплотных в Сересе, а в 1996 г. было начато строительство храма во имя Н. С. В 1998 г. был освящен нижний храм, в него перенесли и частицу мощей. Также мощи святого пребывают в скиту св. Анны.