Исп. (пам. греч. 20 марта; пам. зап. 20 марта), еп. Аполлониадский (Аполлонийский). Память Н. и краткое сказание о нем содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), где говорится, что святой жил в период иконоборчества. Он был богобоязненным приверженцем правосл. вероисповедания (ὀρθοδοξότατος), отличался милосердием и состраданием, хорошо знал Свящ. Писание и обладал даром красноречия. Не пожелав отказаться от почитания св. икон, Н. был осужден на изгнание, претерпел множество тягот, заболел и предал душу Богу.
Аполлония (Аполлониада), епископом к-рой назван Н., находилась в пров. Вифиния; большинство исследователей считают, что святой пострадал за веру во время правления визант. имп. Льва III Исавра (717-741) (Stiernon D. Niceta // BiblSS. Vol. 9. Col. 888).
В нек-рых списках визант. синаксарей память Н. содержится под 21 марта (напр.: Paris. gr. 1617, 1071 г.). В XIV в. при переводе на слав. язык греч. синаксарей память Н. и сказание о нем были включены под 20 марта в слав. стишные прологи (в «тырновской редакции» - без двустишия; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. С. 63), а затем в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37 (2-я паг.)), однако свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» о нем не упоминает; в совр. календаре РПЦ память Н. также отсутствует.
В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог память Н. под 20 марта (MartRom. P. 104), оттуда она перешла в совр. редакцию Мартиролога с добавлением о том, что святой был отправлен в ссылку при имп. Льве V Армянине (813-820), а г. Аполлония находился в Македонии (MartRom (Vat.). P. 187).