(XVI в.), прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Городноезерский, основатель Никандровой пуст. (ныне дер. Никандрово Любытинского р-на Новгородской обл.). Как действующий мон-рь пустынь упоминается в Писцовых книгах Бежецкой пятины 1564 г.: «В Николском же погосте в Шереховичах царев великого князя монастырь, стал на черном лесу, Никандрова пустыня, а в нем церковь Воскресенье Христово да теплая церковь Дмитрей Вологотцкой чюдотворец, келья игуменъская да 10 келей, а в них 5 старцов, а 5 келей пусты, пашни монастырские 5 коробей в поле, а в дву по тому-жь» (Новгородские писцовые книги, изд. имп. Археогр. комиссией. СПб., 1910. Т. 6: Книги Бежецкой пятины. Стб. 911). Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на сведения из т. н. Кайдаловских святцев, писал, что Городноезерский монастырь был основан в 1-й пол. XVI в. На протяжении XVI в. обитель оставалась немноголюдной, о чем свидетельствует, в частности, ее описание в «Книге писцовой первой половины, письма князя Василья Андреевича Звенигородцкаго и подьячего Игнатья Сергеева, 7090-7091 (1581-1583) года»: «...келья игуменская да десять келей, а в них три старцы, а семь келей пусты. Пашни монастырские дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; в обжи же положены» (Неволин. 1853. С. 284). Согласно ведомостям от 8 марта 1725 г., доставленным в Коллегию экономии из Новгородской епархии, в пустыни было 20 монахов вместе с игуменом. В царствование Екатерины II мон-рь сгорел, в 1764 г. пустынь упразднили, на ее месте возникло с. Никандрово; на месте погребения Н. поставили часовню.
В 1829-1831 гг. на пожертвования местных землевладельцев, дворян Мякининых, Филипповых, Михелей, Суворовых, Сиверсов, купцов и крестьян из окрестных деревень был построен каменный храм во имя Св. Троицы с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Графиня А. С. Апраксина завещала на изготовление иконостаса и внутреннее убранство храма значительную сумму (1685 р.) денег. Мощи святого находились под спудом в часовне рядом с храмом. Над ними было помещено «надгробие, имеющее вид раки». Память Н. в с. Никандрове праздновалась 4 нояб.: после литургии из храма совершался крестный ход в часовню, где служили молебен святому (ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. Д. 8. Л. 11). Известны тропарь и кондак Н. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981). Память святого под 15 марта и 4 нояб. указана в «Новгородском месяцеслове с краткими жизнеописаниями св. угодников Божиих» (Сост.: А. А Усинин. СПб., 1882. С. 64). По сведениям Н. П. Барсукова, память Н. праздновалась 15 марта. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903) она указана под 4 нояб.
В 1932 г. Троицкий храм и часовню закрыли, вскоре часовня сгорела. По благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого; ныне митрополит) 19 авг. 1992 г. архим. Иосиф (Софронов; Ɨ 16 авг. 1993), настоятель Успенской ц. в с. Внуто (в 10 км от Никандрова), отслужив молебен Пресв. Троице и прп. Никандру, открыл погребение святого. Обретенные мощи были перенесены в храм с. Внуто. 1 нояб. 1992 г. здесь состоялся 1-й молебен у раки святого. 17 авг. 1994 г. возобновились богослужения в Троицкой ц. Местные жители рассказывали о чудесных явлениях святого. В авг. 1997 г. был записан рассказ жительницы дер. Клещино (в 5 км от Никандрова) А. Е. Алексеевой о том, что ей явился во сне Н. и повелел забрать его образ со скотного двора, указав, что икона находится «в левом углу на третьем бревне сверху». Отправившись на скотный двор, женщина сразу нашла икону.
В 2001 г. начались реставрационные работы в Троицком храме, 8 сент. 2002 г. церковь освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Лев. В Успенскую ц. был возвращен храмовый образ Н., хранившийся более 80 лет в семье местного жителя И. Тихомирова (икона украдена в 2010). В 2006 г. в Свято-Троицком Никандровом жен. мон-ре состоялись первые монашеские постриги. 6 июля 2012 г. еп. Боровичский и Пестовский Ефрем (Барбинягра) освятил престол во имя прп. Никандра Городноезерского в левом приделе трапезного храма. 29 июня 2015 г. мощи Н. были перенесены из Успенской ц. с. Внуто в монастырь и установлены в Троицком храме.
Ко 2-му изводу относится небольшая икона, также кон. XIX - нач. XX в., находившаяся во 2-й пол. XX в. у старой жительницы с. Внуто. В 1990 г. иконописцем Д. А. Ефремовой была написана копия этой иконы (местонахождение оригинала неизв.; копия - собственность автора). На ней Н. изображен в рост в левой части иконы в виде старца с длинной окладистой седой бородой, одетого в длинную черную мантию с многочисленными светлыми разделками, в темно-зеленый подрясник, черную обувь и иссиня-черную схиму с голубыми Голгофскими крестами, на голове схимнический островерхий куколь. Взор святого обращен вверх, правая рука в молении возле груди, в левой - развернутый свиток с плохо читаемой надписью; вокруг головы святого бордовый нимб с золотым контуром. Справа на иконе изображена Никандрова пуст. с 2 храмами и монастырской стеной.
К этому же изводу относится хромолитография, напечатанная в 1911 г. в одесской мастерской Е. И. Фесенко (хранится в Свято-Троицком Никандровом монастыре). Фигура преподобного помещена в центре композиции; на Н. темно-зеленая длинная мантия поверх светло-коричневой рясы, из-под к-рой видна темно-коричневая обувь, и красно-коричневая схима с охристым Голгофским крестом. Длинные седые волосы, разделенные на прямой пробор, прядями спускаются на плечи, завиваясь на концах; длинная прямая седая борода доходит до груди, чуть закругляясь на конце. У святого низкий широкий лоб, большие, широко раскрытые глаза, прямой нос, широкие скулы, впалые щеки; взгляд устремлен к образу Св. Троицы («Гостеприимство Авраама») в облачном сегменте справа вверху. Преподобный правой рукой благословляет, в левой, опущенной, держит свиток. За спиной Н. в глубине иконы слева показана кирпичная Троицкая ц. в с. Никандрове, справа - деревянная часовня над местом погребения святого на опушке леса. На фронтонах часовни видны 2 иконы с поясными изображениями, вероятно Спасителя (над входом) и Н. в схимническом куколе. Надпись в верхней части хромолитографии: «Св. Пр. Никандръ Городно-езерскiй чдотвор».
Из рассказов очевидцев известно, что при обретении св. мощей Н. на гробе была обнаружена рельефная керамическая икона святого размером ок. 8-10 см с полукруглым завершением. Она хранилась у настоятеля ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Внуто архим. Иосифа (Софронова) (местонахождение иконы после его смерти в 1993 неизв.). По иконографии образ был аналогичен иконе рубежа XIX и XX вв.
Изображения Н. встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.).
Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается.
Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода. Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42).
В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью.
В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл.
Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.
Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь.
Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Городноезерскiи». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал.