Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»
49, С. 57-59 опубликовано: 11 июля 2022г.


«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» (Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора.

Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.
Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.
Богоматерь стоит на золотом подножии, Она облачена в синюю тунику, в пурпуровый мафорий с золотыми складками, за красный поясок, к-рым перехвачена туника, заправлен белый с орнаментом плат, на ногах красные сапожки. Благодаря вогнутой поверхности апсиды образ «Оранты» на золотом фоне окружен мерцающим блистанием. В пропорциях Ее монументальной фигуры (высота 5,45 м) переданы духовная крепость и сила молитвенного стояния. Изображение «Оранты» на стене собора Св. Софии Киевской стало символом заградительной силы против разрушения, что и выражено в греч. надписи в полукружии арки над фигурой Богоматери, являющейся цитатой из Пс 45. 6: «῾Ο Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς, κα οὐ σαλευθήσεται, βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ» («Бог посреди него (города.- Авт.); он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»). В тексте Псалтири под городом, находящимся под Божественной защитой, подразумевался Иерусалим с храмом на Сионе; христ. богословы, указывая на прообразовательный смысл строк царя Давида, видели в этом городе Церковь Христову. В послеиконоборческую эпоху с Богохранимым градом отождествляли К-поль, а также храм Св. Софии: в «Сказании о Св. Софии» (iХ в.) говорится, что данный стих псалма был начертан на кирпичах, из которых возводились подпружные арки главного храма К-поля. В Хi в. эти представления были перенесены на Киев. Митр. Иларион в «Слове о законе и благодати» говорит, что блгв. кн. Ярослав отдал Киев под покровительство Божией Матери: «предал людей своих и город и град святой, всеславной, скорой в помощи христианам, святой Богородице» (Иларион, митр. Слово о законе и благодати // Сост., вступ. ст., пер.: В. Я. Дерягин, реконстр. древнерус. текста: Л. П. Жуковская. М., 1994. С. 93-94). Д. В. Айналов и Е. К. Редин, трактуя образ «Оранты» в соборе Св. Софии в Киеве в связи с ее надписью в духе святоотеческой мысли, видели в ней олицетворение Церкви Христовой: «В этой надписи устанавливается постоянное пребывание Бога посреди Ея, как земной церкви, и выражается непрестанная помощь членам церкви, заступницей которых Она является» (Айналов, Редин. 1890. С. 272). Многогранное содержание образа киевской «Оранты» блестяще раскрыто в работе С. С. Аверинцева, посвященной толкованию Пс 45 в контексте иконографической программы мозаики конхи собора Св. Софии. Ученый, рассматривая надпись над изображением «Оранты», заключает, что под словами «῾Ο Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς» имеется в виду Божия Матерь, «поскольку Она есть Градодержица, более того, поскольку Она есть Град, образ одухотворенного вещества, образ человеческой общности, воплощающей мировой смысл; церковную общину, но постольку, поскольку Она устремлена к сопряжению небесного и земного; храмовое здание, но постольку, поскольку оно, будучи «иконой» космического Дома Премудрости, одновременно обращено к городу, сообщая ему смысловой устой и бодрую надежду на победу над видимыми и незримыми врагами; наконец, город, земной город Киев со всеми его нуждами, но постольку, поскольку внутри его земного бытия осуществляется сверхземной устрояющий замысел - Премудрости» (Аверинцев. 1972. С. 49).

Лик Божией Матери «Оранта». Фрагмент мозаики в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве
Лик Божией Матери «Оранта». Фрагмент мозаики в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве

Лик Божией Матери «Оранта». Фрагмент мозаики в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве
Прототипом софийского образа, по мнению исследователей, было изображение Богоматери «Оранты» во влахернской часовне Агия-Сорос. Этот влахернский образ, известный также на монетах визант. императоров, считался охранителем стен К-поля. Об изображенной в апсиде к-польской ц. Пресв. Богородицы Фаросской (Фаросская церковь, 864) Божией Матери «Оранты», как о Покровительнице и Заступнице, говорил в гомилии патриарх Фотий: «Дева, поднявшая за нас свои чистые руки и посылающая царю спасение и на врагов одоление» (Лазарев. 1960. С. 29. Примеч. 70). Среди дошедших до наст. времени мозаичных изображений Божией Матери «Оранты» в апсидах храмов (в кафоликоне мон-ря Неа-Мони, 1042-1056; в соборе в Чефалу, 1148) мозаика Св. Софии Киевской является самой ранней (Там же. С. 102). Образ «Оранты» был повторен во мн. храмах Руси кон. XI - нач. XII в.: в конхе Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря (80-е гг. XI в.), в соборе Св. Софии Новгородской (1108-1109), в соборе киевского Михайловского Златоверхого мон-ря (ок. 1112), в Спасской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке (ок. 1113) и др. (Попова, Сарабьянов. 2017. С. 47. Примеч. 73; Этингоф. 2000. С. 146).

Перенесенный на киевский образ эпитет «Н. С.», выражающий его охранительную символику, присутствует в богослужебных текстах: «Радуйся, Царствия нерушимая стено» (Акафист Пресв. Богородице, икос 12); «Спаси от бед рабы Твоя Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству» (Песнь 3-я Канона молебного ко Пресв. Богородице). Применительно к киевской «Оранте» название «Н. С.» возникло в устной традиции как выражение идеи небесного заступничества. В 1-м фундаментальном описании Софийского собора в Киеве, составленном митр. Евгением (Болховитиновым) (1825), об образе «Оранты» говорится: «За невредимое доныне сохранение сей картины богомольцы называют икону сию стеною нерушимою и особенно благоговеют к ней» (Евгений (Болховитинов). 1825. С. 42). Объясняя название софийского изображения Богоматери, Ф. И. Титов писал, «что оно сохраняется нерушимо и неповрежденно со времени написания его» (Титов. 1910. С. 125). Среди киевлян было распространено поверье, что, пока стоит Оранта в молении, будет стоять Киев.

Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве
Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве

Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве
К чудотворному образу во 2-й пол. ХIХ в. прибегали с молитвой «во всех житейских случаях, а женщины, в особенности киевские, даже римско-католического вероисповедания… во время разрешения от бремени, и многия пред тем просят об отправлении пред сим ликом Богоматери молебна с акафистом» (Сементовский. 1864. С. 102). По средам перед этим образом в Софийском соборе совершалось чтение Акафиста Покрову Пресв. Богородицы (Титов. 1910. С. 125).

Во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. получили распространение иконы Божией Матери «Н. С.», воспроизводящие иконографию мозаичного образа «Оранты» собора Св. Софии Киевской (икона в киоте в боковом нефе Владимирского собора в Киеве). Местночтимая икона «Н. С.» с поясным изображением Божией Матери «Оранты» (нач. ХХ в.) находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Никольского Енотаевского р-на Астраханской обл.; прославилась чудотворениями с 2001 г. Почитаемая икона «Н. С.» с фигурой Божией Матери в сиянии из диагонально расходящихся золотых лучей (XIX в.) в 60-х гг. XX в. появилась в московском храме во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове.

Во 2-й пол. ХХ в. открываются храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Н. С.»: на хуторе Садки Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, в дер. Изотино Южского р-на Ивановской обл., в пос. Гаспра городского окр. Ялта. В честь этой иконы освящен жен. мон-рь, открытый в 2002 г. в г. Апшеронске Краснодарского края.

Архиеп. Сергий (Спасский) привел «Н. С.» в числе икон Богоматери с неизвестными днями празднования (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 539). В своде чудотворных икон Божией Матери С. И. Снессоревой сообщается, что празднование иконе «Нерушимая Стена» установлено в Неделю всех святых (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 410-411).

Во 2-й пол. ХХ в. написан Акафист Пресв. Богородице пред иконой «Нерушимая Стена» (см. икос 7 - «девять столетий неврежден сохрани»). Тропарь иконе - «Яко нерушимую стену и всемощный покров…».

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением разных граммат и выписок... К., 1825; Сементовский Н. М. Киев, его святыня, древности, достопамятности. К., 1864; Айналов Д. В., Редин Е. К. Киевский Софийский собор: Исслед. древней живописи - мозаик и фресок собора // ЗРАО. Н. с. 1890. Т. 4. Вып. 3/4. С. 268-274; Титов Ф. И. Путев. при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 1910; Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 27-30; Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центр. апсиды Софии Киевской // ДРИ. [Вып.:] Худож. культура домонг. Руси. М., 1972. С. 25-49; Этингоф О. Е. Образ Божией Матери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000; Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Св. Софии Киевской. М., 2017. С. 42-47.
Е. В. Лопухина
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Настенная роспись и мозаика) «Оранта» («Богоматерь Оранта»), иконографический тип, в котором фигура Божией Матери представлена фронтально, с воздетыми в молении и разведенными в стороны руками; получил название от лат. orans, orantis - молящийся - по характерному жесту, известному с древнейших времен «Нерушимая Стена», эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта»
См.также:
«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» образ Божией Матери (празд. в пятницу Светлой седмицы)
«ЗАКЛАННАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне
«ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ («Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 авг.)
АЗУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Миасинская), (празд. 1 сент.)
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии