[Греч. ιερὰ Μονὴ ´αγιου Νεοφύτου του ᾿Εγκλειστου], на Кипре, один из наиболее древних и значительных правосл. мон-рей на острове; расположен в 9 км от Пафоса, на высоте 415 м над уровнем моря. Основан прп. Неофитом Затворником. Древняя история мон-ря известна благодаря Житию его основателя, а также трудам самого прп. Неофита, составившего, в частности, устав обители (1177). Место, на к-ром возник мон-рь, первоначально служило прп. Неофиту для уединенной молитвы. 24 июня 1159 г. он начал работы по устройству в пещере горы своего затвора - Енклистры (᾿Εγκλείστρα), к-рый получил 3-частную структуру. В него входили келья, алтарь и наос церкви. 14 сент. 1160 г. работы были завершены. В глубине кельи прп. Неофит приготовил себе могилу. Свое убежище Неофит посвятил Животворящему Кресту, в честь к-рого освятил также престол церкви. По настоянию Василия Киннамоса, еп. Кипра (1166-1190), Неофит стал принимать в своем скиту монахов, постепенно вокруг него образовалась община и сформировался мон-рь. Датой основания мон-ря принято считать 1170 г. В соответствии с предписаниями прп. Неофита мон-рю надлежало оставаться малонаселенным, число монахов не должно было превышать 15-18 чел. В связи с увеличением количества насельников и реорганизацией монастырской жизни потребовалось расширить Енклистру, соответственно к ней были добавлены трапезная (со стороны кельи) и нартекс. Это произошло не позднее 1183 г. Слава прп. Неофита привлекала в мон-рь большое число паломников. Для того чтобы сохранить уединенный уклад жизни, преподобный задумал устроить новый Верхний затвор, или «Новый Сион», и вырубил пещеру в скале над ц. Св. Креста. Однако в процессе устройства прохода, соединявшего Нижний и Верхний затворы, скала обрушилась. Это произошло 24 янв. 1197 г., прп. Неофит не пострадал, но увидел в своем чудесном спасении Божий знак. Преподобный умер, вероятно, в 1215 г., незадолго до этого, в 1214 г. написал новую редакцию монастырского устава - «Уставное завещание» («Τυπικὴ Διαθήκη»).
После смерти прп. Неофита мон-рь был преобразован в общежительный, система отдельных затворов перестала существовать. Сведения о жизни мон-ря в период венецианского господства (1489-1571) немногочисленны. В кон. XV в. в монастыре наблюдается оживление монашеской жизни. В 1503 г. по инициативе мон. Неофита отремонтирован комплекс Нижнего затвора, поновлена его древняя (XII в.) роспись. В это же время, видимо, выстроен и украшен росписями новый кафоликон мон-ря - купольная церковь, освященная во имя Пресв. Богородицы. В 1523 г. мон-рь посетил Иеремия I, патриарх К-польский, и провел здесь 7 дней. Во время османского владычества монахи были изгнаны, имущество мон-ря было конфисковано (1585), он пришел в полное запустение. Положение изменилось при настоятеле Леонтии, благодаря усилиям к-рого в 1611 г. обитель перешла в ведение епископа Кипра, а в 1631 г. получила ряд привилегий от Кирилла Лукариса, патриарха К-польского. В частности, изменился статус настоятеля мон-ря Неофита, он стал главным среди настоятелей всех кипрских мон-рей. Однако положение мон-ря все равно оставалось тяжелым: в сер. XVII в. обитель вынуждена была продать Франции все сохранявшиеся в ней древние рукописи. В 1735 г. рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский, проведя в мон-ре 3 дня, сообщил, что на тот момент в нем в 10 каменных кельях проживали 2 или 3 монаха, что история основания обители была забыта, а мощи прп. Неофита почивали под спудом. Возрождение обители произошло при игум. Афанасии (настоятель с 1746). При нем 28 сент. 1756 г. могила прп. Неофита была открыта, мощи святого обретены нетленными и, видимо, тогда же перенесены в главную монастырскую церковь. При настоятеле Иоанникии в 1779 г. отреставрирован кафоликон мон-ря. Тем не менее в кон. XIX в. обитель находилась в плачевном состоянии.
После устройства Нижнего затвора прп. Неофитом келья преподобного и алтарь пещерного храма были расписаны. На сев. стене кельи сохранилась надпись, в которой сообщается имя мастера, исполнившего росписи, и дата: Феодор Апсевд, 1183 г. Согласно надписи 1503 г., стенопись в наосе ц. Св. Креста относится к чуть более позднему времени, она создана в 1196 г., т. е. все еще при жизни прп. Неофита. Отдельные сцены всех 3 частей Нижнего затвора переписаны в 1503 г., во время реставрации, предпринятой мон. Неофитом.
Келья представляет собой маленькую комнату, в плане приближенную к трапеции. На своде в медальонах помещены полуфигуры 4 пророков, сохранилось изображение одного из них - прор. Даниила (юный), 3 других, возможно,- Давид, Иеремия или Иезекииль, Исаия. На вост. стене - св. воины Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, Прокопий (?), все изображения плохой сохранности. На юж. стене над входом в келью - композиция «Распятие», справа от нее - образ Андрея, Христа ради юродивого. Напротив на сев. стене - Христос на престоле с предстоящими Богородицей, св. Иоанном Предтечей и припадающим прп. Неофитом, справа - образы св. врачей Космы и Пантелеимона; парное св. Косме изображение св. Дамиана находилось в вост. части кельи. Три стены небольшой погребальной камеры прп. Неофита в сев. углу кельи украшены изображениями: в нише - Богоматерь на престоле с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом, слева на стене - «Распятие», справа в нише - «Сошествие во ад». Обращение к теме Страстей Господних в росписи, очевидно, не было случайным. На особый интерес к этой теме указывает сам факт посвящения престола пещерного храма Св. Кресту, а также присутствие в нем (в наосе) реликвии - частицы Животворящего Креста.
Алтарная часть занимает промежуточное положение между кельей и наосом; соединена с первой через проем двери и отделена от второго пространства деревянным иконостасом. Вост. стена вимы имеет закругленную форму, образует апсиду с 2 пробитыми в ней окнами, одно из них оригинальное. Росписи здесь находятся в значительно лучшем состоянии. В верхней части апсиды, фактически на вост. склоне свода, помещена сцена «Вознесение Христа». Из-за неровности стены она имеет асимметричную композицию. Напротив, на зап. склоне, находится «Вознесение прп. Неофита на небо». Преподобный представлен стоящим, со сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, к-рые держат его за плечи и как будто возносят его невесомое тело на небо. Крылья архангелов соединены за спиной прп. Неофита, создавая эффект того, что они принадлежат фигуре святого. Эта уникальная композиция не имеет аналогий в визант. искусстве. Под изображением «Вознесения Христа» написаны фигуры 4 отцов Церкви и Божией Матери Оранты. Ее фигура поставлена фронтально, развернута лицом к зрителю, в то время как фигуры святителей со свитками в руках (свт. Иоанн Златоуст - слева, свт. Василий Великий, Епифаний, еп. Кипрский, свт. Николай Чудотворец - справа от Богородицы) обращены к Ней. Оригинальной является не только сама композиция, но и положение в ней Божией Матери, Ее фигура помещена в центре, непосредственно над престолом, на месте, которое традиционно занимает образ Христа. На сев. стене вимы над дверью, ведущей в келью,- ростовой образ Христа Еммануила, благословляющего правой рукой и в левой держащего свернутый свиток. По сторонам от Него сцена «Благовещение», разделенная на 2 части. Арх. Гавриил изображен парящим, слева от Еммануила, а Богоматерь, сидящая на престоле,- справа. Такое положение фигур в сцене «Благовещение» необычно, традиционно оно зеркальное. На зап. стороне свода - крупный медальон с образом Христа Пантократора (фреска 1503 г.), возможно, находится на месте аналогичного древнего, но не сохранившегося изображения. Он фланкирован меньшими медальонами с образами Божией Матери и св. Иоанна Крестителя, образующими вместе с Христом композицию «Деисус». Под ним на изгибе зап. стены представлены фронтально в рост преподобные Ефрем Сирин, Кириак Отшельник, Герасим, Феодор Освященный, Пахомий Великий, Иларий, Евфимий.
Наос ц. Св. Креста имеет в плане очертания, приближенные к трапеции. В сев.-вост. углу во внешней стене есть ниша, в к-рой предположительно хранилась реликвия Св. Креста. Росписи наоса, первоначально выполненные в 1196 г., поновлены в 1503 г. Запись об этом находится в юго-зап. углу наоса. Заново были написаны сцены «Гостеприимство Авраама» (юж. стена), 2 первые композиции Страстного цикла, а именно: «Тайная вечеря» и «Омовение ног», а также нижний правый угол сцены «Моление о чаше», левый нижний угол сцены «Предательство Иуды» и группа апостолов в сцене «Вознесение» с юж. стороны. В верхней зоне, на своде криволинейных очертаний, понятом художниками как купол,- сцена «Вознесение Господне»; ее иконография близка аналогичной сцене в виме. Половина композиции утрачена, от авторской живописи сохранилось 6 фигур, остальная часть изображения поновлена в нач. XVI в. На своде, над нишей реликвария, между «Распятием» и «Несением креста» представлены 4 пророка: Моисей, Давид, Исаия в рост (вместе на одной панели), под ними - поясной образ прор. Иеремии.
Бо́льшую часть росписи наоса занимает Страстной цикл, размещенный в среднем регистре. Он начинается в юго-зап. углу и разворачивается по всему периметру наоса, включает 11 сцен: «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Моление о чаше» (редкое изображение в визант. искусстве), «Предательство Иуды», «Пилат, умывающий руки», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание» (фрагмент), «Воскресение» (Сошествие во ад), «Не прикасайся ко мне». Сцены «Несение креста» и «Распятие» составляют единую композицию и находятся в непосредственной близости от ниши реликвария, образуя с ней и с изображением святых равноапостольных Константина и Елены в нижнем ярусе росписи внешней стены храма единую смысловую группу. Все служат прославлению искупительной Жертвы Христа и главного орудия Его страстей. Необычной является нумерация сцен Страстного цикла с использованием букв греч. алфавита (некоторые номера сохр.). Предположительно, прототипом для цикла послужили миниатюры одного из визант. кодексов.
В нижнем ярусе на юж. стене - обновленная в нач. XVI в. сцена «Гостеприимство Авраама» и имитация мраморировки; на зап. стене - фриз с изображением 12 преподобных (святые Антоний Великий, Арсений, Евфимий, Аммон Нитрийский, Андроник, Даниил аскет, Феодосий Великий, Иоанн Лествичник, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Паисий, Стефан Новый), представленных в рост, фронтально, в монашеских рясах, со свитком в левой руке и крестом в правой (за исключением преподобных Онуфрия и Макария, изображенных обнаженными). Св. Стефан представлен ближе всего к иконостасу - слева от него, чуть ниже общего уровня фриза преподобных и несколько крупнее остальных фигур. В левой руке в соответствии с традиц. иконографией он держит свиток и икону Божией Матери с Младенцем, в данном случае выбран извод Божией Матери Гликофилусы. Справа от иконостаса - образ тронного Христа и предстоящих Ему епископов (видны фрагменты святительских одежд, идентификация изображений невозможна). Далее ряд святителей переходит на вост. стену; здесь 2 фигуры: одна плохой сохранности, не идентифицируется, 2-я - свт. Григория Богослова. Справа от свт. Григория - ниша крестообразной формы, очевидно вмещавшая реликвию Животворящего Креста. По сторонам от ниши - изображения архангелов Михаила и Гавриила в стихарях и с белыми орарями на плечах, с кадильницами (утрачены) и золочеными пиксидами в руках. За ними следуют фигуры неизвестного святителя, св. равноапостольных Константина и Елены по сторонам от креста и др. неизвестного святителя.
По манере исполнения все древние росписи Нижнего затвора мон-ря св. Неофита можно разделить на 2 группы. К 1-й относятся росписи алтаря и кельи; согласно надписи, они исполнены мастером Феодором Апсевдом (1183). Стилистически они могут быть отнесены к ориентированному на классические образцы искусству 2-й пол.- кон. XII в., близкому к столичному кругу. Вторая группа, фрески наоса (1197), представляет более упрощенный, суровый, условно «монастырский» вариант того же типа искусства. В целом росписи мон-ря св. Неофита образуют единую стилистическую группу с визант. памятниками кон. XII в. на Кипре; в частности, они близки к фрескам ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192).
Помимо основного пространства Нижнего затвора древние росписи сохранились в трапезной (ок. 1220-1230 - 1-й слой, ок. 1500 - 2-й слой), в помещении агиостериона (под наосом ц. Св. Креста), в помещении Верхнего затвора и в пещере св. Иоанна Крестителя; во всех 3 пространствах стенопись, видимо, исполнена в 1197 г.