Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕОКЕСАРИЯ
48, С. 646-647 опубликовано: 10 июня 2022г.


НЕОКЕСАРИЯ

[Греч. Νεοκαισάρεια, ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической обл. Понт, древняя митрополия К-польской Православной Церкви. Расположена в вост. оконечности долины р. Лик (тур. Келькит); область в древности называлась Фанароя и была центром континентальной части Понтийского царства. Предположительно на месте Н. в эллинистическую эпоху существовало поселение Кабира. Точные время и обстоятельства перестройки старого поселения в Н. неясны. Вероятно, за период, включающий I в. до Р. Х. и нач. I в. по Р. Х., поселение неск. раз сменило название. В эпоху Помпея оно называлось Диосполь, при Августе - Севаста, при Адриане - Адриана. Впервые Н. на краткое время захватили римляне во главе с Луцием Лицинием Лукуллом в 71 г. до Р. Х., затем она на долгое время перестала быть объектом их военных планов. Согласно археологическим данным, древнейшие монеты, найденные в Н., относятся к периоду правления имп. Тиберия (14-37 гг. по Р. Х.). До 64 г. по Р. Х. территория Понта была основным владением Понтийского царства, столица к-рого находилась в Севастии (ныне Сивас, Турция). В 64 г. по Р. Х. римляне упразднили Понтийское царство, превратив его в провинцию, а Н. была преобразована в полис и получила свое совр. название. После адм. реформы имп. Диоклетиана, на рубеже III и IV вв., Н. сохранила статус митрополии провинции Понт Полемониакский.

В III в. в Н. сложилась многочисленная община христиан. Первый епископ Н.- свт. Григорий Чудотворец, один из крупнейших духовных авторитетов ранней Церкви, оказавший большое влияние на христианскую культуру М. Азии, особенно Каппадокии. По образному описанию свт. Григория Нисского, когда ок. 240 г. свт. Григорий стал епископом Н., в городе было всего 17 христиан. Ко времени же его смерти осталось 17 язычников (Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum. // PG. 46. Col. 909, 953). В кон. III-IV в. благодаря свт. Григорию Н. играла важную роль в церковной жизни. Ок. 10-х - 20-х гг. IV в. в Н. при еп. Лонгине состоялся поместный Неокесарийский Собор. Тот же Лонгин в 325 г. принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее. Еп. Феодул в 40-х гг. IV в. присоединился к партии ариан на Сардикийско-Филиппопольском Соборе. Еп. Мусоний был хорошо знаком со свт. Василием Великим. После его смерти (ок. 368) Василий посвятил Мусонию утешительное послание к Церкви Н., охарактеризовал его как человека, к-рый «самым очевидным образом превосходил современников всеми в совокупности человеческими совершенствами, был опорою отечества, украшением Церквей, столпом и утверждением истины, твердынею веры во Христа, надежною защитою» (Basil. Magn. Ep. 28 // PG. 32. Col. 304-309). Еп. Атарвию свт. Василий направил 2 кратких послания в нач. 70-х гг. IV в. Взаимоотношения между ними складывались неровно, но суть разногласий из писем Василия прояснить сложно (Idem. Ep. 65, 126 // Ibid. Col. 421-424, 552-553). В 381 г. еп. Атарвий принял участие во II Вселенском Соборе в К-поле. Сведения о позднейших епископах Н. связаны в основном с их участием в церковных Соборах. Нек-рые известны по сохранившимся печатям. Еп. Дорофей из Н. присутствовал на К-польском Соборе 448 г., на котором был осужден архим. Евтихий, а в 451 г.- на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В 458 г. еп. Евипп подписал «Энкиклион» визант. имп. Льва I и К-польского патриарха Анатолия против захвата Александрийской кафедры Тимофеем II Элуром. Еп. Воспорий - участник К-польского Собора 536 г., еп. Григорий - VII Вселенского Собора в Никее в 787 г.

В 344 и 499 гг. Н. сильно пострадала от землетрясений, но всякий раз восстанавливалась. Источники отмечают, что в этих бедствиях выстояла городская христ. базилика. Упадок жизни в Н. начался с VII в., как и во всем Вост. Средиземноморье. Н. и ее область находились в стороне от основных путей вторжений персов и арабов в М. Азию в кон. VI-IX в.; город удерживался византийцами, но страдал от грабительских набегов. Помимо правосл. греч. населения здесь жили также армяне, иудеи; в VIII-X вв. было распространено павликианство.

В нотициях К-польского Патриархата Н. среди митрополий занимала довольно почетное 17-е место. В VI-VII вв. митрополии подчинялись 4 епархии (Darrouzès. Notitiae. P. 109, 146, 317). В IX в. Трапезунд, прежде принадлежавший Н., был преобразован в отдельную митрополию. К кон. IX-XII в. вновь усилилось значение кафедры Н.; митрополиты Н., как и прежде, регулярно присутствуют на Соборах в К-поле. В XI-XIII вв., судя по 10-й нотиции, у Н. числилось уже 10 епархий-суффраганов.

Тюркское завоевание М. Азии во 2-й пол. XI в. привело к быстрому упадку региона вокруг Н. Город был разорен сельджуками уже в 1068 г.; часть жителей были убиты или уведены в рабство. Н. вернулась под власть Византии в 1073 г., городом управлял св. Феодор Гавра († 1098). К кон. XI в. Н. была захвачена Гюмуштекином Данишмандидом и стала столицей султаната Данишмандидов. Попытка крестоносцев отвоевать этот регион завершилась их разгромом в 1101 г. В Н. в 1100-1103 гг. содержался в плену кн. Боэмунд Антиохийский. До 20-х гг. XII в. понтийские визант. магнаты Григорий и Константин Гавры безуспешно пытались вернуть Н. В 1139-1140 гг. поход на Н. предпринял имп. Иоанн II Комнин, но и он завершился неудачей. В ходе войны Иоанн переселил значительное число христиан из региона Н. во владения империи. В сер. XII в. место пребывания митрополитов было перенесено из Н. в г. Иней (ныне Унье, Турция). Митрополиты Н. в XII в. еще неск. раз упоминаются в визант. источниках как присутствовавшие на К-польских Соборах, но в самой Н. они, видимо, появлялись уже редко. В 1175 г. Н. была захвачена сельджукским Румским султанатом и стала одним из его удельных владений. Греч. население в Н. с XII в. уменьшалось непрерывно более быстрыми темпами, чем в большинстве других крупных городов континентальной М. Азии. При Данишмандидах здесь построено мусульм. медресе; ок. 1180 г. возведена 1-я мечеть (Улу-джами). Вероятно, уже в XIII в. местная греч. община была немногочисленна. Занимавшие кафедру Н. с XIII в. нередко именовались в источниках уже епископами, а не митрополитами, хотя официально в диптихах К-польской Церкви Н. фигурировала как митрополия. В 1371 г. Н., вероятно как обедневшая, была временно присоединена к митрополии Амасии, в 1397 г.- к Османской империи. После XIV в. митрополиты Н. оставались лишь титулярными. В 1630 г. митрополия Н. была объединена с митрополией Гангры (ныне Чанкыры, Турция). Патриарх Макарий III Антиохийский (аз-Заим), посетивший Н. в 1658 г., обнаружил, что местные правосл. священники в ц. св. Николая в городке Аргости близ Н. уже не знают греч. языка и воспроизводят тексты литургии, как заклинания, не понимая их смысла, а в самой Н. христиане не рискуют и появляться (Paul of Aleppo. The Travels of Macarius, patriarch of Antioch / Transl. F. C. Belfour. L., 1829. P. 437-438).

Общий демографический подъем в XIX в. привел к нек-рому увеличению числа христ. общин Н. В нач. XX в. в Н. проживало 26 тыс. чел., из них 6359 греков и 3890 армян. С начала первой мировой войны на христиан снова обрушилась волна систематических преследований и погромов. Остатки греч. населения в 1923 г. были перевезены в Грецию.

От визант. эпохи в совр. Никсаре сохранились стены цитадели, которая неоднократно перестраивалась в сельджукскую эпоху. Внутри нее обследованы остатки неск. сводчатых построек, назначение к-рых не определено. Возможно, одна из них была ц. св. Василия; в развалинах здания найден небольшой фрагмент фрески. По письменным источникам разного времени известно, что наиболее почитаемым храмом в Н. была ц. св. Григория Чудотворца, которая располагалась за пределами укрепленного города; ее местонахождение не установлено.

Известные епископы и митрополиты Н.

Свт. Григорий Чудотворец (ок. 245 - 270/5); Лонгин (314-325), Феодул (342/3), Мусоний († ок. 368), Атарвий (между 368 и 381), неизвестный (70-е гг. IV в.), Дорофей (448-451), Евипп (458), Воспорий (536-553), Иоанн (VII-VIII вв.), Григорий II (787), Леонтий (IX-X вв.), Константин (IX-X вв.), мч. Фома (812), Стилиан Маппа (870-899), Василий (X в.), Захарий (X в.), Никифор (921-923), Николай (1000), Авраамий (XI-XII вв.), Феофилакт (1027), Феофан (1028), Феодул (1039), Михаил (1072), Григорий III (1079-1084), Никифор (1144), Константин (1157), Василий (1166-1177), Моноконстантин (3-я четв. XIII в.), неизвестный (между 1283 и 1289), Васой (1294), неизвестный (1399), Григорий (1672), Мефодий (1721), Исаия (1798-1800), Мелетий (1814).

Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 499-508, 1437-1440; Cuinet V. La Turquie d'Asie. P., 1892. Vol. 1. P. 733-735; Studia Pontica. P., 1903. Vol. 2: Cumont F., Cumont E. Voyage d'exploration archéologique dans le Pont et la petite Arménie. P. 259-273; Harnack A., von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19244. Bd. 2. S. 757-762; Magie D. Roman Rule in Asia Minor. Princeton, 1950. 2 vol.; Vryonis Sp. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the XIth through XVth Cent. L., 1971; Darrouzès. Notitiae; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 401-403; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. P. 107-110; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 68-69; ODB. Vol. 2. P. 1453-1454.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Епархии Константинопольской Православной Церкви Страноведение. Турция Неокесария [ныне Никсар, Турция], город в М. Азии в исторической области Понт, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.
АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)
АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
ВИЗИЯ (совр. Визе, Турция), г. во Фракии
ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви