[Греч. Νεκτάριος] (ок. 1795 - 11.07.1820), прмч. Вриульский (пам. греч. 11 июля). Некоторое время подвизался на Св. Горе Афон в скиту св. Анны (см. ст. Анны святой большой скит на Афоне). Род. в маленьком г. Вриулы (Вурлы) (Βρυούλλα, Βουρλά, ныне Урла, близ Измира, Турция) в семье Скафидас; отца его звали Анастасий, а мать - Кирана. В крещении мальчик получил имя Николай. После смерти отца 17-летний юноша, отличавшийся красотой, вынужден был наняться погонщиком верблюдов к богатому турку, чтобы прокормить себя и престарелую мать. Вскоре в этой местности разразилась эпидемия чумы. Все, кто имели возможность, бежали в степь из городов, где зараза особенно свирепствовала из-за скученности населения. Там спасающиеся вели полукочевой образ жизни. Хозяин Николая также покинул город вместе с домочадцами и слугами, в числе к-рых были еще 6 греч. юношей. Через некоторое время турок объявил греч. работникам, что все оставшиеся в городе христиане умерли от чумы, а им следует принять мусульманство, чтобы обеспечить себе благополучную жизнь. Напуганные и подавленные известием о кончине родственников юноши согласились и отреклись от Христа.
После окончания эпидемии выжившие вернулись в города и селения. Николай вскоре узнал, что его мать жива, и поспешил в родной дом. Увидев сына в тур. одежде, женщина, несмотря на его объяснения, что он принял ислам от отчаяния, прогнала его прочь со словами: «Я родила христианина, а не турка».
Гнев и скорбь матери вызвали в юноше глубочайшее раскаяние. Он не вернулся к хозяину, а отправился в Смирну (ныне Измир), где жил его дядя. Выслушав историю племянника, он переодел его в европ. одежду и посоветовал ему ехать в Россию и там принести покаяние. Николай отправился в К-поль, затем прибыл в Валахию, но, видимо, по какому-то внутреннему побуждению вернулся в Смирну, вновь представ перед дядей. Тот разгневался на то, что племянник не внял его совету, и отказался участвовать в судьбе молодого человека. В Смирне Николай встретил афонского духовника, к-рый исповедал его и благословил отправиться на Св. Гору.
На Афоне Николай встретил отцов, к-рые приняли его искреннее покаяние и после глубокой исповеди вернули в лоно правосл. Церкви. Нек-рое время он жил среди подвижников, чувствуя, что все возрастающая любовь ко Христу указывает ему мученический путь; он желал кровью смыть вероотступничество. Но ни один из духовников не давал юноше благословения на этот подвиг, смущаясь тем, что молодой человек может вновь не устоять перед уговорами турок или испугается мучений и снова отречется от христианства.
Николай отправился путешествовать по Св. Горе, пока не пришел к скиту св. Анны, где жил его соотечественник Стефан, к-рый принял странника и постриг его в монашество с именем Нектарий. С этого времени инок вел аскетический образ жизни, строго следуя монашескому уставу. Сначала братия скита невзлюбила нового насельника, но Стефан успокоил их, открыв им свое предчувствие, что с ними живет буд. мученик.
Однако и совет афонских старцев не благословлял Н. на подвиг. Лишь убедившись в незыблемой твердости его убеждений, монахи все же позволили ему выполнить свое намерение. Стефан отправился с Н. для утешения. Иноки пришли на родину Н., во Вриулы. Там он надел тур. одежду, в к-рой ходил до праздника Курбан-байрам, притворяясь мусульманином. Во время праздника предстал перед судьей, рассказал свою историю и объявил об отречении от мусульманства, бросив на землю феску и др. знаки его приверженности к исламу. Судья принялся уговаривать его одуматься, неск. раз прогонял, но все же заключил в тюрьму и передал на суд местного правителя. Тот тоже долго уговаривал его одуматься, затем истязал в темнице. Стефан через местных христиан сумел передать Н. в тюрьму Св. Таины, приобщившись к Которым он еще больше укрепился в вере и стойко переносил страшные пытки. Видя твердость Н., правитель приказал обезглавить его на городской площади.
После казни тело было брошено в сухой колодец и завалено камнями. Но христианам удалось достать мощи Н. Честные останки были разделены между Стефаном (к-рому через неск. лет удалось доставить их в скит св. Анны, что было непросто, т. к. османские власти не позволяли их вывозить), матерью мученика, видевшей отступничество сына, но сподобившейся стать свидетельницей и его славы, и христианами, помогавшими по мере сил Н., пока он был в тюрьме.
По местному преданию, помощь от частицы мощей Н., хранившаяся у матери († 1836), избавляла эту местность от эпидемий и др. стихийных бедствий, а также приносила исцеление верующим. Вриулы даже стали местом паломничества, куда обращались за помощью при эпидемиях, нашествии саранчи и т. п.
В наст. время честная глава Н. находится в скиту св. Анны. Со временем его соотечественники, подвизавшиеся на Афоне и хранившие память о нем, позаботились о составлении Жития Н., богослужебных последований ему и о создании его иконописных изображений, где он представлен в виде прекрасного инока с крестом в руках. Частицы мощей святого хранятся также в ц. Успения Пресв. Богородицы в Афинах (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 223). Известно и о нахождении частицы мощей прмч. Н. в Вашингтоне в Свято-Иоанно-Предтеченском соборе.
Мученический подвиг Н.- явление особой традиции, сформировавшейся во время османского ига в Греции, связанной с историей т. н. потуречивания греч. населения. Как правило, молодой человек, рожденный христианином, либо с младенчества принимал мусульманство, и, т. о., семье становилось легче жить в бытовом отношении, либо делал это в юности под влиянием неких обстоятельств, как Н., а иногда и сознательно. В зрелом возрасте наступало раскаяние, и духовные поиски приводили отступника к идее искупления. Тур. власти, по сохранившимся свидетельствам, далеко не всегда проявляли кровожадность и часто прилагали немалые усилия, чтобы отговорить молодого человека отказаться от мусульманства, за что по закону полагалась смертная казнь. Но христиане были непреклонны.