[Евр. греч. ἐλπίς], одна из главных христ. добродетелей. Добродетель - это свободное, сознательное и искреннее исполнение нравственного закона, данного Богом. Христ. добродетель в отличие от естественной добродетели, следующей указаниям разума или совести, которые могут ошибаться, основывается на Свящ. Писании, осуществляется усилием воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека ко Христу, вселяя в него Н. на спасение.
Для выражения понятия «надежда» в ВЗ в основном используются существительные, образованные от глагольного корня со значением «надеяться» - и Слово употребляется в ВЗ лишь 5 раз в 3 книгах (3 раза в Книге пророка Иеремии, а также в 1 Езд 10. 2 и 1 Пар 29. 15), в то время как используется 32 раза в 9 библейских книгах, причем чаще всего - в книгах Иова и Притчей.
Для обозначения Н. в ВЗ используются иногда и слова, образованные от др. корней: «...на слово Его уповаю» (глагол породы Hiphil от корня - Пс 129. 5); «И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя» (существительное от корня - Пс 38. 8); «Боже мой! на Тебя уповаю...» (глагол - Пс 24. 2).
Частая мысль, звучащая в библейских книгах,- Бог не постыдит Н. страдальцев и праведников: «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5. 16); «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов 11. 18); «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14. 26). В то же время Н. лицемеров и грешников тщетна: «А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11. 20); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов 27. 8). Н. праведников - Сам Бог: «Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс 70. 7). Псалмопевец прославляет надеющихся на Бога: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его...» (Пс 145. 5).
Н. человека не всегда бывает исполнена: «...ждал сострадания, но нет его» ( букв. «надеялся» - Пс 68. 21); «Все мы... ожидаем суда, и нет его,- спасения, но оно далеко от нас» ( букв. «надеемся» - Ис 59. 11); «...вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» ( букв. «вы будете надеяться» - Иер 13. 16).
Авторы библейских текстов «предают все в руки Яхве... и надеются на Него одного» (Waschke. 2003. P. 571); они верят в то, что надеющиеся на Господа «не постыдятся» (Пс 25. 3). Нередко не один человек, а весь народ в Н. обращается к Богу, Который назван «надеждой Израиля» ( - Иер 14. 8; 17. 13).
В Евангелиях слово ἐλπίς (надежда) не употребляется, а глагол ἐλπίζειν (надеяться) используется лишь 5 раз, причем либо со значением «верить, уповать» («...есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» - Ин 5. 45, ср.: Мф 12. 21), либо в нерелиг. контекстах («И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно...» - Лк 6. 34; ср.: Лк 23. 8; 24. 21). В Евангелиях о Н. говорится в основном в терминах «ожидания» (выражаемых глаголами προσδέχομαι, προσδοκάω и др.): «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим (προσδεχομένοις) избавления в Иерусалиме (Лк 2. 38; ср.: Лк 2. 25)»; «...Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал (προσδεχόμενος) Царствия Божия...» (Мк 15. 43); «Когда же народ был в ожидании (προσδοκῶντος)» (Лк 3. 15). Жизнь верующих и всей Церкви уподобляется ожиданию в Н., в конечном счете - ожиданию Второго пришествия Христа: «И вы будьте подобны людям, ожидающим (προσδεχομένοις) возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк 12. 36; ср.: Лк 12. 46).
В Книге Деяний о Н. говорится неск. раз в разных контекстах (в т. ч. и в бытовом, нерелиг. значении - Деян 16. 19; 27. 20). Ап. Петр в речи к собравшимся в Иерусалиме, говоря о воскресении Иисуса Христа, цитирует Пс 16. 9-10: «Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (ἐπ᾿ ἐλπίδι), ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 26-27). О Н. на воскресение как исполнение ветхозаветных пророчеств говорит в Книге Деяний ап. Павел. В синедрионе он обращается к фарисеям, поскольку его судят «за чаяние (περὶ ἐλπίδος) воскресения мертвых». Защищаясь от обвинений перед правителем Феликсом, ап. Павел свидетельствует о том, что его Н. на воскресение мертвых никак не противоречит вере его противников: «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду (ἐλπίδα ἔχων) на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деян 24. 14-15). Перед царем Агриппой II Иродом ап. Павел свидетельствует о том же: «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду (περὶ ἧς ἐλπίδος), царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи» (Деян 26. 6-7). Живя в Риме в ожидании суда, ап. Павел говорит о своей Н. созванным им знатным иудеям: «...за надежду (ἕνεκεν... τῆς ἐλπίδος) Израилеву обложен я этими узами» (Деян 28. 20).
Говоря о грядущем исполнении чаяний людей, ап. Павел описывает и нынешнее состояние верующих, к-рые теперь знают лишь «отчасти»: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда (ἐλπίς), любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13. 13). В др. месте он перечисляет ту же триаду добродетелей в ином порядке, указывая на то, что объектом Н. является спасение: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес 5. 8). Ап. Павел свидетельствует о том, что Н. христиан на Иисуса Христа неразрывно связана с терпеливым перенесением жизненных обстоятельств: «...ваше дело веры и труд любви и терпение упования (ὑπομονὴ τῆς ἐλπίδος) на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим» (1 Фес 1. 3); основанием же Н. является вера: «...мы духом ожидаем и надеемся (ἐλπίδα ἀπεκδεχόμεθα) праведности от веры» (Гал 5. 5). В Пастырских посланиях и в Апокалипсисе Н. в триаде добродетелей оказывается заменена терпением, составляющим ее основу: «...чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении (ὑπομονῇ)» (Тит 2. 2); «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении (ὑπομονήν), кротости» (1 Тим 6. 11); «...последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении (ὑπομονῇ)» (2 Тим 3. 10); «...знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение (ὑπομονήν) твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр 2. 19).
По словам ап. Павла, христиане, пребывающие в Н. и терпящие временные страдания, будут удостоены видения божественной славы: «...кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4. 17-18). Ап. Павел говорит от лица верующих об уверенности (πεποίθησις), которую «мы имеем в Боге через Христа» (2 Кор 3. 4), поскольку Бог «дал нам способность быть служителями нового завета» (2 Кор 3. 6); эта уверенность в речи ап. Павла становится синонимом Н. на Бога, дающей ему и др. христианам силы для проповеди: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (2 Кор 3. 12). В Послании к Филиппийцам говорит о своих «уверенности (ἀποκαραδοκία) и надежде (ἐλπίς)» на то, что он не будет посрамлен (Флп 1. 20), но по смерти своей пребудет со Христом (Флп 1. 21, 23). Говоря об Аврааме, ап. Павел превозносит его Н.: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим 4. 18); поверив Богу, Авраам имел Н., превосходящую обычную человеческую Н., основанную на житейском опыте,- он верил в то, что Бог, животворящий мертвых (Рим 4. 17), может сотворить то, что по обычным человеческим меркам кажется невозможным.
Будущий и настоящий, актуальный, аспекты Н. сведены воедино в словах о тайне, «которая есть Христос в вас, упование (ἐλπίς) славы» (Кол 1. 27). Вера во Христа и христ. любовь основаны на «надежде (διὰ τὴν ἐλπίδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (ἐλπίδα μὴ ἔχοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ἐν μιᾷ ἐλπίδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (ἐλπίς τῆς κλήσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18).
Христианину следует уповать (ἠλπικέναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша (ἡ ἐλπίς ἡμῶν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование (ἡ μακαρία ἐλπίς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13).
Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (εἰς ἐλπίδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (ἐλπίδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (ἐλπίδα ταύτην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3).
В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (ἐλπίς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρείττονος ἐλπίδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19)
О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14 // Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния (Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений (Ioan. Climacus. Scala. 30. 33).
Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» (Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8 // Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь». Не томите себя этой заботой, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Такая забота есть болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя опирается, а Бога забыл, что потерял упование на Промысл Божий, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами» (Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 18902. С. 164-165).
Н. есть несомненная уверенность человека в том, что Бог никогда не оставит его. Проводя жизнь в покаянии, человек может надеяться на милость Божию и на спасение. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния» (Ioan. Climacus. Scala. 5. 1). Отчаяние есть наибольшее искушение для Н. (Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1898. Т. 1. С. 197). Человеку следует не отчаиваться, а просить сердечным покаянием милости у Христа, сказавшего: «Милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (ср.: Мф 9. 13). Сокрушающийся о своих грехах «блаженной радостной печалью» (Ioan. Climacus. Scala. VII 9) терпит скорби в Н. на милосердие Божие. Блж. Августин, обращаясь к Господу в «Исповеди», говорит: «…вся надежда моя только на великое, великое милосердие Твое» (Aug. Confess. X 29. 40); а «если бы плач наш не доходил до ушей Твоих, ничего не осталось бы от надежды нашей» (Ibid. 5. 10). По словам прп. Ефрема Сирина, «исповедующийся разбойник приближается и получает в наследие рай. Приходит покрытая грехами блудница и слезами уничтожает рукописание. Есть надежда и грешникам, что исцелены будут покаянием; есть надежда мытарям и лихоимцам, что оправдаются верой» (Ephraem Syr. De paenit. 2).
Предметом христ. Н. являются и те временные (земные) блага, которые необходимы для продолжения жизни человека; «Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом,- призывает свт. Иоанн Златоуст,- это, собственно, и есть надежда - твердо стоять среди опасностей» (Ioan. Chrysost. In Psalm. 117). В том и состоит Н., чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое (Ibid. 146). «Получаем ли скорее или медленнее,- наставляет свт. Василий Великий,- пребудем благодарными Господу, потому что все что ни делает Владыка, все домостроительствует ради нашего спасения, только мы да не будем из малодушия прекращать (благого) прошения» (Basil. Magn. Const. ascet. 1). Когда человек надеется, он обретает терпение и мужество в несчастьях; Н. избавляет его от беспомощности и бессилия. По словам свт. Иоанна Златоуста, «ничто столько не питает души, как добрая надежда и чаяние благ» (Ioan. Chrysost. In Col. 5). В Н. христианин предает себя воле Божией, обретая спокойствие. Предавая себя воле Божией, христианин уверен, что Бог направит все к благу. Свт. Василий Великий увещевает человека: «…не теряй вовсе доброй надежды от того, что в настоящем нет для тебя ничего завидного, но возводи душу свою к благам, какие даны уже тебе от Бога, и какие по обетованию уготованы впоследствии… Не спишь ты на ложе из слоновой кости; но имеешь у себя землю, которая дороже многих слонов, имеешь сладкое на ней упокоение, скорый и беззаботный сон. Не лежишь ты под золотою кровлею; но имеешь над собою небо, сияющее неизреченными красотами звезд. Но это еще человеческое, а есть и другое - более важное. Для тебя Бог между человеками, для тебя раздаяние даров Святого Духа, разрушение смерти, надежда воскресения, Божии повеления, усовершающие жизнь твою, восхождение к Богу с помощью заповедей, уготованное царство небесное, венцы правды, готовые для неуклоняющегося от подвигов добродетели!» (Basil. Magn. Hom. 3). Поэтому христианин должен «проводить жизнь в радости, не скорбя о настоящем, но увеселясь надеждою на уготованное нам впоследствии» (Idem. Hom. 4).
Свт. Григорий Нисский называет Н. «сокровищницей человеческого ума», в этой сокровищнице «хранится всякий запас для нашей жизни» (Greg. Nyss. In inscript. ps. II 5).
Н. на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне уповать на Божию помощь, ибо «уповающего на Господа окружает милость» (Пс 31. 10). «Блажен, кто отдалил себя от всякой надежды на мирское и единственной своей надеждой имеет Бога. Ибо как «проклят человек, который надеется на человека» (Иер 17. 5), так благословен утверждающийся о Господе». (Basil. Magn. In Isaiam proph. X 21). Всякому правому намерению пусть предшествует Н. Она иногда помогает даже в дурном, утверждает свт. Григорий Богослов, и потому справедливо, чтобы еще более содействовала в добре (Greg. Nazianz. Carmina moral. 210 (54)). При самоотверженной подвижнической жизни и чистоте совести у христианина появляется больше Н. на Бога. По словам апостола, «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин 3. 21-22). «Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него будут блаженны и в этом, и в будущем веке»,- говорит прп. Ефрем Сирин (Ефрем Сирин, прп. Толкование на Притч 5. 1 // Он же. Творения. 1995. Т. 4. С. 356).
Предания содержат много рассказов о том, как человек в особых обстоятельствах взывал к Господу, уповая только на Него, и Бог оказывал ему помощь. Так, один из рассказов «Луга духовного» повествует о старце Кириаке, который отправился к Мёртвому м.; пробыв там немного, он возвращался в свою келью; был страшный зной, и старец изнемог; воздев руки к небу, он молился Богу о помощи. Тотчас старца окружило облако и сопровождало его до самой кельи (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 53).
Н. связана с др. главными добродетелями - верой и любовью. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим 5. 1-2). Когда человек обретает веру, у него появляются и др. добродетели, прежде всего - Н. на спасение. По словам прп. Иоанна Лествичника, «с надеждой связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает» (Ioan. Climacus. Scala. 30. 31). От веры и Н. рождается любовь к Богу. «Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он,- по выражению прп. Максима Исповедника,- совершенно не чувствует ни себя самого, ни что-либо из сущих» (Maximus Conf. De carit. I 1). Любовь соединяет нас с Богом, через нее происходит Богообщение, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8).
Христианские добродетели связаны друг с другом. По словам прп. Иоанна Лествичника, «сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви» (Ioan. Climacus. Scala. 30. 28). Ап. Павел говорит о главных христианских добродетелях: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13. 13). Они пребудут до скончания века; по скончании века, утверждает свт. Феофан Затворник, «вера теперешняя перейдет в созерцание веруемого, а надежда - в обладание уповаемым, любовь же пребудет любовию, как есть» (Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор 13. 13 // Он же. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М., 2006. С. 627).
В Н. на Бога, что по Его благодати достигнет вечного спасения, когда предаст себя и все дело спасения своего на волю Божию, человек обращается к Богу словами блж. Августина: «Вся надежда моя только на великое, великое милосердие Твое. Дай, что повелишь, и повели, что хочешь» (Aug. Confess. X 39. 40).
По прп. Ефрему Сирину, Н.- одна из ступеней, вместе с верой, любовью и проч. плодами Духа, «прекрасного восхождения, возводящего на небеса» (Ephraem Syr. Serm. de virtut. et vit. 10). О Н. (уповании, чаянии) говорится в христ. Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».