Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЫГЛИЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ
48, С. 134-135 опубликовано: 25 апреля 2022г.


МЫГЛИЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мыглижский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца
Мыглижский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца

Мыглижский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца
[Болг. Мъглижкият манастир], во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на берегу р. Мыглижка, на склонах горы Стара-Планина, в 2 км к северу от г. Мыглиж (Болгария). Согласно преданиям, обитель возникла в нач. XIII в., в период Латинской империи на Балканах. В пользу этой версии ранее приводили греч. запись на кадильнице, которой владел игум. Кирилл (Христов; 1882-1922), упоминающую 1233 г.; однако впоследствии было уточнено, что в записи речь идет о 1733 г. В тексте на памятной доске, расположенной при входе в мон-рь, отражена легенда, согласно к-рой он был основан в честь покровителя воинов на месте, где в 1197 г. болг. царь Калоян выиграл битву с лат. крестоносцами, но иных известий об этой битве не сохранилось. В письменных болгарских источниках М. м. впервые упоминается в Четвероевангелии, переписанном в 1574 г. болгарским писцом Превулом во время правления валашского воеводы Александру II Мирчи и украшенном каллиграфом Радулом Грамматиком (НБКМ. № 873. Л. 73б). В нем под 13 янв. описывается нападение отряда янычар во главе с «сильным Склавом», направленного султаном Мехмедом (вероятно, Мехмедом III, 1566-1603) для сбора «кровной дани» - мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет с целью пополнения янычарского корпуса. Когда родители спрятали детей рядом с обителью, турки «взяли в плен монастырь» и убили монахов и настоятеля иером. Гервасия. Сообщаются имена еще 3 монахов и указывается спорное число захваченных детей - 80 или 13 (в лит-ре фигурирует и маловероятное число детей - 8013, и более реальное - 813). Приписку обычно датируют 1623 г., т. к. этот год имеется в др. записи, расположенной рядом с этим текстом, где тем же почерком написаны год и имя тогдашнего Тырновского митр. Гавриила I (1611-1626). Однако 1623 г. не согласуется с временем правления султана Мехмеда III. Бесспорно, это указание является важным источником сведений о положении болг. обителей в эпоху османского владычества. Не случайно приписка заканчивается советом бежать от «сильного Склава», как только станет известно о его приближении - образ, ставший символом жестокости янычарства. М. м. также упоминается в приписке 1777 г. в печатной Постной Триоди из храма вмч. Георгия Победоносца в г. Априлци (Болгария).

Как аргумент о существовании мон-ря в XV в. ранее приводили датировку 1490 г. на мраморной плите с образом свт. Николая, но недавно эта плита была датирована XVII в. В 1792 г. иером. Спиридон Габровец в «Истории во кратце о болгарском народе словенском» рассказал, что в XV в. при очередном нападении осман на Мыглиж благодаря чуду свт. Николая на врагов опустилась мгла и сбила их с дороги, что позволило местным жителям укрыться в безопасном месте. В эпоху болг. возрождения игум. Харитон (Халачев), управлявший М. м. в 1866-1870 гг., участвовал в национально-освободительном Апрельском восстании (1876); игумен Плаковского мон-ря Сергий скончался в М. м. от ран, полученных во время Велчова восстания (Велчова завера 1835); возможно, здесь укрывался и болг. революционер В. Левский.

Между 1821 и 1831 гг., при игум. Феофане, в монастыре было открыто уч-ще для мальчиков и девочек, в 1870 г. оно было преобразовано в гимназию. В 1834 г., при иером. Пахомии, была построена Никольская однонефная церковь без купола с открытой галереей с западной стороны. В 1857 г. деятель болг. возрождения переводчик Захарий Княжески, принявший российское подданство, передал в М. м. часть книг, собранных в России для просвещения болгар, и создал здесь 1-ю в Болгарии общественную б-ку. М. м. упоминается в записках путешественников В. Г. Григоровича-Барского и австрийца Ф. Ф. Каница. Архим. Каллиник, к-рый был игуменом обители в 1873-1878 гг., стал свидетелем ее сожжения турками во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. и уничтожения богатой б-ки: он начал ремонт М. м. и возведение жилищных и хозяйственных зданий. В жилых корпусах были устроены 2 часовни - во имя арх. Михаила и апостолов Петра и Павла. В 1922 г. мон-рь был преобразован в женский. Действовал на протяжении всего ХХ в. С 1956 г. в нем жила мон. Симфроза (Мечкова, † 1992), которая в нач. 50-х гг. ХХ в. была арестована за то, что кормила неимущих (Валентина (Друмева), игум. Български свещеномъченици от най-ново време. София, 2007. Т. 1. С. 109-117). М. м. объявлен памятником культуры.

Лит.: Спиридон, иеросхим. История во кратце о болг. народе славенском / Превод: В. Н. Златарски. София, 1900. С. 99; Стоянов М., Кодов Х. Опис на ръкописните и старопечатните книги на Народната б-ка в София. София, 1964. Т. 3. С. 42-46; Чавръков Г. Български манастири. София, 1974. С. 312-314; Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977. С. 233-236; он же. Български манастири през вековете. София, 2006. С. 113-114; Павел (Стефанов), иером. Нови данни за Енина и Мъглижкия манастир през XVIII в. // Векове. София, 1979. Кн. 1. С. 64-66; Кожухарова М. Руски пътеписи за българските земи XVII-XIX в. София, 1986. С. 245; Каниц Ф. Дунавска България и Балканът. София, 19952. С. 288-289; Гяхова Д. Мъглижка света обител. Ст. Загора, 1996; Вапирев Н. Сб. статии и мат-ли за историята на град Мъглиж. София, 2008. Т. 1. С. 29-52.