[Греч. Μάρτυρες μύριοι] (пам. греч. 18 марта). Эти святые известны из византийских стишных синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 547-548), где сообщается только, что им были отсечены головы. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), массовое убийство христиан могло произойти после пожара в имп. дворце в Никомидии. Такого же мнения придерживался и митр. Софроний (Евстратиадис). Возможно, речь идет о событиях, которые описаны Лактанцием и Евсевием Кесарийским (Lact. De mort. persecut. 14; Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 6). Впосл. память и двустишие из стишного Синаксаря были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596), в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 104), а при переводе в XIV в. на слав. язык - в стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 76). Из стишного Пролога сведения о М. вошли в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 532а), однако их нет в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ.