Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОЦАМЕТА
Т. 47, С. 523-529 опубликовано: 3 февраля 2022г.


МОЦАМЕТА

[Груз. მოწამეთა, от მოწამე - мученик], муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), памятник культурного наследия национального значения Грузии (2006). В древности входил в юрисдикцию Кутаисской (до 1526) и Гелатской (с 1526) епархий ГПЦ, в XIX - нач. XX в.- Имеретинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. Расположен в 6 км к северо-востоку от г. Кутаиси, на окраине одноименного села (муниципалитет Ткибули, историческая пров. Аргвети). Река Цкалцители с 3 сторон огибает скальный массив, на к-ром воздвигнута обитель, образуя полуостров; доступ в М. возможен с запада через узкий перешеек. По словам А. Н. Муравьёва, посетившего эти места в 1846 г., «нельзя было избрать места более приличного для безмолвия иноческого... Кругом все пусто и дико, камни и лес и бурные волны, все говорит тебе: «Молись, здешняя жизнь обнажена перед тобою, как эти скалы, ищи вечной!»» (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 152). Современный кафоликон М. имеет 3 престола: Благовещенский (в центре), в честь Нерукотворного образа Спасителя (северный) и Успенский (южный).

История

Согласно исторической традиции, мон-рь был воздвигнут на месте «укрепленного и многолюдного города» Цкалцители, опустошенного в результате разорительных походов Марвана (Мурвана) ибн Мухаммада (Глухого) в 30-х гг. VIII в. (Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). Археологические раскопки показали, что в раннее средневековье городище располагалось на 3 террасах и занимало более 5 тыс. кв. м. На средней террасе стояла малая базилика с криптой, в ней были упокоены мощи великомучеников Давида и Константина Аргветских († 740) (Ланчава, Карцидзе. 2009. С. 12). Местные предания связывают название р. Цкалцители (букв.- Красная вода), воды к-рой имеют красноватый оттенок, и одноименной местности с цветом крови великомучеников Давида и Константина, к-рых волокли к р. Риони, чтобы утопить (Dubois de Montpéreux. 1839. Vol. 2. P. 176). В 1-й синаксарной редакции Мученичества святых Давида и Константина (XIII-XIV вв.) местом их захоронения названо Утмини (უთმინი - место страстотерпцев; древнее название с. Моцамета) (Месяца октября 31... 1968. С. 361). 300 лет спустя царь Грузии Баграт IV (1027-1072) «для поминания сих святых» заново выстроил над склепом церковь, «нетленные и невредимые» мощи великомучеников Давида и Константина «упокоил... в прекрасном гробе» и «сделал доступными народу». По словам агиографа, от мощей часто происходили исцеления, и тогда же «на том пустынном и укромном месте» был основан мон-рь (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Мученичество Давида и Константина Аргветских. 1971. С. 262; Цулая. 1996. С. 115). В более поздних источниках («Мартирика» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) и «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони († 1830)) указано, что мон-рь основал царь Имерети Баграт III Великий (1510-1565) и назвал его Зогад цховребулта (ზოგად ცხოვრებულთა - Вместе спасшиеся) (Антоний I (Багратиони). 1980. С. 169; Иоанн Багратиони. 1984. С. 414). Некоторые исследователи (Д. Бакрадзе, Н. Баланчивадзе) датируют основание мон-ря временем царствования в Грузии Баграта V Великого (1360-1393).

Монастырь Моцамета
Монастырь Моцамета

Монастырь Моцамета
Сведения о земельных владениях М. полностью отсутствуют. Источники немного сообщают и об истории мон-ря в XI-XVIII вв. Сохранившиеся святыни свидетельствуют о том, что обитель пользовалась покровительством высшего духовенства и светских феодалов, в т. ч. царственных особ и крупных сановников. В 1510 г. тур. войска под предводительством принца Селима (султан в 1512-1520) вторглись в Зап. Грузию, «сожгли Кутатиси и Гелати, затем опустошили, выжгли, перебили и истребили всех, кого нашли в Имерети» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 753). В то же время пострадал М. Из приписки к Моцаметскому Четвероевангелию (Кут. 182. Л. 78 об., XII-XIII вв.) известно, что после разорения мон-ря «татарами» некие Давид и Гиорги «для укрепления храма» выстроили стену (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 327; Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 336). В 1795 г. царь Имерети Соломон II даровал М. «Большой девтер о пожертвовании крестьян и земель» (документ не сохр.; Кезевадзе. 1991. С. 190). Незаконное использование угодий М. строго каралось (Указ моурави Кутаиси Георгия Цулукидзе кутаисским купцам, кон. XVIII в. // Бердзенишвили. 1940. С. 216-217).

Первый известный по имени настоятель М., архим. Симеон, упоминается в статейных списках рус. послов в Имерети (1650-1652) Н. Толочанова и дьяка А. Иевлева (Посольство стольника Толочанова... 1926. С. 185). По документу 2-й пол. XVIII в. известен Сильвестр (Силибистро) (Гогаберидзе), игумен М. и священник царского двора (Дарственная грамота иером. Лазаря (Ергеблидзе) мон-рю Гелати, 1750 г. // Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 1; Иммунная грамота царя Соломона I мон-рю Гелати, 1755 г. // Там же. С. 4-6). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. Сильвестр в сане архимандрита был переведен в мон-рь Саирме близ Цагери (Дарственная грамота кн. Николая Дадиани пустыни Саирме, 1771 г. // Там же. С. 44-45).

С вхождением в нач. XIX в. груз. царств в состав Российской империи ГПЦ была включена в юрисдикцию РПЦ как Грузинский Экзархат. В 1819 г. груз. дипломат и общественный деятель Г. Авалишвили посетил М. и нашел его «в весьма стесненном состоянии» (Авалишвили. 1984. С. 605). После кончины настоятеля М. архим. Герасима (Лорткипанидзе) (1785-1825) по приказу экзарха Грузии Ионы (Василевского) М. как мон-рь 2-го класса вошел в подчинение монастырю Гелати (Ткешелашвили. 2010. С. 24-25). Щедрые пожертвования (иконы, утварь, книги) оказывали обители супруга царя Имерети Давида II царица Анна Орбелиани (1784-1789), правительницы Гурии и Мегрелии княгини София Гуриели († 1829) и Екатерина Дадиани († 1882), поэт А. Церетели († 1915). В 80-х гг. XIX в. московский в честь Страстной иконы Божией Матери мон-рь подарил М. 2 колокола и облачения (Кезевадзе. 1991. С. 190).

Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
В сер. XIX в. М. был основательно перестроен. В 1844-1845 гг. по инициативе и под рук. митр. Имеретинского Давида (Церетели) начались работы по расширению храма, были приглашены известные груз. зодчие Леван, Моисей и Филипп Берекашвили. Храм был практически выстроен заново. В 1846 г. завершилось строительство колокольни. Над входом на вост. фасаде сохранилась 14-строчная строительная надпись настоятеля М. игум. Порфирия (Церетели), в ней указано, что работы проводились за счет частных пожертвований, особой щедростью отличились владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе и его мать кнг. Тамар Дадиани. Полностью работы по обновлению М. были завершены в 1865 г.: кафоликон был перестроен в купольную церковь, была переделана алтарная преграда (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 153; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48-49; Кезевадзе. 1984. С. 64-65; Гегечкори. 1991. С. 20-21). Реставрационные работы проводились также в 90-х гг. XIX в. настоятелем М. архим. Виссарионом (Ахвледиани), о чем на сев. стене храма была сделана пространная надпись. В тот же период были возведены кельи для монахов, марани (винный погреб) и др. хозяйственные постройки. В 1903 г. из Германии привезли глазурованные водопроводные трубы для улучшения водоснабжения мон-ря, в 1915 г. были устроены водяная мельница и лазарет. Архим. Виссарион был награжден орденами св. Анны 3-й и 4-й степени и св. Владимира 3-й степени (Кезевадзе. 2006. С. 169).

Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета
Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета

Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета
М. посещали множество верующих (Dubois de Montpéreux. 1839. Vol. 2. P. 138). 2 окт., в день памяти великомучеников Давида и Константина, был установлен праздник моцаметоба (орципоба), к-рый отмечали с большим размахом. Особенно многолюдным праздник был в 1895 г., когда мощи великомучеников были перенесены в новую раку. Торжества начались 1 окт. и продолжались весь следующий день. Служили (песнопения исполнялись на груз. языке) временно управлявший Имеретинской епархией еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), ректор Кутаисской ДС архим. Димитрий (Абашидзе; см. Антоний (Абашидзе)), инспектор школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе архим. Леонид (Окропиридзе; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), др. священнослужители из Кутаиса и братия М. (Празднество в Моцамета. 1895. С. 1-4; Кезевадзе. 1991. С. 190).

20 апр. 1923 г. М. был закрыт. 20 июня того же года мощи великомучеников Давида и Константина, а также часть церковного имущества были переданы в Кутаисский государственный историко-этнографический музей. Благодаря усилиям митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе; 1953-1957), протоиерея кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила Наума Шавианидзе (епископ Кутаисско-Гаенатский в 1957-1969) и свящ. Трифона Сулакадзе М. разрешили открыть: в обитель были возвращены мощи великомучеников Давида и Константина, 2 окт. 1954 г. митр. Батуми-Шемокмедский Ефрем (Сидамонидзе; католикос-патриарх Грузии Ефрем II в 1960-1972) и митр. Кутаисско-Гаенатский Гавриил торжественно освятили кафоликон. В 1954-1955 гг. на частные пожертвования были проведены ремонтные работы в храме и на колокольне, для мощей изготовлена новая деревянная рака. В 1957-1963 гг. к М. провели дорогу, в мон-ре устроили водопровод, подключили электричество, выстроили 2-этажный дом для насельников. В 2009-2011 гг. по инициативе Национального агентства защиты культурного наследия Грузии в М. были проведены восстановление комплекса и археологические работы. Были отремонтированы кафоликон (заменены перекрытие и алтарная преграда, открыта древняя кладка стен), трапезная, центральные ворота, средневек. мост, ограда. В ходе археологических раскопок выявлены культурные слои V-VI вв., в т. ч. остатки крепостных стен, башен, ворот, склепа, найдены осколки черепицы, а также высеченная в скалах тропа, предназначенная для вьючного транспорта; были обнаружены грузинские и трапезундские монеты XII-XIV вв., фундаменты и фрагменты келий, марани и др. строений жилого, хозяйственного и инженерного назначения XIX - нач. XX в. (Гегечкори. 1991. С. 22-23; Ткешелашвили. 2010. С. 56-61). В наст. время в М. подвизаются 6 чел.: настоятель архим. Елеазар (Иванеишвили, с 2008), протоиерей (деканоз) Сулхан Гудушаури (с 1982), 2 иеромонаха, иеродиакон и монах.

Настоятели М.

архим. Симеон (ок. 1650), игум. Сильвестр (Гогаберидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1766), архим. Герасим (Лорткипанидзе; 1785-1825), игум. Порфирий (Церетели; 1825-1851), иером. Иоанн (Пурцхванидзе; 1851-1860), игум. Серапион (Ахвледиани; 1861-1865), архим. Митрофан (Лорткипанидзе; 1865-1880), архим. Виссарион (Ахвледиани; 1880-1905), архим. Пирр (Окропиридзе; 1905-1907, позже еп. Алавердский), архим. Нестор (Кубанеишвили; 1910-1912, 1916-1919), архим. Досифей (Бердзнишвили; 1912-1916), архим. Николай (Наморадзе; 1919-1923), прот. Трифон Сулакадзе (1957-1977), архим. Торникий (Мосешвили; 1978-2007), архим. Елеазар (Иванеишвили; с 2008).

Святыни

Мощи

Особую известность М. приобрел благодаря тому, что в обители находились нетленные чудотворные мощи великомучеников Давида и Константина (Вахушти Багратиони. 1904. С. 204; Он же. 1973. С. 753). С древности мощи покоились в раке, находившейся в сев. приделе церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя. В нач. 40-х гг. XIX в. была изготовлена новая деревянная рака, поставленная на вырезанных из дерева 2 львов; на ней была сделана надпись на груз. языке: «В 749 г. были замучены святые сии мученики Давид и Константин». Согласно сведениям Муравьёва, раку изготовил Султанов, надзиратель над больницами в Кутаисе, погребенный в обители; по данным М. Броссе - тифлисский мастер Сулханов (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154-155; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48). Известно, что в XIX в. раку открывали для И. Авалишвили (1819) и для Муравьёва и владетельного князя Абхазии М. Шарвашидзе со свитой (1846). По описанию Муравьёва, «оба мученика лежат в одной раке, под общим покровом, который осенен большим крестом и не подымается с их нетленного лика; но ясно обозначены их честные главы и все тело» (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 155-156; Авалишвили. 1984. С. 605). В окт. 1895 г. мощи святых были переложены в новую бронзовую раку, изготовленную по инициативе прот. Давида Гамбашидзе на частные пожертвования. Рака была покрыта серебряными и золотыми пластинами с изображениями великомучеников Давида и Константина, герба правящей груз. династии Багратиони и хитона Господня. Совр. рака с мощами (изготовлена в нач. XXI в. из орехового дерева, в серебряном окладе с позолотой, украшена эмалью) находится в юж. приделе храма, она поставлена на 5-ступенчатую платформу, под к-рой сделано отверстие, для того чтобы молящиеся на коленях могли пройти под ракой с мощами.

Камни великомучеников Давида и Константина

Хранились в пещере близ старого моста, служившего входом в М. (Муравьёв упом. 2, Авилишвили - 1), по форме они напоминали жернова. Согласно местному преданию, это были те самые глыбы, к-рые возложили на спины великомучеников Давида и Константина, чтобы утопить их. Камни считались святынями, перед ними зажигали свечи и преклонялись. В 40-х гг. XIX в. камни лежали под землей, над ними был воздвигнут крест. Во время антирелиг. кампании, в 20-х гг. XX в., камни выбросили в реку около колокольни. По преданию, в ночь на моцаметоба верующие могли видеть сияние над этим местом. Недалеко от пещеры, на скалах, местные жители показывали Муравьёву и Авалишвили следы крови великомучеников (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Авалишвили. 1984. С. 605-606).

Иконы и кресты

Христос Вседержитель. Икона в чеканном окладе. Кон. XII — нач. XIII в. Лицевая и оборотная стороны (Кут. 3858))
Христос Вседержитель. Икона в чеканном окладе. Кон. XII — нач. XIII в. Лицевая и оборотная стороны (Кут. 3858))

Христос Вседержитель. Икона в чеканном окладе. Кон. XII — нач. XIII в. Лицевая и оборотная стороны (Кут. 3858))
Иконы и кресты, среди к-рых были произведения искусства, частично описаны в научной лит-ре XIX-XX вв. Бо́льшая часть утрачена. В алтаре храма хранился сребропозлащенный чеканный выносной крест XI в. вставленный в более поздний сион с фигурами и укрепленный на шесте с гладкими шарами (высота до сиона 29 см, ширина 20 см). К кресту были прикреплены чеканенные отдельно малый крест с распятием (в центре) и медальоны (на рукавах) с погрудными изображениями Пресв. Богородицы, арх. Михаила, ап. Иоанна Богослова и вмч. Феодора. Крест, украшенный 14 камнями (гранатами, сердоликами, изумрудом и бирюзой), был поломан ниже ступней Христа, подвергался неоднократной реставрации. Оборотная сторона креста орнаментирована. Сохранилась надпись в медальонах: «Христе, возвеличь царя абхазского и новелиссима Баграта. Христе, помилуй Софрония Ерушнели, сына Квели. Иисусе Христе, упокой душу Мхецидзе (или Мхци.- Авт.)». Упомянутый Баграт - царь Грузии Баграт IV (1027-1072), титул новелиссима он носил в 1048/50 - 1060 гг., что позволяет датировать крест этим временем. Софроний Ерушнели по др. источникам неизвестен. Мхецидзе - знатный род из Зап. Грузии; считается, что великомученики Давид и Константин происходили из этого рода. Крест вставлен в поздний ковчег с фигурами Спасителя, Пресв. Богородицы, великомучеников Давида и Константина. С 1923 г. крест хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Кут. 3271) (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 46; Кондаков. 1890. С. 56-57; Чубинашвили. 1959. С. 176-177; Сакварелидзе. 1980. С. 23-25). Также в XIX в. был известен серебряный складной крест от кадила с шарнирами внизу; орнамент (кресты на фоне аканта) выполнен чернью. В центре - чеканные изображения великомучеников Георгия и Феодора Тирона. Нек-рые исследователи считали, что крест визант. происхождения, и датировали его создание X-XII вв. (Кондаков. 1890. С. 56).

Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271)
Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271)

Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271)
Сохранилась золотая икона с поясным изображением Христа Вседержителя (Кут. 3858, 9×7 см, кон. XII - нач. XIII в.). Лик Христа живописный, ризы и нимб чеканные, с гравировкой, рельеф низкий. Христос благословляет троеперстно. Оклад украшен жемчугом и драгоценными камнями, обрамляющий икону орнамент состоит из сложных узоров, напоминающих филигрань. На лицевой стороне нек-рые звенья декора отделены друг от друга гладкими выпуклыми медальонами (на углах удлиненными). Спинка оклада открывается; внутри иконы сделаны вместилища для мощей и сохранились отрывки надписей на металлических листах, а также 2 медальона - один с погрудным изображением ап. Иакова, другой с надписью. Кроме того, на оборотной стороне оклада помещена обрамляющая орнамент надпись с молитвенным прошением заказчика: «Боже, распныйся на кресте невредимо и прославивший святых Твоих, будь покровителем и мне, Дадиани Вардану». Вардан Дадиани был современником царя Грузии Георгия III (1156-1184) и царицы св. Тамары (1184-1207/13), имел должность мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора), поддержал в 1191 г. выступление супруга св. Тамары, опального кн. Юрия Андреевича Боголюбского, был лишен должности и владений (Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48; Кондаков. 1890. С. 55-56; Чубинашвили. 1959. С. 621).

Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в.
Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в.

Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в.
Массивная серебряная икона Рождества Христова (Кут. 3099, 34,7×33 см) является ярким примером скульптурно-пластического произведения. Лицевая сторона позолочена и обрамлена орнаментом из жгутов и пальметт. Верхняя часть композиции отделена от основной части тройной аркой пещеры вертепа. В центре верхней части изображена мандорла, фланкированная 2 ангелами с каждой стороны. В основной части объединены неск. эпизодов: под средним подъемом очертания пещеры расположены ясли с Младенцем, на Которого смотрят осел и корова. Справа от яслей помещена фигура Пресв. Богородицы, ниже сидит, подпирая правой рукой подбородок, прав. Иосиф; перед ним - ангел, под ногами прав. Иосифа - топор. В средней части иконы представлена сцена «Омовение Христа»: служанка наливает из кувшина воду, повитуха Саломея с Младенцем на коленях опускает правую руку в купель. В левой части иконы композиции представлены в 2 ряда: в верхнем изображены фигуры волхвов с дарами, в подпоясанных одеждах по колено, в облегающих высоких сапогах и в остроконечных шапках; перед ними у яслей изображена Вифлеемская 8-конечная звезда; под ними помещены фигуры 3 пастухов и 4 овец. Почти все фигуры сопровождают пояснительные надписи, сделанные асомтаврули. Согласно исследованиям Г. Чубинашвили, моцаметская икона имеет параллели с аналогичными иконами-пластинами из Соголашени и Шемокмеди, хронологически непосредственно следует за ними и датируется 2-м десятилетием XI в. (Чубинашвили. 1959. С. 107-110). Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе датировали икону XIII-XIV вв. (Кондаков. 1890. С. 56).

В записях Муравьёва упомянуты храмовый образ Благовещения Пресв. Богородицы с образами великомучеников Давида и Константина и икона Божией Матери «Знамение», «напоминающая чертами и колоритом ту, которая чествуется в Цилкани» (Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154). Кондаков и Бакрадзе описали также чеканную серебряную икону Христа Вседержителя с раскрытым Евангелием в руках (груз. работы, более позднего времени). Они отметили, что престол Спасителя имеет «декоративные столбы оригинальной формы» (Кондаков. 1890. С. 56).

Моцаметское Четвероевангелие

Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81)
Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81)

Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81)
(Кут. 182, XII-XIII вв.) выполнено в М. на пергамене письмом нусхури. Кондаков и Бакрадзе датировали его «временем Баграта IV», т. е. XI в., а Э. Николадзе - XV в. Переплет кожаный на деревянной основе. Рукопись (24×18 см) состоит из 280 листов, иллюминирована изображениями 4 евангелистов (Л. 4 об., 80 об., 128 об., 205 об.) и таблицей канонов еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные рамки; каждое Евангелие начинается заставкой, украшенной изображениями растений, птиц, зверей и др. На заставке Евангелия от Марка изображен фонтан, по сторонам которого 2 грифона (один терзает оленя). Рядом светильник, ниже лампада. Характер живописи позволяет предположить, что мастер был хорошо знаком с визант. миниатюрой. С большим мастерством изготовлен из позолоченного серебра чеканный оклад Четвероевангелия (разрушен, не имеет боковых створок). На лицевой стороне изображено Распятие с предстоящими (Пресв. Богородица, евангелист Иоанн, 2 ангела). На обороте - Деисус (лик Спасителя не сохр.), Христос благословляет троеперстно; схематично передана фигура св. Иоанна Предтечи (Кондаков. 1890. С. 55; Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 335-336).

Ист.: Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 2; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Brosset M.-F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 993-1108 (здесь: 1057); он же. То же // ЗОЛКА. Тифлис, 1875. Кн. 1. С. 19-178 (здесь: 103-104); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии / Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Великое празднество в мон-ре Моцамета 2-го окт. 1895 // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1895. № 19/20. С. 1-4 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии / Введ., пер., прим.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. отд-ния РГО; Кн. 24. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Какабадзе С. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2 (на груз. яз.); Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652 / Док-ты издал и введ. снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии // Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей / Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина... // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина // Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим // Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба // Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина» // Этногр. обозр. М., 1996. № 1. С. 104-116.
Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета // Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. № 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата // Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. № 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители» // Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

Архитектурный комплекс

Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

Кафоликон в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. VIII в., 1844–1845 гг.
Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. VIII в., 1844–1845 гг.

Кафоликон в честь Благовещения Пресв. Богородицы. VIII в., 1844–1845 гг.
Кафоликон в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Вахушти Багратиони (XVIII в.) называет бескупольной церковью. По описанию Авалишвили 1819 г., церковь М. была сводчатой и бескупольной. Совр. кафоликон представляет собой купольный храм типа вписанного креста, созданный в 1844-1845 гг. на основе старой однонефной церкви (VIII), от к-рой сохранились апсида алтаря с конхой и росписью (XIV-XVI); стены совр. церкви также могут включать фрагменты древнего храма. В вост. части сев. фасада расположен вход в склеп, лестница ведет в арочное пространство под церковью, откуда через юж. арочный проход можно попасть в крипту прямоугольной формы со сводчатым перекрытием, находящуюся под алтарем. Это наиболее древняя часть храма, возведена из аккуратно тесанных крупных квадров.

Неоднородность цвета фасадного камня обусловлена разными методами обработки поверхности. Склеп датируют периодом раннего средневековья: очевидно, это остатки разрушенной Мурваном Глухим церкви, где были погребены великомученики Давид и Константин.

В плане храм имеет прямоугольную форму. Купол с зап. стороны опирается на 2 колонны (в плане прямоугольной формы), с восточной - на 3 апсиды. Пастофории имеют по 2 выхода: в алтарь и в наос церкви. В барабане купола прорезаны 10 окон. Входы в храм - с запада и с севера. По мнению Г. Гагошидзе, обратившего внимание на то, что для раки с мощами великомучеников Давида и Константина в юж. части церкви требовалось довольно много места, алтарь и продольная ось древней церкви были сдвинуты к северу на 45° (Гагошидзе. 2009. С. 10). Двускатное перекрытие южного и северного рукавов придает наружным массам нижнего корпуса форму креста, восточная и западная стороны церкви также имеют общее двускатное перекрытие. Церковь облицована хорошо тесанными квадрами известняка (эклара). Декор фасадов представлен профилированными валиками наличников и карнизов. В центре сев. фасада расположена большая профилированная арка (включает 2 малые арки с помещенной над ними круглой розеткой) с венчающим ее богато украшенным крестом. Барабан обильно декорирован в соответствии с особенностями груз. зодчества развитого средневековья и напоминает оформление Успенского храма в мон-ре Гелати. Основой декора является опирающаяся на полуколонки аркатура, базисы и капители полуколонн выделены сферами и квадратами. В конхе алтарной апсиды сохранились фрагменты росписи XIV-XVI вв.: Деисус представлен фигурами Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, серафимов и херувимов (Гагошидзе. 2009. С. 8). Некоторые части храма (вима, купол, сев. и юж. стены) были расписаны после восстановления комплекса в 2009-2011 гг.

Другие строения

Колокольня (1846) находится приблизительно в 2 м к западу от кафоликона. Облицована аккуратно тесанными одинаковыми квадрами известняка (эклара). Нижний этаж в плане представляет прямоугольник; 2-й ярус имеет в плане форму круга, состоит из 6 арок, увенчанных конусовидным перекрытием. Вход расположен в вост. стене.

Въездные ворота и башня
Въездные ворота и башня

Въездные ворота и башня
Двухэтажная башня находится у моста при входе в М., выстроена из рваного камня; углы, дверные проемы и окна выложены сравнительно лучше тесанным камнем. На 1-м этаже устроен сквозной проход (по оси север-юг), через к-рый можно попасть в мон-рь, помещение перекрыто опирающимся на паруса плоским сводом. На 2-й этаж башни со двора мон-ря по лестнице ведет отдельный вход (в зап. стене). Здесь расположена квадратной формы жилая комната с 2 окнами - на север и юг, кладка стен отличается от кладки 1-го этажа и, видимо, была переделана позднее. В сев. части на обоих этажах устроены камины. Перекрытие двускатное. Гагошидзе датирует башню XVI-XVII вв.; по его мнению, она возведена на более раннем фундаменте. До 2009 г. сохранялась длинная крытая галерея (очевидно, кон. XIX в.), примыкавшая к башне с северо-запада. Еще одна башня, 3-этажная, находится в центральной части М. (к югу от кафоликона), возведена на небольшой скале, с востока от нее расположены ворота, через к-рые возможен вход во 2-ю часть мон-ря, на мыс Моцамета, где ранее располагались кельи. Второй и 3-й этажи башни представлены прямоугольными помещениями. К северу от башни находится келейный корпус для монахов (1960).

Ограда мон-ря сохранила множество строительных пластов. Наиболее древний, по предположению археологов, относится к V-VI вв. и отличается аккуратно тесанными квадрами. Схожая кладка присутствует в крепостных оградах Накалакеви, Кутаиси и Цебельды. Считается, что это фрагменты ограды древнего города-крепости Цкалцители. К тому же периоду относится и помещенная в стену у ворот каменная плита с рельефным изображением равностороннего креста, вписанного в окружность (Гегечкори. 1991. С. 20; Ланчава. 2007. С. 143).

Лит.: Беридзе В. Старые груз. мастера. Тб., 1967. С. 41-43 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991 (на груз. яз.); Ланчава О. Археология Кутаиси. Кутаиси, 2007 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Монастырский комплекс Моцамета: Проект реабилитации монастырского комплекса Моцамета. 2009. Ркп. // Архив Агентства защиты памятников культурного наследия Грузии.
Н. Генгиури
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Моцамета, мужской монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Моцаретское Четвероевангелие
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви
ДИРБИ жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))