Местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба. Время прославления М. и. точно неизвестно; по свидетельству Василия (Богоявленского), еп. Черниговского и Нежинского, оно приходится на посл. треть XVII в. Храм Покрова Пресв. Богородицы, в к-ром находилась М. и., был построен в 1689 г., при свящ. Лаврентии Шункевиче, однако как село Мишковка упоминалась в документах еще в 1666 и 1670 гг.- очевидно, что новый храм был выстроен на месте старого.
Почитание образа носило локальный характер, поэтому М. и. не была включена в общеизвестные своды чудотворных икон Божией Матери. Небольшая заметка о ней как о местночтимом образе, с фотографией, помещена в юбилейное издание 1911 г., посвященное истории Черниговской епархии. Согласно преданию о М. и., житель с. Мишковка «некто Тришатный был болен глазами, зрение его постепенно ослабевало; тогда он начал молиться пред находящейся в его доме иконой Богоматери и получил исцеление» (Василий (Богоявленский). 1911. С. 81). В это время через село проезжал будущий свт. Димитрий Ростовский (1651-1709), который остановился в доме Тришатного. Услышав рассказ об исцелении, он посоветовал поставить икону в местный храм, и с этого момента М. и. стала особо почитаться местными жителями. Еп. Василий (Богоявленский), опубликовавший историю прославления образа, не указал точную дату события. Вероятнее всего, это могло произойти в 1689 г., когда буд. свт. Димитрий Ростовский проезжал через стародубские земли по дороге в Москву (или из нее), где малороссы в составе свиты гетмана И. С. Мазепы 10 авг.- 22 сент. 1689 г. принимали участие в чествовании царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича, царевны Софии и патриарха Иоакима. Свидетельство о непосредственном участии свт. Димитрия в судьбе иконы сохранялось в народной памяти до нач. ХХ в.- на окладе М. и. в качестве драгоценного привеса находилась иконка с изображением свт. Димитрия Ростовского.
М. и., запечатленная на фотографии нач. ХХ в., закрыта драгоценной чеканной серебряной ризой, вес к-рой составлял 14 фунтов (5,6 кг). На ризе находилась надпись: «Сделано севскаго пехотнаго полку премьеръ-маiоромъ Яковомъ Васильевичемъ Заводовскимъ и женою его Елисаветою Павловною 1776 г.» (Филарет (Гумилевский). 1873. С. 67-68). На окладе в мельчайших деталях воспроизведены элементы доли́чного, открытыми оставлены только лики и кисти Богоматери и Младенца и ступни Христа. Богоматерь изображена поколенно в 3/4-ном повороте влево. Ее поза спокойна и непринужденна, взгляд направлен на молящегося. Высокий лоб открыт, длинные волнистые волосы не покрыты. Богоматерь облачена в платье с круглым воротом, имеющим перехлест спереди, и в плащ, спускающийся с плеч справа. Левая рука Богородицы лежит на коленях Младенца, пальцами касаясь державы, к-рую придерживает снизу правой рукой. Чеканкой особо подчеркнута округлость колена Богородицы в многочисленных складках ризы. Младенец Христос сидит на правой руке Матери сильно отклонившись от центральной оси к Ее правому плечу, поскольку опирается правой ручкой на державу, к-рую снизу придерживает Богоматерь. В левой руке Богомладенца длинный скипетр, в правой руке Он держит розу (на фотографии почти неразличима). Голова Христа в 3/4-ном повороте влево немного наклонена к правому плечу, взгляд устремлен на молящегося. Из-под длинной ризы видна обнаженная левая ножка. Чеканный нимб Богоматери увенчан небольшой короной закрытого типа. Фигуры Матери и Сына закомпонованы в вытянутый по вертикали овал. На окладе его образуют характерные облачка-розанчики, особенно крупные справа от Божией Матери. По углам оклада расположены витиеватые барочные картуши и розетки, под изображением находится продолговатый картуш с гладким полем, предназначенный для надписи.
М. и. выполнена в живописной манере, к-рая предполагает масляную технику. Свободная непринужденная композиция указывает на руку профессионального художника, знакомого с традициями западноевроп. живописи. На М. и. и облачение Богоматери, и Ее прическа, а также общее композиционное решение указывают на прямое влияние североевроп. барочной живописи на протограф образа. Зеркальное положение скипетра и державы является признаком копийности извода, в основе к-рого мог лежать живописный или гравированный образец.
Примеры изображения Богоматери с Младенцем, держащим цветок, в русской иконописи Нового времени (XVIII-XIX вв.) не единичны. Одну из подобных икон, которую «писал на полотняной фабрике Щепочкина (в с. Сгомань близ Калуги.- Н. З.) фабричный иконописец Тимофей Ипатов в 1777 году» опубликовал Н. П. Лихачёв, назвав ее копией «с западноевропейской композиции» (Лихачёв. 1906). При анализе извода становится очевидным, что эта икона идентична М. и. и отличается от нее только правосторонней композицией. В основе иконографии данных икон лежал единый образец западноевроп. происхождения, к к-рому и отсылает Лихачёв. Облачение Богоматери и Младенца, а также прическа Богоматери более соответствуют северной (голландской или немецкой) средневек. моде. Роза в руках Младенца в торжественной тронной композиции Царицы Небесной не только привносит элемент трогательной нежности, но и в первую очередь является многозначным христ. символом и как атрибут Девы Марии появляется еще в конце средневековья и даже в эпоху раннего Ренессанса. Сад стал символом девственности, а роза - символом чистоты Девы Марии, Которую также именовали «Роза без шипов».
В России в синодальный период помимо М. и. прославилось неск. икон подобной иконографии: Чубковская, Шестоковская (Шелтомежская), Пешношская. Нередко этот иконографический тип называли «Прежде Рождества Дева». В рус. иконописной традиции того периода образы «Прежде Рождества Дева» были известны в 2 вариантах. Первый, с изображением Богоматери и Младенца с розой, непосредственно восходил к западноевроп. протографу, второй - русифицированная торжественная композиция с традиц. визант. облачением Божией Матери - не получил широкого распространения в России. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что во мн. своды помимо рус. и греч. икон были внесены записи о неск. западноевроп. иконах. Одну из них он назвал «Dreimal Wunderbare Mutter» - «Трижды Дивная Матерь» (Сергий (Спасский). 1900. С. 33). Смысл этого названия передает связь между иконами типа «Богоматерь с Младенцем и розой» и «Прежде Рождества Дева». Так, в кн. «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы» (М., 1908) в алфавитном списке чудотворных икон Божией Матери упоминается икона «Трижды Дивная Матерь» со следующим текстом при названии: «…в зачатии, житии и преставлении, и вместе с тем - прежде Рождества Дева, в Рождестве Дева и по Рождестве Дева; икона находится в Ингольштадте, в Верхней Баварии, на Дунае… Три звезды - на главе и на раменах Ея рисуются в знамение трех совершенств Приснодевы - любви к Богу, смирения и чистоты души, то есть в зачатии, житии и преставлении и вместе с тем прежде Рождества Дева, в Рождестве Дева и по Рождестве Дева» (С. 317). Название образа Богоматери «Dreimal Wunderbare Mutter», находившегося в Ингольштадте, в русском языке передавалось двояко: «Трижды Дивная Матерь» или «Прежде Рождества Дева, в рождестве Дева и по Рождестве Дева» (строки из богородична, глас 7: «Яко нашего воскресения сокровище, на Тя надеющияся, Всепетая, от рова и глубины прегрешений возведи, Ты бо повинныя греху спасла еси, рождшая спасение наше, яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева»).
Е. Конопко приводит рассказ о почитании этого образа в Германии: «Начало почитанию Матери Божией Трижды Предивной было положено в южной Германии в XVI столетии Священником Якобом Ремом, собравшим вокруг себя молодежь из семей элиты, учившуюся в университетском центре г. Ингольштадт. Это был ответ на реформы Мартина Лютера и призыв к обновлению церкви в духе Тридентского собора. Молодые люди под руководством о. Рема без остатка посвятили свою жизнь Матери Божией, которую стали почитать как Матерь Божию Трижды Предивную» (Конопко. 2009. С. 4). За неск. веков это почитание постепенно пришло в упадок и совр. изображение «Трижды Дивная Матерь» не имеет ничего общего с иконографией Мадонны из Ингольштадта.
Иконография Мадонны с Младенцем, держащим розу, в XVII-XVIII вв. посредством гравюры была принесена из Европы в Россию и нашла свое воплощение в 2 иконографических изводах - «Прежде Рождества Дева» и «Богоматерь с Младенцем и розой». Образы не имели названия, закрепленного старой иконной традицией, т. к. они были частью новоевроп. искусства, они получали наименование по местам прославления. Именно это произошло с тем вариантом иконографии, к-рый наиболее соответствовал ингольштадтской иконе, в то время как название «Прежде Рождества Дева» закрепилось за русифицированным вариантом ее иконографии. Среди многочисленных изводов «Богоматерь с Младенцем и розой» одним из наиболее ранних и близких к западноевроп. протографу и была М. и.