(Празд. 23 авг.), чудотворный образ, прославившийся на Слобожанщине в XVIII в. В 1726 г. в слободе Писаревка (ныне пос. Вел. Писаревка Сумской обл., Украина) была построена деревянная Михайловская ц. Освящение храма было связано с намерением полководца генерала-фельдмаршала кн. М. М. Голицына иметь на этих землях, дарованных ему после Полтавской битвы Петром I, храм во имя своего святого покровителя архистратига Михаила (2-й деревянный храм в Писаревке Голицын освятил в 1715 во имя царевича Димитрия, небесного патрона своего брата Д. М. Голицына; до этого в слободе была только Никольская ц., 1709). Очевидно, князь позаботился и о внутреннем убранстве Михайловской ц., но появление там прославившейся чудесами иконы Божией Матери было связано не с намерением человека, а с велением Пресв. Богородицы. Так, согласно преданию, икона была перенесена в храм из находившейся при нем богадельни, «пристанища странников и бесприютных людей». Некий странник, недвижимо пролежавший в богадельне более года, считался неизлечимо больным, но в один из дней встал с одра и, взяв в руки икону, понес ее в храм. На вопросы изумленных очевидцев он ответил, что услышал в ночи голос, к-рый приказал «вынесть из избы в церковь икону Божией Матери и обещал здоровье за труд послушания». Повеление прозвучало дважды: в 1-й раз странник нашел силы лишь приподняться, но во 2-й раз, утром, он, услышав голос, ощутил его «благотворное действие», так что «вскочил с постели». Раздумывая о случившемся, он увидел икону, «обтер с нее пыль, поставил на столе и положил несколько земных поклонов, потом отнес ее в церковь» (цит. по.: Снессорева. С. 295). О времени чудесного перенесения иконы сведений нет, данное ей название по месту пребывания в Михайловской ц. успело закрепиться к 1-й четв. XIX в. Желание должным образом почтить чудотворный образ Божией Матери привело к тому, что в имении Голицыных изменился не только архитектурно-церковный ландшафт, но и посвящение храмовых престолов. В 1805 г. кн. Н. А. Голицын, внучатый племянник М. М. Голицына, вместо деревянных церквей начал сооружение каменного храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно велось строительство домовой ц. в честь Михайловской иконы Божией Матери (единичное упоминание этой церкви известно по клировой ведомости 1824 г. храмов Богодуховского у., см. в публикации: Парамонов. 2006. С. 217). Строительство Успенской ц. было доведено до уровня сводов и приостановлено, когда слобода перешла в собственность кн. Н. Б. Юсупова. Новый владелец закончил строительство 2 церквей в 1819 г. (обе не сохр.). Судьба М. и. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна.
На рубеже XIX и XX вв. благодаря трудам по обобщению и изданию сведений о чудотворных иконах Божией Матери, предпринятых С. И. Снессоревой (1891, без ил.), М. и. получила всероссийскую известность, основой для информации о святыне послужили гл. обр. епархиальные источники. В своды икон Божией Матери изображение М. и. не вошло, однако образ получил распространение благодаря хромолитографии, отпечатанной в московской типографии И. Д. Сытина с цензорским разрешением от 3 марта 1897 г. и удостоверяющей надписью внизу иконы: «Изображенiе Чудотворныя Иконы Пресвятыя Богородицы Михайловскiя».
Большого размера список М. и., созданный по хромолитографии, в наст. время находится в Покровской ц. Вел. Писаревки. Божия Матерь изображена поколенно, сидящей на престоле (видна часть спинки престола) в легком развороте влево, правой рукой Она придерживает Младенца Христа. Его фигурка не выходит за границу мафория Матери, к-рый стал своеобразной колыбелью для Богомладенца. Голова Божией Матери увенчана короной поверх белого плата, мафорий красно-розового цвета с голубым подбоем, платье голубое, с охристыми поручами. Нимб у Богомладенца отсутствует, вокруг головы Божией Матери сияние в виде лучей. Внизу удостоверяющая надпись: «Изображенiе чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Михайловскiя». Оригинальными чертами М. и. являются атрибуты в руках Христа и Божией Матери: Он держит на ладони левой руки увенчанную крестом сферу, правой благословляет ее; Пресв. Богородица левой рукой придерживает за корешок словно только что закрытую книгу, страницы которой еще не успели сомкнуться. Если держава в руках Богомладенца - атрибут, к-рый достаточно часто появляется на иконах Божией Матери с Младенцем Христом с XV в., то книга в руке Пресв. Богородицы встречается редко. Появление книги в иконографии Божией Матери опирается на упоминание в апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея» чтения книг Свящ. Писания Пресв. Девой во время пребывания в Иерусалимском храме и в первую очередь связано с композицией «Благовещение». В творчестве западноевроп. художников эпохи Возрождения можно выделить отдельную тему читающей Мадонны с Младенцем на руках. Именно к этому ряду памятников (см., напр., «Мадонна с Младенцем» Рафаэля Санти, 1503, Музей Нортона Саймона, Пасадина, шт. Калифорния, США; «Мадонна Солли», ок. 1502, Берлинская картинная галерея), известных в т. ч. по литографическим отпечаткам, примыкает М. и. Иконография иконы с такими элементами, как книга, держава, спинка престола, на к-ром сидит Богородица, границы размещения Ее фигуры и т. д., указывает на то, что этот образ представляет собой заимствованный и переработанный (в т. ч. упрощенный) западноевроп. образец.
Богородичная иконография Слобожанщины и Малороссии находилась под сильным влиянием западноевроп. иконографии: гравированные образцы появлялись там через Речь Посполитую. Исследователь И. В. Злотникова полагает, что иконографическим протографом М. и. мог быть скульптурный образ Божией Матери из доминиканского костела г. Перемышля (Польша). Богоматерь изображена на троне с невысокой полукруглой резной спинкой. Она смотрит на Сына, придерживая Его правой рукой, в левой у Нее - раскрытая книга. Младенец Христос сидит вполоборота, левую руку протянул к лицу Матери, правой держится за свою ножку. Головы увенчаны имп. коронами закрытого типа. Согласно преданию, эта алебастровая скульптура была вынесена св. Яцеком (Иакинфом) из горящего храма в Киеве, перевезена в Краков, затем в Перемышль. В 1657 г. образ был признан чудотворным, в 1776 г.- коронован. Возможно, в Киеве оставались резные копии и иконописные списки, выполненные со скульптуры.
Известен сохранившийся ранний список М. и. (его местонахождение в наст. время уточняется). Образ написан (масляными красками на доске) профессиональным художником в академической стилистике и точно соответствует в деталях иконографии изображению М. и. на хромолитографии 1897 г. Фон иконы украшен лепным высокого рельефа орнаментом (левкас с золочением) в барочном стиле, характерным для иконописи Слобожанщины и Малороссии (Злотникова указывает следующие аналогичные иконы: «Преображение Господне», Слобожанщина, нач. XVIII в. и «Преображение Господне», Вел. Сорочинцы, Полтавщина, 1730 г.- см.: Степовик Д. Iсторiя украïнськоï iкони Х-ХХ столiть. К., 2004; «Богоматерь» и «Христос» из Вознесенской ц. с. Лебедин Сумской обл.- кон. XVIII - нач. ХХ в., НХМУ). Есть основание считать, что данная икона была создана ок. 1819 г. при Голицыне или Юсупове для иконостаса (?) слободской Успенской ц. в период ее возведения в камне.
В наст. время от М. и., пребывающей в Покровской ц. Вел. Писаревки, фиксируются чудеса исцелений. В день празднования М. и. клириками епархии соборно совершается торжественное богослужение; возобновлен крестный ход с М. и. из г. Сумы в Покровскую ц. Вел. Писаревки.