Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ
46, С. 61-63 опубликовано: 8 октября 2021г.


МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ

Вход в одну из пещер комплекса скальных мон-рей арх. Михаила
Вход в одну из пещер комплекса скальных мон-рей арх. Михаила

Вход в одну из пещер комплекса скальных мон-рей арх. Михаила
Расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария). Письменные сведения о мон-ре скудны. В Житии болгарского патриарха свт. Иоакима I (1235-1246) упоминается, что, покинув мон-рь на Св. Горе, он пришел на Дунай и поселился в келье, устроенной в горе в местечке «над Красном» (совр. с. Красен). Вместе с 3 учениками он высек в толще горы ц. в честь Преображения Господня; впосл. Иоаким стал известен своей отшельнической жизнью, его посетил болг. царь Иоанн Асень II и подарил золото. На эти деньги Иоаким выстроил мон-рь во имя арх. Михаила. Время основания мон-ря можно восстановить из Жития св. Иоакима: это произошло в начале царствования Иоанна Асеня (взошел на болг. трон в 1218), до того как Иоаким был избран патриархом (1235) в Тырнове, т. о., мон-рь возник в 20-х или 30-х гг. XIII в. Эти сведения являются единственной достоверной информацией о мон-ре. Упомянутое в Житии с. Красен до сих пор находится в долине р. Русенски-Лом в 16 км южнее г. Русе. Опираясь на сведения из Жития св. Иоакима, М. а. м. можно было соотнести с одним из пещерных мон-рей, расположенных вблизи совр. с. Иванова (др. письменные и археологические сведения, к-рые могли бы указать на точное расположение мон-ря, отсутствуют). В известняковых скалах по берегам р. Русенски-Лом сохранилось неск. церквей с росписями XIII-XV вв. и множество помещений, высеченных в склонах гор. Устройство и украшение церквей росписями на протяжении более века свидетельствует об интенсивной монашеской жизни в этом районе в средние века. С 1978 г. комплекс пещерных храмов является археологическим заповедником «Ивановские скальные церкви».

Удавление Иуды Искариота. Роспись пещерной церкви комплекса скальных мон-рей арх. Михаила. XIV в.
Удавление Иуды Искариота. Роспись пещерной церкви комплекса скальных мон-рей арх. Михаила. XIV в.

Удавление Иуды Искариота. Роспись пещерной церкви комплекса скальных мон-рей арх. Михаила. XIV в.
На правом берегу реки в местности Писмата сохранились почти полностью разрушенные церковь и парекклисион. Лучше сохранился парекклисион, его потолок и сев. стена высеченные в горе, части вост. и зап. стен и вся юж. стена пристроены позже. Алтарное пространство выделено благодаря более высокому уровню пола. Высечены апсида и протезисная ниша (жертвенник). Юж. стена рухнула, частично обрушился потолок, поэтому парекклисион известен под названием «Обрушенная церковь». Тем не менее внутри храма фрагментарно сохранились фрески. Стиль этих росписей чрезвычайно близок ранним фрескам в ц. во имя апостолов Петра и Павла в Велико-Тырнове (Болгария) и церкви мон-ря Милешева (Сербия). На основании их стилистического сходства можно предположить, что фрески в «Обрушенной церкви» были созданы в 30-х гг. XIII в. На сев. стене с востока на запад следуют композиции «Собор архангелов», ктиторская композиция, «Явление Христа женам-мироносицам» и «Исцеление расслабленного в Вифезде». Композиция «Собор архангелов», расположенная в наосе перед алтарем, позволяет сделать вывод о том, что церковь была посвящена св. архангелам. В пользу этого предположения говорит и ктиторская композиция: патроном выступает арх. Михаил, фигура ктитора не сохранилась, но видна часть надписи: «Всем болгаром». Надпись напоминает хорошо известную формулу из титулатуры болгарских царей «царь всех болгар» и позволяет предположить, что представленным на фреске ктитором был болг. царь. Ктитор мог быть изображен в короне и имп. одеждах, подносящим патрону модель церкви. В небесном сегменте изображен благословляющий Христос. Сохранившиеся фрагменты композиций на потолке «Обрушенной церкви» являются частью цикла, посвященного деяниям и чудесам архангелов. Этот цикл является одним из самых ранних и развернутых аналогичных циклов в византийском мире. Можно идентифицировать сцены: «Гостеприимство Авраама», «Сон Иакова», «Борьба Иакова с ангелом», «Несение ковчега завета», «Явление ангела Иисусу Навину», «Чудо в Хонех», «Явление ангела Валааму» и «Исцеление расслабленного в Вифезде». Е. Бакалова отмечает, что идейная программа фресок церкви связана с идеологией, господствовавшей в средневек. Болгарии и выраженной в использовании визант. формул и моделей, в т. ч. визант. культа св. архангелов, тесно связанного с имп. идеологией. В искусстве эта идеология подчеркивается сопоставлением визант. василевса и ветхозаветных персонажей, объединявших духовную и светскую власть (напр., прор. Давида или Иисуса Навина), покровительством архангела полководцу-победителю. Функция «Обрушенной церкви» неизвестна, но ее датировка, имя арх. Михаила и ктиторская композиция бесспорно указывают на ее связь с М. а. м.

Маловероятно, что «Обрушенная церковь» являлась кафоликоном, скорее им был более просторный храм, расположенный на той же горной площадке. В нем сохранились фрагменты настенной живописи: композиция «Видение Петра Александрийского» и изображение св. целителя. Горная порода хорошо обработана, но не так тщательно, как в «Обрушенной церкви». Юж. стена также достраивалась (сейчас разрушена). Недалеко от этих 2 церквей в местности Писмата находится множество высеченных в горах келий и помещений, однако их функция неясна. Вероятно, они входили в один монастырский комплекс.

На том же берегу реки есть др. церковь, фрески к-рой, вероятно, датируются XIII в., известная как Господев-Дол (Господний овраг). На фресках идентифицируются изображения Христа Ветхого денми, Мандилион и Керамион, образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Германа К-польского, Власия Севастийского, Модеста Иерусалимского, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и св. целителей Космы и Дамиана в алтаре. Бо́льшая часть фресок утрачена и известна по старым схемам. Сохранились также фрагменты композиций «Сошествие во ад», «Вознесение» и «Успение». Л. Мавродинова предполагает, что и эта церковь была частью М. а. м.; включение святых Власия, Модеста, Космы и Дамиана в программу декорации алтаря связана с почитанием их как покровителей земледелия и скотоводства; на присутствие рядом монастырских пастбищ указывает наличие водных резервуаров. Над изображением Христа Ветхого денми открыта т. н. надпись Иво Грамматика (датируется не позднее 1322, года смерти болг. царя Георгия II Тертера).

На юге от Господева-Дола, на правом берегу р. Русенски-Лом, расположена еще одна церковь с фресками, т. н. соборная церковь. Она состоит из наоса и помещения (парекклисиона). Стилистические особенности живописи наоса позволяют отнести время ее создания к XIV в., а фрески парекклисиона, вероятно, были созданы веком позже. В наосе сохранились изображения епископов в алтаре, на сев. стене - ктиторская композиция, на потолке (живопись сильно разрушена) - фрагменты сцен «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад». В парекклисионе сохранились фрагменты сцены «Пятидесятница». Ктитором росписи является женщина, изображенная в монашеском облачении и с нимбом; она подносит модель церкви святым Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Принимая во внимание особенности иконографии, Мавродинова предположила, что здесь изображена Феодора, дочь валашского воеводы Ивана I Басараба и 1-я жена болг. царя Иоанна Александра, насильственно постриженная в монашество после 2-го брака царя. Эта версия позволяет датировать фрески периодом после 1347 г. Нет точных данных, к-рые указывали бы на связь этой церкви с М. а. м. Предположив, что ктитором была монашествующая царица Феодора, Мавродинова считала, что и эта церковь была частью мон-ря, а дарение средств на возведение церквей в долине р. Русенски-Лом объясняла своеобразной «семейной традицией» наследников Иоанна Асеня II. Однако не исключено существование и другого мон-ря, сведений о к-ром не сохранилось.

Лит.: Grabar A. Les fresques d'Ivanovo et l'art des Paléologues // Byz. 1957. Vol. 25/27. P. 581-590; Velmans T. Les Fresques d'Ivanovo et la peinture byzantine à la fin du Moyen Âge // J. des savants. 1965. N 1. P. 358-412; Бакалова Е. Ивановските стенописи и идеите на исихазма // Изкуство. София, 1976. № 9. С. 14-21; она же. Принос към изследването на царската идеология в средновековна България: (Стенописите в църквата «Св. Архангел Михаил» край Иваново) // Проблеми на изкуството. София, 1988. № 3. С. 31-45; Мавродинова Л. Стенописите от времето на цар Иван Асен II при Иваново // Изкуство. 1976. № 9. С. 7-13; она же. Стенописите в църквата при Господев дол до Иваново // Там же. 1980. № 10. С. 10-14; она же. Коя е лаврата «Архангел Михаил», където е писан Висарионовият патерик // ГСУ, ЦСВП, 1987. София, 1990. Т. 1. С. 407-419; она же. Стенната живопис на скалните църкви в лаврата «Архангел Михаил» при Иваново // Там же. 1988. София, 1991. Т. 2 (82). С. 175-202; Йорданов С. Скалният манастир «Свети Архангел Михаил» при с. Иваново. Варна, 2009.
Л. Д. Домозетски