[Михаил ас-Саббаг аль-Хамави; араб. ] (ок. 1505, Хама - 25.12.1592, Халеб (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84); в связи с неоднозначной трактовкой количества предшествующих одноименных патриархов иногда упоминается в лит-ре как Михаил VII. До избрания на Патриаршество был митрополитом Евхаит, носил имя Макарий ибн Вахбе. После кончины Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы в 1576 г. был одним из кандидатов на Патриаршество наряду с Григорием ибн Фудайлем, еп. Халеба, и Дорофеем Дау, митр. Триполи. Собравшиеся в Дамаске архиереи предложили 3 кандидатам самостоятельно определить того, кто станет патриархом. Еп. Григорий отказался в пользу Макария, то же пришлось сделать и Дорофею. Макарий был возведен на Патриарший престол с именем Михаил. Позднейшие хроники относят его поставление к 7085 г. от Сотворения мира (1576/77). Это подтверждает и сохранившийся колофон М. от 11 февр. 1582 г., который он называет 6-м годом своего Патриаршества (Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 2). Известно также письмо М. К-польскому патриарху Иеремии II от 7 июня 7085 г. (1577; изд.: Crusius M. Turco-Graecia. Basileae, 1584. Vol. 4. P. 294-295).
В 1578 г. Антиохийская Церковь была вовлечена в конфликт, связанный с наследованием соседнего Иерусалимского престола. Экзарх Антиохийского патриарха Симеон, еп. Сайднаи, и Дорофей Дау, выступавший экзархом К-польского патриарха Иеремии II, принимали участие в разбирательстве между Иерусалимским патриархом Германом, с одной стороны, и Вифлеемским митр. Иоакимом и монахами лавры св. Саввы Освященного - с другой. В конечном итоге в мае 1579 г. большинство участников конфликта и посредников пришли к соглашению о передаче престола племяннику патриарха Германа Софронию (см. Софроний V), хотя ни один из 2 сир. архиереев, ни митр. Иоаким Вифлеемский не поставили свою подпись под соответствующим актом.
Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между М. и влиятельной общиной дамасских христиан. Противостояние закончилось тем, что патриарха привлекли к суду мусульм. кади по обвинению в совершении некоего действия, несовместимого с архиерейским саном. Лжесвидетельство одного монаха подтвердило выдвинутые обвинения, и под давлением дамаскинцев М. был вынужден сложить с себя сан. Он удалился в родной г. Хаму, где его посетил Халебский еп. Григорий, осудивший М. за то, что тот оставил престол без суда патриархов, по воле мирян, и убедивший отказаться от своего отречения. Собрав архиереев и священников, вставших на его сторону, М. вместе с ними анафематствовал своих дамасских противников. Тем временем христиане Дамаска призвали на Патриарший престол Триполийского митр. Дорофея. Став патриархом с именем Иоаким (см. Иоаким V), он отлучил М. и его приверженцев. Антиохийский Патриархат раскололся: юж. епархии во главе с влиятельными общинами Дамаска и Триполи поддерживали Иоакима Дау, северные (Халеб, Хама и др.) приняли сторону М. По косвенным данным, взаимные анафемы патриархов можно датировать кон. апр.-маем 1581 г.
М. оставил Григория ибн Фудайля своим наместником в Сирии, даровав ему право носить саккос (ранее халебские архиереи не обладали этой привилегией), а сам приблизительно в кон. 1581 г. отправился в К-поль и обратился с жалобами на своих противников к К-польскому Синоду и османской администрации. Это был, возможно, первый случай, когда Антиохийские патриархи выносили свои внутренние конфликты на суд столичного греч. духовенства и центральных османских властей. М. добился от Высокой Порты подтверждения своих властных полномочий. Однако христиане Дамаска сумели подкупить местного пашу, и тот проигнорировал султанское повеление передать Антиохийский престол М. Экс-патриарх был вынужден оставаться в Халебе. Противостояние Иоакима и М. приняло крайне ожесточенные формы: соперничавшие христ. группировки сводили счеты друг с другом руками османских властей, дело доходило до убийств и перехода в ислам христиан, осужденных на смертную казнь. Беспрецедентным шагом было и возведение М. Халебского еп. Григория ибн Фудайля на Триполийскую кафедру, к-рую ранее занимал Иоаким Дау. Обычно во время подобных расколов патриархи не пытались замещать кафедры на территории, контролируемой своими соперниками, понимая, что за каждым епископом стоят местная христ. элита и вся его паства.
В 1582 г. умер Григорий ибн Фудайль, главный союзник М. Видя, что патриарх не в силах закрепиться в Дамаске, К-польский Синод изменил свое отношение к конфликту. Было принято решение о проведении третейского суда в июле 1582 г. в Триполи, где посредниками в споре М. и Иоакима должны были выступить патриархи Сильвестр Александрийский и Софроний V Иерусалимский.
В те годы в Сирии действовала иезуитская миссия Джованни Баттисты Элиано. Папские легаты вошли в контакт с обоими соперничавшими патриархами, предлагая им принять унию с Римско-католической Церковью. Иоаким ограничился ни к чему не обязывающими изъявлениями братской любви. М. встречался с представителями папы Римского летом 1582 г. Чувствуя, возможно, непрочность своих позиций и нуждаясь в союзниках, он заявил о готовности к сближению с Римом и даже к поездке в Италию.
Итоги третейского суда в Триполи неизвестны, однако очевидно, что М. продолжал терять свои позиции. Иоаким Дау имел прочные связи в среде к-польского духовенства. Использовав свои рычаги влияния и, несомненно, потратив немалые денежные суммы, он сумел исходатайствовать султанский фирман от 25 июня 1583 г. с осуждением М. как виновника смуты и предписанием властям сир. провинций отправить в ссылку бывш. патриарха. М. снова поехал в К-поль, но не нашел там поддержки. Возможно, у него уже иссякли средства на подношения окружению К-польского патриарха и османским чиновникам. М. посоветовали оставить себе епархию Евхаит в кормление и отказаться от притязаний на патриаршую власть.
По сообщениям летописей патриарха Макария III аз-Заима и архидиак. Павла Алеппского, М. скончался на обратном пути из К-поля, на о-ве Родос, и там был похоронен (в научной лит-ре эти события относили приблизительно к 1583/84), однако данная информация ошибочна. Бывш. патриарх прожил еще довольно долго, но все это время оставался в Халебе как частное лицо.
Ознакомившись с отчетами Элиано, Римский престол направил на Ближ. Восток иезуитскую миссию Леонардо Абеля (1583-1586), которому предписывалось войти в контакт с православными и сиро-яковитскими иерархами и убедить их принять положения Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор) и григорианский календарь. В 1584 г. Абель вел бесплодные переговоры с Иоакимом Дау и Иерусалимским патриархом Софронием. Не добившись успеха, папский легат в 1585 г. обратился к М., к-рого в Риме готовы были считать законным предстоятелем Антиохийской Церкви. М. уже нечего было терять, к тому же он не мог простить остальным правосл. патриархам того, что они выступили на стороне Иоакима Дау. Экс-патриарх представил Абелю грамоту с исповеданием католич. веры и послания Римскому папе Сиксту V и кард. Дж. А. Санторио, курировавшему работу с правосл. Церквами. М. обещал содействовать принятию католич. вероучения своим народом и жаловался на гонения, к-рые претерпел от единоверцев. Письма М. Абель привез в Рим в мае 1586 г. Однако Римская курия никак не отреагировала на эти послания, видимо понимая, что М. не обладает реальной властью.
В приписке к одной сиро-мелькитской рукописи (Bodl. syr. 92) сообщается о кончине на Рождество Христово 1592 г. «смещенного патриарха», под которым имеется в виду М. Тот факт, что автор записки даже не назвал его по имени, свидетельствует о полном отходе М. от дел.