(† 17.08.1373), патриарх Антиохийский (с июня 1366). До избрания на Патриаршество носил имя Бишара. Вступление М. на Патриарший престол произошло во время одного из сильнейших гонений на христиан в Мамлюкском гос-ве. Нападение флота крестоносцев во главе с кипрским кор. Петром I Лузиньяном на Александрию в окт. 1365 г. положило начало войне мамлюков с Кипром, продолжавшейся до 1370 г., и вызвало жестокие гонения мусульм. властей на христиан Сиро-Египетского региона, к-рых подозревали в сочувствии крестоносцам. Мн. архиереи подверглись преследованиям, Иерусалимский патриарх Лазарь претерпел заточение и побои, церкви были опечатаны, а христиан обязали отдать четверть своего имущества на военные нужды. Антиохийский патриарх Пахомий I, видимо дискредитировавший себя в глазах властей, был вынужден оставить престол. В кон. весны 1366 г. сир. епископы смогли провести выборы нового патриарха. По сообщению позднейшей летописи, составленной Антиохийским патриархом Михаилом II, в выборах участвовали архиереи Сайднаи, Эз-Забадани, Бостры, Баальбека, Маалулы, Кары и Ябруда. Все эти престолы находились в радиусе 100 км от Дамаска, из чего явствует, что Собор проводился поспешно, в сложных обстоятельствах и в избрании патриарха не смогли участвовать епископы побережья, Сев. Сирии и Вост. Анатолии.
Мусульманский хронист Ибн Касир (1301-1373), бывший шафиитским кади Дамаска, сообщал, что во вторник 9 шавваля 767 г. хиджры (дата соответствует 19 июня 1366, однако этот день приходится на пятницу, что заставляет предполагать ошибку в неск. дней в сообщении хрониста) новоизбранный патриарх обратился к нему, как к представителю мусульм. судебной власти, за подтверждением своих полномочий. Ибн Касир указал М., что есть лишь 4 правосл. патриарха - К-польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- и возражал против поставления еще одного, в Дамаске. Однако М. разъяснил, что в действительности он является Антиохийским патриархом, но ему разрешено иметь свою резиденцию в Дамаске, главном городе Сирии. Исходя из текста летописи складывается впечатление, что решение о пребывании патриарха в Дамаске было принято мамлюкскими властями, стремившимися строго контролировать его деятельность в ситуации военного противостояния с христ. державами. Т. о., именно с этого момента отсчитывается офиц. перемещение престола Антиохийских патриархов в Дамаск, где патриаршая кафедра остается до наст. времени.
В энциклопедическом своде егип. мусульм. правоведа аль-Калькашанди (нач. XV в.) приводятся образцы мамлюкских офиц. документов об утверждении в должности Антиохийских патриархов. Одна из этих грамот дана на имя Михаила, под к-рым могут иметься в виду М. или, с меньшей вероятностью, Михаил II, вступивший на престол в 1395 г. (Abū-l-ʻAbbās Aḥmad al-Qalqašandï. Kitāb Șubḥ al-a-ʻšā. Al-Qāhira, [1918]. Т. 12. P. 424-426). Указ перечисляет властные полномочия патриарха в решении семейно-брачных дел христиан, управлении мон-рями и вакфами, а также напоминает об ограничениях христ. культа и других дискриминационных по отношению к инаковерующим мерах, возводимых к апокрифическому «договору Умара». Характерно, что грамота не содержит запрета на поддержание Патриархией внешних контактов,- данное предписание появится в бюрократической практике несколько позже, как результат осмысления мамлюкской администрацией политического опыта, приобретенного в годы войны с Кипром.
По приказанию султанского наместника в Дамаске М. составил грамоты к королю Кипра и визант. императору, где рассказал о бедствиях, которые претерпели ближневост. христиане вслед. Александрийского похода. Летом или осенью 1366 г. в Каир прибыло посольство от имп. Иоанна V Палеолога с ходатайством о прекращении гонений на православных Сирии и Египта. Мамлюкские власти разрешили Иерусалимскому патриарху Лазарю отправиться в К-поль вместе с визант. посольством. Оставленный Лазарем в Иерусалиме с властными полномочиями диак. Павел Тагарис столкнулся с противодействием некоего Дамиана, поддержанного Александрийским первосвятителем и, видимо, мусульм. властями. В конечном итоге Павел зимой или весной 1367 г. был вынужден бежать из Иерусалима и искать защиты у Антиохийского патриарха. М. так же, как и Лазарь, подпал под влияние Тагариса, сделал его пресвитером и своим доверенным лицом (см.: RegPatr, N 2974). Впосл. Павел Тагарис появился в Вост. Анатолии, где выдавал себя за Иерусалимского патриарха, вмешивался в дела местных христ. общин, ставил и смещал епископов.
Карьера Тагариса является одним из примеров довольно тесного взаимодействия правосл. народов и Церквей Вост. Средиземноморья в этот период. Хотя политические обстоятельства не позволяли М. покидать пределы Сирии, он поддерживал регулярную переписку с К-полем. Известна грамота К-польского патриарха Филофея Коккина от мая 1367 г., адресованная его антиохийскому собрату, где сообщается о проекте созыва Вселенского Собора с целью примирения вост. и зап. христиан. В февр. 1370 г. патриарх Филофей извещал М. о своем конфликте с еп. Марком Апамейским, к-рый был настоятелем мон-ря Одигон, подворья Антиохийской Церкви в визант. столице. Др. источником проблем для Филофея был Арсений, митр. Тирский, приближенный прежнего Антиохийского патриарха Игнатия II (1344-1364), один из лидеров антипаламитского движения.
По нек-рым данным, митр. Арсений в эти годы претендовал на Антиохийский престол и присвоил себе соответствующие властные прерогативы. Он пошел на соглашение с Павлом Тагарисом и официально поставил его епископом г. Таврезион (локализация спорна, предположительно в горах Тавра). Между 1371 и 1375 гг. патриарх Филофей Коккин издал грамоту с осуждением Арсения и Павла и требованием представить Тагариса на патриарший суд в К-поле (RegPatr, N 2639). После 1376 г. нет упоминаний о митр. Арсении Тирском; возможно, он вскоре скончался. Тагарис же во избежание проблем и в поисках новых перспектив предпочел перейти под покровительство Римского папы и уехал в Рим (Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 70-71).
После прекращения гонений на христиан в Мамлюкском гос-ве в нач. 70-х гг. XIV в. ряд правосл. иерархов отправились на Русь для сбора милостыни на покрытие ущерба, понесенного ближневост. Церквами. Через этих людей рассказы об Александрийском крестовом походе и бедствиях восточных христиан попали в рус летописи. В силу погрешностей переводчиков и слабого знания русскими ближневост. реалий многое в этих рассказах было понято превратно. В частности, в Троицкой летописи появилось сообщение о том, что М. принял мученическую смерть в ходе гонений, последовавших за александрийской кампанией (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 382-383). Эта информация впосл. перешла в научную лит-ру, однако она, несомненно, является ошибочной.
Для арабов-христиан в средние века и Новое время было свойственно доминирование кланов светской и церковной знати, формировавшихся на родоплеменной основе и имевших тенденцию к передаче власти по наследству. Подобная клановая группировка стала складываться и вокруг М. Он сделал своего брата, также носившего имя Михаил, митрополитом Бостры. Известна запись этого митрополита в Книге деяний 7 Вселенских Соборов, поднесенной им в дар своему брату-патриарху (Al-maḵhṭūṭāt al-ʻarabiyya fī maktabat bāṭriyarkiyyat Anṭākiya wa-sāʾir al-Mašriq li-r-rūm al-urthūdhuksdhuks [= Арабские рукописи библиотеки православного Антиохийского Патриархата]. Bayru t, 1988. N 59). Принимая во внимание, что в 1365 г. митрополитом Бостры был некий Арсений (Todt. 2006. P. 85-87), поставление Михаила на эту кафедру произошло уже в Патриаршество М. В 1395 г. сын этого митрополита и племянник М. тоже стал Антиохийским патриархом с именем Михаил II. Им была составлена летопись Антиохийских первосвятителей 2 предшествующих поколений, дошедшая до нас в пересказах патриарха Макария III аз-Заима и архидиак. Павла Алеппского. Павел приводит ошибочную дату восшествия М. на престол - 6877 (1368/69) г., при этом сообщает, что он патриаршествовал 7 лет и скончался 17 авг. 6881 (1373) г. Если принять поправку Ибн Касира об утверждении М. на Патриаршем престоле в июне 1366 г., продолжительность правления М. действительно укладывается в 7 лет.