(† 5.05.1642), блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Сольвычегодский. Согласно позднему «Летописцу о граде Сольвычегодске», М. появился в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в кон. XVI в., умер 5 мая 1642 г. и был погребен в сольвычегодском Введенском мон-ре, основанном в 1565 г. братьями Строгановыми: «В 7100 лето объявися у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре с Фомою и Родионом блаженными». М. упоминается еще раз в том же «Летописце» под 1669 г. и в Житии сольвычегодского юродивого Иоанна Самсоновича в связи с преставлением последнего 28 янв. 1669 г., 29 янв. погребенного «с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) имя М. помещено в перечень Сольвычегодских святых. В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы во Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий иже Христа ради юродивые в Введенском монастыре в городе Соли Вычегодской новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». А. И. Соскин, 1-й историк Соли Вычегодской, составивший в 1789 г. описание города, уточнил место погребения юродивых: в Введенском мон-ре «близ нынестоящей соборной, каменной церкви, на северной стране между притвором и колокольнею» (Соскин. 1997. С. 169). Он также отметил, что «из народа некоторые над ними поминовение творят, и частию понахиды отправляют». Память святых отмечена в «Алфавите русских святых» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819) старообрядческого мон. Ионы Керженского. Еп. Евгений (Болховитинов; впосл. митрополит) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. В. Попов в своем соч. «Сольвычегодская старина» (1865-1870 (?)) отметил местное почитание юродивых, в его время память о месте погребения святых уже была утрачена: «Из лиц памятных по богоугодной жизни в Введенском монастыре во время его трехсотлетнего существования именуют блаженнаго Фому и неизвестно, где опочивших Иродиона, Михаила, Иоанна и Василия, почитаемых в народе за святых, хотя церковь и не признала еще их таковыми» (Попов. 1994. С. 103). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым).