(† 23.02.1684, Белгород), митр. Белгородский и Обоянский (1671-1684). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Не позднее 1666 г. он стал архимандритом московского Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. 9 июня 1667 г. был хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского патриархом Иоасафом II и собором духовенства (Коломенская епархия была в том году возобновлена решением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. после ее закрытия в 1657 г. при патриархе Никоне). На поставлении М. подходил «ко Вселенским патриархам» на благословение. По положению, в церковной иерархии М. определено было быть «выше Вятского епископа Александра» (ДАИ. Т. 5. С. 108-109).
М. принимал участие в заседаниях Большого Московского Собора и подписал его определения (см.: Там же. С. 475), но, по мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), из этических соображений 12 дек. 1666 г. «уклонился» от участия в заседании с объявлением решений о патриархе Никоне (Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1853. С. 69). В июне 1668 г. М. по патриаршему и царскому указам встречал в Коломне Антиохийского патриарха Макария III. К концу своего архиерейства М. добился выхода царского указа о переносе съезжей избы и тюрьмы на другое, более отдаленное от соборных церквей место.
14 сент. 1671 г. М. был переведен на Белгородскую кафедру с возведением в сан митрополита.
М. неоднократно совершал поездки в Москву. Так, в сент. 1674 г. он был вызван патриархом в Москву, однако прибыл в столицу лишь спустя неск. месяцев - первые его упоминания в офиц. документах относятся к февр. 1675 г. (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1222-1223). На заседании церковного Собора 15 окт. 1674 г. он не присутствовал, но под решениями Собора от 15 мая 1675 г. стоит его подпись. Исполняя «чередные» службы в Москве, М. с февр. по кон. авг. 1675 г. участвовал в большинстве патриарших богослужений, крестных ходов, бывал на царских и патриарших «столах» (застольях). В 1680-1681 гг. М. снова совершил поездку в Москву, где, вероятно, принимал участие в предсоборных совещаниях к Московскому Собору 1681-1682 гг.
Свое архиерейство в Белгороде М. начал с исполнения последней воли своего предшественника митр. Феодосия. Из архиерейской казны он выдал денежную помощь кн. Г. Г. Ромодановскому и воеводе П. Д. Скуратову для выкупа их сыновей из крымского плена.
М. заботился о церковном благочестии. Сохранилось окружное послание М. от мая 1673 г. к духовенству епархии. Предметом тревог М. стали непочтительное поведение прихожан в церкви, пьянство, несоблюдение постов и другие пороки. Особенное беспокойство М. вызвали распространившиеся в его епархии «всякие бесовские игры» (кулачные бои, свадебные обряды, чародейство и волхвование, игра на гуслях и домрах и проч.), от к-рых «в православных християнех учинилось многое неистовство… незапною смертью помирают, и с качелей убиваются», ругаются с «отцами духовными». М. дал указание духовенству всех чинов регулярно читать свое послание прихожанам, строго следить за благочестием и о новых нарушениях сообщать архиерейскому казначею (Полевой. 1833. С. 27-32).
М. стремился защитить духовенство епархии от притеснений со стороны воевод, о чем направил царю челобитную с приложенным списком подобных случаев. Жаловался М. и на разорение священства городскими властями и на различные поборы.
Немалую заботу проявлял М. и о митрополичьем хозяйстве - сохранились десятки его челобитных по поводу домовых нужд: освобождения домовых крестьян от долгов по натуральным сборам, избавления митрополичьих мельниц, пчельников и рыбных ловель от оброка и т. д. Из царской и патриаршей казны М. неоднократно получал богатые дары - атлас, соболей, сукно, церковное вино, ладан и т. п. После поставления М. получил из патриаршей Крестовой палаты 300 икон для благословения воевод, приказных и начальных людей городов Белгородского полка.
М. много усилий приложил к обустройству центра своей епархии. Кафедральный собор Белгорода представлял собой простую деревянную ц. во имя Св. Троицы. На протяжении всего архиерейства М. писал в Москву челобитные об отправке из Белгорода в Москву материалов для строительства, направлял московским мастерам доски для написания икон в новую соборную церковь и т. п., занимаясь обновлением и строительством собора.
Похоронен в кафедральном Троицком соборе Белгорода.