Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИРОН
45, С. 368-372 опубликовано: 5 августа 2021г.


МИРОН

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви. Фотография. 1938 г.
Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви. Фотография. 1938 г.

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви. Фотография. 1938 г.

[Румын. Myron] (Кристя Илия (Элие); 18.07.1868, г. Топлица, Австро-Венгрия (ныне в жудеце Харгита, Вост. Трансильвания, Румыния) - 6.03.1939, Канны, Франция), предстоятель (примас) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) в сане митрополита (дек. 1919-1925) и патриарха (1925-1939), 1-й патриарх Румынский, премьер-министр Румынии (10 февр. 1938 - 6 марта 1939). Род. в семье крестьянина Георге Кристи и его супруги Домницы. В 1874-1876 гг. посещал румын. конфессиональную школу в Топлице, затем обучался в лютеран. евангелической гимназии в Бистрице (ныне в жудеце Бистрица-Нэсэуд, Румыния), к-рую окончил с отличием в 1883 г. В Пограничной гимназии в Нэсэуде (ныне в жудеце Бистрица-Нэсэуд) изучал гуманитарные дисциплины, в т. ч. классические языки - латынь и древнегреческий.

Интеллект и литературное дарование И. Кристи сыграли решающую роль в том, что в 1886/87 уч. г. он был избран председателем литературного об-ва «Virtus Romana Rediviva» (Возрожденная римская добродетель), во главе к-рого стоял также Георге (Джордже) Кошбук, один из крупных румын. поэтов того времени. Первый лит. успех пришел к Кристе во время учебы в 7-м и 8-м классах гимназии: он получил премию в 4 талера и 6 флоринов за сочинения, посвященные рим. поэту Публию Вергилию Марону и рим. философу и писателю Марку Тулию Цицерону. Первый исторический труд М. «Maria Tereza ca regină a Ungariei (1740-1780)» (Мария Терезия как королева Венгрии) был выполнен в последнем классе лицея. Лит. дебют М. состоялся в 1887 г., когда он опубликовал в ж. «Familia» (Семья), издававшемся румын. поэтом Й. Вулканом, очерк «Prosit» (Польза).

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, Виссарион Пуйю и митр. Гурий (Гросу) с делегацией на Синае
Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, Виссарион Пуйю и митр. Гурий (Гросу) с делегацией на Синае

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, Виссарион Пуйю и митр. Гурий (Гросу) с делегацией на Синае

После сдачи экзамена на степень бакалавра Кристя в 1887-1890 гг. учился на курсах Теологического ин-та Андреян в Сибиу, названного так в честь митр. Андрея (Шагуны), по окончании к-рых занимал в 1890-1891 гг. должность директора и преподавал в конфессиональной румын. школе в Орэштие (ныне в жудеце Хунедоара, Румыния). В тот же период начал сотрудничать в газ. «Telegraful Român» (Румынский телеграф). В 1891 г. Сибиуская митрополия предоставила ему стипендию для обучения на литературно-философском фак-те Будапештского ун-та, по окончании к-рого 15 мая 1895 г. он получил степень д-ра филологии за дис. «Жизнь и творчество Михая Эминеску» (опубл. в 1895 на венг. языке; на румын.: Viaţa şi opera... 2010). В годы студенчества Кристя сотрудничал в периодических изданиях «Tribuna» (Трибуна), «Dreptatea» (Справедливость) и «Gazeta Transilvaniei» (Трансильванская газета) и был избран секретарем студенческого об-ва «Petru Maior», названного в честь румын. теолога греко-католич. свящ. П. Майора, одного из идеологов движения за возрождение румын. В 1894 г., во время политического судебного процесса над группой активистов румын. национального движения в Трансильвании, обратившихся к австр. имп. Францу Иосифу I с меморандумом, в к-ром содержался протест против притеснения румын венг. властями, т. н. Процесса меморандистов, И. Кристя вместе с 12 коллегами составил манифест, призывавший крестьян Трансильвании принять участие в процессе. В сент. того же года вместе с многочисленной делегацией трансильванских студентов он участвовал в студенческом съезде в Констанце.

По завершении учебы вернулся в Сибиу и был назначен епархиальным секретарем (1895-1902), а также стал редактором газ. «Telegraful Român» (1898-1900). Занимал должность советника (асессора) архиеп. Сибиуского Иоанна (Метяну) (1902-1909), проявил себя как хороший администратор, способствовавший развитию архиепископии. 30 янв. 1900 г. архиеписком Сибиуский возвел его в сан целибатного диакона, 8 сент. 1901 г.- архидиакона. 23 июня 1902 г. Кристя принял постриг с именем Мирон в мон-ре Ходош-Бодрог близ Арада, 13 апр. 1903 г. рукоположен во иерея, 1 июня 1908 г.- в протосинкелла.

М. поддерживал развитие культуры трансильванских румын, стал инициатором создания т. н. культурного банка Lumina (Свет), к-рый финансировал обучение молодых румын. Входил в число видных деятелей Ассоциации в защиту культуры и литературы румынского народа Трансильвании (Asociaţiei pentru cultura şi literatura poporului român din Transilvania, ASTRA), в 1905 г. был избран председателем отделения ассоциации в Сибиу. Выступал за создание Музея этнографии и искусства в Сибиу, а также Общества в поддержку фонда румынского театра. Основал Румынское музыкальное об-во в Сибиу, был избран его председателем.

3 дек. 1909 г. был избран епископом Карансебешским, хиротонисан 3 мая 1910 г., 8 мая занял кафедру (до 1919). Назначение М. вызвало большой отклик общественности. В сибиуском ж. «Luceafărul» (Светоч) румын. писатель и политический деятель О. К. Таслаяну писал: «Давно мы не видели столь бурного проявления самой искренней, идущей из глубины души радости, как при восхождении на епископскую кафедру Кристи. Румынский мир сделал этот день одним из самых красивых своих национальных праздников» (1910. An. 9. N 10. P. 235).

1 дек. 1918 г. М. как представитель делегации от Карансебеша принял участие в Великом национальном собрании в Алба-Юлии, созванном в период распада Австро-Венгрии после окончания первой мировой войны, на котором решался вопрос о вхождении Трансильвании, подчинявшейся венг. короне, в состав королевства Румыния. После того как румын. политический деятель В. Голдиш зачитал « Rezoluţia de unire» (Резолюцию об объединении), М. выступил с речью об объединении румын как национальном и политическом идеале. В один из дней т. н. Великого объединения румын М. отправился в Бухарест, где участвовал в торжественном богослужении в правосл. кафедральном митрополичьем соборе, а также в числе делегатов Великого национального собрания был принят кор. Фердинандом I Гогенцоллерном в королевском дворце.

Ситуация, сложившаяся в Румынии по окончании первой мировой войны, повлияла на деятельность РумПЦ. В 1919 г. вслед. обвинения в сотрудничестве с герм. оккупантами был низложен предстоятель РумПЦ митрополит-примас Конон (Арэмеску-Доничи) (1912-1919). Несмотря на то что заместителем председателя Синода РумПЦ был митр. Молдовы Пимен (Джорджеску), 18-19 дек. 1919 г. большая избирательная коллегия назначила пользовавшегося значительным авторитетом митр. Карансебешского М. на вдовствующую кафедру митрополита-примаса и возвела его на престол. Территориальное объединение Румынии поставило ряд проблем адм. характера; активность в реализации проектов движения за объединение Румынии и Молдавии (т. н. унионизм), проявленная М. в бытность его иеромонахом и епископом Карансебешским, сыграла важную роль в этом процессе. 7 июня 1919 г. он был избран почетным членом Румынской академии за вклад в развитие национального самосознания румын и национальной культуры: к этому времени М. опубликовал значительное число научных работ, в т. ч. монографии «Александру Роман» (1897) о румын. лингвисте, члене Румынской академии, «Архиепископ и митрополит Мирон (Романул)» (1898), сборник «Пословицы, изречения, сравнения, идиомы, собранные на основе разговорной практики румын Трансильвании и Венгрии» (1901), «Иконография и интерьер храмов Восточной Церкви» (1905), «Митрополичья кафедра Сибиу: История создания» (1908).

После объединения Румынии было необходимо унифицировать правила богослужения с учетом различий, существовавших в Трансильвании, Бессарабии и Буковине. В 1920 г. М. подготовил труд «Фундаментальные принципы организационной унификации Румынской Православной Церкви в Румынском королевстве», в к-ром описал, как провести церковную реорганизацию в Румынии. Работа, состоящая из 18 глав, включала вопросы автокефалии, объединения Церквей, отношений между клиром и мирянами, церковного права, образования, статуса иерархов, монастырей, деятельности Синода. Пастырский опыт, приобретенный в Трансильвании, и приверженность принципам одного из лидеров румын. национального движения в империи митр. Сибиуского Андрея (Шагуны) помогли ему сохранить в церковной жизни равновесие между клиром и мирянами. М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности.

В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил.

В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodoxă Română» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях.

4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

По инициативе М. в 1926 г. протосинкелл Феофил (Ионеску), священник патриаршего кафедрального собора во имя святых Константина и Елены в Бухаресте (впосл. архиепископ Западноевропейский РумПЦ), основал в Бухаресте христ. миссионерскую ассоциацию имени М. Патриарх поддерживал интенсификацию религ. образования в средних школах. В целях подготовки новых церковных кадров, число к-рых резко сократилось после первой мировой войны, М. основал в 1922 г. в г. Кымпулунг-Мусчел ДС для детей - сирот войны, ДС в монастыре Черника (1928) и Академию духовной музыки в Бухаресте (1927). Среди молодых богословов, к-рых опекал М., можно назвать выпускника ДС в Кымпулунг-Мусчеле и стипендиата богословского фак-та Афинского ун-та Иустина (Мойсеску) (патриарх РумПЦ в 1977-1986). По инициативе М. в 1928-1930 гг. было осуществлено сооружение патриаршей резиденции в Бухаресте, в 1932-1935 гг. проведена реставрация кафедрального собора в Бухаресте, а также сделаны росписи. В 1936 г. выполнен новый перевод на румын. язык Свящ. Писания, над которым работали профессора Г. Галактион, В. Раду и митр. Молдовы Никодим (Мунтяну) (впосл. патриарх РумПЦ).

Период, когда во главе РумПЦ стоял М., отмечен борьбой между национал-либеральной (оформилась в 1875) и национал-царанистской (крестьянской) партиями (основана в 1926). В 1927 г., после смерти кор. Румынии Фердинанда I и премьер-министра И. Брэтиану, стало необходимым введение института регентства, поскольку наследный принц Кароль был лишен отцом права престолонаследия, а сыну принца Михаю было всего 6 лет. Регентами стали принц Николае, государственный деятель Г. Буздуган (после его смерти - К. Сэрэтяну) и М. Патриарх как глава РумПЦ состоял в различного рода гос. структурах и стремился обезопасить страну и Церковь от непредсказуемых событий, угрожавших политической стабильности гос-ва.

Особенно сложной была проблема конкордата с Ватиканом: М. решительно противился заключению договора еще в нач. 20-х гг. XX в., когда велись переговоры с Ватиканом по созданию греко-католич. митрополии в Бухаресте. Патриарх руководствовался тем соображением, что число католиков в стране уменьшилось, поэтому не следует добиваться равного числа православных и католич. митрополитов в столице страны. Более того, М. считал невозможным создание греко-католич. митрополий ни в Черновицах (ныне Черновцы, Украина), ни в Сучаве (за исключением Ясс). Он ходатайствовал об изменении текста конкордата, считая его неблагоприятным для православных не только с адм. стороны (создание новых католич. епископий, конгрегаций и школ на территории Румынии), но и из опасения, что в смешанных браках дети будут крещены в католической Церкви или униатской. В течение долгого времени сопротивление М. тормозило заключение соглашения, что особо отмечал нунций папы Римского Пия XI. Ситуация изменилась лишь после прихода к власти национал-царанистской партии, во главе которой стоял греко-католик Ю. Маниу, и в 1927 г. конкордат вопреки противодействию РумПЦ был подписан. Период регентства продлился до 1930 г., когда Кароль вернулся в Румынию, став при поддержке Маниу кор. Каролем II. Он отправил в отставку крайне правое правительство О. Гоги и наделил себя в соответствии с новой конституцией неограниченными полномочиями в области как законодательной, так и исполнительной власти. Т. о. была установлена т. н. королевская диктатура, главной целью которой было предотвращение захвата власти легионерами. М. также считал крайне правое движение легионеров во главе с К. З. Кодряну (т. н. железная гвардия) главной внутренней угрозой для Румынии, в 1937 г. он запретил священнослужителям участвовать в этом движении, а также использовать храмы для проведения политических манифестаций.

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, у входа в Патриарший собор в сопровождении еп. Иринея (Михалческу) и клира. 1931–1939 гг.
Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, у входа в Патриарший собор в сопровождении еп. Иринея (Михалческу) и клира. 1931–1939 гг.

Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, у входа в Патриарший собор в сопровождении еп. Иринея (Михалческу) и клира. 1931–1939 гг.

11 февр. 1938 г. М. был назначен на пост премьер-министра Румынии. Кароль II выбрал на эту должность церковного первоиерарха исходя из того, что М. позиционировал себя как политика, не участвовавшего в межпартийных политических диспутах и не приверженного определенной политической силе. В то же время Кароль II стремился переложить на него ответственность за противоречивые решения правительства. Итоги деятельности М. на посту премьер-министра неоднозначны. Патриарх полагал, что может принести пользу на этой должности, возможно не понимая, что его авторитет был использован королем как ширма для консолидации личной власти. В условиях королевской диктатуры он не играл ключевой роли, доверив часть полномочий вице-премьеру и министру внутренних дел А. Кэлинеску. Была приостановлена деятельность всех политических партий, хотя лидеры наиболее значительных партий - национал-либеральной и национал-царанистской - продолжали сохранять неформальное влияние. Была сформирована новая гос. партия «Фронт национального возрождения». Новая конституция базировалась на идеях корпоративного гос-ва и брала за образец политические порядки фашистской Италии. Были приняты меры в целях предотвращения евр. погромов, провоцируемых крайне правыми прогитлеровскими элементами, и в то же время оставался в силе ряд законов и распоряжений антисемитского содержания, ограничивавших экономическую активность евреев, равно как и их политические права,- вопреки обнародованному в авг. 1938 г. новому уставу о национальной политике, декларировавшему широкие права национальных меньшинств. Поощрялась эмиграция евреев в Палестину. Сохраняли действие распоряжения прежнего правительства, ограничивавшие цензуру. Была восстановлена смертная казнь. Во внешней политике правительство пыталось балансировать между Великобританией и Францией, с одной стороны, и нацистской Германией и фашистской Италией - с другой. После мюнхенского соглашения Великобритании и Франции с нацистской Германией и начавшегося распада союзнической для Румынии Чехословакии стали возвращать свое значение легионеры, угрожая стабильности королевской власти. В ответ на это королем было санкционировано убийство в кон. нояб. 1938 г. лидера легионеров Кодряну при инсценированной попытке бегства из заключения (арестован в апр. 1938), что привело к осложнению отношений с усиливавшим экономическое влияние Третьим рейхом. В области церковной политики правительство М. приняло меры по ограничению деятельности баптистов и др. сектантов, вызвавшие критику за пределами Румынии.

М. был открыт к диалогу с др. христианскими Церквами. Его 1-я встреча с иностранными иерархами состоялась в патриаршей резиденции в Бухаресте, куда 13 сент. 1925 г. прибыли митрополиты К-польской Церкви Халкидский Иоаким и Сердикский Герман. М. отметил важность обретения автокефалии Польской Православной Церковью и остановился на роли РумПЦ в решении этого вопроса. М. неоднократно направлял делегации на всеправосл. конференции. Так, в К-поле в 1923 г. обсуждался вопрос о введении в Церкви григорианского календаря; Синод РумПЦ присоединился к решению о принятии григорианского календаря, и оно вступило в силу в Румынии 1 окт. 1924 г. Переход РумПЦ на григорианский календарь привел к ее расколу. Т. н. старостильникам удалось с течением времени организовать собственную церковную иерархию, они добивались признания за рубежом. Перед началом второй мировой войны РумПЦ практически устранила их деятельность: священнослужители были арестованы, построенные ими храмы разрушены. В 1935 г. в Бухаресте состоялась англикано-правосл. конференция, на к-рой обсуждали вопрос сохранения рукоположения и хиротонии, полученных в англикан. Церкви, в случае перехода священнослужителей и архиереев в лоно РумПЦ. В приветственном слове М. отметил положения, общие для англикан и православных, а также остановился на неоднократно высказанном англиканской Церковью стремлении к сближению с правосл. Церковью. По итогам конференции Синод РумПЦ 19 марта 1936 г. принял постановление о признании в РумПЦ хиротонии, полученной в англикан. Церкви. М. предпринял ряд поездок за границу: по святым местам Востока (1927), в Великобританию (1936) и Польшу (1938). С благословения и при поддержке М. на Св. земле были созданы румын. церковные структуры: скит на р. Иордан (ныне в Касер-эль-Яхуде, на границе Израиля и Иордании), ц. во имя вмч. Георгия и общежитие для румын. студентов в Иерусалиме (1935-1938). Кроме того, М. ходатайствовал перед К-польским патриархом о снятии болг. схизмы (см. в ст. Болгарская Православная Церковь) и о признании автокефалии Албанской Православной Церкви.

М. известен как активный публицист, автор многих работ. Было опубликовано его собрание сочинений в 6 томах: «Речи и проповеди одного богослова, а впоследствии клирика в государстве, находящемся под иностранным господством» (1923. Т. 1), «Пасторали и речи одного румынского епископа в стране, находящейся под иностранным господством» (1923. Т. 2), «Три года проповедничества: Пасторали и речи» (1923. Т. 3), «Пасторали, проповеди и речи» (1938. Т. 4, 5; 1939. Т. 6). М. был автором многочисленных статей в изданиях: «Telegraful Român», «Tribuna» (Трибуна), «Ţara noastră» (Наша страна) в Сибиу, «Familia» (Семья) в Ораде, «Gazeta Transilvaniei» в Брашове, «Libertatea» (Свобода) в Орэштие, «Drapelul» (Знамя) в Лугоже, «Luceafărul» (Светоч) в Будапеште, «Românul» (Румын) в Араде, «Foaia diecezană» (Епархиальный листок») в Карансебеше.

М. основал мн. церквей и мон-рей. В 1910 г., будучи епископом Карансебешским, он начал хлопотать о создании в родном с. Топлице монашеской общины. Для этого было необходимо приобрести деревянную церковь в соседнем с. Стынчени, затем ее разобрать, выстроить более просторную и перенести в сад родителей М., сделав ее семейной усыпальницей. В 1923 г. в церковь перевезли частицы мощей и иконы, полученные М. в дар во время его поездок в Афины, К-поль, Иерусалим, Александрию. Вокруг храма построили кельи, колокольню, настоятельские покои, использовав материал разобранного дома М. 20 июля 1928 г. М. направил письмо Калужскому еп. Николаю (Ивану), в юрисдикции к-рого находилась Топлица. В письме М. привел порядок обустройства новой обители, посвященной прор. Илии. При жизни М. мон-рь должен был оставаться патриаршим ставропигиальным, после смерти патриарха - управляться в соответствии с правилами, принятыми в РумПЦ. Строительством занимался архим. Стефан (Теодореску) (настоятель в 1928-1939). Церковь была освящена М. во имя прор. Илии 21 окт. 1928 г.

При содействии М. были также сооружены несколько церквей в Бухаресте. Церковь Подяну была построена усилиями свящ. Михая Шерпояну (1926-1928) при финансовой поддержке Н. Подяну и на территории, подаренной этим меценатом. Росписи церкви в неовизант. стиле осуществил в 1930-1932 гг. худож. Д. Белизарие. Сооружение ц. Мирон-Кристя было предпринято в 1928 г. по инициативе кор. Марии. Был объявлен сбор средств. Мэрия Бухареста выделила землю и взяла на себя заботы о составлении плана церкви и финансировании сооружения. Первый камень был заложен М. 8 июня 1928 г., церковь расписывали в неовизант. стиле худож. Д. Брэеску и его супруга Джорджета в 1929-1934 гг.; 16 дек. 1934 г. М. освятил храм в присутствии кор. Марии и клира. Церковь во имя св. Димитрия Солунского в столичном районе Колентина была сооружена на месте церкви XIX в. Проект разработал архит. Й. Траянеску, росписи выполнил худож. К. Петреску. Финансовую поддержку оказали столичная мэрия, Мин-во по делам культов и верующие.

Арх.: Bucur. Arhivele Naiţonale ale României. Fondurul: Miron (Cristea): Colecţia de documente ale unor personalitaţi, presa; Sibiu. Serviciul Judeţean al Arhivelor Nationale. Fondurul: Comuntiatea germanilor din Romania; Berlin. Auswärtiges Amt Politisches Archiv. Fond R 27223: Gesandtschaft Bukarest. Karton 24: Rumanien innenpolitisch; Karton 136: Orthodoxe und unierte Kirche; London. Lambeth Palace Library. Fond: Council on Foreign Relations: Orthodox Church: Papers of Canon J. A. Douglas.
Соч.: Alexandru Roman. Sibiu, 1897; Arhiepiscopul şi mitropolitului Miron Românul. Sibiu, 1898; Proverbe: Maxime, asemănări şi idiotisme, colectate din graiul românilor din Transilvania şi Ungaria. Sibiu, 1901; Iconografia şi întocmirile din internul Bisericei Răsăritene. Sibiu, 1905; Catedrala mitropolitană din Sibiu: Istoricul zidirii. Sibiu, 1908; Principii fundamentale pentru organizarea unitară a Bisericii Ortodoxe Române din regatul Român. Bucur., 1920; Cuvântări. Bucur., 1923. Vol. 1: Cuvântări şi predici ale unui teolog, mai târziu cleric român în ţară sub stăpânire străină; 1923. Vol. 2: Pastorale şi cuvântări ale unui episcop român în ţară sub stăpânire străină; 1923. Vol. 3: Trei ani de propovăduire: Pastorale şi cuvântări; 1938. Vol. 4/5: Pastorale, predici şi cuvântări; 1939. Vol. 6: Pastorale, predici şi cuvântări; Contributii la istoria vieţii româneşti din Transilvania la finea veacului al XIX-lea. Carasebeş, 1940; Note ascunse: Însemnări personale, 1895-1937 / Cuvânt înainte, note ştiinţifice, comentarii: G. I. Bodea. Cluj Napoca, 1999; Corespondenţa / Ed. mitr. Antonie (Plămădeală). Sibiu, 2005; Viaţa şi opera lui Mihai Eminescu: Studiu din domeniul noii literaturi româneşti. Bucur., 2010.
Лит.: Dumitrescu P. M. Istoricul a 40 de biserici din România. Bucur., 1899. Vol. 1; Cândea R. Patriarhul Miron Cristea // Candela Cernăuţi, 1925. An. 36. N 3-7. P. 73-95; Abrudeanu I. R. Inalt Prea sfinţia Sa, Patriarhul României dr. Miron Cristea, înalt regent: Omul şi faptele. Bucur., 1929. Vol. 1; Dudu V. Călătoria în Polonia a I. P. Sf. Sale, Prea Fericutului D. D. Dr. Miron Cristea Patriarh şi Preşedinte al Consiliului de Miniştri al României, 20-23 mai 1938. Bucur., 1938; Închinare Inalt Preasfinţitului Patriarh Dr. Miron Cristea // Biserica Ortodoxă Română. Bucur., 1938. Vol. 56. N 11/12. P. 609-712; Netea V. Inalt Preasfinţia Sa Patriarhul României Dr. Miron Cristea: La împlinirea vârstei de 70 de ani (1868-1938). Târgu Mureş, 1938; Iorga N. Patriarhul Miron // Oameni care au fost. Bucur., 1939. Vol. 4. P. 301-302, 305-306; Antonie (Plămădeală), mitr. Românii din Transilvania sub teroarea regimului dualist austro-ungar, 1867-1918: După documente, acte şi corespondenţe rămase de la Elie Miron Cristea. Sibiu, 1986; idem. Contribuţii istorice privind perioada 1918-1939: Elie Miron Cristea: Documente, însemnări şi corespondenţă. Sibiu, 1987; idem. Patru trepte în cei 60 de ani de Patriarhat Ortodox Român: Сuvântare ţinută în Sala Sinodală din Palatul Patriarhiei din Bucureşti in ziua de 29 sept. 1985 // Idem. Alte file de calendar de inimă românească. Sibiu, 1988. P. 44-69; Şandru I., Bordea V. Un nume pentru istorie: Patriarhul Elie Miron Cristea. Târgu Mureş, 1998; Vasilescu G. Patriarhul Miron Cristea: Un luptător pentru unitatea neamului // Glasul Bisericii. Bucur., 1998. An. 54. N 5/8. P. 127-130; Şandru I. Patriarhul Miron Cristea. Miercurea Ciuc, 2008; Petcu C. V. Guvernarea Miron Cristea. Bucur., 2009; Rusu Abrudeanu I. Dr. Miron Cristea. Cluj-Napoca, 2009; Stan C. I. Patriarhul Miron Cristea: O viaţa, un destin. Bucur., 2009; Dindirică L. Miron Cristea: Patriarh, regent şi prim-ministru. Iaşi, 2011; Alic D.-A. Eparhia Caransebeşului în perioada păstoririi episcopolui Miron Cristea, 1910-1919: Biserică şi sicietate. Caransebeş, 2013; Prelipcean A. Historia Concordatorum, historia dolorum?: Istoria Concordatului cu statul Român (1920-1929) şi implicarea Bisericii Ortodoxe Române // Studii Teologice. Ser. 3. Bucur., 2013. Vol. 9. N 4. P. 123-207; Neacşu G.-C. Implicarea patriarhului Miron Cristea în viaţa publică a România, 1918-1939. Cluj-Napoca, 2014.
Диак. Д.-Д. Янку