Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИРЕЛЕЙОН
45, С. 346-348 опубликовано: 2 августа 2021г.


МИРЕЛЕЙОН

Церковь Мирелейон. 920–922 гг.
Церковь Мирелейон. 920–922 гг.

Церковь Мирелейон. 920–922 гг.

[Греч. ᾿Εκκλησία τοῦ Μυρελαίου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице.

Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного. Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре, недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей.

Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы, в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μονή τοῦ βασιλέως ῾Ρωμανοῦ) и стояла во дворце Мирелейон (ἐν τοῖς παλατίοις τοῦ Μυρελαίου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.

Церковь Мирелейон. Фотография. 1911 г.
Церковь Мирелейон. Фотография. 1911 г.

Церковь Мирелейон. Фотография. 1911 г.

При Месихе-паше († 1501) церковь М. была переделана в мечеть и получила турецкое название Бодрум-джами (мечеть на основании). Впервые соотнес с М. эту постройку П. Жиль (Gilles. 1561); его версия получила широкое распространение (однако ее не разделяли Г. Милле, К. Вульцингер, Д. Толбот Райс; Райс позднее пересмотрел свою т. зр.). Наблюдения Жиля базировались на знании письменных источников.

Здание церкви имеет 2-ярусную структуру. Верхняя часть представляет собой небольшого размера крестово-купольную церковь (11,22×17,50 м) на 4 опорах, сложенную из кирпича с широкими вставками связующего раствора. Нижняя конструкция превосходит по размерам верхнюю церковь (13,10×24,10 м), выходит за ее пределы и служит для нее основанием. Выступающие части нижней конструкции образуют со всех сторон церкви платформу, более широкую с восточной стороны. Очевидно, церковь была окружена обходной галереей, от которой сохранились следы аркады.

Назначение нижнего этажа до сих пор остается предметом обсуждения исследователей. В нем видели первоначальный древний храм, цистерну, нимфейон, а также погребальную капеллу (Millingen. 1912; Wulzinker. 1925; Striker. 1981). Последняя версия представляется наиболее правдоподобной, по крайней мере на начальной стадии существования этой конструкции. Ее возникновение, вероятно, обусловлено особенностями рельефа места: она потребовалась для того, чтобы поднять церковь на один уровень с дворцом. Фундамент дворца в свою очередь был возведен на остатках позднеантичного здания (датируется V в.), от которого сохранилась внушительных размеров ротонда (внешний диаметр 41,8 м), использовавшаяся впосл. в качестве цистерны. Здание сильно пострадало во время латинского завоевания К-поля (1204) и было восстановлено в палеологовское время, тогда нижняя структура стала использоваться в качестве погребальной капеллы. С т. зр. конструкции и функционального назначения нижняя и верхняя церкви М. представляют 2 самостоятельные, независимые друг от друга постройки. Некоторые исследователи предлагают также разную хронологию для этих структур, предполагая, что нижняя церковь древнее верхней и время ее постройки относится к VII в. В качестве аргумента приводили характер кладки (Rice. 1933). Однако эта гипотеза была отвергнута сначала Й. Кольвицом (1934), а затем С. Л. Страйкером (1941).

Несмотря на относительно небольшой размер, план и пространственное решение интерьера верхней церкви М. отражают стилистические и функциональные новшества в архитектуре К-поля в X в., впервые проявившиеся в знаменитой ц. Неа-Экклесия (876-881) имп. Василия I. За 15 лет до возведения М. та же модель была воспроизведена в сев. церкви Липса Константина монастыре в Константинополе (907/8).

Поверхность внешних стен церкви отличается большим разнообразием, достигающимся за счет игры выступающих (полуколонны на сев., юж. и зап. стенах, многогранные апсиды, мраморные карнизы) и плоских элементов стены. Наличие арочных и круглых окон, а также люнетов призвано усилить впечатление от решений, использованных в плане здания, и т. о. выразить во внешней структуре стены внутреннее устройство храма.

Аксонометрический разрец ц. Мирелейон
Аксонометрический разрец ц. Мирелейон

Аксонометрический разрец ц. Мирелейон

Внутреннее пространство М. вертикально организовано и увенчано куполом, опирающимся на 4 столба, заменившие первоначальные колонны с капителями. Вост. часть церкви по сравнению с западной более развита. Глубокий центральный алтарь соединен узкими проходами с жертвенником и диаконником, которые представляют собой в плане триконхи, что дополнительно подчеркнуто за счет мраморного карниза, проходящего в верхней части апсидиолей. Аналогичное решение использовано в ц. Богоматери Панахранты монастыря Липса. Зап. сторона церкви завершена просторным 3-частным нартексом с куполом над центральной ячейкой и крестовыми сводами над боковыми; короткие стороны нартекса имеют полукруглое завершение.

Интерьер нижней ц. Мирелейон
Интерьер нижней ц. Мирелейон

Интерьер нижней ц. Мирелейон

После превращения византийской церкви М. в мечеть в интерьере верхнего храма появилась михрабная ниша, колонны были заменены на столбы, расширены окна в центральной апсиде, к юго-западному углу церкви пристроен минарет. Несмотря на многочисленные пожары, здание функционировало до 1911 г., затем превратилось в руины и было заброшено; археологические раскопки начались в 30-х гг. XX в. Многочисленные фотографии 1-й пол. XX в. свидетельствуют о плачевном состоянии здания, лишенного окон и дверей (Mathews. 1976).

Первоначальная декорация церкви М. не сохранилась, и не только в связи с ее переделкой в мечеть, но прежде всего из-за многочисленных разрушительных пожаров. Во время последней реставрации, проходившей в 90-х гг. XX в., стены храма были покрыты современными тур. росписями. Карнизы, которые проходят на 3 уровнях, лишены декора и побелены. Только в нижнем храме на своем месте сохранились 4 первоначальные колонны - 2 восточные из розового гранита и 2 западные из проконесского мрамора - и 4 мраморные коринфские капители с мраморными импостами. В этом же, нижнем, пространстве была раскрыта фресковая композиция, сильно пострадавшая от влаги и расположенная в виме; в ней можно распознать фигуры Божией Матери и донатора (Striker. 1981. P. 31); роспись относится к палеологовскому времени.

Раннему периоду украшения церкви принадлежат некоторые фрагменты керамики; они обнаружены в наосе храма, отнесены Толботом Райсом к X в. (в наст. время в Археологическом музее Стамбула) и представляют собой фрагменты настенного декора. Расцвет данного типа керамического декора в К-поле пришелся именно на X столетие (Gerstel, Lauffenburger. 2001). Эти керамические пластины вытянутой прямоугольной формы иногда имеют скругленный профиль; вероятно, они служили для разгранки стены либо рамой для фресковых и мозаичных композиций; украшали мраморные и стукковые колонки (Manson, Mundell Mango. 1995. P. 321). Керамические элементы декорированы повторяющимися геометрическими, растительными и абстрактными орнаментами. Многочисленные детали керамического декора стен, обнаруженные в нижней церкви, относятся ко времени тур. владычества (Striker. 1981).

Из комплекса М. происходят следующие скульптурные фрагменты: более 70 колонн с капителями, найденных во время раскопок ротонды, служившей фундаментом дворца, а также женский бюст в медальоне рим. периода и капители, к-рые могут быть отнесены к V в. (в наст. время в Археологическом музее Стамбула) (Niewöhner. 2010).

Лит.: Gilles P. De topographia Constantinopoleos et de illius antiquitatibus libri quatuor. Lugduni, 1561; Paspates A. G. Byzantinai Meletai. Constantinople, 1877. P. 334-336; Pulgher D. Les anciennes églises byzantines de Constantinople. Vienne, 1878. P. 27. Pl. 12; Gurlitt C. Die Bautkunt Konstantinopels. B., 1912. S. 36; Millingen A., van. Byzantine Churches of Constantinople. L., 1912. P. 196-198; Ebersolt J., Thiers A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 139-146; Wulzinger K. Byzantinische Substruktionsbauten Konstantinopels // Jb. des Kaiserlich deutschen archäologischen Instituts. B., 1913. Bd. 28. P. 370-395; idem. Byzantinische Baudenkmäler zu Konstantinopel auf der Seraispitze, die Nea, das Tekfur-Serai und das Zisternenproblem. Hannover, 1925. S. 98-108. (Mittelmeerländer ud Orient; 1); Rice T. D. Excavations at Bodrum Camii 1930 // Byz. 1933. Vol. 8. P. 151-176; Balş G. Contribution à la question des églises superposées dans le domaine byzantin // ИАИ. 1936. T. 10. C. 156-167; Naumann R. Der antike Rundbau beim Myrelaion und der Palast Romanos I. Lekapenos // IstMitt. 1966. Bd. 16. S. 199-216; idem. Ausgrabungen bei der Bodrum Camii (Myrelaion) // Annual of the Archeol. Museums of Istanbul. 1966. N 13/14. P. 135-142; Striker C. L. A New Investigation of the Bodrum Camii and the Problem of the Myrelaion // Ibid. P. 210-215; idem. The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul. Princeton (N. Y.), 1981; Janin. Églises et monastères. 1969. P. 351-354; Mathews T. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. Univ. Park; L., 1976. P. 209-219; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 103-107; Kleinbauer W. E. [Rev.] «The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul» by C. L. Striker // AJA. 1983. Vol. 87. N. 3. P. 421-422; Morganstern J. [Rev.] C. L. Striker, «The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul» // Speculum. Camb., 1983. Vol. 58. N. 4. P. 1090-1092; Berger A. Untersuchungen zu den «Patria Konstantinupoleos». Bonn, 1988. (Poikila Byzantina; 8); Stričevič G. The Myrelaion - An Imperial Foundation? // 15th Annual Byzantine Studies Conference. Amherst, 1989. P. 37-38; Eyice S. Dunden Bungune Istanbul Asiklopedesi, II. 1994. P. 263; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel, 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profan- und Sakralbauten. Wiesbaden, 1994. P. 55-56; Meriçboyn Y. A. Tarih Öncesi Çaglardan Osmanl Devrine kadar Istanbul'un Tarihsel Gelişimi ve Bizans'n Temel Yapları: Dünden Bugüne Istanbul Ansiklopedisi. Istanbul, 1994; Manson R. B., Mundell Mango M. Glazed «Tiles of Nicomedia» in Bythynia, Constantinople and elsewhere // Constantinople and Its Hinterland: Paper of the 27th Spring Symp. of Byzantine Studies. Oxf., April 1993 / Ed. C. Mango, G. Dagron. Aldershot, 1995. P. 313-331; Magdalino P. Constantinople médiévale: Études sur l'évolution des structures urbaines. P., 1996. P. 24-25; Müller A. E. Wiederverwendete Sarkophage?: Romanos I. Lakapenos und die Gebeine des Kaisers Maurikos // JÖB. 1998. Bd. 48. S. 49-56; Yerasimos S. Istanbul: Imparatorluklar Başkenti. Istanbul, 2000. P. 86-88; Gerstel S. E. J., Lauffenburger J. A. A Lost Art Rediscovered: The Architectural Ceramics of Byzantium. Baltimore, 2001; Kirimtayif S. Converted Byzantine Churches in Istanbul: Their Transformation into Mosque and Masjid. Istanbul, 2001. P. 32-34; Freely J., Çakmak A. S. Istanbul'un Bizans Antlar. Istanbul, 2006. P. 149-153; Outerhout R. Master Builders of Byzantium. Phil., 2008; John Skylitzes: A Synopsis of Byzantine History, 811-1057 / Introd. Transl. J. Wortley. Camb., 2010. P. 206-224 [о Романе Лакапине]; P. 209, 219, 223, 228, 243 [о Мирелейоне]; Niewöhner P. Der frühbyzantinische Rundbau beim Myrelaion in Konstantinopel Kapitelle: Mosaiken und Ziegelstempel // IstMitt. 2010. Bd. 60. S. 411-459; idem. The Rotunda at the Myrelaion in Constantinople: Pilaster Capitals, Mosaics, and Brick Stamps // The Byzantine Court: Source of Power and Culture, Papers from the 2nd Intern. Byzantine Studies Symposium (Istanbul, 21-23 June 2010) / Ed. A. Ödekan, e. a. Istanbul, 2013. P. 41-53; Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople. Camb., 2014. P. 172-174; Connor C. L. Saints and Spectacle: Byzantine Mosaics in their Cultural Setting. Oxf., 2016. P. 63-67.
С. Педоне
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Византия) Мирелейон, византийская церковь в Константинополе, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию императора Романа I Лакапина (920-944) на территории его императорского дворца
См.также:
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
БЕССРЕБРЕНИКОВ СВЯТЫХ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Космидий) - см. Константинополь
ИРИНЫ СВЯТОЙ ХРАМ один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи
ПОЛИЕВКТА СВЯТОГО ХРАМ в Константинополе, один из крупнейших и наиболее богато украшенных храмов визант. столицы