Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
45, С. 327-329 опубликовано: 30 июля 2021г.


МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.
Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.

Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в.

Находился в г. Минске. К 2017 г.- кафедральный Свято-Духовский собор г. Минска (Белоруссия). М. м. был основан в 1870 г. на территории бывш. католич. бернардинского жен. мон-ря, построенного на месте правосл. муж. мон-ря во имя святых Космы и Дамиана (Николай (Трусковский). 1864. С. 91-92). В 1635 г. униат. митр. Иосиф Рутский приписал Космодамианскую обитель к униатскому Свято-Духову мон-рю. После пожара 1633-1642 гг. по благословению униат. митр. Киевского и Галицкого Антония (Селявы) на территории правосл. обители был возведен костел, к сер. XVII в.- каменный монастырский корпус. Во время русско-польск. войны (1654-1667) костел был поврежден, в авг. 1687 г. освящен еп. Виленским Николаем Слупским.

Евангелие кн. Юрия Олелько (Слуцкое). 1582 г. (Церковь собора Белорусских святых при Управлении Белорусской Православной Церкви. Л. 1)
Евангелие кн. Юрия Олелько (Слуцкое). 1582 г. (Церковь собора Белорусских святых при Управлении Белорусской Православной Церкви. Л. 1)

Евангелие кн. Юрия Олелько (Слуцкое). 1582 г. (Церковь собора Белорусских святых при Управлении Белорусской Православной Церкви. Л. 1)

Свидетельство о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник царя Петра I Алексеевича П. А. Толстой, в 1697 г. проезжавший через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок,- отметил он,- девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно».

После пожара 1741 г. и реконструкции окончательно сложился ансамбль бернардинского монастыря: 3-нефный базиликальный костел, своды к-рого опирались на 6 опор; пресбитерий завершался 3-гранной алтарной апсидой, к которой были пристроены 2 симметричные сакристии. Центральный неф перекрывал цилиндрический свод, боковые нефы - крестовые своды. Главный фасад храма решен в виде симметричной композиции с двумя 6-ярусными барочными башнями. Межбашенный портал ордерной системы пилястр разделен на 3 яруса и увенчан фигурным щитом со сдвоенными пилястрами и карнизными поясами (см. подробнее: Слюнькова. 2002. С. 242-243).

30 мая 1835 г., во время ярмарки, в бернардинском мон-ре случился пожар. В 1852 г. обветшавшая обитель была закрыта, немногочисленные насельницы переведены в г. Несвиж. 14 июля того же года Минский и Бобруйский архиеп. Михаил (Голубович) обратился в Синод с ходатайством о переводе в Минск правосл. Свято-Троицкого жен. мон-ря из с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. Одновременно и минский губернатор Ф. Н. Шкляревич ходатайствовал о передаче построек бернардинской обители в правосл. духовное ведомство. 3 апр. 1855 г. архиеп. Михаил вновь просил Синод о переводе в Минск братии другой обители - первоклассного слуцкого во имя Святой Троицы монастыря. Этот перевод не состоялся «вследствие недостатка потребных для того средств» (Богдановский. 1895. С. 65). Монастырское здание нек-рое время пустовало и лишь в 1860 г. было передано правосл. Церкви. После ремонта в бывш. костеле был освящен престол во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Здесь совершались богослужения для учащихся духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в каменном монастырском корпусе. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. прот. Петр Елиновский († 1870), служивший в минском Петропавловском соборе, направил епархиальному начальству рапорт: «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой - железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара». В 1869 г. по ходатайству еп. Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) Синод выделил необходимые средства (13 тыс. р.) для ремонта храма и устроения при нем правосл. обители. Под началом прот. П. Елиновского, назначенного ответственным за ремонт, был отреставрирован не только храм, но и монастырский корпус.

4 янв. 1870 г. состоялось торжественное открытие М. м., а 11 мая того же года последовало предписание Синода именовать мон-рь Свято-Духовым. 22 окт. 1870 г. главный престол монастырского собора был освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, а 1 нояб. правый придел - во имя святых Мефодия и Кирилла. В здании, примыкавшем к обители, была устроена теплая домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. 1917 г.
Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. 1917 г.

Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Минске. Фотография. 1917 г.

По распоряжению Синода в помещение М. м. была переведена братия слуцкого Свято-Троицкого мон-ря. Минский еп. Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В М. м. из Киево-Печерской лавры был прислан образ Успения Пресв. Богородицы - копия киевской чудотворной иконы. В Минск перевезли также б-ку, ризницу и монастырское имущество слуцкой обители. Слуцкие иноки привезли с собой и «возложили на престол» Свято-Духовского храма Евангелие, переписанное в 1582 г. кн. Юрием III Юрьевичем Олелько. На серебряной обложке Евангелия имелась надпись: «Во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р. Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584». К нач. XX в. в Свято-Духовском соборе хранились также икона свт. Никиты, еп. Новгородского, с частицей мощей, прижизненный портрет свт. Тихона Задонского, 4 посеребренных креста-мощевика. Небольшая б-ка Слуцкого мон-ря, хранившаяся в М. м., включала в т. ч. сочинения святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, прп. Ефрема Сирина.

Мон-рь получал из казны 4085 р. в год (Денисов. С. 376). Обителью управлял Минский архиерей. Наместником М. м. с 1870 г. был игум. Серапион (Фёдоров), с 1872 г.- архим. Иоанн (Пчёлко; † 1874), с нач. 1875 г.- бывший казначей иером. Николай (Долматов), в 1879 г. возведенный в сан игумена, в 1881-1887 г.- архим. Иосиф (Парфеньев). К 1895 г. М. м. управлял архим. Иоанникий. С 1912 г. настоятелями М. м. были Слуцкие епископы, викарии Минской епархии, в т. ч. с 1912 г.- сщмч. Иоанн (Поммер), с 1913 г.- Феофилакт (Клементьев), который в 1917 г. уехал на Поместный Собор РПЦ в Москву. В Свято-Духовском храме служил архим. Афанасий (Вечёрка), автор жизнеописания св. Софии, кнг. Слуцкой (Минск, 1912). К 4 янв. 1870 г. в штате М. м. состояли наместник игумен, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 5 послушников, в 1901 г. в мон-ре проживало 13 монахов и 15 послушников, к 1908 г.- 11 монахов и 5 послушников.

При М. м. действовали церковно-приходская школа, в к-рой обучалось 39 мальчиков, а также ремесленная школа. В 1903 г. по благословению Минского еп. Михаила (Темнорусова) при М. м. открылась бесплатная столовая для бедных без различия вероисповедания и национальности. Столовая была устроена на средства Минского епархиального братства во имя свт. Николая Чудотворца. С 29 по 31 авг. 1908 г. в М. м. проходил 1-й после почти 300-летнего перерыва съезд представителей западнорус. правосл. братств. В июле 1909 г. Д. В. Скрынченко и А. М. Панов из мон-ря в Минский епархиальный музей перевезли часть б-ки и архива слуцкой Троицкой обители. В годы первой мировой войны М. м. пожертвовал 600 р. на открытие лазарета в минском в честь Преображения Господня женском монастыре.

Интерьер собора в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2015 г.
Интерьер собора в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2015 г.

Интерьер собора в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2015 г.

В 1918 г. М. м. был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Свято-Духовской ц., мн. предметы церковной утвари исчезли. В храме был устроен спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. криптовую часть церкви приспособили под пересыльную тюрьму, в которой содержали «раскулаченных» крестьян. Минские старожилы рассказывали, что новые власти сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. Среди репрессированных насельников - иером. Филипп Желнорович (Желнерович), в 1930 г. обвиненный в «контрреволюционной агитации» и сосланный в трудпос. Сюзьма Пинежского р-на Северного края.

Во время нем. оккупации в мае 1942 г. началось возрождение муж. мон-ря, в 1943 г. в Свято-Духовском храме был установлен заново изготовленный 3-ярусный иконостас (разобран в 1961). Жертвователем стал некий горожанин, передавший на ремонт собора средства, вырученные от продажи 2 собственных домов. В том же году, после освящения храма, которое совершил архиеп. автокефальной Белорусской правосл. Церкви Филофей (Нарко), богослужения были возобновлены. На нек-рое время возродился и муж. мон-рь, в котором проживали 3 монаха. Настоятелями церкви и обители были монашествующие священнослужители. Один из них, почитаемый архим. сщмч. Серафим (Шахмуть), принимал участие в открытии многих церквей Минской епархии. В 1944 г., после освобождения Минска Красной Армией, он был арестован и в 1946 г. скончался в минской тюрьме. Монастырь был упразднен, но в Свято-Духовском храме продолжали совершаться богослужения.

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери. В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас.

К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия.

Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. № 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.].
Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого / Предисл.: Д. А. Толстой // РА. 1888. № 2. С. 161-204; То же. М., 1992.
Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске // Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. № 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь // Там же. 1877. № 22. С. 457-461; № 24. С. 517-524; 1878. № 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь» // Там же. 1877. № 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря // Там же. 1879. № 8. С. 82-109; Афонский П., свящ. Наместник минского Свято-Духова однокл. мон-ря архим. Иосиф: (Кр. сведения о его жизни, кончине и погребении) // Там же. 1887. № 15. С. 354-363; Богдановский К. Мон-ри Минской епархии (преимущественно Минские) с древнейших времен // Там же. 1894. № 24. С. 700-707; 1895. № 1. С. 7-18; № 2. С. 63-67; Товаров А. Памятная Книжка Минской епархии на 1901 г. Мн., 1900; Бесплатная столовая братства во имя свт. Николая при минском Свято-Духовом мон-ре // Минские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. № 5. С. 121-124; Шибеко З. В., Шибеко С. Ф. Минск: Страницы жизни дореволюционного города. Мн., 1990; Чистяков П. А. Минская епархия: (Ист.-стат. описание). Жировичи, 2000. Ркп.; Кулагiн А. М. Правасл. храмы на Беларусi. Мн., 2001. С. 132-133; Церкви и приходы Минска: История и современность. Мн., 20012; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ. / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 163; Храмы и мон-ри Минской епархии: Фотоальб. Мн., 2008. С. 31-35.
Д. Б. К.