Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИЛЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
45, С. 207-212 опубликовано: 22 июля 2021г.


МИЛЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Милецкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2012 г.
Милецкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2012 г.

Милецкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2012 г.

(Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), находится в с. Мильцы Старовыжевского р-на Волынской обл. (Украина). М. м. основан, вероятно, до сер. XV в. Волынский князь литовского происхождения Сангушко Федорович, сын Федора Ольгердовича и протопсалт династии князей Сангушковичей, незадолго до смерти (ок. 1454) составил завещание, в котором записал для своей супруги Ганки (Анны) села Тростяница, Нуйно, Грабов, Берёзов и «монастырь св. Николая Мильце» (Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 3: 1432-1534. S. 11). После кончины князя эти владения были закреплены за его вдовой Ганкой Сангушковой совместным актом за подписью совета литов. воевод («панов-рады») и римско-католич. еп. Виленского Николая (Миколая из Солечник) от 10 марта 1468 г. Возможно, в этом документе впервые упоминается М. м. Вероятно, именно кн. Сангушко Федорович был основателем М. м., его монашеское имя Иоаким под 1454 г. внесено в древний синодик обители, хранившийся до нач. XX в. в б-ке КДА (Викторовский П. Г. Западнорус. дворянские фамилии, отпавшие от православия в кон. XVI и XVII вв. К., 1912. Вып. 1. С. 184). Всего в синодик было вписано ок. 500 представителей рода Сангушковичей, потомков литовского князя (Алексий (Воронов). 1909).

М. м. упоминается и в акте от 21 мая 1522 г.: ковельский кн. Василий Сангушкович уступил своему двоюродному брату кошерскому кн. Андрею Сангушковичу «тот монастырь с людьми и с наданьем монастырским, что предки наши надали, что ся монастыр здавна в собе мел» (Archiwum książąt... 1890. T. 3. S. 231). Однако акт, закреплявший этот обмен, был реализован значительно позже, уже после смерти кн. Андрея, и утвержден декретом кор. Боны от 5 авг. 1533 г. В нем говорилось, что М. м. с принадлежащими ему селами (Соловьёво, Лагодово и Комарово) передан в ведение сына кн. Андрея, кн. Федора Сангушко, старосты Владимирского повета. Взамен кн. Федор уступил с. Мостыще.

23 мая 1542 г. кн. Федор оформил т. н. фундушевую запись для М. м., где говорится, в частности, о закладке им монастырского храма свт. Николая Чудотворца. Он пожертвовал для обители княжеские дворы в селах Задыбы и Песочно, а также села Комарово, Соловьёво (2 первых села и до того были собственностью обители), Нецы, Сыново и Подсыновка, находящиеся близ местечка Несухоеже, в составе Несухоежской вол. Владимирского повета Волынского воеводства. Фундушевая запись была вписана в Евангелие, хранившееся до 1917 г. в монастырском соборе (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. С. 92-93). В этой записи упоминается настоятель игум. Арсений. Князь по просьбе о. Арсения определил межевые знаки пожертвованных угодий.

9 нояб. 1547 г. кн. Федор Сангушко составил завещание, к-рым пожертвовал для обители 10 коп грошей, а также поручил своей супруге Анне и детям завершить строительство каменной монастырской ограды. Кроме того, кн. Федор подарил М. м. серебряную посуду, в частности 12 тарелок, из которых следовало изготовить кресты, чаши, кадильницы и т. д. Князь закрепил за обителью села Соловьёво, Комарово и Сыново (Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 4: 1535-1547. S. 563-565). Кроме того, в актах 1547-1586 гг. упоминается «двор» (подворье) М. м. с Ильинским храмом в с. Задыбы, где служил священник; там находилось неск. монастырских мельниц. По завещанию от 13 мая 1571 г. в обители в 1573 (1575?) г. был похоронен кн. Роман Федорович Сангушко, воевода брацлавский.

В последующие 10 лет земельные владения М. м. оспаривались, велись судебные процессы, по их итогам унаследовавшие от рода Сангушковичей территорию Несухоежской вол. кн. Януш Заславский, воевода подляшский, с супругой Александрой Сангушковной-Заславской и кн. Александр Пронский, каштелян троцкий, с супругой Феодорой Сангушко-Пронской подписали акт от 14 апр. 1593 г. о покровительстве мон-рю. Указывалось, что землями М. м. управляют представительницы рода Сангушковичей, Александра и Феодора. 3 апр. того же года вышеупомянутые князья с супругами составили опись всего движимого и недвижимого имущества обители. Указывалось, что в М. м. имеются каменный Никольский храм, деревянные колокольня, келейный корпус, хозяйственные постройки. В храме находились почитаемые икона свт. Николая Чудотворца и икона Божией Матери в серебряном венце. Отмечалось, что все монастырские имения «зоставуемы вечными часы, не болшей толко оставуючи собе и потомком своим подаване архимандрыта албо игумена а оборону от кривд вшеляких» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. С. 365-366). Однако кн. Януш Заславский утратил оригиналы документов на монастырские земли в результате нападения татар, поэтому М. м. пришлось отстаивать права на некоторые свои владения в судах.

10 окт. 1596 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Рагоза), перешедший в унию, подписал указ о лишении сана тех клириков, которые отказались поддержать униат. Брестский Собор. В акте от 20 июня 1596 г. упоминается скит свт. Николая Чудотворца в с. Дольск, настоятелем к-рого был иером. Филипп (Лозовский). В 1632-1636 гг. на месте скита существовал уже самостоятельный Дольский мон-рь.

В февр. 1621 г. в мест. Животов Брацлавского воеводства настоятель М. м. игум. Паисий (Ипполитович-Черкавский) был хиротонисан во епископа Холмского и Белзского. Это свидетельствует о том, что мон-рь был важным центром борьбы со сторонниками унии на Волыни. Однако архиерей, не признанный польским королем, так и не смог занять Холмскую кафедру. В одном из актов Киевского Собора 1628 г. он подписался как «строитель монастыра Мелецкого», где, очевидно, продолжал проживать. По др. данным, бо́льшую часть времени еп. Паисий проживал в Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого монастыре, где скончался и был похоронен в 1633 г.

В 1636 г. кн. Владислав Доминик Заславский-Острожский, родственник рода Сангушко по жен. линии, передал обители местечко Мельцы (Милец, ныне с. Мильцы), а также села Песочно, Ницы, Комарово, Соловьёво, Соколище, Шкробы и Подсыновка.

По нек-рым сведениям, в 1639 г. обитель посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила). 30 авг. 1636 г. М. м. возглавил игум. Иосиф (Чаплич-Шпановский), в 1650 (1653?) г. хиротонисанный во епископа Луцкого и Острожского. Возможно, ок. 1637-1638 гг. в М. м. проживал бывший митр. Киевский и Галицкий Исаия (Копинский), пользовавшийся покровительством волынского воеводы кн. Адама Сангушко. Свои воззвания в защиту Православия и с критикой митр. Киевского Петра (Могилы) митр. Исаия подписывал, указывая местом пребывания «Полесье, в воеводстве Волынском». Вероятно, приезд митр. Петра в Мельцы в 1639 г. мог быть продиктован необходимостью удаления оттуда митр. Исаии.

С 1651 г. М. м. возглавлял иером. Макарий (Корнилович), в 1659 г. переведенный настоятелем в Яблочинский мон-рь по приглашению местного вотчинного шляхтича Владислава Лещинского для борьбы с унией. Иером. Рафаил (Ильяшевич), назначенный в 1665 г. игуменом Яблочинского монастыря, также был милецким пострижеником. Обитель в Яблочне фактически являлась приписной к М. м.

Очевидно, братия М. м. имела связи с запорожским казачеством. 20 февр. 1666 г. в инструкции послам Запорожского войска, отправленным на Варшавский сейм, предписывалось ходатайствовать о судьбе М. м.: «Болит и то Церкви нашей греко-русской, что монастырь Милецкий, который является архимандритией, жалуется на нарушения неприкосновенности своих владений польскими жолнерами, хотя был фундован на шляхетских имениях» (Крикун М. Iнструкцiя послам Вiйська Запорозького на варшавський сейм 1666 р. i вiдповiдь короля Яна Казимира на неï // Украïна Модерна. Львiв, 1999. № 2/3. C. 311-349). Т. о., уже в 1666 г. обитель в Мельцах имела статус архимандритии.

Согласно реестру 1673 г., в М. м. проживали: архим. Стефан (Горяин), 16 монахов, 18 слуг; обитель получала доходы с мест. Мельцы и сел Песочно, Комарово, Соловьёво, Сыново, Подсыновка и Нецы (ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 340. Л. 126).

26 марта 1681 г. настоятель М. м. архим. Стефан (Горяин) тайно принял унию от униат. Холмского еп. Иакова Суши и участвовал в 1-м совещании по вопросам «новой унии», прошедшем в марте 1681 г. в Варшаве с участием епископов Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого). Не позднее 1703 г. обитель официально перешла в унию и получила статус архимандритии. Униатский еп. Холмский и Белзский Гедеон Война-Оранский в акте от 16 июня 1703 г. титуловался одновременно как «администратор Жидичинский и архимандрит Мелецкий».

Летом 1711 г. в результате удара молнии сгорел монастырский «фольварок». Униатский настоятель игум. Дионисий Щуковский писал в заявлении от 20 июля 1711 г. в Луцкий замковый суд, что М. м. вслед. пожара лишен всего своего «фундуша» и поэтому не может уже платить налоги в польск. казну. К тому же один из местных польск. шляхтичей, Федор Посуховский, захватил пахотные монастырские земли и сенокосы и увел монастырских подданных. После многочисленных жалоб 5 авг. 1713 г. кор. Август II предписал Посуховскому восстановить прежние границы владений М. м. с возвращением мон-рю всего того, что было Посуховским присвоено. Однако дело удалось закончить только 14 окт. 1717 г., когда по поручению униат. митр. Льва Кишки комиссары силой вернули обители все имения. Акцией руководили упоминаемый Щуковский, к тому времени уже архимандрит М. м., и архимандрит Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Амвросий Улинский, на помощь к-рым еп. Луцкий Иосиф Выговский прислал отряд своих слуг.

С 1713 г. М. м. снова имел статус архимандритии, в униат. традиции - опатства (по аналогии с лат. аббатством). Настоятель архим. Иннокентий Пехович в 1719 г. выступал как аудитор при разделении имений Тороканского мон-ря Пинской епархии, а в 1725 г. входил в состав специальной комиссии Папской нунциатуры в Речи Посполитой, производившей расследование деятельности Львовского Успенского ставропигийского братства. Впосл. настоятелями М. м. являлись: еп. Афанасий Шептицкий (упом. как «опат мелецкий» в 1738-1743, уже после своего избрания на Киевскую униат. митрополию), архим. Маркиан Головня (упом. в 1743-1746), еп. Львовский Лев Шептицкий (упом. как опат милецкий в 1749-1779, в Мельцах летом 1749 рукоположен во епископа Львовского и Галицкого, занимал должность «опата мелецкого» до смерти). При последнем был составлен объемный польскоязычный список движимого и недвижимого имущества обители за 1775 г. В 1777 г. в мон-ре проживало 10 монахов, действовали курсы по преподаванию философии и теологии.

До 50-х гг. XVIII в. к М. м. был приписан Троицкий скит на острове р. Турия близ с. Вербка (ныне Ковельского р-на), к-рый не позднее 1760 г. сгорел. После этого монастырский храм был преобразован в приходский (в наст. время недалеко от старого «монастырища» действует Вербский Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь).

В 1779-1786 гг. М. м. возглавлял архим. Иосиф Моргулец, избранный на генеральном капитуле ордена василиан в Тороканах в 1780 г. на должность протоархимандрита. Он продал половину имений обители и незаконно присвоил себе 18 тыс. злотых из монастырской казны.

Стараниями одного из последующих настоятелей, опата Флориана Шашкевича (впервые упом. с 1792), возглавлявшего мон-рь до своей смерти в 1812 г., не позднее 1810 г. рядом с М. м. был построен кладбищенский храм св. Онуфрия, к-рый освятил униат. митр. Григорий Коханович. Именно последнему, согласно завещанию Шашкевича, с 1812 г. поручалось управление мон-рем. В 1814-1832 гг. настоятелем был архим. (опат) Януарий Быстрый, при к-ром М. м. пришел в упадок, здания не ремонтировались. Тем не менее обитель обладала обширными капиталами, на основании чего определением католическо-униатской духовной коллегии сената в дек. 1827 г. предписывалось открыть при М. м. униатское низшее духовное училище. С упразднением в апр. 1828 г. Луцкой униатской епархии М. м. был передан в состав Литовской епархии. В его подчинении к нач. 20-х гг. XIX в. находился Верховский Михайловский муж. мон-рь в с. Верхи (ныне Камень-Каширского р-на Волынской обл.), закрытый в 1829 г.

С 1832 г. М. м. возглавлял уже не опат, а супериор (игумен) Варлаам Яскульский, который в 1839 г. перешел в Православие. Он продолжал служить в обители, являясь настоятелем сначала в сане игумена, а затем - архимандрита. С 1834 г. в М. м. действовало униат. Мелецкое ДУ. Благодаря архим. Варлааму (Яскульскому) училище удалось сохранить, оно в 1842 г. официально было признано властями в качестве православного уездного духовного училища для детей духовенства Луцкого, Ковельского и Владимирского уездов. В 1894 г. Мелецкое уч-ще было перенесено в мест. Мацеев с сохранением названия «Мелецкое», в 1915-1919 гг. находилось в эвакуации в Житомире, в 1919-1920 гг. снова действовало в М. м. под рук. выпускника Волынской ДС мирянина Леонтия Клюковского. Попытки митр. Дионисия (Валединского) разместить училище либо в мест. Мацеев, либо в г. Любомль не увенчались успехом, в итоге учебное заведение было упразднено.

До 1842 г. обитель имела статус вотчинного мон-ря, пользовавшегося с XVI в. владениями, доставшимися ему от князей Сангушковичей. В 1842 г. все монастырские владения перешли в ведение Мин-ва государственных имуществ. Взамен же мон-рь получил от казны денежный оклад в размере 3485 р. По штату в обители положено было проживать архимандриту, наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам, 5 послушникам и 24 служителям. Земли при мон-ре оставалось до 150 дес.

После кончины в 1847 г. архим. Варлаама (Яскульского) в 1848-1852 гг. М. м. возглавлял выпускник Волынской ДС архим. Григорий (Немоловский), которому удалось упорядочить монастырский архив и подготовить историко-статистическое описание обители, частично опубликованное в житомирской газ. «Жизнь Волыни». После него сохранился составленный в 1852 г. сб. «Записки о Мелецком монастыре».

В 1852-1859 гг. настоятелем М. м. был архим. Николай (Дунин-Борковский), выпускник Волынской ДС, к-рому удалось добиться существенной помощи для обители из гос. казны. В 1859 г. (иногда ошибочно указывается 1855) был построен теплый Александро-Невский храм, вместо которого в 1900 г. возведен Преображенский храм. Также в ведение обители было возвращено монастырское озеро близ мест. Мельцы. В 1862-1865 гг. М. м. возглавлял архим. Серафим, представитель местного дворянского рода, пожертвовавший для обители 210 р. серебром.

Настоятель (1865-1875) архим. Амвросий (Лотоцкий), выпускник Волынской ДС, из вдовых волынских священников, составил 1-е подробное историческое описание монастыря. При нем в архиве обители был обнаружен т. н. «Мелецкий кодекс» - сборник рукописей XV-XVI вв., в основном переводных, на староболгарском и церковнославянском языках. Этот сборник пожертвовал в М. м. в 1596 г. архим. Жидичинского мон-ря Гедеон (Юревич-Балабан). Впосл. архим. Амвросий передал сборник в б-ку КДА, к 2016 г. он хранился в Национальной б-ке Украины им. Вернадского. В архиве М. м. находилась и одна из немногих рукописных копий «Евангелия учительного» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), переданная в Киев.

В 1875-1876 гг. настоятелем М. м. был архим. Рафаил (Троицкий), бывший ректор Волынской ДС, в 1884-1885 гг.- буд. еп. Никон (Богоявленский). В 1898-1908 гг. М. м. возглавлял архим. Модест (Комиссаржевский), выпускник Волынской ДС, при к-ром в обители были произведены ремонтные и реставрационные работы. Когда в 1900 г. была завершена реконструкция теплой Александро-Невской ц., братия во главе с архим. Модестом обратилась к архиеп. Волынскому и Житомирскому Модесту (Стрельбицкому) с просьбой освятить возрожденный храм. По просьбе иноков, сославшихся на старое монастырское предание, архиерей освятил ц. в честь Преображения Господня. Кроме того, в 1901 г. была построена колокольня. В этот же период на 2-м этаже братского корпуса, примыкавшего к теплому Преображенскому храму, была устроена домовая Александро-Невская ц. в память о существовавшем в 1859-1900 гг. одноименном теплом храме.

В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 4085 р., оставаясь первоклассным необщежительным штатным. В 1908-1918 гг. в М. м. настоятельствовал архим. Алексий (Воронов), выходец из старинного дворянского рода, владевшего в т. ч. имениями на Волыни. При нем, в 1911 г., в М. м. была открыта 2-годичная псаломщическая школа, неоднократно прерывавшая свою деятельность в условиях войны и закрытая в 1918 г. польск. властями.

К 1914 г. в М. м. находились местночтимые иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца и св. Онуфрия. Две первые святыни считаются утраченными после их эвакуации в период первой мировой войны, а образ св. Онуфрия сохранился.

В 1914 г. в обители проживало 42 насельника, она владела 408 дес. 1392 кв. саж. земли (Переверзев Н. Справ. книга о приходах и церквах Волынской епархии. Житомир, 1914. С. 396). В том же году архим. Алексий эвакуировал братию и перевез имущество М. м. в г. Изюм Харьковской губ. Под его начальством иноки находились в Изюме до 1917 г., затем переехали в Киев. 27 окт. 1918 г. в Киеве архим. Алексий был хиротонисан во епископа Волчанского, викария Харьковской епархии, однако уже в 1919 г. скончался. При этом в Мельцах оставалась небольшая часть монашествующих, к-рые совершали богослужения. По данным метрических книг, общину в Мельцах в 1914-1920 гг. возглавлял иером. Филарет (Солярский), титуловавшийся как и. о. настоятеля и зав. Мелецким монастырским приходом.

В кон. 1922 - нач. 1923 г. в М. м. находился в ссылке фактически в тюремных условиях митр. Елевферий (Богоявленский), к-рого притеснял благочинный мон-рей Волынско-Кременецкой епархии игум. Поликарп (Сикорский), буд. глава УАПЦ, являвшийся настоятелем М. м. именно в этот период. Однако он занимал эту должность номинально. Игум. Поликарп, как епархиальный благочинный мон-рей, проживал бо́льшую часть времени при Волынской консистории в Кременце, и управление М. м. осуществляли его заместители, именовавшиеся как «исполняющие обязанности настоятелей». По указаниям игум. Поликарпа и. о. настоятеля обители иером. Анания осуществлял надзор за митр. Елевферием, писал на него доносы, устраивал провокации (Лист виконуючого обов'язки настоятеля Милецького мон-ря iєром. Ананiя благочинному монастирiв Волинсько-Крем'янецькоï єпархiï iгум. Полiкарповi (Сiкорському), 6 сiчня 1923 р. // ДА Волинськоï обл. Ф. 522. Оп. 1. Д. 1. Л. 3-4).

В 1922-1928 гг. в М. м. находились в ссылке митр. Дионисий и еп. Пантелеимон (Рожновский). В 1928 г. М. м. был передан из Волынско-Кременецкой в Полесско-Пинскую епархию. В обители была устроена одна из летних резиденций архиеп. Полесского и Пинского Александра (Иноземцева), безуспешно пытавшегося открыть в кон. 20-х гг. XX в. монастырский скит в с. Дубое Пинского повята. Вероятно, по причине проживания в обители маститых архиереев светские власти и священноначалие отказались от идеи закрытия М. м. При этом Онуфриевский храм на монастырском кладбище был изъят из ведения мон-ря и преобразован в приходский, который в 1922 г. возглавил свящ. Анания Гаськевич (Там же. Ф. 46. Оп. 9. Д. 98. Л. 17).

В М. м. дважды - с февр. 1928 по апр. 1934 г. и с окт. 1936 по нояб. 1938 г.- находился фактически в ссылке еп. Антоний (Марценко). При этом статус еп. Антония во времена его пребывания в Мельцах периодически менялся. Так, указом митр. Дионисия от 8 февр. 1928 г. еп. Антоний, находившийся за штатом, был переведен настоятелем в М. м. Но уже 30 июля 1928 г. он был освобожден от обязанностей настоятеля, за ним было оставлено право священнослужения. Однако из-за протестов ряда правосл. общественных деятелей (В. Богдановича, Н. Серебренникова и др.) 27 окт. 1930 г. Синод назначил еп. Антония на Камень-Каширскую кафедру с пребыванием в М. м. В документе за 1931 г. отмечалось, что еп. Антоний продолжает проживать в М. м., но при этом не является его настоятелем (Там же. Оп. 6. Д. 459. Л. 69). Примечательно, что еп. Антоний больше времени проводил не в Мельцах, а в уездном центре - г. Камне-Каширском. Именно там он находился в авг. 1932 г., когда происшедшее в неск. селах крестьянское восстание привело к погрому М. м. Участники погрома искали еп. Антония, желая расправиться с ним из-за его антикоммунистических проповедей. В окт. 1936 г. еп. Антоний был отправлен в М. м. на покой с пребыванием на правах настоятеля из-за его протестов против введения в Гродно богослужений на польск. языке. 10 нояб. 1938 г., после ходатайства архиеп. Полесского и Пинского Александра (Иноземцева), Синод постановил именовать его епископом Камень-Каширским, викарием Полесской епархии, с местом пребывания в г. Камень-Каширский.

До 1931 г. настоятелем М. м. был игум. Иосиф (Забарный), к-рый из-за внутренних нестроений перешел в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру, а позже стал ее наместником. 1-3 авг. 1932 г. группа партизан, действовавших в окрестных лесах, напала на М. м., избила настоятеля игум. Самуила, ограбила храм и ризницу обители, при этом в перестрелке был убит польск. полицейский. Одновременно были совершены погромы польск. гос. учреждений в соседних селах, фактически перешедших под контроль восставших. В ходе расследования выяснилось, что повстанцы имели сообщников среди насельников. В связи с этим польск. власти снова поставили перед священноначалием вопрос о закрытии М. м. и его преобразовании в приходский храм, но этого удалось избежать. С окт. 1932 по дек. 1935 г. в М. м. настоятелем был буд. еп. Дамаскин (Малюта), в 1920-1931 гг. являвшийся наместником Почаевской лавры. Фактически его сослали в неспокойную и бедную обитель из-за конфликтов с польск. властями и с митр. Дионисием (Валединским). В 1935-1936 гг. М. м. возглавлял игум. Иннокентий (Гришин).

В 1934 г. упоминается подворье М. м. при Благовещенском храме в г. Ковеле, где до первой мировой войны находилось подворье владимиро-волынского Христорождественского муж. мон-ря, упраздненного в 1921 г. В 1936 г. подворье было преобразовано в приходский храм.

С 1938 г., после переезда еп. Антония в Камень-Каширский, настоятелем М. м. был архим. Стефан (Оставовский), в 1940 г. по собственному желанию перешедший в новооткрытый правосл. Рождество-Богородицкий храм с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на). Архим. Стефан пытался возобновить при храме Новозагоровский (или Загоровский) Рождество-Богородицкий мон-рь, существовавший до 1923 г., но не смог реализовать задуманное, скончался в 1941 г.

В 1941-1942 гг. настоятелем М. м. был архим. Серафим (Кушнерук), из вдовых священников Волынской епархии, 21 июля 1942 г. хиротонисанный во епископа Николаевского, викария Херсонской епархии. В 1942-1944 гг. М. м. возглавлял игум. Иов (Романюк), уроженец с. Ст. Алексинец Кременецкого р-на, переведенный из Почаевской лавры.

5 сент. 1943 г. в ходе карательной операции немецко-фашистских войск были убиты иером. Феофил (Богут), регент монастырского хора иером. Иоанн (Шпичак), псаломщик Всеволод Варницкий, 4 послушника и 2 трудницы. По совету игум. Иова, узнавшего о приближении к селу карательной группы немцев от местных жителей, почти все иноки укрылись в лесу. Судя по всему, нападение немцев на мон-рь было спровоцировано действиями бандеровцев, использовавших монастырские здания в качестве складов продовольствия, оружия и пропагандистской лит-ры. В пользу данной версии говорит и тот факт, что настоятель игум. Иов сразу же с приходом советских войск 3 марта 1944 г. был арестован по обвинению в сотрудничестве с ОУН. 18 окт. того же года игумен был приговорен военным трибуналом войск НКВД по Киевской обл. к расстрелу. 5 янв. 1945 г. приговор приведен в исполнение. Сменивший его в должности настоятеля прот. Полиевкт Скрыпник, бывш. благочинный Седлищанского р-на, весной 1944 г. был расстрелян за то, что якобы являлся одним из «военных капелланов» т. н. Украинской повстанческой армии (боевого подразделения ОУН). В документах НКВД по этому поводу сообщалось, что в М. м. находились средства связи бандеровцев, а также националистическая лит-ра.

С весны 1944 г. настоятелем являлся прибывший из Белоруссии иером. Александр (Тимофеев), его заместителем - иером. Никон (Догода), из довоенных насельников обители. По указанию уполномоченного по делам РПЦ иером. Александр организовал сборы денежных средств и подарков в помощь Советской Армии. В февр. 1945 г. он был похищен участниками ОУН и убит. При загадочных обстоятельствах исчез (возможно, убит) насельник иером. Афанасий (Лабзинский). Новым и. о. настоятеля стал благочинный Седлищанского р-на прот. Наум Вихор, убитый в мае 1945 г. Вероятно, прот. Н. Вихор был агентом ОУН (Сергiйчук В. I. Радянськi партизани проти ОУН-УПА. К., 2000. С. 23). Впрочем, этим событиям предшествовал арест бывш. регента хора и псаломщика обители П. Рябко, связанного с ОУН. В 1943-1947 гг. послушником М. м. был выпускник Луцких пастырских курсов Александр Филозоф (схиархим. Алексий; † 2000), останки которого захоронены в обители.

28 окт. 1947 г. М. м. был закрыт постановлением Синода РПЦ в ответ на рапорт еп. Волынского и Ровенского Варлаама (Борисевича), не принявшего мер по сохранению обители. Имущество и помещение М. м. постановлением Волынского облисполкома от 13 дек. 1947 г. были переданы Волынскому областному управлению трудовых резервов под сельскохозяйственное уч-ще. Братия во главе с игум. Иоасафом (Борковским) безуспешно пыталась оспаривать постановление о закрытии мон-ря в Волынском обкоме и в ЦК КП(б)У. В итоге 21 июля 1948 г. игум. Иоасаф, иером. Никон (Догода) и иером. Алексий (Филозоф) переехали в Святой Троицы монастырь в с. Дермань Здолбуновского р-на Ровенской обл. В Мельцах остались проживать в частных домах только рукоположенный в 1941 г. монастырский диак. Авраамий Царик - бывш. секретарь еп. Антония (Марценко), ставший по совместительству старостой Милецкого прихода, а также заштатный игум. Иннокентий (Гришин) и пономарь мон. Афанасий (Ятусевич).

В 1952-1993 гг. в зданиях М. м. действовал дом-интернат для престарелых и инвалидов. При этом оставался действующим кладбищенский храм св. Онуфрия, получивший статус приходского.

18 авг. 1993 г. в Мильцы прибыла 1-я монашеская община, которую возглавил вдовый свящ. Виктор Денисюк, постриженный 14 апр. 1994 г. в монашество с именем Сергий. В 1992-1993 гг. он возглавлял общину Жидичинского мон-ря, которая из-за постоянных нападений последователей УПЦ КП вынуждена была покинуть Жидичин (ныне Жидычин), а Жидичинский мон-рь властями был передан раскольникам. 17 авг. 1993 г. архиеп. Луцкий и Волынский Нифонт (Солодуха) назначил свящ. В. Денисюка ответственным за восстановление М. м. Последний вместе с братией служил сначала в Онуфриевском приходском храме с. Мильцы. С февр. 1994 г. он стал совершать богослужения в единственном сохранившемся Преображенском храме обители.

8 марта 1994 г. Синод УПЦ благословил возрождение М. м. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины 24 мая 1994 г. зарегистрировал устав мон-ря. Постановлением Волынского облсовета от 28 июля 1994 г. половина монастырских зданий была передана монашеской общине. Однако освободить монастырские здания для нужд Церкви удалось только в 2000 г.

Первый наместник иером. Сергий (Денисюк) 18 июня 1996 г. был возведен в сан игумена, а 20 мая 1997 г.- в сан архимандрита, в июле 1997 г. погиб в автокатастрофе. Новым наместником был назначен игум. Леонтий (Бурко; с 1998 архимандрит). Священноархимандритом М. м. является епископ Владимир-Волынский и Ковельский.

В 1997-2001 гг. существовал Иоанно-Предтеченский муж. скит М. м. близ с. Краска Ратновского р-на, в котором наместник скита игум. Силуан (Лембей) построил 2-этажный келейный корпус. В 2001 г. братия была переведена в строящийся Иоанно-Предтеченский Вербский муж. мон-рь близ г. Ковеля.

Ист.: АрхЮЗР. 1868. Ч. 3. Т. 2. С. 397; 1867. Ч. 4. Т. 1. С. 367; Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów slowiańskich. Warsz., 1885. T. 6. S. 337; Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1910. T. 7: 1554-1572. S. 392, 397, 402, 405; Волинськi грамоти XVI ст. / Упоряд.: В. Б. Задорожний, А. М. Матвiєнко. К., 1995. С. 160.
Лит.: Омелянский Л. Нек-рые сведения из истории Мелецкого мон-ря // Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 2. № 10. Отд. 2. С. 45-54; Кудринский Ф. Мелецкий мон-рь: (Ист. очерк) // Волынские ЕВ. 1887. № 5. С. 140-148; Немуревич М. Милецкий мон-рь за описаниями архим. Григория // Жизнь Волыни. 1887. № 4; Алексий (Воронов), архим. Краткие сведения о Мелецком мон-ре // Волынские ЕВ. 1909. № 20. С. 415-416; Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях славяно-рус. рукописей в СССР. М., 1962; Годованюк О. М. Дослiдження маловiдомого архiт. комплексу // Мистецтво i сучаснiсть. К., 1980. С. 192-198; Федер У. Р. Мелецкий сб. и история древнеболгарской лит-ры // Раlaeobulgarica=Старобългаристика. 1982. № 3. С. 154-165; Пуцко В. Iкона св. Миколая Милецького сучавського маляра Григорiя Босиковича // ЗНТШ. 1998. Т. 236. С. 373-397; Цитович В., Осадчий Є. Милецькi розписи // Пам'ятки сакрального мистецтва Волинi. Луцьк, 2001. Т. 8. С. 105-108; Варфоломiй (Ващук), архiєп. Мiлецький Свято-Миколаïвський мон-р. Рiвне, 2003; Фрис В. Я. Iсторiя кириличноï рукописноï книги в Украïнi X-XVIII ст. Львiв, 2003; Ковальчук Є. I. Милецький Св.-Миколаïвський мон-р у культурно-мистецькiй спадщинi Волинi // Могилянськi читання, 2005. К., 2006. С. 236-238.
В. Г. Пидгайко, Д. Б. К.