Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕТЕХИ
45, С. 64-67 опубликовано: 7 июля 2021г.


МЕТЕХИ

Комплекс Метехи. XIII в.
Комплекс Метехи. XIII в.

Комплекс Метехи. XIII в.

[Груз. მეტეხი], церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); памятник культурного наследия национального значения Грузии (2006), образец груз. средневек. архитектуры. Расположена на окраине одноименного села (муниципалитет Каспи, историческая пров. Шида-Картли) на правом берегу р. Куры, в месте ее слияния с р. Тедзами. В источниках М. называли также Метехской Богородицей - вслед. посвящения церкви Успению Пресв. Богородицы, а также по именованию хранившейся здесь иконы Божией Матери.

История

Согласно исторической традиции, церковь была воздвигнута в сер. V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали (Вахушти Багратиони. 1973. С. 341), однако это не подтверждают ни архитектурный анализ здания, согласно которому церковь датируется XIII в., ни археологические данные. Впервые монастырь упоминается в документе 1260 г. «Писанье о вкладе Кахи Торели в монастырь Ркони»: «Два участка земли были принесены в дар Метехской Богородице - владение Бекеуров и Горгаисдзе. Они же продали их». Однако, как следует далее из документа, эти участки выкупил мечурчлетухуцеси (министр финансов) Каха и вновь пожертвовал их М. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 59; Дондуа. 1968. С. 56; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 148). О земельных владениях М. известно мало. В одной сравнительно поздней грамоте (1609) говорится о пожертвовании мон-рю виноградников в с. Атени (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 437). М. и окружающие его земли образовывали т. н. страну Метехи (ჟუეყანა მეტეხნი), входившую во владения патриаршего кафедрального собора Светицховели (ПГП. 1970. Т. 3. С. 177; Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 61). Настоятелем мон-ря был архимандрит (Вахушти Багратиони. 1973. С. 341). Феодалы неоднократно отторгали земли от церкви. Сохранилось неск. документов о восстановлении иммунных и юридических прав груз. католикосов-патриархов на потерянные владения, в т. ч. и М. (Царские грамоты от 1392, 1393, 1447, 1504-1511; 1504-1516, 1527-1532, 1559 - Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 320, 323-324, 369-370; ПГП. 1970. Т. 3. С. 177, 191, 264; Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 60-63). Католикосы-патриархи заботились об устройстве монастырского хозяйства. Напр., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Авраам II Абалаки (1492-1497) обновил принадлежащую М. древнюю мельницу и выстроил для мон-ря 2 новые, провел оросительный канал, купил у частного лица виноградник и подарил его Метехской Богородице; в поминовение Авраама II в церкви горели 2 лампады «и днем и ночью». Его дарственная грамота мон-рю (1492) была подтверждена царем Картли Константином II (1484-1505) (Какабадзе. 1913. Т. 2. С. 19-20; Т. 3. С. 41-42; Корпус груз. ист. док-тов. 2014. Т. 3. С. 294-295, 314-316). Землями «в Метехи» (из источника не совсем ясно, имеется в виду село или мон-рь М.) владели вассальные католикосу-патриарху феодалы, однако мирянам воспрещалось иметь усыпальницы в М. без согласия предстоятеля ГПЦ (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 388-389). По преданию в храме покоился великий моурави Георгий Саакадзе (1-я пол. XVII в.). Его тело было перевезено из г. Токат (Османская империя, ныне на территории Турции) и тайно предано здесь земле. Местные жители как на место погребения Саакадзе указывали на могилу около правого столба церкви (Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 50). В нач. XIX в. в М. были похоронены сановники католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония II Багратиони (1788-1811) и члены их семей: сахлтухуцеси (управитель) палат Амилбар Магалашвили († 1806), Марфа Диасамидзе († 1804), супруга мдиванбега (секретаря-письмоводителя) Давида Магалашвили, и моларе (эконом) Петр Габинашвили († 1804) (Там же. С. 47-49). В 1810 г. Анна, вдова Габинашвили, пожертвовала храму серебряную утварь: потир, дискос, звездицу, лжицу и копие, а также воздухи (Там же. С. 42-43). В кон. XIX - нач. XX в. эти вещи были украдены; в описи, составленной уполномоченным Отдела по охране старины и памятников культуры Г. Ф. Бочоридзе, упоминаются только потир и звездица (Бочоридзе. 2011. С. 308), к-рые ныне хранятся в ГМИГ (Q 777) (Читишвили. 2014. С. 184).

Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в.
Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в.

Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в.

Вслед. иноземных нашествий к сер. XVI в. М. сильно пострадала. В эпиграфических и письменных источниках сохранились сведения о проведении реставрационных работ в М. На вост. фасаде церкви высечены две 7-строчные надписи, выполненные заглавным письмом асомтаврули. В них говорится о восстановлении купола при царе Картли Луарсабе I (1527-1556); здесь же упомянут надсмотрщик над каменотесами Сагир (Отхмезури. 2003. С. 4-7). Реставрационные работы также коснулись фасадной части и интерьера церкви: были возобновлены своды, верхние участки стены и орнаментальное убранство (Читишвили. 2014. С. 172). Во 2-й пол. XVII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676) построил киворий (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 490) и алтарную преграду (Читишвили. 2014. С. 173), католикос-патриарх Вост. Грузии Николай IX (Амилахвари) (1678-1688, 1692-1695) обновил юж. фасад, о чем говорится в надписи 1687 г., исполненной письмом мхедрули на восточном фасаде церкви М. (Отхмезури. 2003. С. 7-8). В грамоте (1687) Николая IX, данной собору Светицховели, сказано, что «обветшалый храм Метехи был обновлен» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 591).

В XIX в., после упразднения автокефалии ГПЦ (1811), М. превратилась в приходскую церковь (Бакрадзе. 1875. С. 102). В кон. 70-х гг. XIX в. богослужение в М. прекратилось. В нач. 90-х гг. XIX в. была создана комиссия по возобновлению М. под председательством предводителя дворянства Горийского у. И. Сулханишвили. Деятельное участие в работе комиссии принимал преподаватель Кутаисского ДУ и Тифлисского ДУ Г. И. Садзаглишвили (в 1917-1918 - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили)). В 1891 г. была обновлена фасадная кладка храма. 9 авг. 1898 г. М. была освящена экзархом Грузии архиеп. Карталинским и Кахетинским Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), литургию служили на грузинском языке (Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 10; Село Метехи. 1898. С. 2; Читишвили. 2014. С. 177).

В нач. 20-х гг. XX в. М. была превращена в склад; иконы, церковную утварь и рукописные книги перевезли в Тифлис. В 1968 г. крышу храма перекрыли черепицей, расчистили и благоустроили территорию, в 2012 г. было проведено конструктивное укрепление барабана. Настоятель церкви - свящ. Иаков (Геджадзе) (с 2007).

Святыни

Крест. Рельеф юж. фасада ц. Метехи. XIII в.
Крест. Рельеф юж. фасада ц. Метехи. XIII в.

Крест. Рельеф юж. фасада ц. Метехи. XIII в.

В церкви с древности хранилась Метехская икона Божией Матери. Единственное описание сохранилось в груз. прессе кон. XIX в.: икона-складень (50×25 см) имела створки и была помещена в сребропозлащенный оклад, богато украшенный драгоценными и полудрагоценными камнями (яхонт, жемчуг, бирюза). В иконе «в серебре» хранились мощи святых. В 1884 г. церковь ограбили и Метехская икона исчезла. Вместе с ней была похищена Бетлемская икона Божией Матери (Внутренняя хроника. 1884. С. 2; Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 17-18; Читишвили. 2014. С. 175-176).

В ГМИГ хранятся ок. 30 святынь (иконы XVII-XIX вв., утварь XIX в.), происходивших из М., среди них писанное маслом на полотне Распятие в деревянном окладе и с греч. пояснительными надписями над фигурами Спасителя, Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова (ГМИГ. Х 443, XVII-XVIII вв.); деревянные иконы святых Космы и Дамиана (ГМИГ. Х 516, XVIII в.), Христа Вседержителя с надписью на грузинском языке (ГМИГ. Х 411, XVIII в.) и др. (Там же. С. 179-187).

Часть коллекции составляют святыни, к-рые были перенесены в М. из церкви Магалашвили (в с. Цинарехи, ныне в муниципалитете Каспи) на рубеже XVIII и XIX вв. (Там же. С. 185-187). Среди них примечательна икона Божией Матери «Одигитрия» (ГМИГ. Q 757, 2-я пол. XVII в.). В 1886 г. вдове полковника Н. Сакварелидзе из с. Чочети (ныне в муниципалитете Каспи) во сне явилась Метехская икона, и Пресв. Богородица на ней велела сообщить священнику о том, что икона и Метехское Четвероевангелие (8,5×7 см; НЦРГ. H 2903, 1581 г. 270 л.) спрятаны в квеври (глиняном сосуде для вина) над алтарным сводом церкви. Икону и рукопись нашли в указанном месте; образ Пресв. Богородицы положили у юго-вост. столба храма, где раньше покоилась большая храмовая Метехская икона Божией Матери (Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 15-17; Читишвили. 2014. С. 177, 185). Метехское Четвероевангелие, получившее благодаря чудесному обретению известность в широких научных кругах, в 1923 г. привез из М. в Тифлис груз. историк С. Н. Джанашия (Читишвили. 2014. С. 185-186). Текст Четвероевангелия выполнен на пергамене письмом нусхури (заглавия и начальные буквы - асомтаврули). Сщмч. Кирион III (II), М. Джанашвили, Ф. Д. Жордания и К. С. Кекелидзе ошибочно датировали его 1049 г. На первых листах рукописи помещены таблицы Пасхалии в арочном обрамлении с узорчатыми архитектурными украшениями и цветами, над арками помещены фигуры 2 львов. На обороте 4-й страницы Пасхалии, где прежде были нарисованы 3 арки, переписчик указал: «Здесь должно быть две колонны, а третья мною выскоблена» (Садзагелов-Ивериели. 1892. С. 14). Рукопись содержит неск. приписок, исполненных нусхури и мхедрули. Четвероевангелие было переписано Виссарионом (Л. 228 об.) и пожертвовано Метехской Богородице католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Николаем VIII (Багратиони) (1584-1589) (Л. 229 об.- 230 об.). В нач. 70-х гг. XVII в. свящ. Димитрий обновил рукопись; в приписке упоминаются также заказчик - Анна (дочь Шермазана Бараташвили) и ее дети: сын Кайхосро и дочь Дареджан (Л. 231) (Джоджуа. 2005. С. 190-200). Супругом Анны Бараташвили был Ашотан Мухранбатони, брат католикоса-патриарха Доментия III (Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 230-231). В 1672 г. по приказу Ашотана был изготовлен ковчег для Четвероевангелия (8,2×5,2 см, серебро, с 5 золотыми крестами; ГМИГ. Q 783, НЦРГ. H 2903). Имена заказчика и мастера, а также дата изготовления выгравированы на ковчеге на асомтаврули и араб. языке. На ковчеге изображены Пресв. Богородица с Младенцем, Христос Вседержитель, ангелы, св. апостолы Петр и Павел, поясные фигуры 4 евангелистов (Читишвили. 2014. С. 179-180).

До кон. XIX в. в М. хранился крест (по описанию католикоса-патриарха сщмч. Кириона III (II), длиной 2 вершка (8,89 см), шириной вершок и 3 дюйма (ок. 12,06 см), толщиной 3 дюйма (ок. 7,62 см)), который, по преданию, был выполнен из части Животворящего Креста Господня. Крест был помещен в складной серебряный кивот, «на лицевой его стороне вырезан Саваоф и по сторонам Пресв. Богородица и Иоанн Богослов. На оборотной стороне хотя и есть изображения святых, но трудно их угадать. По местам края креста отбиты для частиц» (Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 42).

Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Внутренняя хроника // Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. № 193. С. 1-2 (на груз. яз.); Садзагелов-Ивериели Г. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Историко-археол. очерк Метехского храма. Кутаис, 1891; он же [Садзагелов Г.]. Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г. // ДВГЭ. 1892. № 10. С. 13-18; Джанашвили М. Четвероевангелие 1049 г. из с. Метехи // Иверия. Тифлис, 1892. № 76. С. 2-3; № 79. С. 2-3; № 80. С. 2-3 (на груз. яз.); Село Метехи // Иверия. 1898. № 172 (на груз. яз.); Село Метехи и его руины // Могзаури (Путешественник). Тифлис, 1902. № 9/10. С. 683-686 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь: Введ., пер., коммент. // Груз. источниковедение. Тб., 1968. Т. 3. С. 50-76; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. / Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв. / Сост.: Т. Енукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в. / Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Отхмезури Г. Надписи из с. Метехи // Клио: Ист. альм. Тб., 2003. № 18. С. 3-12 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви и мон-ри Шида-Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).
Лит.: Макалатия С. Тедзамское ущелье: Ист.-этнограф. очерк. Тб., 1959. С. 11-12 (на груз. яз.); Джоджуа Т. Метехское Четвероевангелие // Мравалтави (Многоглав). Тб., 2005. Вып. 21. С. 190-200 (на груз. яз.); Читишвили Н. Мат-лы для истории храма Метехи из Картли // Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2014. № 10. С. 167-193 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

Архитектура

Архитектурный комплекс составляют ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, ограда с башнями (XVII-XVIII вв.) и колокольня (XIX в.). Ограда (периметр 70×60 м, ширина 0,7 м) возведена из битого камня, во многих местах вставлены камни большого размера, кирпичи и булыжники. С северо-запада и юго-востока в ограду встроены башни. Одна из них была прямоугольной (разрушена полностью), 2-я (к юго-востоку от собора) - цилиндрическая и значительно суженная кверху (диаметр 4,4 м). С сев. стороны башни есть прямоугольный вход. В XIX в. на ней была надстроена кирпичная колокольня. Купол внутри полусферический, крыша пирамидальная, на коньке установлен металлический крест. Колокольня с 4 сторон открывается арочными проемами.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы - крестово-купольное сооружение (15×20 м, высота внутри 30 м), в плане относится к типу вписанного креста, что продолжает традицию, выработанную в грузинской церковной архитектуре в предыдущий период. Церковь возведена из хорошо обработанных квадров базальта. В фасады включены камни зеленого цвета. В церкви 2 входа - с юга и с запада. Это монументальное строение, отличающееся массивными формами и нетипичным их соотношением: в частности, наблюдается большая разница между высотой центральных фронтонов и высотой боковых частей церкви. Увеличена и высота нижнего корпуса. Это выделяет М. среди памятников как этого, так и предыдущего периода, когда нижний корпус уступает по высоте барабану (XII-XIII вв.) или, несмотря на монументальность, не вызывает чувства дисгармонии и не производит впечатления чрезмерности к.-л. компонентов (X-XI вв.). Композиционный центр внешних объемов церкви представлен 12-гранным барабаном, который сужается кверху наподобие усеченного конуса, имеет 12 окон и гладкий сложнопрофильный карниз; несмотря на массивность, не нарушает характер пропорций нижнего корпуса.

Купол, возведенный в середине композиции с прямоугольной планировкой, опирается на 2 алтарных выступа и на 2 подкупольных столба квадратной формы. По сторонам алтаря расположены диаконник и жертвенник, над ними находятся тайники; непосредственно с алтарем связан только жертвенник. Все 3 помещения имеют полукруглые апсиды, по узкому окну в каждой. Алтарь приподнят от пола на 2 ступени. В апсиде алтаря есть одноступенчатое сиденье, в центре к-рого в виде глубокой ниши обустроен престол настоятеля. Подкупольные арки полукруглой формы состоят из 2 ступеней. Переход от квадрата на круг купола выполнен парусами. Приделы храма перекрыты полукруглыми сводами. Продольные стены зап. придела возведены на низких арках неправильной формы. С одной стороны арки опираются на подкупольные устои, с другой - на 2-частные пилястры.

Церковь обильно украшена декором (поврежден). Камни облицовки и орнаментальные элементы во мн. местах заменены или вовсе отсутствуют. Убранство объединяла декоративная аркада, от которой сохранилась лишь малая часть. Такая же аркада располагалась и по боковым стенам фасадов. Сохранились нижние валы. В центральных частях фасадов церкви повторяется один и тот же декоративный мотив: большой крест между парными окнами, обрамление окон и медальоны, завершающие концы креста. Этим рельефным композициям посвящена только верхняя часть фасадных плоскостей. На вост. фасаде крест занимает практически весь центр, на концах креста круглые медальоны, на месте их пересечения помещено рельефное изображение шишки. Валы креста неразрывно переходят вниз: сначала в обрамление медальонов, затем в обрамление центрального окна алтаря; они опускаются вертикально и прерываются в средней части фасада. Остальные окна фасада очерчены гладкими валами. От декора обильно украшенных треугольных ниш остались лишь верхние арочные части. На остальных фасадах нижний конец декоративных крестов проходит между парными окнами. Подзор на зап. фасаде гладкий, на поперечных фасадах он заполнен орнаментальным плетением. Обрамление окон на зап. и сев. фасадах гладкое.

На фасадах использованы мотивы, разработанные на рубеже XII и XIII вв. (парные окна с возведенным посредине крестом), однако они гипертрофированы: кресты огромны, на вост., юж. и зап. фасадах они упираются в край фронтона, широкие концы занимают практически всю ширину средних частей фасадов. Восточный крест вместе со своим опорным диском в 3 раза выше колокольни. В основном традиционными являются наличники окон, представляющие собой рамы с угловыми квадратами и импостами.

Показателем новой тенденции является размер широких нерасчлененных поверхностей фасадной стены. На зап., юж. и сев. фасадах, помимо маленьких круглых окон, все собрано в подфронтонной области, остальная площадь глухая. Новые мотивы: горизонтальный подзор-фриз на юж. и зап. фасадах, чуть выше средней высоты стены; подзор делит фасад на 2 регистра.

Несмотря на то что полного впечатления о программе орнаментального убранства фасадов составить нельзя (мн. орнаменты уничтожены, части облицовки в этих местах заменены гладкими камнями), очевидно, что репертуар рельефа опирался на традиционный - есть как листовые, так и ленточные виды. Заслуживает внимания и техника выполнения. В тимпане зап. портала помещена рельефная икона «Успение Пресв. Богородицы».

Лит.: Свод памятников истории и культуры Грузии. Тб., 1990. Т. 5. С. 177-179 (на груз. яз.); Памятники культурного наследия Грузии. Тб., 2010. С. 83-84 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. С. 327-329; Т. 2. С. 87 (на груз. яз.).
И. Долидзе
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Грузия) Метехи, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (в XIII-XVIII вв.- мужской монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы