Авраам Иванович (30.07.1784, Ораниенбаум - 1.01. 1854, С.-Петербург), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма. Род. в семье дворцового служителя, старосты придворной Пантелеимоновской ц. В 1795-1806 гг. учился в С.-Петербургской АХ, первоначально - в Воспитательном уч-ще. В 1799 г. определен в архитектурный класс, среди его учителей - А. Д. Захаров. По окончании курса с большой золотой медалью за проект здания «судебных мест» (использован при постройке дома градоначальника на углу Гороховой ул. и Адмиралтейского проспекта) М. провел 2 года в качестве пенсионера академии в С.-Петербурге, 22 авг. 1808 г. был направлен за границу, где занимался изучением и в т. ч. обмерами памятников Рима, Вены и Флоренции. В 1810 г. М. посетил Неаполь и др. города Юж. Италии, особое впечатление на него произвели храмы Пестума, Помпеи и Геркуланума. 8 апр. 1811 г. он был избран членом Академии св. Луки. По возвращении в С.-Петербург М. рисунками и обмерами обратил на себя внимание имп. Марии Феодоровны. Преподавал архитектуру в АХ, в 1817 г. поступил на службу в комитет строительных и гидравлических работ (Строительный комитет 2-й экспедиции МВД). 21 янв. 1817 г. женился на Любови Мартос, дочери скульптора И. П. Мартоса. В сент. 1812 г. за создание проекта театра получил звание академика, с 1813 г. (после Ж. Ф. Тома де Томона) руководил в АХ т. н. перспективным классом в должности адъюнкт-профессора, в 1818 г. удостоен звания профессора 2-й степени (за проектирование церкви и оранжерей, построенных в имении кн. П. Ф. Шаховского под Вязьмой), в 1831 г.- звания профессора 1-й степени; с того же года исполнял должность ректора академии (утвержден в 1843). В 1834 г. произошло слияние Строительного комитета МВД и Главного управления путей сообщения; М. продолжил трудиться в новообразованном Главном управлении путей сообщения и публичных зданий Департамента проектов и смет. С 1851 г. заслуженный ректор АХ.
Работы М. отличались постоянством стиля, ориентированного на античное наследие, в первую очередь на греч. дорику и рим. Пантеон. Это объединяло его, с одной стороны, с послереволюционной франц. архитектурой кон. XVIII - нач. XIX в., с другой - с такими мастерами русского ампира, как А. А. Михайлов 2-й, П. С. Плавов, И. И. Шарлемань 1-й. Его проекты максимально приближены к античным прототипам без влияния стилистики Ренессанса. Первым крупным осуществленным проектом М. (нач. 1812, сохр. 3 варианта) стал главный корпус Демидовского училища высших наук (юридического лицея) в Ярославле - 3-этажное здание с мощным портиком, построенное в 1813-1815 гг. (не сохр.).
С 1813 г. М. разрабатывал конкурсный проект храма Христа Спасителя в Москве и удостоился 1-й премии, однако утвержден был проект А. Л. Витберга. Классицистический проект М. представлял храм в виде греч. креста; каждый ризалит был оформлен 8-колонным портиком и завершен треугольным фронтоном. В венчающем пятиглавии доминировал огромный эллипсовидный купол, оформленный в основании лежачими окнами. Барабаны как главного купола, так и малых, расположенных по углам здания, декорированы колоннадой. В другом варианте проекта было представлено громадное 3-ярусное сооружение на высоком стилобате с галереей, завершенное таким же куполом. Первый ярус представлял собой четверик с примыкающими к нему портиками с 3 рядами колонн коринфского ордера. Аналогичными колоннадами были украшены верхние ярусы. Здание фланкировали полуциркульный корпус и обелиски, завершенные фигурами. В составленном М. описании (1817) проекта храм именовался подоблачным колоссом, соответствующим великому делу «спасения Отечества» и превосходящим «огромностью даже церковь Петра в Риме и все храмы доселе существующие» (Кириченко. 2001. Кн. 1. С. 238).
Для Москвы М. выполнил разработку архитектурной части памятника К. Минину и кн. Д. М. Пожарскому (1815-1818, скульптор Мартос, с к-рым М. неоднократно сотрудничал) и проект Большого театра (1821, не осуществлен). Осталась нереализованной и бо́льшая часть с.-петербургских проектов М., напр. Исаакиевского собора: вариант прямоугольного в плане храма, завершенного 3 главами в линию, с 10-колонными портиками (1822); 2 варианта 5-главого храма с квадратным планом (1824), основанные на разработках О. Монферрана. В 1828 г. М. в сотрудничестве с близким ему по классицистической стилистике коллегой по АХ Михайловым создал ампирный конкурсный проект ц. св. Екатерины в Екатерингофе, но имп. Николай I выбрал проект в рус. стиле, предложенный К. А. Тоном. Также М. выполнил неосуществленный проект нового иконостаса Казанского собора (1829).
Одним из важнейших сооружений архитектора считается Никольская единоверческая ц. в С.-Петербурге (1820-1827) на углу Николаевской ул. (ныне ул. Марата) и Кузнечного переулка. Массивный объем церкви поставлен под углом к обоим проездам, видимо, для достижения строгой ориентации алтаря на восток. Церковь имеет ярусную композицию, в которой И. Д. Саблин увидел попытку на основе образов древнерус. архитектуры найти совр. трактовку рус. храма и влияние композиции башни Адмиралтейства Захарова. Здание церкви в плане имеет равноконечный крест с угловыми компартиментами и разделено карнизами на 3 яруса. Нижний ярус, завершенный широком антаблементом, подчеркивают по всем сторонам 6-колонные дорические портики большого выноса. Второй ярус образуют 4 угловые башенки-звонницы, связанные друг с другом ранее открытыми 2-ярусными дорическими колоннадами (наподобие храма Посейдона в Пестуме). Они венчались декоративными луковками, как и центральная глава, и образовывали традиц. пятиглавие. Оригинален и квадратный барабан со срезанными углами (3-й ярус), в его стенах прорезаны большие полуциркульные окна с развитыми архивольтами и замковыми камнями. Вместимость храма была рассчитана на 2 тыс. чел. Четырехстолпный 3-нефный храм оформляли коринфские колонны желтого стука, круглая в плане колоннада поддерживала обходную галерею верхнего яруса, мощный купол был декорирован квадратными кессонами с розеттами. Главный, Преображенский, престол освятили в 1831 г., левый, во имя свт. Николая Чудотворца,- в 1838 г. В. И. Григорович характеризовал церковь как «одно из лучших произведений новейшей архитектуры в России… не отколь не заимствованное» (Тубли. 1980. С. 39). В 1832 г. в ограде церкви по проекту М. возвели 2 часовни: квадратные в плане, со срезанными углами, перекрытые низким куполом, дверные проемы фланкированы дорическими полуколоннами. Тогда же был сооружен церковный дом (ныне перестроен). Храм в 1910 г. получил статус собора, закрыт в 1931 г. и перестроен в 1934 г. под Музей Арктики и Антарктики с уничтожением интерьера, сносом малых глав и застройкой галереи.
Для единоверческой общины в С.-Петербурге М. также капитально перестроил Благовещенский храм на Волковском кладбище (1835-1836, первоначальный проект В. И. Беретти, 1813-1818; закрыт в 1930 и снесен). Возможно, желанием общины объясняется «русификация» его облика, В. Я. Курбатов отмечал ту же тенденцию в проектах М. Ф. Казакова. Венчающая часть вытянутой по продольной оси 3-частной церкви представляла собой круглый барабан с пристроенными к нему 4 маленькими звонницами на вытянутых постаментах, главный купол был завершен приземистой луковицей, малые - луковицами на шейках с перехватами. Декор составляли килевидные кокошники, завершающие четверик, и акротерии (в основаниях малых главок и верхнего, круглого в плане яруса колокольни, в навершии портала).
В проектах перестройки зданий М., несмотря на приверженность классицистическим идеалам, стремился к сохранению их первоначальной стилистики. Едва ли не первым известным примером необарочной стилизации (1831) является архитектура большого нового притвора ц. Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. Барочная отделка верхнего яруса оконных наличников сочетается с классицистическим ордером портала. В 1833-1836 гг. М. расширил Успенскую ц. (Спас на Сенной пл.), еще один памятник барокко, перестроив купола и своды (взорван в янв. 1961). В 1837-1840 гг. М. вместе с художниками К. П. Брюлловым и Я. Ф. Яненко осуществил ремонт с заменой иконостаса и устройством левого придела Усекновения главы св. Иоанна Предтечи барочного Троицкого собора в Троице-Сергиевой Приморской пуст. (архитекторы П. А. Трезини, Б. Ф. Растрелли, разрушен в 1962). В числе учеников М. был крупнейший мастер необарокко А. И. Штакеншнейдер.
М. был спроектирован или перестроен ряд частных домов и общественных зданий в С.-Петербурге. При надстройке и расширении строений М. стремился соблюдать классицистические принципы и избегать тиражирования фасадных элементов. Так, к 1838 г. М. перестроил дома И. Н. Неплюева на Фонтанке для здания уч-ща правоведения. Сохранив стены обоих корпусов, архитектор застроил промежуток между ними, возвел флигели, обращенный на Фонтанку фасад оформил портиком из 10 колонн с широким треугольным фронтоном. По центральной оси 3-го этажа расположил храм, освященный в нояб. 1835 г. во имя вмц. Екатерины в память вел. кнг. Екатерины Павловны, кор. Вюртембергской. Как градостроитель М. участвовал в проектировании домов и деревянной ц. св. Спиридона Тримифунтского лейб-гвардии Волынского полка (1837-1838, не сохр.) по Дворцовому проспекту в Ораниенбауме, в нем. колонии Новосаратовка на правом берегу Невы под С.-Петербургом.
Наиболее значимые столичные проекты М. не были реализованы, их консерватизм и личная скромность зодчего способствовали тому, что предпочтение отдавалось его современникам Захарову, Монферрану, К. И. Росси, В. П. Стасову, Тону. Хотя М. не участвовал в изменении архитектурного облика С.-Петербурга, работа в МВД позволила ему стать одним из первых столичных зодчих, много проектировавших для провинции. Церковные постройки М. стали важными градостроительными доминантами многих российских городов, отличались монументальностью, строгой симметрией, удачно найденными пропорциями и лаконичностью декора. Достаточно оригинальны попытки обращения М. к рус. стилю и др. формам церковной эклектики.
В 1814 г. по проекту М. началось строительство нового Успенского соборного храма в Таганроге (совр. пл. Октябрьская). При составлении проекта ротондального здания М. ориентировался на архитектуру рим. Пантеона. Здание, завершенное гигантским плоским куполом на цилиндрическом барабане, окружали 4 четырехколонных дорических портика с треугольными фронтонами, как и отдельно стоявшую 3-ярусную колокольню со шпилем. Собор был освящен 3 нояб. 1829 г. и представлял собой лат. крест: колокольню и храм соединяла чрезвычайно вытянутая колоннада. При перестройке в 1863-1867 гг. завершения собора приобрели элементы рус. стиля - луковичные главы, кокошники (в 1938 храм разрушен).
Для Н. Новгорода М. спроектировал Успенский военный собор (1821, построен в 1825-1827, освящен в 1831) и, вероятно, Спасо-Преображенский собор в кремле (1828-1834, строитель - архит. Н. Е. Ефимов). Трехпрестольная ц. Успения Божией Матери с приделами святых Симеона Столпника и Марии Магдалины была сооружена помещицей М. А. Мертваго как памятник Нижегородскому ополчению 1812 г. Она была увенчана шлемовидным куполом, все фасады оформлены 6-колонными дорическими портиками. Общий для 3 алтарей иконостас имел сходство с иконостасом с.-петербургского Казанского собора. До построения Преображенского собора церковь была кафедральной, в дальнейшем именовалась военным собором (разрушена на рубеже 20-х и 30-х гг. XX в.). Она положила начало наиболее распространенному в творчестве М. аскетическому типу центричных однокупольных 4-столпных церковных сооружений, почти лишенных декора. Преображенский собор воспроизводил архитектуру предшествующего ему храма 1652 г. Близкий к кубу собор был увенчан луковичным пятиглавием, стены, разделенные на прясла лопатками, были практически лишены декора (разрушен в 1929).
В г. Мценске Орловской губ. в 1810 г. был заложен Никольский собор, первоначальный проект к-рого, вероятно, М. изменил. В 1837 г. была построена теплая трапезная с престолами свт. Афанасия Александрийского и вмц. Параскевы, в 1841 г. завершены пристройки с приделами архидиак. Стефана и Печерской иконы Божией Матери. Трехглавый классицистический собор имел план в виде лат. креста, его основной объем над средокрестьем венчала массивная глава со шлемовидным куполом на барабане, боковые ветви креста с севера и юга венчали аналогичные малые главы (разрушен в 30- 60-х гг. XX в.). Предполагается участие М. в проектировании еще одного храма во Мценске - Крестовоздвиженской ц. (1810-1818, ул. Карла Маркса, 30). Одноглавый, близкий к кубу храм завершен большим квадратным в плане куполом со скошенными углами и соединен трапезной с массивной 3-ярусной колокольней.
По заказу генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцова и в соответствии с генеральным планом застройки Кишинёва М. спроектировал кафедральный собор Рождества Христова (1830-1836, совр. адрес: пл. Великого Национального Собрания, 2), ставший эталоном храмостроительства в Бессарабии. Строительством до 1831 г. руководил бессарабский обл. архит. И. И. Спет. Освящение собора с часовней состоялось 13 окт. 1836 г. Главный храм города был размещен в центральном сквере (проект к-рого также разработал М.), на одной линии со зданием Митрополии. Собор и отдельно стоящая 4-ярусная колокольня возведены в стиле рус. классицизма. План массивного основного объема близок к квадрату, к которому примыкают четыре 6-колонных портика дорического ордера с треугольными фронтонами. Фасады опоясывают развитый антаблемент. Высокий цилиндрический барабан со световыми проемами по периметру завершен крупным куполом. Колокольня была скомпонована из 3 уменьшавшихся кверху квадратных в плане ярусов и верхнего, круглого, увенчанного главкой. Собор закрыт в 1962 г., тогда же взорвана колокольня, восстановительные работы велись в 1991-1997 гг.
Постройка Спасо-Преображенского собора в г. Болграде (совр. Одесская обл.) по проекту М. кон. 20-х - нач. 30-х гг. велась в 1833-1838 гг. Почти 50-метровый по высоте храм имеет центральный близкий к кубу объем; с 4 сторон к нему пристроены ионические 6-колонные портики большого выноса с треугольными фронтонами, придающие храму крестообразный план. Массивный центральный купол выше по сравнению с 4 угловыми куполами-звонницами. Храм расписан в 1912-1914 гг. худож. П. А. Пискарёвым в «васнецовском» стиле.
Собор Покрова Богородицы в г. Измаиле был построен в 1822-1831 гг. Автором проекта считается М., строительными работами руководили архитекторы Ионица и Спет. Прямоугольный в плане объем завершен массивным куполом и окружен 4-колонными портиками, с востока к нему примыкает полуциркульная в плане апсида. Барабан купола был сделан цилиндрическим вместо 8-гранного по плану. Соединенная с собором 4-ярусная колокольня с 3 квадратными в плане нижними ярусами и круглым верхним отличается спокойной геометрией объемов. В 1913 г. собор расписан Пискарёвым. Дугообразная в плане колоннада тосканского ордера по сторонам от колокольни и портик над центральным входом были достроены в 1937-1938 гг., в период нахождения Измаила в составе Румынии, по проекту итальянца А. де Векки и напоминают колоннады собора ап. Петра в Риме и Казанского собора в С.-Петербурге.
М. разработал своеобразный тип мемориального архитектурно-скульптурного комплекса. Он спроектировал храм-памятник имп. Петру I (1809, не осуществлен) в виде гигантской 55-метровой усеченной пирамиды с 10-колонным дорическим портиком под треугольным фронтоном в центре каждого фасада, 9-метровый обелиск в Туле в память о победе на Куликовом поле (1-я премия на конкурсе, 1823, не осуществлен), памятники имп. Александру I в здании Биржи в С.-Петербурге (1822) и в память о его кончине в Таганроге (1826, М. предложил поместить памятник в специальный «храм памяти» - колонную ротонду, увенчанную шлемовидным куполом, установлен по упрощенному проекту в 1831, снесен в 20-х гг. ХХ в., воссоздан в 1998), обелиск Минину и Пожарскому в Нижегородском кремле (1825), памятник кн. Г. А. Потёмкину в Херсоне (1825-1826, открыт в 1836, условно воссоздан после утраты в советское время в 2003), М. В. Ломоносову в Архангельске (1826-1829, открыт в 1832), герцогу А. Э. де Ришелье в Одессе (1827-1828; М. участвовал также в разработке проекта окружающей площади и лестницы Николаевского бульвара, т. н. Потёмкинской лестницы, 1835), монумента «Венценосной благотворительнице России» в память имп. Марии Феодоровны (1828), бюста Г. Р. Державина в Казани (1831, не реализован), обелиска в память о Бородинской битве (1834, не реализован).
В 1822-1829 гг. для помещиков Томиловых М., вероятно, спроектировал и построил ц. Рождества Христова Христорождественского Пашского погоста (совр. дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл., закрыта в 1937, восстанавливается с 1997). Величественная 5-главая 5-престольная церковь соборного типа соединена обширной трапезной с 3-ярусной колокольней, завершенной шпилем. Притвор и боковые фасады украшают 4-колонные портики под треугольными фронтонами. Круглые барабаны глав прорезаны арочными окнами.
В 1827-1829 гг. М. вместе с Л. Ф. и Д. Ф. Адамини принимал участие в перестройке ц. вмц. Екатерины и Рождества Богородицы в Графской Славянке близ Павловска (ныне в черте города, перестроена), в 1831-1833 гг. по его проекту пристроен придел к Успенскому собору Староладожского жен. мон-ря (в с. Ст. Ладога Волховского р-на Ленинградской обл., приделы утрачены). По проекту М. в 1827-1832 гг. был полностью перестроен собор Мозоловского Вознесенского жен. мон-ря (с. Мозолово Мстиславского у. Могилёвской губ., сохр. со значительными утратами). Трехчастный, вытянутый в плане по оси «запад-восток» храм включал притвор с возвышавшейся над ним колокольней со шпилем, соединенный с притвором трапезной основной объем, увенчанный шлемовидным куполом на круглом в плане барабане, и полуциркульную в плане апсиду. Вход в храм и основное помещение с севера и юга украшали 4-колонные портики. В 1840 г. из Слуцка в Минск была переведена ДС, для к-рой отвели дом по Александровской ул. Он был перестроен по проекту М. для размещения там домовой Иоанно-Богословской ц. В 1832 г. М. выполнил проект теплой Печерской (во имя Всех святых Печерских) ц. при доме игумении воронежского Покровского монастыря (построена в 1832-1835, приделы - в 1838, 1842, перестроена в рус. стиле, в советское время - жилой дом (ул. Рабочий Городок, 30)). М. спроектировал теплый Благовещенский собор с приделом равноап. кнг. Ольги в Псковском кремле. Строительство церкви велось в 1832-1836 гг. под надзором архитекторов А. Т. Дурнова и М. А. Томаринского (взорвана в 1933). Кубический храм с массивным полусферическим куполом окружали небольшие ризалиты с 4-колонными портиками и алтарный ризалит, завершенные треугольными фронтонами. В Пскове М. выполнил также проект реконструкции ДС (1830).
Одними из лучших и самыми величественными из построенных М. храмов являются собор ярославского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря и Спасо-Преображенский собор в Рыбинске. Казанский собор (1835-1845) - прямоугольный в плане, с полуциркульной одноярусной апсидой, с 3 ризалитами небольшого выноса в 1-м ярусе (с 4-колонными дорическими портиками) и колоннадой во 2-м ярусе; купола пятиглавия поставлены на граненые барабаны и завершены луковичными главками. Рядом построена 4-ярусная колокольня с высоким шпилем (разрушена). Также в Ярославле по эскизам М. были возведены 4-ярусная колокольня Успенского собора с разными в плане ярусами (1833-1836) и теплый придел святых Василия и Константина Ярославских (1832-1833, не сохр.) к Успенскому собору, во всю его длину.
Двухэтажная Крестовоздвиженская ц. в Рыбинске (1834-1846) была построена по проекту губернского архит. П. Я. Панькова, значительно упрощенному и переработанному М. при участии И. И. Шарлеманя 1-го и Д. И. Висконти (разрушена в 30-х гг. XX в.). Величественный храм с боковыми портиками и алтарным ризалитом с высокой 4-ярусной колокольней завершало пятиглавие в виде фонариков с луковичными главками над полусферическими куполами.
Преображенский собор в Рыбинске (1838-1846, освящен в 1851), построенный на деньги рыбинских купцов, был рассчитан более чем на 3,5 тыс. прихожан и напоминает с.-петербургский Исаакиевский собор. Основной объем представляет собой массивный куб, увенчанный полусферическим куполом и 4 малыми световыми барабанами на угловых частях основного объема. План собора в виде равноконечного креста создают прямоугольные ризалиты алтаря и боковые ризалиты с 6-колонными портиками и фронтонами. В оформлении барабанов и портиков использованы элементы коринфского ордера. Храм освещают арочные окна в 1-м ярусе и круглые - во 2-м, здание опоясано антаблементом. Ребристый купол в верхней части прорезан 16 люкарнами, завершен главкой и обходной галереей. Купол через систему подпружных арок опирается на 4 мощных 7-угольных в плане пилона. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. С запада центральный неф продолжает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с построенной в 1797-1804 гг. 5-ярусной колокольней. Собор закрыт в 1929 г., перестроен, восстановлен в 2003-2007 гг.
Казанская ц. в г. Уржум совр. Кировской обл. была построена в 1836-1841 гг. Проект был разработан в 1834 г. М. совместно с Висконти. Непосредственный исполнитель проекта Висконти, вероятно, участвовал и в разработке др. классицистических церковных проектов вместе с М., используя в работе альбом Михайлова и Шарлеманя «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 г. Одноглавый храм «корабль» (в плане - лат. крест) с колокольней над притвором, напоминавшей колокольню в Измаиле, был украшен колонными портиками (сохр. с большими утратами).
Троицкий собор в Липецке (спроектирован в 1831, построен в 1832-1848, разрушен в 1931) был близок по архитектуре к Преображенскому собору Стасова в С.-Петербурге, в частности формой и расположением 5 куполов. К 2-светному кубовидному объему примыкали 4-колонные портики, с запада - полуколонны с капителями ионического ордера. В плане храм представлял собой равноконечный крест. Стены были разделены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной, завершены карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий декор - окна и проемы звонов обрамляли лишь карнизы и архивольты.
Предполагается, что М. построил в Белгородской обл. 3-частную однокупольную Воскресенскую ц. в с. Хотмыжске (Борисовский р-н, 1834-1839, восстановлена в 1995) - кубический одноглавый храм с 4 колоннами в форме греческого креста, с портиками и присоединенной к нему галереей с 3-ярусной колокольней, и 3-престольную однокупольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Ивановка (Старооскольский р-н, 1837, восстановлена с изменением первоначального вида, см.: Православные храмы земли Оскольской / Авт.-сост.: П. Е. Шишкин, Н. И. Мурашов. Старый Оскол, 2008). Ему принадлежат также проекты собора для г. Кашина (вероятно, перестройки Воскресенского собора в 1817-1819), колокольни Введенской ц. в том же городе (спроектирована в 1832, построена в 1835, не сохр.), церквей в имении Верещагина и генеральши А. И. Коновницыной; нереализованный проект церкви-ротонды с портиками диаметром 34 м в Орле (1826); 2 церквей в Пермской губ., 2 церквей на Камчатке (1832), предположительно 3-частной однокупольной Преображенской кладбищенской ц. в Плёсе (1832, постройка - 1849); иконостасов Никольской ц. в Ревеле (1825) и дворцовой ц. в Белостоке (1826).
Поиск М. национального стиля в храмостроительстве провинции отражает проект храма-памятника Полтавской битве (1833, не реализован), в отделке к-рого использованы килевидные кокошники и тройное окно барабана при сохранении таких элементов классицистической композиции, как план в виде квадрата и пятиглавие, но с куполами необычных пропорций (не реализован).
М. принадлежит образцовый проект мечети (1829, использовался до 1843), разосланный в 19 губерний с мусульм. населением. Это здание в виде 8-гранной призмы с завершением в форме усеченной пирамиды с куполком, увенчанным полумесяцем. Проектируя мечеть, М. мог ориентироваться на обмеры древних булгарских памятников XIV в. (Кириченко Е. И. Градостроительство и власть // Градостроительство России сер. XIX - нач. XX в. М., 2001. Т. 1. С. 242-243).
Из гражданских зданий известно о проектах М. богоугодных заведений в Тифлисе, ярмарки в Ростове-на-Дону, училища для детей канцелярских служителей в Смоленске, гимназий в Уфе (1820-1828) и Тифлисе (1832), а также более 10 проектов военных лазаретов (нач. 30-х гг. XIX в.) в Луцке, Остроге, Бердичеве, Тороянове и Каинске и др. городах, карантинных зданий различных размеров во время эпидемии холеры 1831 г., в т. ч. карантина 1-го класса для Евпатории и других портовых городов юга; гостиных дворов в Одессе на Александровской пл. (?), в Измаиле, Симбирске (1822, 30-е гг. XIX в.) и Ростове Великом (30-е гг. XIX в.), городских богаделен. М. проектировал также надгробные памятники ген. И. Г. Гогелю (1834); на Смоленском кладбище в С.-Петербурге - камнерезу П. Е. Доброхотову (1834) и скульптору Мартосу (1835) в виде пилона с акротериями; в Александро-Невской лавре - Чаплиным (1837).