Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ И ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ
44, С. 615-617 опубликовано: 12 июня 2021г.


МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ И ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ

Александро-Невский кафедральный собор в Мелитополе. 1884 г., реконструирован в 2003–2004 гг. Фотография. 2013 г.
Александро-Невский кафедральный собор в Мелитополе. 1884 г., реконструирован в 2003–2004 гг. Фотография. 2013 г.

Александро-Невский кафедральный собор в Мелитополе. 1884 г., реконструирован в 2003–2004 гг. Фотография. 2013 г.

Существовала с дек. 1942 по сент. 1943 г. В 20-х гг. XX в. в пределах будущей епархии действовали Мелитопольское викариатство (1922-1929) и независимое от него Бердянское уездное церковное управление, при к-ром планировалось образовать Бердянское вик-ство. В 1920 г. епископом Бердянским, викарием Таврической епархии, был назначен архим. Антоний (Дашкевич), но хиротония не состоялась. Архим. Антоний эмигрировал, в 1921 г. был хиротонисан во епископа Алеутского, викария Северо-Американской епархии РПЦЗ. Значительная часть приходов Бердянского у. перешла в обновленчество, тогда как в Мелитопольском у. патриаршая Церковь сохраняла прочные позиции.

В период нем. оккупации Приазовья здесь началось возрождение церковной жизни, в 1941-1942 гг. приходы края относились к Екатеринославской (Днепропетровской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия). 21 июля 1942 г. архим. Серафим (Кушнерук) был хиротонисан во епископа Николаевского, викария Херсонской епархии, 15 дек. того же года получил назначение на самостоятельную М. и Т. е., имел резиденцию в Мелитополе. Епископ управлял приходами нем. генерального окр. Таврия, который включал территорию Сев. Приазовья и Крымского п-ова. Территория епархии была больше территории округа: в нее входили также приходы в Бердянске, Ногайске (ныне Приморск), Каховке и Херсоне (Бердянск и Ногайск в мае 1943 стали частью новообразованной Мариупольской епархии).

Заметную активность в регионе проявляла Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), приходы которой на юго-востоке Украины возглавлял «епископ Сечеславский и Днепропетровский» Геннадий Шиприкевич, живший в Днепропетровске. Связанный с ОУН бургомистр Мелитополя И. П. Курило-Крымчак в 1941 г. содействовал передаче УАПЦ бывш. армяно-григорианской церкви, в здании к-рой был освящен городской Александро-Невский собор в память о кафедральном соборе Мелитополя, разрушенном в 1930 или 1931 г. Приходы УАПЦ открылись также в Бердянске, Ногайске, Орехове, в с. Вознесенка Мелитопольского р-на. В 1941-1943 гг. автокефалистский раскол активно поддерживался оккупационной властью на всей территории Украины. 1 авг. 1943 г. «архиереи» УАПЦ поставили самостоятельным «епископом Мелитопольским и Таврическим» архим. Сергия (Охотенко), к-рый с 1941 г. был настоятелем Александро-Невского собора в Мелитополе. Однако из-за конфликта с местным укр. градоначальником и частью духовенства Охотенко вскоре переехал в Кривой Рог, где и жил до освобождения края Красной Армией.

Автономная УПЦ имела в Мелитополе кафедральный собор, также во имя св. кн. Александра Невского, открытый в здании, в к-ром до войны работал центральный крытый рынок города. Выбор места был не случаен, т. к. на этой территории находился прежний кафедральный Александро-Невский собор, разрушенный в 30-х гг. XX в. В период оккупации в Мелитополе действовали также Алексиевский храм в пос. Круча, Николаевский храм в микрорайоне Нов. Мелитополь, Троицкий храм в пос. Кизияр и кладбищенский храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Мелитопольском р-не были открыты церкви в селах Песчаное, Терпенье, Нов. Николаевка, Вознесенка, Семёновка, Богдановка, Троицкое и Константиновка. В г. Осипенко (ныне Бердянск) в период оккупации возобновились богослужения в Христорождественском соборе, кладбищенском Николаевском храме и Кирилло-Мефодиевском храме в Рабочем поселке. Осипенковский (ныне Бердянский) р-н был территорией наибольшего распространения молоканства (см. Молокане), в одном из центров секты - с. Нововасильевка (ныне поселок Приазовского р-на) в 1941 г. с миссионерскими целями был возрожден Богородице-Владимирский приход.

Церкви были переданы старинные городские храмы края: Христорождественский в г. Васильевка, Николаевский в Ногайске, Николаевский и Покровский в г. Пологи, Успенский и Вознесенский в Б. Токмаке. В ряде городов и местечек все дореволюционные храмы и часовни были разрушены. Поэтому Троицкий приход в г. Гуляйполе, Петропавловский приход в г. Молочанске, Покровский в Орехове и Казанско-Богородичный в пос. Акимовка разместились в частных домах (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 24. Л. 166-168). В пос. Партизаны (ныне Новопавловка) Приморского р-на и в пос. Кизияр Мелитопольского горсовета храмы располагались в бывш. церковных сторожках.

При освобождении Мелитополя от фашистов в окт. 1943 г. подавляющее большинство духовенства во главе с еп. Серафимом уехало в эмиграцию. Регион покинули почти все автокефалистские клирики. В Мелитополе остались двое священнослужителей - настоятель Александро-Невского собора прот. Василий Углянский (вскоре переведен в Крымскую епархию) и настоятель Алексиевского храма в микрорайоне Круча свящ. Феодор Станкевич. При этом были даже случаи открытия новых храмов. Так, в с. Б. Знаменка в 1944 г. был возобновлен единоверческий приход, существовавший до 1938 г., его настоятелем стал бывш. старообрядческий свящ. Прокопий Чурков.

Бывш. М. и Т. е. была присоединена к Днепропетровско-Запорожской епархии. Благочинный Мелитопольского окр. прот. Иоанн Горяинов ставил вопрос перед экзархом Украины о возобновлении епископской кафедры в Мелитополе. В 1946 г. Горяинов был обвинен в растрате средств и уволен, новым благочинным стал прот. Григорий Константиновский, к-рый не говорил о возобновлении епархии.

С 1944 г. у Церкви изъяли ряд храмов, при этом сначала общинам давались взамен др. здания. Первым был изъят Христорождественский собор в Бердянске, вместо него православным 31 июля 1944 г. передали старообрядческий Вознесенский храм, переосвященный в честь Рождества Христова (ныне кафедральный собор Бердянской и Приморской епархии). 23 июля 1944 г. был закрыт Александро-Невский храм в Мелитополе для возобновления в здании деятельности рынка. Взамен Мелитопольский горисполком предоставил общине здание бывш. училищной Кирилло-Мефодиевской ц., действовавшей при дореволюционном Мелитопольском реальном уч-ще. Однако в 1946 г. этот храм был изъят у общины областными властями, опротестовавшими решение городского руководства. Главным храмом Мелитополя стал Александро-Невский собор в здании бывш. армяно-григорианской церкви. В пос. Кизияр в черте Мелитополя 23 июля 1944 г. был изъят Троицкий храм, использовавшийся до войны под клуб, взамен было предоставлено здание бывш. церковной сторожки. 23 авг. 1944 г. в Б. Токмаке закрыли Успенский храм под предлогом того, что до войны он использовался под клуб. 7 сент. 1944 г. было решено изъять Покровский храм в Пологах, использовавшийся до войны под клуб пионеров, но этому воспротивился настоятель храма прот. Терентий Новицкий. Борьба за храм продолжалась до 1946 г., когда общину вынудили уступить властям здание.

К 1958 г. в Приазовье действующими оставались 55 храмов: в Мелитопольском округе - 29, в Бердянском - 16, в Ореховском - 10. В период антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. почти все они были закрыты. К 1965 г. действовали Александро-Невский собор в Мелитополе, Христорождественский собор в Бердянске, Покровский приход в Орехове и Николаевский храм в пос. Приморское (бывш. Ногайск, ныне г. Приморск); в Запорожской обл. сохранились 9 храмов. Были привлечены к уголовной ответственности те священники, к-рые наиболее активно сопротивлялись закрытию храмов и критиковали власти: Василий Розанов (с. Вознесенка Мелитопольского р-на), Трофим Золошков (с. Терпенье Мелитопольского р-на), Григорий Безродный (пос. Кизияр Мелитопольского р-на), Сергий Добродицкий (благочинный Мелитопольского окр. и настоятель Александро-Невского собора Мелитополя до 1960). Последнего в 1960 г. обвинили в том, что он организовал нелегальную жен. монашескую общину при мелитопольском соборе и был связан с общиной катакомбников в райцентре Вел. Хортица (ныне в черте г. Запорожье).

С 1992 г. Александро-Невский собор в Мелитополе является 2-м кафедральным храмом новообразованной Запорожской и Мелитопольской епархии.

Старообрядчество

В дореволюционный период в Сев. Приазовье существовали общины Белокриницкой иерархии с храмами в с. Браиловка (ныне в черте с. Приморский Посад Приазовского р-на) и в с. Мироновка (ныне Приазовского р-на). В Бердянске имелась община поморцев, к-рая в 1912 г. в центре города построила Вознесенский храм. Все старообрядческие храмы были закрыты в нач. 30-х гг. XX в. В оккупационный период были возобновлены общины в Мироновке и в Бердянске, им возвратили храмы. Вознесенский храм поморцев в Бердянске из-за малого числа прихожан в 1944 г. был передан РПЦ.

После войны возобновить свою деятельность смогла только община белокриницкого согласия в Мироновке, зарегистрированная в мае 1946 г. В кон. 90-х гг. XX в. Успенский приход в Мироновке перешел в Русскую древлеправославную церковь (см. Беглопоповцы), в 2001 г. приход получил регистрацию. В дек. 2010 г. во епископа Украинского Русской древлеправославной церкви был поставлен Никола (Просин), с 2001 г. являющийся настоятелем Успенского храма в Мироновке, благочинный старообрядческого Слобожанского окр. в 2005-2010 гг. Он создал общины беглопоповцев в Кременчуге (Полтавской обл.) и в Мелитополе (не зарегистрирована).

Католичество

Первые в регионе римско-католич. храмы появились во 2-й пол. XIX в. в немецких и чеш. поселениях Сев. Приазовья. (Большинство приазовских немцев исповедовали лютеранство.) Они сохранились до наст. времени: Троицкий костел (1871) в бывш. нем. колонии Эйхвальд (ныне с. Святотроицкое Розовского р-на), Михаило-Архангельский костел (1910) в бывш. нем. колонии Костгейм (ныне с. Показное Михайловского р-на) и Троицкий костел (1884, отреставрирован в 1999) в бывш. чеш. колонии Чехоград (ныне с. Новгородковка Мелитопольского р-на), приписанной до 1917 г. к Костгеймскому костелу. Статус приписных к Костгеймскому костелу имели также утраченные ныне часовни в нем. колониях на территории совр. Михайловского р-на Запорожской обл.: Мариенгейм (ныне с. Молодёжное), Александргейм (ныне с. Александровка), Лейтергаузен (ныне с. Тракторное).

Наиболее многочисленной римско-католич. общиной края являлся польск. Рождество-Богородичный приход в Бердянске, для которого в 1857 г. был сооружен храм, разрушенный в 30-х гг. XX в. К Бердянску были приписаны филиальные костелы в нем. колониях Нейгофнунгской (Романовской) вол.: Нейгофнунгсталь (ныне с. Долинское Бердянского р-на), Ней-Штутгарт (ныне с. Подгорное Приморского р-на), Вальдегейм (ныне с. Владовка Черниговского р-на). Бердянский костел до 1917 г. являлся центром Приазовского деканата, к которому относились приходы в Мелитополе, Бахмуте, Луганске, Макеевке, Таганроге и Ростове-на-Дону; деканат входил в состав Тираспольского диоцеза.

В 1996 г. приход в Бердянске был возобновлен при участии местной польск. общины, к-рой удалось построить в 2004 г. новый Рождество-Богородичный костел. В Мелитополе в 1994 г. была открыта часовня святых Кирилла и Мефодия, в 2007-2016 гг. построен Успенский костел, относящийся к Харьковско-Запорожскому диоцезу.

С 2002 г. в Приазовье действуют общины Украинской греко-католической Церкви. В 2002 г. открыт храм св. Иосафата в Бердянске, в 2011 г.- Рождество-Богородичный храм в Мелитополе, в 2012 г.- Благовещенский храм в Приморске, в 2013 г.- Вознесенский храм в с. Лазурном Мелитопольского р-на, в 2015 г.- Ильинский храм в с. Снигиревка Токмакского р-на; последний обустроен в здании бывш. меннонитской кирхи.

Лит.: Бельский А. В. Старообрядцы и архиепархия юга Украины в XVIII-XX вв. // Культура народов Причерноморья. Симферополь, 1997. № 2. С. 112-116; он же. Запорожские старообрядческие общины // Там же. 2000. № 15. С. 51-56; Ноздрина Л. Ф. Старообрядцы в нашем городе // Она же. Записки краеведа: К 180-летию основания г. Бердянска. Бердянск, 2007. С. 22-23; Крылов Н. В. Очерки по истории г. Мелитополя, 1814-1917 гг. Запорожье, 2008; Борщевич В. Т. Єпископ Мелiтопольсько-Таврiйський Серафим (Кушнерук): Повернення iз небуття // Юго-Запад. Одессика: Iст.-краєзнавчий наук. альм. Од., 2009. Вип. 7. С. 223-228; Алєксєєва О., Щур Ю. Украïнська автокефальна православна церква на Запорiжжi пiд час нацистськоï окупацiï. Запорiжжя, 2010; Iгнатуша О. М. Єпархiï та благочиння Украïнського екзархату Росiйськоï Православноï Церкви у 20-30-х рр. ХХ ст. // Науковi працi iст. фак-ту Запорiзького держ. ун-ту. Запорiжжя, 2010. Вип. 29. С. 145-152; он же. Релiгiйне життя Запорiзького краю пiд час нѳмецькоï окупацiï (1941-1944 рр.) // Там же. 2013. Вип. 36. С. 151-168; Бердянск: Взгляд через столетия / Авт.-сост.: В. Михайлiченко. Бердянск, 2010; Авдеенко С. И. Голгофа архиеп. Сергия. Мелитополь, 2011; он же. Претерпевшие за веру. Мелитополь, 2012; он же. Крест и память: Докум. очерки. Мелитополь, 2014; Путем Апостола Андрея: Очерки истории Православия в Запорожском крае: К 20-летию Запорожской и Мелитопольской епархии / И. И. Лыман и др. Запорожье, 2012; Энциклопедия Бердянска: Ист.-краевед., обществ.-полит. справ. Мелитополь, 2012-2015. 3 т.; Ермолин Д. С. Поморцы на берегу Азова: Из истории общины старообрядцев г. Бердянска // Радловский сб.: Науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. СПб., 2014. С. 372-381; Храмы этноконфессиональной Мелитопольщины: Воспоминания сквозь столетия / Под ред. В. В. Молодыченко. Мелитополь, 2014.
В. Г. Пидгайко