Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МГВИМЕВИ
44, С. 428-431 опубликовано: 25 мая 2021г.


МГВИМЕВИ

Монастырь Мгвимеви
Монастырь Мгвимеви

Монастырь Мгвимеви

[груз. მღვიმევი], жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), памятник культурного наследия Грузии. Расположен в естественной пещере близ одноименного села, на правом скалистом берегу р. Квирила (в 2 км к востоку от г. Чиатура, Зап. Грузия). Комплекс датируется 2-й пол. XIII в. на основе архитектурного анализа, эпиграфики и росписи кафоликона. В скалах, среди которых расположен М., множество пещер разных размеров. В 1934 г. в результате экспедиции, проведенной под рук. С. Н. Замятина в Мгвимских пещерах, были выявлены высеченные на поверхности скалы геометрические гравировки, датированные периодом верхнего палеолита (Замятин. 1937. С. 57-76).

Среди ктиторских портретов кафоликона М. представлены члены дома рачинских эриставов Кахаберидзе, сохранились портреты строителя церкви - рачинского эристава Рати (сына Кахабера Кахаберидзе), его супруги Русудан и брата Ниании. В 80-х гг. XIII в. царь Грузии Давид VI Нарин наказал главу семьи за предательство (ослепил его и отрубил руки и ноги), сыновей же сослал в К-поль. Кахабер вскоре умер, и, по словам летописца, «был уничтожен весь род его, идущий от ветви Багваши, потомков Кахабера, и была стерта даже память о роде этом, никто не смел упоминать их» (Brosset. 1851. Р. 88-91; Какабадзе. 1929. Кн. 4. С. 105; КЦ. 1955. Т. 1. С. 258, 277, 292, 306; 1959. Т. 2. С. 27, 33, 275; Амиранашвили. 1956. С. 34; Он же. 1971. С. 307-308; Вахушти Багратиони. 1973. С. 759-760; Гомелаури. 1982. С. 66, 68). На основании этих сведений дата постройки и росписи кафоликона М. ограничивается 80-ми гг. XIII в. (Беридзе. 2014. С. 89-90). Имена представителей рода Кахаберидзе сохранились также на чеканных серебряных иконах XI в., хранившихся в М. (очевидно, с XIII в.): на иконах св. Иоанна Предтечи и Спасителя упомянут эристав Рати, на иконе Пресв. Богородицы - Русудан, на иконе Спасителя и на Распятии - Русудан и Рати (Чубинашвили Г. Н. 1959. С. 592-602).

Нек-рые сведения об истории М. последующего периода содержатся в надписях на надгробных плитах и в документах (грамоты (сигели) пожертвований, документы о помиловании, о разрешении различных споров и др.), связанных с М. и относящихся к XVIII-XIX вв. На основании их можно выделить 2 этапа реставрационных работ, осуществленных в мон-ре. В XVI в. были обновлены и расписаны интерьер кафоликона и сев. фасад малой церкви во имя вмц. Екатерины (Гордеев. 1927. С. 199-204; Толмачевская. 1931. С. 35; Гомелаури. 1982. С. 64; Хускивадзе. 2003. С. 199-224). В это же время мон-рю была пожертвована серебряная чеканная икона вмц. Марины (Чубинашвили Г. Н. 1959. С. 634; Гомелаури. 1982. С. 70-71). Эти сведения указывают на активную монастырскую жизнь в данный период.

Интерьер пещерной часовни
Интерьер пещерной часовни

Интерьер пещерной часовни

В XVI - нач. XIX в. с. Мгвимеви и мон-рь упоминаются как владение (очевидно, временное) князей Церетели (НЦРГ. Hd 9666); также они часто встречаются в списках селений, захваченных местными князьями Абашидзе (Соселия. 1981. Т. 2. С. 84-85). В сер. XVIII в. настоятелем М. был архимандрит (имя неизв.) (Вахушти Багратиони. 1973. С. 759-760). В 1777 г. М. принадлежали 70 крестьянских семей и 10 бесхозных имений (Кут. 131; Соселия. 1981. Т. 2. С. 89). К западу от кафоликона были погребены царь Имерети Георгий VII и его супруга Мзехатун. Надгробная надпись на могиле царя (1778) была утрачена, сведения о ней оставили исследователи XIX в. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 493; Brosset. 1851. Р. 89; Церетели Г. Е. 1898. С. 94-95; Бочоридзе. 1995. С. 209-210). Полустертую надпись на надгробной плите Мзехатун (1790), дочери кн. Георгия Липаритиан-Чиковани, прочитал Г. Е. Церетели (Brosset. 1851. Р. 89; Церетели Г. Е. 1898. С. 94-95; Бочоридзе. 1995. С. 210).

В одной из поздних приписок к принадлежащей М. рукописи XVIII в. (НЦРГ. Q 658) упоминается архимандрит мон-ря Симеон (Авалиани). В др. рукописях указано, что в 1814 г. архимандритом мон-ря был Иоанн (НЦРГ. Q 639, Q 654). К нач. XIX в. относится новый этап обновления М. Сведения о том, что в 1803 г. была отреставрирована малая церковь М. во имя вмц. Екатерины, сохранились в надписи, выполненной мхедрули на юж. фасаде храма (Гомелаури. 1982. С. 56, 71). В сер. XIX в. М. изучал франц. картвелолог М. И. Броссе, первым обративший внимание на памятник. По его мнению, упомянутые в надписях Кахаберидзе - потомки рода, известного еще во времена царицы св. Тамары, а не члены гораздо позже восстановленной фамилии (Там же. С. 59).

По сведениям 80-х гг. XIX в., М. оставался единственным действующим жен. мон-рем в Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (Церетели И., свящ. 1886. С. 4-5; Беридзе. 2014. С. 90). К западу от старой часовни была построена 2-этажная часовня. По сведениям «управлявшего делами женского монастыря Мгвимеви благочинного священника» Авессалома Чачанидзе, в обители в тот период подвизались 30 монахинь и послушниц, в монастырском дворе были возведены неск. деревянных домов для монахинь (Чачанидзе. 1894. С. 3). Эти постройки сфотографировал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили в 1919 г. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 495). Благочиние, в к-рое входил М., окормлял прот. Иоанн Абашидзе (Иверия. 1889. № 170. С. 2-3). В тот же период в обители настоятельницей мон-ря (до 1895 или 1898) игум. Еленой было основано 3-летнее учебное заведение, просуществовавшее 4 года (Вашадзе. 1898. С. 12-14). Кроме духовных и общеобразовательных предметов здесь преподавали также вышивание, шитье и т. п. В кон. XIX в. в регионе были обнаружены залежи руды, что благотворно сказалось на развитии мон-ря (Внешняя хроника. 1885. С. 2; Церетели С. Н. 1894. С. 3-4; Иверия. 1897. № 196. С. 2). Последней настоятельницей мон-ря до его закрытия была мон. Христина (Гуния. Груз. мон-ри. 2005. С. 152). М. опустел предположительно в 1921 г., когда в Грузии была установлена власть большевиков, и вскоре упразднен (Гордеев. 1927. С. 197). В 1923/24 г. все святыни обители, имевшие ценность как предметы искусства, были перенесены в ГМИГ.

Монастырская жизнь в М. была восстановлена в 1992 г. по благословению митр. Маргветского Константина (Меликидзе). Настоятельницей монастыря назначили мон. Прасковию (Пачуашвили). М. был заново обустроен: очищен двор, отремонтированы и выстроены новые бытовые здания. Позже проложили новую дорогу к М., серым камнем были облицованы двор, пещера и тоннель. В пещере была возведена солея, камень, по к-рому течет родник, был окружен стеклянной перегородкой. В пещере совершаются богослужения. В 2009-2010 гг. и в последующие годы восстановительные работы проводили сотрудники фак-та реставрации, истории и теории искусства Тбилисской академии художеств (руководитель проекта Н. Купрашвили, реставраторы О. Хачидзе, Н. Китовани, Г. Чеишвили). Были перекрыты кафоликон и малая церковь, очищены и укреплены фрески в интерьере кафоликона и на фасаде малой церкви, проведена консервация икон иконостаса. В 2013-2016 гг. во дворе М. были построены 2-этажная церковь, трапезная и жилой корпус для монахинь. Ремонтные работы продолжаются.

З. Гурджидзе, И. Долидзе

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль составляют кафоликон (80-е гг. XIII в.), современная ему малая церковь, 2 колокольни (XIII и XIX вв.), врата, а также возведенные в разное время монастырские строения. До комплекса можно дойти по длинной узкой лестнице, к-рая соединена с искусственным тоннелем в скале. В центре пещеры находится большой камень, по к-рому течет родник, пробивающийся из скалы, основные строения М. находятся в неск. метрах от него. Жилые постройки XIX в. расположены к востоку от кафоликона: это два 2-этажных, объединенных общим перекрытием дома.

Искусственный тоннель со сводчатым перекрытием проложен под кафоликоном в массиве субстракции и частично в скале; очевидно, в свое время он выполнял роль тайного прохода из юж. части церкви за пределы мон-ря. Небольшого размера вход сверху герметично закрывается тяжелой каменной плитой. Свод тоннеля укреплен 7 полосами несущих арок. Длина тоннеля превышает размеры здания, выход расположен в пещере приблизительно в 6-7 м к северо-западу от кафоликона (Гомелаури. 1982. С. 9-10).

Выше М., над скалой, находится кладбище, где сохранились развалины строения, упоминаемого исследователями как крепость (Там же. С. 8). Здание было выстроено из тесаного камня, сохранились стены. Внутри в полу находится щель - предположительно потайное убежище. К северо-востоку от М. на склоне скалы расположены несколько небольших пещер, одна из к-рых, возможно, выполняла функцию часовни. Бо́льшая часть ее юж. стены - естественный наклон скалы, имеющий 3 окна и частично застроенный. В часовню можно попасть по скалистой тропинке через небольшую дверь. В вост. части сравнительно узкого бокового нефа также расположены трапезная и небольшая ниша. Часовня имеет сев. помещение, с к-рым 2 арочными проемами, расположенными над колонной, связан главный неф (Церетели Г. Е. 1898. С. 100).

Кафоликон М. в честь Рождества Пресв. Богородицы

Овечья голова. Рельеф фронтона вост. фасада малой ц. вмц. Екатерины. 80-е гг. XIII в.
Овечья голова. Рельеф фронтона вост. фасада малой ц. вмц. Екатерины. 80-е гг. XIII в.

Овечья голова. Рельеф фронтона вост. фасада малой ц. вмц. Екатерины. 80-е гг. XIII в.

Наиболее раннее строение комплекса. Это 2-нефная церковь (ширина 8,5 м, длина юж. нефа 11,5 м, сев. нефа - 11 м), выстроенная возле большой естественной пещеры в отвесной скале, к к-рой примыкает верхняя часть алтаря сев. нефа кафоликона. Церковь частично стоит на искусственной каменной субструкции. Памятник сохранился в первозданном виде. Двухнефные церкви строились в Грузии с VI в., и кафоликон М.- один из последних примеров такого строительства (Monuments. 2010. Р. 285). Церковь выложена тесаным известняком желтого цвета. С вост. стороны она имеет 2 апсиды: 5-гранную алтарную и 6-гранную малую, асимметричной в плане формы. С запада церковь оканчивается асимметричным фронтоном. Стены и апсиды венчает карниз простого профиля, который прерывается только в части строения, пересекающейся со скалой. С запада и юга расположены прямоугольные дверные проемы с арочным обрамлением. Церковь освещается 9 окнами (7 арочных, имеющих в интерьере широкое обрамление, 2 круглых): по 2 окна в алтаре и в малой апсиде, окно в вост. части юж. стены, 2 круглых окна в сев. стене. Нефы отделены друг от друга 2 полукруглыми арками, которые опираются на массивный импост, перекрыты цилиндрическими сводами различной ширины и оканчиваются апсидами. Алтарь связан с малой апсидой низким арочным проходом, в ней размещен большого размера груботесаный каменный престол. Благодаря сильно выдвинутым вперед пилястрам опорный импост арок имеет крестовидную в плане форму и обработан в виде вала. Импост опирается на многоступенчатый базис, верхняя часть к-рого круглая и резная.

Фасады (кроме северного) щедро украшены резьбой и декоративными арочными и прямоугольными обрамлениями, окаймленными широкими орнаментальными полосами. Также в арки и прямоугольные обрамления помещены почти все элементы декора (украшения окон и дверей, декоративные кресты с поставленными на ребро квадратами). Из 5 граней вост. фасада 3 обрамлены прямоугольными декоративными рамками. Украшения церкви, выполненные на высоком уровне, не имеют аналогов среди груз. памятников того же периода, однако богатство и многообразие пластики, использование разновременных способов орнаментирования свидетельствуют о том, что строение занимает переходное место среди памятников 1-й пол. XIII в. и рубежа XIII и XIV вв. Бо́льшая часть резьбы выполнена с использованием мотивов, широко распространенных в 1-й пол. XIII в.,- в основном это варианты кругов, кругов с поставленными на ребро квадратами, четырехлистников, корзиночных плетений, множественные варианты смешанных видов лиственных изображений (Гомелаури. 1982. С. 27-28, 41).

Роспись кафоликона сохранилась в виде 2 слоев - времени строительства и XVI в. Первичный слой представлен галереей ктиторских портретов на сев. и зап. стенах сев. нефа, а также циклом сцен Жития Пресв. Богородицы. В наст. время просматриваются лишь фигуры ктиторов (выше пояса) на вост. половине сев. стены, над входной дверью в малую апсиду. Строители М. представлены в традиц. позе моления, с воздетыми руками. Фигуры мужчин даны в 3/4 развороте, женщина представлена анфас. Фресковые надписи, расположенные справа от каждой фигуры, выполнены асомтаврули, их дублируют надписи, выполненные в XV-XVI вв. мхедрули,- очевидно, при реставрации утраченных росписей большого нефа и апсиды (Там же. С. 64). Фрески в большом нефе и в апсиде алтаря - результат реставрации части старой погибшей росписи.

Малая церковь во имя вмц. Екатерины

(3,25×4,3 м, высота 3,2 м) расположена в неск. метрах к западу от кафоликона и более чем наполовину врезана в массив скалы: из 3 фасадов целиком выделен только восточный. В исследовательской лит-ре ее называют также молельней или часовней. Это однонефное одноэтажное строение, не имеющее апсиды; расположение совпадает с ориентацией кафоликона (развернуто в сев. сторону). Строение имеет 2-скатную крышу, опирающуюся на скалу, склоны образуют фронтон на вост. фасаде, декоративный узор фасадов повторяет художественные мотивы и формы обрамлений. Вход с юж. стороны низкий, имеет прямоугольное оформление. Окна расположены только на вост. стене: 2 центральных - арочные, 2 крайних - круглые. Фасады выложены тесаным известняком желтого цвета, церковь стоит на цоколе, профиль венчающего карниза аналогичен профилю кафоликона. Интерьер скромный, без украшений. Два каменных престола разной формы опираются на вост. стену.

Южный и вост. фасады обильно декорированы, бо́льшая часть украшений расположена на вост. фасаде. Фронтон вост. фасада заканчивается скульптурным изображением овечьей головы. Два центральных арочных окна фасада объединены резной облицовкой, средняя полоса спускается до линии цоколя, как и в декоре кафоликона (Гомелаури. 1982. С. 54-55). В областях боковых арок расположены круглые окна и кресты, ниже - декоративные квадраты, поставленные на ребро. Украшением юж. фасада являются резная полоса карниза и орнаментальный портал, верхняя часть проема двери сохраняет следы поздней реставрации. Видна включенная в орнамент надпись, выполненная асомтаврули: «Царица Фатман» (не идентифицирована). В вост. части стены юж. фасада, под карнизом, находится надпись, исполненная мхедрули: «Сия часовня была возобновлена во имя святой мученицы девы Екатерины в 1803 г. от Рождества Христова» (опубл. Броссе: Brosset. 1851. Р. 88-93). Сев. фасад украшает только короткий отрезок орнаментального карниза. На гладкой поверхности стены сохранились фрагменты росписи, имеющей сходство с росписью кафоликона. Очевидно, здесь были изображены светские лица (ктиторы).

Уровень строительного мастерства малой церкви так же высок, как и кафоликона (кладка стен, облицованных тесаным камнем, точно выведенный цоколь, карниз). Однородность строительного материала, общий характер системы декора и композиционное решение (функциональность, гармоничное расположение относительно друг друга и в природном ландшафте) свидетельствуют о том, что обе церкви были задуманы как ансамбль и были возведены в одно время (Гомелаури. 1982. С. 56).

Колокольни

Древняя колокольня представляет собой квадратное 2-этажное здание, расположенное к юго-востоку от кафоликона. На нижнем этаже находятся 3 арочных выхода на восток, север и запад; с юж. стороны строение практически примыкает к отвесной скале. Узкое арочное окно прорезано в юж. стене. Колокольня выстроена аналогично кафоликону, что позволяет датировать ее временем постройки главной церкви: использован тот же материал (золотисто-желтый известняк), аналогичны кладка стен и способ обработки камня. После постройки в XIX в. в зап. части комплекса новой 2-этажной каменной колокольни старая колокольня была переделана в 2-этажное жилое помещение; с вост. стороны к ней примыкает жилое помещение.

Святыни

Наиболее древние святыни кафоликона М. относятся к XI в.: это 3 серебряные чеканные иконы из Деисуса: св. Иоанна Предтечи, Христа Спасителя и Пресв. Богородицы (дар рачинского эристава и его супруги Русудан), а также Распятие (все в ГМИГ) и деревянные врата иконостаса, украшенные чеканными пластинами (в 1923/24 г. перенесены в ГМИГ, сохр. фрагментарно) (Сакварелидзе, Алибегашвили. 1994. С. 28). Двери врат 3-частные, внутри каждой части помещено живописное изображение святого, чеканкой выполнены окаймление фигур и нимбы арх. Гавриила и Пресв. Богородицы (Кения. 1969. С. 22-27).

Деревянная входная 2-створчатая дверь кафоликона (ГМИГ) является образцом высокохудожественной резьбы по дереву, датируется на основе палеографического анализа надписей. Н. Г. Чубинашвили считает, что дверь относится к XI в. (т. к. фрагмент 4-строчной надписи асомтаврули на задней стороне правой створки относится к этому времени), другие ученые датируют ее XV в. на основе наличия на деревянных вертикальных и поперечных перекладинах надписей асомтаврули. Очевидно, дверь была привезена из Рачи во время 2-й росписи церкви (XV-XVI вв.) и на ней были сделаны надписи позднего периода. Надпись XI в. не читается (сохр. неск. букв), в надписях XV в. упоминаются установивший дверь «пришедший из Иерусалима» свящ. Авессалом (Абесалам) Ломинасдзе и его жена Тамара (горизонтальные планки), а также еще 2 чел. (24-строчная надпись на вертикальной планке) и 9 чел. (30-строчная надпись), в т. ч. «писец этого Керобин» (Чубинашвили Н. Г. 1958. С. 61-68; Гомелаури. 1982. С. 70-71).

Ист.: Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника // Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. № 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. № 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии / Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели // Иверия. Тифлис, 1894. № 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви // Там же. № 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети / Мцкемси (Пастырь). 1898. № 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка // МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4).
Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у. // Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки // Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь // Моамбе (Бюллетень) / Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии // Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье // Сов. Арх. 1937. № 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia's Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).
И. Долидзе
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Мгвимеви, женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви