[Гавала Мануил; греч. Ματθαῖος] (ок. 1271/72, Филадельфия, Лидия - между 1355 и 1360, К-поль), митр. Эфесский (1329-1351), писатель. Ученик свт. Феолипта, митр. Филадельфийского, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в К-поль в 1309 г., вошел в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство М. с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона Vat. gr. 225 и 226 (De Gregorio, Prato. 2003. S. 83, 89-90). По возвращении в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена М., оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315-1317 гг. М. жил в К-поле, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319). Вскоре М. примирился с Феолиптом, был рукоположен во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в кон. 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в., возможно, занимался преподаванием (Browning. 1992. P. 28). В те годы М. сблизился с ученым и богословом Никифором Григорой, вел с ним оживленную переписку и обменивался сочинениями (Beyer. 1976. S. 31-35).
В 1329 г. стал митрополитом Эфеса (упоминание М. в этом качестве относится к декабрю: RegPatr, N 2153; Hunger. Register. N 100. S. 562), к-рый находился во власти турок. М. сумел посетить свою кафедру лишь однажды и в основном жил в К-поле и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331-1332 гг. М. побывал на Руси по приглашению митр. Киевского свт. Феогноста (Κουρούσης. 1972. Σ. 248-252). Из переписки М. (послания 54, 55, 57) известно, что, посетив Эфес, М. был разочарован. В 1339 г. М. прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, к-рые должен был передать М. Подкуп позволил М. продолжить путешествие, но в Эфесе он столкнулся с тем, что кафедральный собор превращен в мечеть, а резиденция и земельные владения митрополита конфискованы. М. поселили в скромном доме, выгнав оттуда пожилую женщину-мусульманку (М. пишет об этом с горькой иронией), и предоставили ему небольшой участок земли. Местные жители по ночам закидывали дом камнями и, по словам М., убили бы его, если бы не защита со стороны эмира. Паства М. в основном состояла не из местного греч. населения, а из пленников, захваченных турками и перевезенных в Эфес. М. испытывал трудности с отсылкой писем в столицу (Vryonis. 1971). Когда М. вернулся в К-поль, неизвестно, его имя вновь появляется в документах К-польских Соборов с 1343 г. (Christian-Muslim Relations. 2013). В 1347 г. М. встал на сторону противников учения свт. Григория Паламы и был низложен, но весной 1350 г. принес покаяние (PG. 151. Col. 772-774). Вскоре он вновь примкнул к антипаламитам и был осужден К-польским Собором 1351 г., на 4-м заседании которого, согласно Никифору Григоре, его подвергли публичному унижению - разорвали одежды и вырвали волосы из бороды (Niceph. Greg. Hist. XXI 3.12). После низложения М. разрешили остаться в столице и он продолжал переписку с Григорой (Κουρούσης. 1972. Σ. 352-354).
Сочинения М. сохранились в неск. списках, наиболее ценен кодекс Vindob. Theol. gr. 174, являющийся автографом М. Кодекс дополнялся в течение мн. лет по мере создания сочинений (Hunger, Kresten, Hannick. 1984). Из сочинений М. религиозного и философского характера опубликована только речь на Воскресение Христово (L'ekphrasis per la festa di Pasqua. 1981), имеющая большое значение для изучения народной религиозности в эту эпоху (Κουρούσης. 1972. Σ. 167-168). Неизданными остаются такие тексты, как рассуждение о том, был ли человек создан смертным или бессмертным (между 1317 и 1321 гг.) (Κουρούσης. 1972. Σ. 165; Vindob. Theol. gr. 174. Fol. 1-15); толкование на сравнение Пресв. Богородицы с серафимами (Ibid. Fol. 66-69); рассуждение об истинной и ложной мудрости (Ibid. Fol. 74-81); предисловие к собранию извлечений из пророческих книг ВЗ (Ibid. Fol. 152-157); речь на Успение Пресв. Богородицы (Ibid. Fol. 271v - 277v), а также множество молитв (Κουρούσης. 1972. Σ. 172-183). Автографами М. также являются рукописи Paris. gr. 2022 и London. Brit. Lib. Burney. 114. В Лондонском кодексе дошли нравственные главы (Κεφάλαια) (Fol. 1-90), рассуждения о четырех добродетелях (Fol. 116-130), о смерти и посмертном воздаянии (Fol. 146v - 148).
Др. часть наследия М.- риторические произведения. В речи к Андронику II Палеологу (1282-1328), написанной после 1326 г. в благодарность за заботу, к-рую император проявил по отношению к М., когда тот был болен, М. превозносил его дипломатические успехи и отмену Лионской унии 1274 г. (Kaltsogianni. 2010). Среди монодий М.- речи на смерть паракимомена Иоанна Хумна (ок. 1338) (Sideras. 1990), одного из друзей М. 1321-1322 гг. (Previale. 1941. S. 21-26), митр. Феолипта (1323) (Ibid. S. 26-31).
Значительную часть наследия М. составляют труды о Гомере: «Краткое вступление с похвалой о Гомере» (Πρόλογος διὰ βραχέων ἐγκωμιαστικὸς εἰς τὸν ῞Ομηρον; частично издано под именем Никифора Григоры: Anecdota graeca / Ed. P. Matranga. Vol. 2. R., 1850. P. 520-524); частично сохранившееся «Краткое изложение странствий Одиссея по Гомеру» (᾿Επίτομος διήγησις εἰς τὰς καθ᾿ ῞Ομηρον πλάνας τοῦ ᾿Οδυσσέως; издано под именем Никифора Григоры: Westermann A. Μυθογράφοι: Scriptores poeticae historiae graeci. Brunsvigae, 1843. P. 329-344), где каждый эпизод эпоса снабжен моральным комментарием для учеников; пространное соч. «Странствия Одиссея» (Αἱ πλάναι τοῦ ᾿Οδυσσέως; частично издано: Browning. 1992. P. 31-35; Vianès-Abou Samra. 2003. P. 474-480), близкое по манере изложения к переложениям на народный язык XIV в. исторических трудов Анны Комнины и Никиты Хониата.